В 2020 г. в мире сложилась сложная ситуация, вызванная пандемией COVID-19, которая привела к отмене в расписании высшей школы режима обычного и привычного очного обучения. Как альтернатива ему на смену пришло дистанционное обучение. Хотя оно уже частично применялось в отдельных учебных заведениях при очной и заочной формах обучения, для большинства образовательных учреждений эта форма обучения была нововведением или инновацией. И поэтому она стала предметом анализа, изучения. Любая инновация является результатом внедрения передового преподавательского опыта и научных поисков. Слово «инновация» обозначает новизну или изменение, а процесс инноваций – это внедрение совершенно нового, применение передовых технологий.
Если инновации применить непосредственно к педагогическому процессу, то в этом случае инновация – это введение в понятийный аппарат совершенно нового подхода к раскрытию целей и содержания работы, а также изменение методов и форм как процесса обучения, так и совместной учебной и научной деятельности преподавателей и обучающихся [1].
Цель исследования. Изучение вопроса функционирования системы дистанционного обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального обучения.
Материалы и методы исследования: законодательные документы различных уровней. Применялись эмпирические и теоретические методы исследования, различные виды педагогических исследований (анкеты, опросы, педагогические наблюдения).
В учреждениях высшего и среднего профессионального образования наряду с другими формами инноваций в настоящий момент чаще всего применяется дистанционное обучение.
В этой статье мы попытаемся разобраться, что это такое и каковы плюсы и минусы такого обучения.
Сам термин «дистанционное обучение» трактуется как взаимодействие преподавателя и студента на расстоянии, при котором отражаются все компоненты учебного процесса, посредством интернет-технологий. Этот термин может трактоваться по-разному – «дистанционное обучение», «дистантное обучение», «дистантное образование» и даже «телеобучение» [2].
И все эти термины схожи между собой. Но наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение», поэтому мы в свой работе будем использовать именно его.
Дистанционное обучение как самостоятельный вид обучения зародилось в начале XX в. Первоначально такое обучения было ориентировано исключительно на студентов, получающих образование по заочной форме обучения.
В настоящее время современные компьютерные технологии способны обеспечить доступ и передачу разнообразной учебной информации с применением информационных технологий для обучающихся при различных формах образования.
Суть термина «дистанционное обучение» заключается в разработке определенного учебного процесса или программы для самостоятельной работы студентов или слушателей, поскольку именно самостоятельная работа является базовым компонентом при удаленном формате обучения. При таком режиме обучения студент и преподаватель часто разделены не только в пространстве, но и во времени, поэтому диалог между ними может осуществляться только посредством телекоммуникационных средств общения. Система дистанционного обучения позволяет жителям разных регионов, в которых нет возможности получения классического высшего образования или в учебных заведениях отсутствует необходимый профиля или направления требуемого образования, получить его.
К ключевым принципам дистанционного обучения относятся:
– установление диалогового (онлайнового) контакта между обучающимися и преподавателями;
– самостоятельное освоение определенных компетенций заданного курса обучения;
– общение в интерактивной системе с преподавателями при нахождении непосредственно на рабочих местах в отдаленных территориях.
Для развития системы дистанционного обучения необходимо создание новых методик и технологий обучения, адаптированных к телекоммуникационной среде общения. Главным принципом этой среды должно быть четкое понимание, что общающиеся и студенты не пассивные слушатели и потребители информации и знаний, а активные участники учебного процесса, создающие свое видение и понимание процесса обучения.
В настоящее время в технологии применения дистанционного обучения активно используются элементы, позволяющие адаптировать этот вид обучения к реалиям времени.
Авторы статьи в течение полугода работали в системе дистанционного обучения, поэтому имеют основания проанализировать теорию и практику и отметить его характерные особенности.
1. Гибкость или пластичность образования. Суть заключается в следующем – слушатели или обучающиеся могут заниматься в удобном для себя месте и удобном ритме или темпе.
2. Параллельность или одновременность образования – слушатель или обучающийся может изучать определенные дисциплины, совмещая обучение с профессиональной деятельностью.
3. Обучение вне расстояния – место нахождения слушателя или обучающегося не является препятствием для получения качественного образования.
4. Модульность образования – основой является модульный принцип обучения: каждый учебный курс определенной дисциплины простроен по модульному принципу. Это позволит сформировать учебный план из независимых дисциплин.
5. Экономичность или рентабельность образования – суть заключается в экономичности «дистанционного образования».
6. Общественность (или социальность) образования – данный вид образования снимает напряженность между преподавателями и слушателями или обучающимися и обеспечивает равные условия получения образования независимо от материальных возможностей.
7. Массовость образования – количество слушателей или обучающихся не является критичным показателем, как в аудитории.
8. Интернациональность или гражданственность образования – суть заключается в экспортной и импортной составляющих обучения.
Вышеназванные характеристики дистанционного обучения можно отметить как положительные в сравнении с классическими формами (очной и заочной) получения образования.
Но в системе дистанционного обучения присутствует много характерных правил и требований, относящихся как к преподавателям, так и к обучающимся. Эти требования представляют затруднения для понимания, они сложнее и труднозатратнее по отношению к классическому образованию.
По своей сути дистанционное обучение напоминает классическое заочное. И исходя из этого форму заочного обучения можно взять за основу для формирования системы «дистанционного образования», поскольку именно Россия имеет ценный опыт в этой области.
Согласно сведениям Большой Советской энциклопедии, заочное образование было введено 29 августа 1938 г. По данным статистики, в Российской Федерации при такой форме обучения образование получили около трети высококвалифицированных специалистов [3].
В отличие от заочного обучения, дистанционное образование не подразумевает в своей системе выезда обучающихся или слушателей на зачетно-экзаменационные сессии, в то время как заочники должны не только приезжать для сдачи зачетно-экзаменационной сессии, но и проживать в другом городе, по месту учебы. А в условиях рыночной экономики не все работодатели готовы предоставлять учебный отпуск для сдачи сессий.
В системе дистанционного обучения этого делать не надо. Это, конечно, «плюс» для такого вида образования.
Также можно отметить, что дистанционное обучение является более доброжелательным или доверительным к обучающимся или слушателям.
Рассматривая такой вид обучения, можно выделить следующие аспекты:
· предоставление возможности получать необходимое образование без отрыва от трудовой деятельности;
· предоставление возможностей для прерывания обучения и возобновления по мере необходимости;
· снижение стоимости обучения при широкой доступности образовательных ресурсов;
· предоставление возможностей в получении образования без выезда к месту учебы;
· обеспечение свободного доступа к образовательным ресурсам отечественного и мирового уровня;
· возможность получения образования путем комбинирования различных курсов обучения, предоставляемых различными учебными заведениями;
· расширение круга людей, готовых получать качественное образование, без возрастных ограничений;
· удовлетворение потребностей предприятий и организаций в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных работниках;
· проведение курсов повышения квалификации работников и специалистов предприятий и организаций без отрыва от трудовой деятельности;
· повышение и расширение кругозора и уровня самосознания населения страны;
· поддержание и развитие общего образовательного пространства для аудитории как слушателей России, так для обучающихся из других стран мира.
Но, несмотря на положительные характеристики, дистанционное обучение имеет и отрицательные стороны. И их немало.
1. Для обучения в такой системе необходима покупка компьютерного оборудования и специальных приспособлений к нему, а это недешево. Но это самая решаемая из всех проблем.
2. Определенная (немалая) часть обучающихся, как оказалось, не может воспринимать преподносимую удаленно информацию либо воспринимает ее очень медленно и не в полном объеме, а это влияет на качество понимания и усвоения материала. Это стало понятно при опросе и проверке качества знаний. А первоначально казалось, что выданные методические пособия и материалы должны легко прочитываться и восприниматься. Особенно это касается технических дисциплин.
3. Еще одна проблема связана с проведением лекций для виртуальной аудитории. Преподаватель видит преподносимую проблему по-своему, «особым видением». И поэтому, читая лекцию, он преподносит материал, опираясь не только на определенные источники информации, которыми он пользовался при написании данной лекции, но и применяя свой личный опыт и взгляд на раскрытие данной темы. А воспринимающая это виртуальная аудитория не может уловить этого. Конечно, преподаватель имеет право выложить свой лекционный материал в свободный доступ. Но это не заменит общения «вживую».
4. Также есть проблема в доступности дистанционного обучения для обучающихся и слушателей, проживающих в различных часовых поясах.
Выше мы рассмотрели проблемы дистанционного обучения, которые испытывают обучающиеся и слушатели.
Также хотелось бы проанализировать проблемы преподавателей высшей школы, с которыми они столкнулись в период пандемии.
1. Первая проблема – это огромный объем работы. При очном обучении для того, чтобы оценить работу того или иного обучающегося, достаточно было несколько раз в месяц проводить семинарские или зачетные занятия. При этом чаще всего использовались устные опросы, что давало возможность оценить знания даже большого количества обучающихся. Однако в условиях дистанционного обучения такие занятия провести невозможно. Каждый из обучающихся должен проработать весь пройденный материал самостоятельно и представить свою работу письменно. Это, конечно, увеличивает трудозатраты преподавателя, потому что каждая работа должна быть проверена и оценена.
2. Еще одна проблема заключается в проведении практических работ. Далеко не каждый студент может выполнить заданную практическую работу самостоятельно, даже имея методические рекомендации по выполнению данной работы. Если в условиях очного обучения достаточно наглядно показать и объяснить суть проведения определенной работы, то в условиях дистанционного обучения этого сделать невозможно. Преподавателю приходится многократно пояснять принцип выполнения практических работ и заданий.
3. В дистанционном обучении отсутствует один из главных компонентов методики преподавания – личное общение, которое играет, по нашему мнению, первостепенную роль. Именно личное общение помогает быстрее понять и усвоить преподаваемый, даже очень трудный материал. Поэтому определенная часть обучающихся не может справиться с выполнением задания с первого раза. В системе дистанционного обучения приходится консультировать обучающихся многократно, проверяя сданные ими работы по несколько раз.
4. Также в учебном плане обучения есть дисциплины, уровень усвоения которых при дистанционном обучении очень низкий. Это касается дисциплин технического блока обучения. Например, изучение видов и способов обработки металлов и сплавов давлением или резанием возможно только в специализированных лабораториях на определенном оборудовании.
5. И, наконец, проблема социального характера – все наше общество борется за поддержание активного и здорового образа жизни. А дистанционное обучение не предполагает активного образа жизни, потому что при таком виде обучения приходится проводить немало времени за электронными устройствами, что, конечно, не способствует сохранению здоровья [4].
Подведем итог вышесказанному.
Для дистанционного обучения, реализуемого в настоящее время, необходим принципиально новый метод организации и осуществления учебного процесса. Поэтому для проведения такого обучения требуется создавать новые технологии, новые методы обучения и учебные пособия в виде электронных учебников или учебников с аудио- или видеоприложениями. В настоящее время это все находится в стадии разработки, поэтому необходимо отметить, что преподавательское сообщество тоже нуждается в осмыслении данного вида образования и обучении ему.
Активное использование информационных технологий предъявляет к профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам образовательных учреждений новые требования, которые предусматривают не только обязательное овладение новыми знаниями, но и использование новейших информационных технологий в процессе обучения. Конечно, дистанционное обучение открывает широкий доступ к различным (традиционным и нетрадиционным) источникам информации, повышает уровень самообразования, помогает обретению и закреплению различных профессиональных компетенций без отрыва от профессиональной деятельности. Данная форма обучения способствует популяризации образования, делая его все более доступным. И это, конечно, огромное преимущество перед классическим очным образованием [5]. Но в настоящее время дистанционное обучение имеет низкое качество. И, по нашему мнению, оно может применяться только тогда, когда появятся соответствующие технические особенности и телекоммуникационные средства передачи информации.
Вывод
В реальных условиях дистанционное обучение может быть использовано только в самых критических моментах, которым явилась пандемия COVID-19. Это обучение никогда не сможет заменить классического очного образования.
В XXI в., когда происходит постепенное вытеснение человека телекоммуникационными и информационными системами, для обучающихся и слушателей очень важен сам факт личного общения с преподавателями и однокурсниками, потому что только личный контакт и реально проведенная практическая и лабораторная работа способствуют успешному освоению и запоминанию необходимого материала по различным дисциплинам.
А дистанционное обучение, закрепив за собой факт существования в условиях пандемии, доказало, что оно может успешно работать, но только как дополнение к основному обучению, проводимому в очном режиме. Опыт работы в дистанционном обучении оказался очень важным и полезным для всего профессорско-преподавательского состава, который научился применять новейшие технологии в обучении.