Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Игошин С.Н. 1
1 ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»,
В статье обосновывается значимость успешной адаптации обучающихся к образовательной среде колледжа как условия их дальнейшего личностного и профессионального саморазвития и самоопределения. Доказывается необходимость выявления затруднений, испытываемых студентами-первокурсниками по отношению к изменяющимся условиям образовательной среды колледжа. Представлены результаты проведённого эмпирического исследования на базе ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства». Результаты данного исследования позволили выявить типичные затруднения обучающихся на уровне СПО, а также определить отдельные гендерные различия в процессе адаптации к образовательной среде юношей и девушек, что составило новизну проведённого исследования. Сравнение полученных данных с результатами аналогичных исследований на уровне ВО позволяет сделать вывод об общих закономерностях протекания адаптационных процессов в образовательных организациях профессионального образования. Выявление затруднений, испытываемых обучающимися в процессе адаптации к образовательной среде колледжа, позволило наметить основные пути поддержки студентов первого курса. Создание оптимальных условий для студентов-первокурсников посредством организации и осуществления педагогического сопровождения обучающихся с учётом выявленных трудностей в первый год обучения рассматривается как одна из важнейших задач преподавательского состава колледжа и залог успешной личностной и профессиональной самореализации молодого человека, будущего специалиста.
адаптация
колледж
образовательная среда
обучающиеся
педагогическое сопровождение
1. Кондратьева Ю.С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к обучению в техникуме // Эпоха науки. 2015. № 1. C. 9.
2. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу технического вуза: учебно-методическое пособие. Пенза: ПГТА, 2009. 116 с.
3. Жиркова С.К. Адаптация первокурсников в социокультурной и образовательной среде (по данным социологического исследования) // Социология. 2019. № 2. С. 99-104.
4. Воскрекасенко О.А. Гендерный подход к осуществлению педагогического сопровождения адаптации студентов к условиям вуза // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 2 (14). С. 135-142.
5. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления деятельности технического вуза по реализации непрерывного образования в условиях интеграции СПО и ВПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 275-278.
6. Меньшов И.В. Особенности социальной адаптации первокурсников СПО в процессе внеучебной деятельности // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2014. № 5 (58). С.47-52.
7. Дугарова Т.Ц., Шахмалова И.Ж. Внеучебная деятельность вуза как средство успешной адаптации первокурсников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36). С. 207-212.
8. Некрасова В.А. Социально-педагогические условия адаптации первокурсников в техникуме // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 3. С. 29-35.
9. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Проблема адаптации студентов-первокурсников в контексте особенностей обучения в высшей школе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 2. С. 155-159.

Стремительно развивающиеся технологии, постоянно трансформирующийся рынок труда, повышение роли интеллектуальной составляющей выдвигают новые требования к подготовке молодых специалистов, готовых и способных быстро и эффективно адаптироваться к современным реалиям.

Поступая в колледж, вчерашний школьник приобретает новый социальный статус, требующий от него выработки иных форм поведения, большей ответственности, дисциплинированности и организованности. Как показывает практика, и подтверждают проведенные исследования, именно первый год обучения является для студентов самым сложным, 89% обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО) начинают учебный год в состоянии негативного стресса, а справиться с первой сессией не может каждый пятый-шестой первокурсник.

Процесс адаптации к новым условиям усложняется тем, что студенты-первокурсники организаций СПО – это в подавляющем большинстве юноши и девушки в возрасте 15-17 лет. Ранний юношеский возраст характеризуется как важнейший период в развитии личности обучающегося, когда происходит формирование его новой социальной позиции, ярко выражено стремление к самоутверждению и самореализации в социуме. Изменение традиционной системы взаимодействия как со сверстниками, так и педагогами, иная организация образовательного процесса приводят к изменению образа жизни студента-первокурсника в целом [1]. Дальнейшее личностное, профессиональное развитие и самоопределение обучающегося базируется именно на успешной адаптации к студенческой жизни, что обусловливает значимость рассматриваемой проблемы.

Цель исследования - выявление затруднений, испытываемых обучающимися первого курса в процессе адаптации к образовательной среде колледжа, а также определение путей их преодоления.

Материал и методы исследования

Для эффективного достижения вышеназванной цели были использованы такие теоретические и практические методы, как анализ и обобщение научно-методической литературы, обобщение опыта отечественных исследований по вопросам адаптации обучающихся учреждений СПО, анкетирование, обобщение и систематизация материалов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема адаптации обучающихся колледжа относится к традиционно занимающей значимое место в ряду исследований в системе СПО. Так, в современной научной литературе рассматриваются проблемы социальной (В.А. Анчикова, М.А. Воробьева, А.А. Горяйнов, Ю.В. Жукова, А.Р. Хизриева и др.), социально-психологической (Н.С.Грекова, А.В.Захарова, О.В. Кузьмина, Н.С. Трофимова и др.), психологической (А.А. Бухтиярова, И.К. Пятых, Е.Н. Романова, О.В. Фадеева и др.), физиологической (А.В. Дерюгина, М.А.Заздравная и др.), дидактической (Л.Ф. Мирзаянова, С.Н. Ситдикова и др.), профессиональной (Н.С. Амамбаева, А.Т. Глазунов, И.В. Гордиенко, А.И. Иванов, Е.М.Манакина, М.В. Миляева, С.С. Каримов и др.) адаптации обучающихся колледжа. В целом ряде работ рассматриваются различные аспекты, связанные с организацией и осуществлением деятельности по обеспечению успешной адаптации обучающихся в системе СПО (О.А. Андриенко, Е.А. Гвоздецкая, Л.А. Ерёменко, Е.Ю.Зевина, О.Ю.Курахтанов, М.Г.Магомедова, Е.А. Малева, Н.Г. Фешина, М.Т. Цуров, Ю.В. Чудакова и др.).

С целью оптимизации протекания адаптационных процессов у обучающихся колледжа было проведено эмпирическое исследование основных затруднений, с которыми сталкиваются студенты-первокурсники в ходе адаптации. Исследование проводилось на базе ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства». Данная образовательная организация СПО осуществляет профессиональную подготовку специалистов среднего звена на базе среднего общего и основного общего образования, а также квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования по направлениям архитектура и строительство, реклама и дизайн, информатика и программирование, сварочное производство.

В качестве диагностического инструментария был использован адаптированный применительно к образовательной среде колледжа опросник, разработанный О.А.Воскрекасенко [2]. В исследовании принимало участие 140 студентов первого курса (49 юношей и 91 девушка). Из перечисленных возможных затруднений студентам-первокурсникам было предложено выбрать те, с которыми они столкнулись в процессе адаптации к образовательной среде колледжа. Среди них: 1 – несовпадение уровня знаний, умений и навыков, полученных в образовательной организации общего образования, с требованиями образовательного процесса в колледже; 2 – различия в организации образовательного процесса в школе и в колледже; 3 – недостаточность доверия, открытости, взаимопонимания с однокурсниками; 4 – затруднения материального характера; 5 – пропуски занятий из-за проблем со здоровьем; 6 – насыщенность и сложность программы колледжа; 7 – высокие требования преподавателей к освоению отдельных предметов; 8 – бытовая неустроенность, условия проживания в общежитии; 9 – семейные проблемы; 10 – необходимость адресной помощи и поддержки со стороны классного руководителя; 11 – отсутствие доверия, открытости, взаимопонимания с преподавательским составом; 12 – недостаточная сформированность навыков самостоятельной работы; 13 – низкие способности к освоению отдельных учебных дисциплин; 14 – недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков.

Данные, полученные в ходе исследования типичных затруднений, испытываемых обучающимися колледжа в процессе адаптации, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Затруднения, испытываемые студентами-первокурсниками в процессе адаптации к образовательной среде колледжа (средний показатель)

В процессе исследования были диагностированы следующие показатели. Наибольшее количество опрошенных в качестве основных факторов, вызывающих затруднения в процессе адаптации к образовательной среде колледжа, указали (в порядке убывания): слабые способности к изучению отдельных предметов (39%), трудновыполнимые требования преподавателей к освоению отдельных предметов (38%), отсутствие доверия, открытости, взаимопонимания с преподавательским составом (25%), насыщенность и сложность образовательной программы (24%). Значительная доля студентов отмечает такие факторы, как пропуски занятий из-за проблем со здоровьем (20%), необходимость адресной поддержки со стороны классного руководителя (19%). 13% принявших участие в исследовании студентов (всего 3% опрошенных юношей и 23% девушек) полагают, что уровень и объем полученных в школе знаний, умений и навыков не соответствует требованиям образовательного процесса в колледже.

Таким образом, наибольшее количество опрошенных студентов считают, что процесс адаптации затрудняют высокие требования преподавателей и слабые способности обучающихся к изучению отдельных предметов. При этом большинство обучающихся не владеют в необходимой мере навыками самоорганизации учебно-познавательной деятельности, планирования и организации самостоятельной работы. Отсутствие или недостаточный уровень сформированности данных навыков приводит к тому, что студенты занимаются ниже своих потенциальных возможностей [3].

Отсутствие открытости, доверия и взаимопонимания с однокурсниками отметили только 9% респондентов, с преподавателями – 25% опрошенных первокурсников. Данный фактор, на наш взгляд, может существенно повлиять на процесс адаптации обучающихся к образовательной среде колледжа, так как пренебрежительное или агрессивное отношение преподавателей может вызвать у студентов состояние стресса, в то время как объединение усилий педагогов и студентов, направленных на достижение общей цели выступает важным условием успешной адаптации первокурсников. Всего 11% респондентов отмечают материальные трудности, бытовую неустроенность, а также отсутствие навыков самостоятельной работы, причем среди девушек, принимавших участие в исследовании, этот процент выше.

Полученные в процессе исследования данные о затруднениях, испытываемых студентами-первокурсниками колледжа, сопоставимы с результатами аналогичных исследований, проводимых со студентами-первокурсниками в высшей школе, что свидетельствует об общих закономерностях протекания адаптационных процессов в образовательных организациях профессионального образования [2]. Различия в адаптации обучающихся первого курса на уровне СПО и ВО связаны главным образом не с теми затруднениями, которые они испытывают, а с возрастными особенностями раннего (студенты колледжа) и позднего (студенты вуза) юношеского возраста, оказывающими влияние на реакцию студентов на эти затруднения и выработку стратегий их преодоления.

Анализ результатов исследования позволил выявить и некоторые гендерные различия в испытываемых юношами и девушками в процессе адаптации к образовательной среде колледжа затруднениях (рис. 2).

Рис. 2. Затруднения, испытываемые студентами-первокурсниками в процессе адаптации к образовательной среде колледжа (гендерные различия)

Значительный разрыв в процентном соотношении выбора возможного затруднения юношами и девушками наблюдается по трем показателям. Так, несовпадение уровня знаний, умений и навыков, полученных в образовательной организации общего образования, с требованиями образовательного процесса в колледже отметили 23% опрошенных девушек и всего 3% юношей. Отсутствие должного доверия, открытости и взаимопонимания с преподавательским составом беспокоит 34% девушек против 16% юношей. 46% девушек считают, что затруднения в адаптации к образовательной среде колледжа вызваны их слабыми способностями к изучению отдельных предметов, в то же время данный фактор отмечен только 32% юношей. При этом практически одинаковое количество юношей (39%) и девушек (37%) отмечают высокие требования преподавателей к освоению отдельных предметов.

Стоит отметить, что в целом девушки выбирали большее количество показателей, более 20% респондентов-девушек отметили 6 критериев, в то время как среди юношей этот показатель составил всего 3 параметра. Полученные данные коррелируют с результатами аналогичных исследований, подтверждающих наличие различий в протекании адаптационных процессов у юношей и девушек, что доказывает необходимость гендерного подхода к педагогическому сопровождению адаптации студентов-первокурсников, предполагающего учёт половых психологических особенностей обучающихся при выборе форм, методов и приёмов педагогического взаимодействия [4].

Анализ приведенных данных позволяет наметить основные пути поддержки обучающихся первого курса в процессе адаптации к образовательной среде колледжа.

Так, с целью оптимизации учебной адаптации в образовательный процесс, помимо традиционных, необходимо включать интерактивные образовательные технологии, способствующие интенсивному развитию личностных и метапредметных компетенций обучающихся. Одновременно целесообразно усиление сетевого взаимодействия с работодателями и организациями профессионального образования в рамках интеграции ресурсов образовательных организаций СПО и ВО [5].

Для классных руководителей и педагогов-предметников должны быть составлены памятки по компенсации факторов, препятствующих или осложняющих процесс адаптации. Для первокурсников – составить методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной учебной деятельности.

В учебно-воспитательной деятельности необходимо стремиться к созданию ситуации успеха для каждого обучающегося, поощряя как учебную, так и творческую общественную активность студентов. В ситуациях неуспеха преподавателям можно порекомендовать использовать щадящий оценочный режим с организацией дополнительных занятий для отстающих обучающихся.

Усилия образовательной организации также, на наш взгляд, должны быть направлены на формирование положительного отношения к образовательной среде колледжа и развитие корпоративной культуры. В полной мере необходимо использовать социально-культурные возможности, предоставляемые данным учебным заведением. Например, посещение секций и объединений различной направленности, библиотек, культурно-массовых мероприятий, выставок и т.д. В исследованиях, посвященных адаптации студентов-первокурсников, отмечается, что внеурочная деятельность обладает богатым потенциалом, способным облегчить и ускорить этот процесс. В студенческом коллективе, сплочённом совместной социально значимой деятельностью и социально ценностными отношениями, адаптационные процессы протекают эффективнее посредством взаимодополнения коллективных и личностных усилий [6].

Также активное включение обучающихся в деятельность общественных студенческих объединений и органов самоуправления способствует не только формированию коллектива, но и развитию навыков личностного становления студентов [7]. Однако успешность адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде колледжа во многом зависит от того, насколько адекватно они воспринимают и оценивают как себя, так и окружающую действительность, а также соотносят свои потребности с реальными возможностями [7]. Поэтому в колледже также следует обеспечить должные условия для развития у обучающихся механизмов рефлексии и самопознания как необходимого внутреннего фактора, определяющего формирование у обучающихся адекватной самооценки, снижения проявлений тревожности и иных негативных эмоциональных состояний.

Успешность процесса адаптации также зависит от соблюдения ряда социально-педагогических условий. Это успешное овладение обучающимися учебной деятельностью и комплексом знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой, сформированность навыков эффективного взаимодействия как со сверстниками, так и с преподавателями, мотивации к обучению и волевой регуляции поведения, социально одобряемых качеств личности [8; 9].

Заключение

Адаптация обучающихся к образовательной среде колледжа – процесс длительный, наиболее интенсивно протекающий в первый год обучения. Поэтому создание оптимальных условий для студентов-первокурсников посредством организации и осуществления педагогического сопровождения адаптации обучающихся, с учётом выявленных трудностей, является одной из важнейших задач преподавательского состава колледжа как залога успешной личностной и профессиональной самореализации молодого человека, будущего специалиста.


Библиографическая ссылка

Игошин С.Н. ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31039 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674