Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEMS OF REALIZATION OF PRACTICAL DISCIPLINE ON PHYSICAL CULTURE IN HIGH MEDICAL ESTABLISHMENTS OF RUSSIA IN THE EXAMPLE OF THE SPECIALTY "GENERAL MEDICINE"

Skiba I.A. 1, 2 Konovalov I.E. 2
1 Kazan State Medical University
2 Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism
The question of modernization of domestic higher medical education is considered in this article, it is a theoretical analysis of scientific and methodological literature, educational and regulatory documentation regulating the main provisions and requirements for the implementation of practical discipline in physical education in higher educational institutions of a medical profile in the context of modern trends in the applying of practical discipline in the physical culture of the specialty 31.05.01 "General medicine". On the basis of Kazan State Medical University, a theoretical analysis of scientific and methodological literature, educational and regulatory documentation regulating the main provisions and requirements for the use of practical discipline in physical education in higher educational institutions of a medical profile was made taking into account the actuality of the problem. Particular attention in the review is paid to the consideration of the issue of effective meaningful provision of p tactical discipline in physical culture in the actual GEF 3 ++, the study of the approaches of higher medical educational institutions of Russia to its realization in accordance with the requirements of the GEF, as well as the perspectives for organizing in modern conditions vocational-oriented physical training in a higher medical educational institution. According to the interpretation of the received information, an analysis of factors which do not allow discovering fully the use and the potential of physical culture tools and methods for preparing a therapeutic specialist for productive professional activity was done.
physical education
medical students
federal state educational standard
competence
working program of discipline

На сегодняшний день процессы модернизации отечественного образования предполагают развитие и воспитание активного, высокопрофессионального, ответственного, здорового индивида, способного успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Соответственно, выпускник вуза, в том числе медицинского профиля, после успешного окончания обучения должен быть готов к ведению продуктивной трудовой деятельности, фундаментом которой является высокий уровень профессиональных знаний и навыков, необходимых в профессии [1].

Вместе с тем наряду с изменением образовательной парадигмы можно отметить негативную тенденцию к снижению уровня состояния здоровья студенческой молодежи, в том числе студентов медицинских вузов. По данным медицинских осмотров последних лет, у 80% абитуриентов, поступающих в медицинский вуз, диагностированы различные патологии, хронические формы заболеваний выявлены у 30% студентов. Высокий уровень физического здоровья имеет около 1,8%, средний уровень 7,7%, низкий и очень низкий уровни зафиксированы у более чем 90% будущих врачей. Число студентов основной и подготовительной групп здоровья снизилось более чем в 1,5 раза, а количество девушек и юношей, отнесенных к специальной медицинской группе, выросло в 2,5 раза, не допущенных по состоянию здоровья к занятиям по физической культуре - увеличилось в 5,5 раз [2].

Учитывая данные факты, необходимо отметить, что в перспективе молодой специалист после окончания медицинского вуза пополнит ряды системы отечественного здравоохранения, где неизбежно окажется в условиях производственной среды, которая в совокупности с имеющимися заболеваниями будет ограничивать молодого специалиста в качественном выполнении своих профессиональных обязанностей [3].

Соответственно, одной из первостепенных задач современного этапа модернизации высшего медицинского образования является совершенствование содержания целенаправленной физической подготовки будущих специалистов медицинской сферы, в частности студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело», с целью укрепления здоровья и повышения уровня физической готовности к предстоящей трудовой деятельности, а выявление совокупности факторов и причин, определяющих актуальное отсутствие необходимой профессионально ориентированной физической подготовки будущих врачей-терапевтов участковых в условиях медицинского вуза, является актуальным.

Цель исследования. Проведение анализа современных тенденций реализации практической дисциплины по физической культуре в медицинских вузах России с целью выявления совокупности факторов и причин, определяющих проблему отсутствия полноценной профессионально ориентированной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело».

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе Казанского государственного медицинского университета. Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, изучение учебной и нормативно-правовой документации, регламентирующей основные положения и требования к реализации практической дисциплины по физической культуре в высших учебных заведениях медицинского профиля.

Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день основным законом, регулирующим правовые, организационно-экономические и общие правила функционирования системы образования в Российской Федерации, является принятый в 2012 году Федеральный закон «Об образовании» 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Закон вобрал в себя все основные позиции ранее имевшегося разрозненного законодательства в сфере образования, придав им целостную форму [4].

Для полноценной реализации актуального Закона об образовании в Российской Федерации предусмотрена законодательная вертикаль, которая представляет многоуровневую систему различных компетенций, обязательных к освоению, декларируемых в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) [5].

Актуальный ФГОС ВО 3++ для специальности 31.05.01 «Лечебное дело» был введен 12 августа 2020 года с целью оперативного формирования первичного звена отечественного здравоохранения. Практическая дисциплина по физической культуре в стандарте представлена элективной составляющей в количестве 328 часов. Вместе с тем в предыдущем стандарте практическая дисциплина имела вариативный характер, в результате чего ответственные подразделения вуза могли проектировать соответствующее целям программно-содержательное обеспечение, в частности профессионально-прикладной физической подготовки. В актуальном стандарте практическая часть не имеет данной возможности по причине элективной формы организации практических занятий, которая подразумевает спортивно ориентированное физическое воспитание, содержание которого определяет сам студент [6].

Однако современные исследователи отмечают, что в условиях специфики XXI века к вопросам совершенствования современных образовательных систем высокоразвитые страны должны подходить не только с позиций личной заинтересованности обучающихся, но и учитывать общественную необходимость [7].

Продолжая мысль общественной необходимости в области физического воспитания, В.А. Кабачков обращает внимание, что внедрение специальных профессионально ориентированных физических упражнений в процесс обучения позволит поддерживать оптимальный уровень вегетативной и двигательных функций организма обучающихся, что отразится на увеличении физической работоспособности, эффективности обучения студентов, а также позволит состоявшемуся специалисту более эффективно выполнять свои трудовые обязанности [8].

М.Я. Виленский констатирует, что независимо от типологических характеристик студентов новации в сфере физической культуры должны включать использование широкого спектра средств и методов физкультурно-образовательной деятельности в вузе, обусловливающих их интегративное единство [9].

По нашему мнению, в рамках современной организации дисциплины по физической культуре ФГОС ВО 3++ являются узкоспецифичной попыткой привлечения студентов к занятиям физической культурой, которые основаны на их интересах. В попытке исправить просчеты ФГОС предыдущих поколений определено возможное участие студента, как участника образовательных отношений, в выборе средств и методов подготовки элективной дисциплины по физической культуре, что ставит под вопрос возможность грамотного построения РПД и учебного процесса в целом.

Вместе с тем актуальный ФГОС ВО 3++ регламентирует компетентностный подход. Учитывая проблемы разработанности понятийного аппарата, в современной практике данный подход представлен как совокупность способностей индивида, определяющая содержание и высокие достижения различных видов его профессиональной и социальной деятельности [10].

С.Г. Наговицын определяет компетентностный подход как развитие способностей к решению жизненных и профессиональных задач на основе получения и закрепления социального опыта, формирования различных навыков, которые позволят принимать самостоятельные решения в различных сферах деятельности [11].

К.А. Митрофанова, рассматривая компетентностный подход в высшем медицинском образовании, констатирует, что в современной педагогике нет единого определения компетенции, и трактует данное понятие как совокупность качеств личности, которые основаны на знаниях, умениях и навыках в сфере здравоохранения, сформированы в способность и готовность специалиста решать поставленные перед ним задачи, руководствуясь индивидуальной ответственностью и опытом [12].

Учитывая повсеместные трактовки и недопонимания сути компетентностного подхода, компетенции, которые распределяются учебно-методическим отделом (УМО) вуза для кафедр, в том числе для кафедры физической культуры, являются обязательными к освоению. В актуальном ФГОС ВО 3++ представлена лишь одна компетенция (УК-7), связанная с физической культурой, которая отражает необходимость формирования у будущего врача-терапевта участкового способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Данная компетенция напрямую указывает на необходимость применения в образовательном процессе средств и методов целенаправленной физической подготовки, что подразумевает наличие профессионально ориентированного подхода к реализации практической дисциплины по физической культуре в медицинском вузе.

Однако, несмотря на формулировку представленной компетенции, ряд медицинских вузов России применяет в своих РПД здоровьесберегающий подход. В рамках учебного года осваиваются различные этапы (модули), решающие определенные оздоровительные задачи. Основной целью данного подхода является положительное воздействие на определенные функциональные системы организма студентов, что в совокупности позволяет обеспечить компенсаторно-приспособительные реакции организма и переход личности к более высокому статусу психологической активности [13].

Вместе с тем современные исследователи утверждают, что деятельность физкультурно-оздоровительной направленности и достигнутый уровень определенного физического совершенства эффективно влияют на способность и скорость формирования профессионально-прикладных умений и навыков, физическое здоровье и дальнейшую работоспособность обучающихся. Соответственно, процесс здоровьесберегающего подхода, который реализуется посредством практической дисциплины по физической культуре, должен решать задачи ППФП [14].

По нашему мнению, здоровьесберегающий подход имеет приоритетное значение на ранних этапах обучения молодого специалиста в рамках практической дисциплины по физической культуре. Одной из основных причин данного подхода является необходимость стабилизации психофизиологического состояния обучающихся на первом курсе обучения и подготовки организма студента к планомерному увеличению физических нагрузок. Вместе с тем применение на последующих курсах данного подхода нерационально, так как на приобретённом психофизическом фундаменте первого года обучения логично включение в процесс подготовки средств ППФП, которые будут направлены на дальнейшее развитие профессионально важных физических качеств и двигательных способностей будущего специалиста.

Другая группа вузов реализует практическую дисциплину по физической культуре согласно элективному подходу, регламентированному в ФГОС. В начале учебного года кафедрами физической культуры организуются основное, специальное и подготовительное учебные отделения на основании данных опроса и изучения интересов студентов, анализа состояния физического развития, уровня здоровья, физической подготовленности и спортивной квалификации.

Состав видов спортивной деятельности элективного подхода, как правило, характеризуется наличием у вуза материально-технической базы, которая необходима для организации двигательной активности занимающихся, поддержания и достижения оптимального уровня функциональной и физической подготовленности в период обучения в вузе посредством общеподготовительных и специально подготовительных упражнений.

По нашему мнению, элективный подход подразумевает выбор одного вида спортивной деятельности как минимум на один учебный семестр, что исключает возможность полноценной подготовки молодого специалиста к предстоящей трудовой деятельности. В свою очередь, актуальная свобода выбора двигательной активности предполагает повышение мотивации к занятиям физической культурой, но не решает вопрос развития профессионально необходимых физических качеств и способностей врача. Соответственно, проектирование РПД практической дисциплины по физической культуре предъявляет требования к научно обоснованной и четко сформулированной последовательности применения средств профессионально ориентированной физической подготовки для развития профессионально важных физических качеств и способностей, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем некоторые вузы предпочитают реализовывать практическую часть дисциплины посредством профессионально-прикладной физической подготовки, организация которой в каждом вузе имеет свои особенности и отличия.

Для развития профессионально важных физических качеств и двигательных способностей, которые имеют важное значение в будущей профессиональной деятельности, осуществляется выбор средств из определенных видов спорта: аэробика, атлетизм, баскетбол, бадминтон, легкая атлетика, волейбол, мини-футбол, лыжный спорт, виды спортивной борьбы, настольный теннис и другие профессионально ориентированные виды спорта, которые реализуются в определенной последовательности, определяя целостную структуру профессионально-прикладной физической подготовки.

Применение средств ППФП в процессе подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело», вполне оправданно, но так как на сегодняшний день отсутствует научно обоснованная профессиограмма врача-терапевта участкового, РПД дисциплин приобретают общеразвивающий характер, не решая основную задачу, которую ставит перед собой ППФП - развитие профессионально важных психофизических качеств и двигательных способностей, которые необходимы специалисту терапевтического профиля в предстоящей профессиональной деятельности.

Рассмотренные подходы медицинских вузов к организации практической дисциплины по физической культуре являются неоднородными и имеют свою педагогическую философию. С учетом отсутствия прямых рекомендаций в области проектирования РПД дисциплины программно-содержательное обеспечение кафедр физической культуры отражает субъективные трактовки ФГОС, что в конечном счете ограничивает возможность целенаправленной подготовки будущего специалиста к предстоящей профессиональной деятельности.

Выводы. Проведенный нами анализ научно-методической, учебной и нормативно-правовой документации позволил заключить, что одной из основных причин отсутствия профессионально ориентированной физической подготовки в медицинских вузах России является ФГОС ВО 3++, который декларирует элективный подход реализации практической дисциплины по физической культуре и, как следствие, право на самостоятельное определение содержания учебных занятий студентом, что ставит под вопрос возможность грамотного построения профессионально ориентированной РПД и организацию учебного процесса в целом.

Вместе с тем, учитывая недопонимание и проблемы разработанности понятийного аппарата компетентностного подхода, регламентированного ФГОС 3++, компетенции, перечень которых определяет УМО вуза, обязательны к освоению, что предполагает понимание ответственными сотрудниками УМО основ и специфики предстоящей трудовой деятельности конкретной специальности для адекватного распределения компетенций и дальнейшей разработки индикаторов освоения данных компетенций.

В актуальном ФГОС ВО 3++ для специальности «Лечебное дело» представлена лишь одна компетенция (УК-7), связанная с физической культурой, которая отражает необходимость применения в образовательном процессе средств и методов профессионально ориентированной физической подготовки.

Однако рассмотренные РПД медицинских вузов для специальности «Лечебное дело» отличаются разноплановостью в подходах формирования компетенций, применяемых средствах и распределении часовой нагрузки, что является следствием отсутствия единых рекомендаций по разработке обоснованного и апробированного содержательного обеспечения дисциплины по физической культуре, а также ее организации, которая в первую очередь должна быть направлена на подготовку специалиста к эффективной трудовой деятельности.

Вместе с тем выявлено, что ряд профильных вузов для подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело», применяет профессионально ориентированный подход, наличие которого в современных условиях вполне оправданно, однако на сегодняшний день отсутствует научно обоснованная профессиограмма врача-терапевта участкового, которая является фундаментом для составления РПД, что ставит под вопрос прикладную ориентированность процесса физической подготовки будущих врачей терапевтического профиля и определяет актуальность теоретических и практических разработок в данном направлении.