Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Шнейдер Е.М. 1 Овчинникова С.В. 2
1 ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
В 2020 г. в мире сложилась сложная ситуация, вызванная пандемией COVID-19, которая привела к отмене в расписании высшей школы режима обычного и привычного очного обучения. В настоящее время самым активным видом нововведений учебного процесса в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях является дистанционное обучение. Сам термин «дистанционное обучение» трактуется как взаимодействие преподавателя и студента на расстоянии, при котором отражаются все компоненты учебного процесса, посредством интернет-технологий. Этот термин может трактоваться по-разному: «дистанционное обучение», «дистантное обучение», «дистантное образование» и даже «телеобучение». Но наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение». Дистанционное обучение как самостоятельный вид обучения зародилось в начале XX в. Первоначально такое обучение было ориентировано на студентов, получающих образование при заочной форме обучения. В настоящее время современные компьютерные технологии способны обеспечить доступ и передачу разнообразной учебной информации с применением информационных технологий для обучающихся при различных формах образования. Сущность термина «дистанционное обучение» заключается в разработке определенного учебного процесса или программы для самостоятельной работы студентов или слушателей, поскольку именно самостоятельная работа является базовым компонентом в удаленном формате обучения. При таком режиме обучения студент и преподаватель часто разделены не только в пространстве, но и во времени, поэтому диалог между ними может осуществляться только посредством телекоммуникационных средств общения. Система дистанционного обучения позволяет обучаться жителям разных регионов, в которых отсутствует возможность получения классического высшего образования или нет нужного профиля или направления требуемого уровня квалификации.
дистанционное обучение
учебное заведение
педагог
инновация
обучение
учебный процесс
модуль
система
опыт
технология
1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения, исследование мирового опыта: монография. Метафоры и модели. М.: Наука, 2018. С. 32.
2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века: монография. Ростов н/Д.: Мысль, 1999. С. 124.
3. Водолад С.Н., Зайковская М.П., Ковалева Т.В., Савельева Г.В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Курск: Электронный научный журнал курского государственного университета. 2010. № 1 (13). С. 129-138.
4. Дронова Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель ХХI век. 2018. № 3. С. 26-35.
5. Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. Инновационные процессы в образовании. Тьютерство в 2-х частях. Часть 1: учебное пособие для Вузов. М.: Юрайт, 2020. С. 132.

В 2020 г. в мире сложилась сложная ситуация, вызванная пандемией COVID-19, которая привела к отмене в расписании высшей школы режима обычного и привычного очного обучения. Как альтернатива ему на смену пришло дистанционное обучение. Хотя оно уже частично применялось в отдельных учебных заведениях при очной и заочной формах обучения, для большинства образовательных учреждений эта форма обучения была нововведением или инновацией. И поэтому она стала предметом анализа, изучения. Любая инновация является результатом внедрения передового преподавательского опыта и научных поисков. Слово «инновация» обозначает новизну или изменение, а процесс инноваций – это внедрение совершенно нового, применение передовых технологий.

Если инновации применить непосредственно к педагогическому процессу, то в этом случае инновация – это введение в понятийный аппарат совершенно нового подхода к раскрытию целей и содержания работы, а также изменение методов и форм как процесса обучения, так и совместной учебной и научной деятельности преподавателей и обучающихся [1].

Цель исследования. Изучение вопроса функционирования системы дистанционного обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального обучения.

Материалы и методы исследования: законодательные документы различных уровней. Применялись эмпирические и теоретические методы исследования, различные виды педагогических исследований (анкеты, опросы, педагогические наблюдения).

В учреждениях высшего и среднего профессионального образования наряду с другими формами инноваций в настоящий момент чаще всего применяется дистанционное обучение.

В этой статье мы попытаемся разобраться, что это такое и каковы плюсы и минусы такого обучения.

Сам термин «дистанционное обучение» трактуется как взаимодействие преподавателя и студента на расстоянии, при котором отражаются все компоненты учебного процесса, посредством интернет-технологий. Этот термин может трактоваться по-разному – «дистанционное обучение», «дистантное обучение», «дистантное образование» и даже «телеобучение» [2].

И все эти термины схожи между собой. Но наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение», поэтому мы в свой работе будем использовать именно его.

Дистанционное обучение как самостоятельный вид обучения зародилось в начале XX в. Первоначально такое обучения было ориентировано исключительно на студентов, получающих образование по заочной форме обучения.

В настоящее время современные компьютерные технологии способны обеспечить доступ и передачу разнообразной учебной информации с применением информационных технологий для обучающихся при различных формах образования.

Суть термина «дистанционное обучение» заключается в разработке определенного учебного процесса или программы для самостоятельной работы студентов или слушателей, поскольку именно самостоятельная работа является базовым компонентом при удаленном формате обучения. При таком режиме обучения студент и преподаватель часто разделены не только в пространстве, но и во времени, поэтому диалог между ними может осуществляться только посредством телекоммуникационных средств общения. Система дистанционного обучения позволяет жителям разных регионов, в которых нет возможности получения классического высшего образования или в учебных заведениях отсутствует необходимый профиля или направления требуемого образования, получить его.

К ключевым принципам дистанционного обучения относятся:

– установление диалогового (онлайнового) контакта между обучающимися и преподавателями;

– самостоятельное освоение определенных компетенций заданного курса обучения;

– общение в интерактивной системе с преподавателями при нахождении непосредственно на рабочих местах в отдаленных территориях.

Для развития системы дистанционного обучения необходимо создание новых методик и технологий обучения, адаптированных к телекоммуникационной среде общения. Главным принципом этой среды должно быть четкое понимание, что общающиеся и студенты не пассивные слушатели и потребители информации и знаний, а активные участники учебного процесса, создающие свое видение и понимание процесса обучения.

В настоящее время в технологии применения дистанционного обучения активно используются элементы, позволяющие адаптировать этот вид обучения к реалиям времени.

Авторы статьи в течение полугода работали в системе дистанционного обучения, поэтому имеют основания проанализировать теорию и практику и отметить его характерные особенности.

1. Гибкость или пластичность образования. Суть заключается в следующем – слушатели или обучающиеся могут заниматься в удобном для себя месте и удобном ритме или темпе.

2. Параллельность или одновременность образования – слушатель или обучающийся может изучать определенные дисциплины, совмещая обучение с профессиональной деятельностью.

3. Обучение вне расстояния – место нахождения слушателя или обучающегося не является препятствием для получения качественного образования.

4. Модульность образования – основой является модульный принцип обучения: каждый учебный курс определенной дисциплины простроен по модульному принципу. Это позволит сформировать учебный план из независимых дисциплин.

5. Экономичность или рентабельность образования – суть заключается в экономичности «дистанционного образования».

6. Общественность (или социальность) образования – данный вид образования снимает напряженность между преподавателями и слушателями или обучающимися и обеспечивает равные условия получения образования независимо от материальных возможностей.

7. Массовость образования – количество слушателей или обучающихся не является критичным показателем, как в аудитории.

8. Интернациональность или гражданственность образования – суть заключается в экспортной и импортной составляющих обучения.

Вышеназванные характеристики дистанционного обучения можно отметить как положительные в сравнении с классическими формами (очной и заочной) получения образования.

Но в системе дистанционного обучения присутствует много характерных правил и требований, относящихся как к преподавателям, так и к обучающимся. Эти требования представляют затруднения для понимания, они сложнее и труднозатратнее по отношению к классическому образованию.

По своей сути дистанционное обучение напоминает классическое заочное. И исходя из этого форму заочного обучения можно взять за основу для формирования системы «дистанционного образования», поскольку именно Россия имеет ценный опыт в этой области.

Согласно сведениям Большой Советской энциклопедии, заочное образование было введено 29 августа 1938 г. По данным статистики, в Российской Федерации при такой форме обучения образование получили около трети высококвалифицированных специалистов [3].

В отличие от заочного обучения, дистанционное образование не подразумевает в своей системе выезда обучающихся или слушателей на зачетно-экзаменационные сессии, в то время как заочники должны не только приезжать для сдачи зачетно-экзаменационной сессии, но и проживать в другом городе, по месту учебы. А в условиях рыночной экономики не все работодатели готовы предоставлять учебный отпуск для сдачи сессий.

В системе дистанционного обучения этого делать не надо. Это, конечно, «плюс» для такого вида образования.

Также можно отметить, что дистанционное обучение является более доброжелательным или доверительным к обучающимся или слушателям.

Рассматривая такой вид обучения, можно выделить следующие аспекты:

· предоставление возможности получать необходимое образование без отрыва от трудовой деятельности;

· предоставление возможностей для прерывания обучения и возобновления по мере необходимости;

· снижение стоимости обучения при широкой доступности образовательных ресурсов;

· предоставление возможностей в получении образования без выезда к месту учебы;

· обеспечение свободного доступа к образовательным ресурсам отечественного и мирового уровня;

· возможность получения образования путем комбинирования различных курсов обучения, предоставляемых различными учебными заведениями;

· расширение круга людей, готовых получать качественное образование, без возрастных ограничений;

· удовлетворение потребностей предприятий и организаций в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных работниках;

· проведение курсов повышения квалификации работников и специалистов предприятий и организаций без отрыва от трудовой деятельности;

· повышение и расширение кругозора и уровня самосознания населения страны;

· поддержание и развитие общего образовательного пространства для аудитории как слушателей России, так для обучающихся из других стран мира.

Но, несмотря на положительные характеристики, дистанционное обучение имеет и отрицательные стороны. И их немало.

1. Для обучения в такой системе необходима покупка компьютерного оборудования и специальных приспособлений к нему, а это недешево. Но это самая решаемая из всех проблем.

2. Определенная (немалая) часть обучающихся, как оказалось, не может воспринимать преподносимую удаленно информацию либо воспринимает ее очень медленно и не в полном объеме, а это влияет на качество понимания и усвоения материала. Это стало понятно при опросе и проверке качества знаний. А первоначально казалось, что выданные методические пособия и материалы должны легко прочитываться и восприниматься. Особенно это касается технических дисциплин.

3. Еще одна проблема связана с проведением лекций для виртуальной аудитории. Преподаватель видит преподносимую проблему по-своему, «особым видением». И поэтому, читая лекцию, он преподносит материал, опираясь не только на определенные источники информации, которыми он пользовался при написании данной лекции, но и применяя свой личный опыт и взгляд на раскрытие данной темы. А воспринимающая это виртуальная аудитория не может уловить этого. Конечно, преподаватель имеет право выложить свой лекционный материал в свободный доступ. Но это не заменит общения «вживую».

4. Также есть проблема в доступности дистанционного обучения для обучающихся и слушателей, проживающих в различных часовых поясах.

Выше мы рассмотрели проблемы дистанционного обучения, которые испытывают обучающиеся и слушатели.

Также хотелось бы проанализировать проблемы преподавателей высшей школы, с которыми они столкнулись в период пандемии.

1. Первая проблема – это огромный объем работы. При очном обучении для того, чтобы оценить работу того или иного обучающегося, достаточно было несколько раз в месяц проводить семинарские или зачетные занятия. При этом чаще всего использовались устные опросы, что давало возможность оценить знания даже большого количества обучающихся. Однако в условиях дистанционного обучения такие занятия провести невозможно. Каждый из обучающихся должен проработать весь пройденный материал самостоятельно и представить свою работу письменно. Это, конечно, увеличивает трудозатраты преподавателя, потому что каждая работа должна быть проверена и оценена.

2. Еще одна проблема заключается в проведении практических работ. Далеко не каждый студент может выполнить заданную практическую работу самостоятельно, даже имея методические рекомендации по выполнению данной работы. Если в условиях очного обучения достаточно наглядно показать и объяснить суть проведения определенной работы, то в условиях дистанционного обучения этого сделать невозможно. Преподавателю приходится многократно пояснять принцип выполнения практических работ и заданий.

3. В дистанционном обучении отсутствует один из главных компонентов методики преподавания – личное общение, которое играет, по нашему мнению, первостепенную роль. Именно личное общение помогает быстрее понять и усвоить преподаваемый, даже очень трудный материал. Поэтому определенная часть обучающихся не может справиться с выполнением задания с первого раза. В системе дистанционного обучения приходится консультировать обучающихся многократно, проверяя сданные ими работы по несколько раз.

4. Также в учебном плане обучения есть дисциплины, уровень усвоения которых при дистанционном обучении очень низкий. Это касается дисциплин технического блока обучения. Например, изучение видов и способов обработки металлов и сплавов давлением или резанием возможно только в специализированных лабораториях на определенном оборудовании.

5. И, наконец, проблема социального характера – все наше общество борется за поддержание активного и здорового образа жизни. А дистанционное обучение не предполагает активного образа жизни, потому что при таком виде обучения приходится проводить немало времени за электронными устройствами, что, конечно, не способствует сохранению здоровья [4].

Подведем итог вышесказанному.

Для дистанционного обучения, реализуемого в настоящее время, необходим принципиально новый метод организации и осуществления учебного процесса. Поэтому для проведения такого обучения требуется создавать новые технологии, новые методы обучения и учебные пособия в виде электронных учебников или учебников с аудио- или видеоприложениями. В настоящее время это все находится в стадии разработки, поэтому необходимо отметить, что преподавательское сообщество тоже нуждается в осмыслении данного вида образования и обучении ему.

Активное использование информационных технологий предъявляет к профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам образовательных учреждений новые требования, которые предусматривают не только обязательное овладение новыми знаниями, но и использование новейших информационных технологий в процессе обучения. Конечно, дистанционное обучение открывает широкий доступ к различным (традиционным и нетрадиционным) источникам информации, повышает уровень самообразования, помогает обретению и закреплению различных профессиональных компетенций без отрыва от профессиональной деятельности. Данная форма обучения способствует популяризации образования, делая его все более доступным. И это, конечно, огромное преимущество перед классическим очным образованием [5]. Но в настоящее время дистанционное обучение имеет низкое качество. И, по нашему мнению, оно может применяться только тогда, когда появятся соответствующие технические особенности и телекоммуникационные средства передачи информации.

Вывод

В реальных условиях дистанционное обучение может быть использовано только в самых критических моментах, которым явилась пандемия COVID-19. Это обучение никогда не сможет заменить классического очного образования.

В XXI в., когда происходит постепенное вытеснение человека телекоммуникационными и информационными системами, для обучающихся и слушателей очень важен сам факт личного общения с преподавателями и однокурсниками, потому что только личный контакт и реально проведенная практическая и лабораторная работа способствуют успешному освоению и запоминанию необходимого материала по различным дисциплинам.

А дистанционное обучение, закрепив за собой факт существования в условиях пандемии, доказало, что оно может успешно работать, но только как дополнение к основному обучению, проводимому в очном режиме. Опыт работы в дистанционном обучении оказался очень важным и полезным для всего профессорско-преподавательского состава, который научился применять новейшие технологии в обучении.


Библиографическая ссылка

Шнейдер Е.М., Овчинникова С.В. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31009 (дата обращения: 24.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074