Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

Скиба И.А. 1, 2 Коновалов И.Е. 2
1 ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет»
2 ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
В данной статье рассматривается вопрос модернизации отечественного высшего медицинского образования в контексте современных тенденций реализации практической дисциплины по физической культуре специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Учитывая актуальность проблемы исследования, на базе Казанского государственного медицинского университета был проведен теоретический анализ научно-методической литературы, учебной и нормативно-правовой документации, регламентирующей основные положения и требования реализации практической дисциплины по физической культуре в высших учебных заведениях медицинского профиля. Особое внимание в обзоре уделено рассмотрению вопроса эффективного содержательного обеспечения практической дисциплины по физической культуре в актуальном ФГОС 3++, изучению подходов высших медицинских учебных заведений России к ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС, а также перспективы организации в современных условиях профессионально ориентированной физической подготовки в высшем медицинском учебном заведении. В рамках интерпретации полученной информации был проведен анализ факторов, которые в современных реалиях не в полной мере позволяют раскрыть и использовать весь потенциал средств и методов физической культуры для полноценной подготовки специалиста терапевтического профиля к ведению продуктивной профессиональной деятельности.
физическая культура
студенты-медики
федеральный государственный образовательный стандарт
компетенция
рабочая программа дисциплины
1. Рогожин В.М., Елагина В.С. Современная модель подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27136 (дата обращения: 17.06.2021).
2. Аристакесян В.О. Профессионально ориентированное физическое воспитание студентов медицинского вуза, имеющих сочетанные нарушения опорно-двигательного аппарата: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2017. 226 с.
3. Skiba I.A., Konovalov I.E., Emelyanova Y.N., Kosulina V.V., Akhmetshina E.I. Estimating the features of nervous processes among medical students as one of the main factors influencing labor productivity. BIO Web of Conferences. EDP Sciences. 2020. Vol. 26. P. 00020.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 17.06.2021).
5. Ходаков В.В., Ранцев М.А. Проблема качества высшего медицинского образования в свете современных образовательных стандартов // Теория и практика современной хирургии. 2018. С. 373.
6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74566342 (дата обращения: 17.06.2021).
7. Бритикова Е.А. Модернизация российского высшего образования: тенденции, проблемы, перспективы (на материалах сравнительного исследования государственных и коммерческих вузов): дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2015. 212 с.
8. Степанян И.В. Организационно-методические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в средних специальных учебных заведениях: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2005. 158 с.
9. Рязанцев А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов музыкальных вузов, исполнителей на духовых инструментах: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 140 с.
10. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-91.
11. Наговицын С.Г. Система формирования компетенций в сфере физической культуры в процессе обучения студентов в вузе: дис. ... докт. пед. наук. Наб. Челны. 2013. 463 с.
12. Митрофанова К.А. Понятия компетенции и компетентности в высшем медицинском образовании России // Научный диалог. 2016. № 1 (49). С. 285-294.
13. Скиба И.А. Особенности организации учебного процесса по физической культуре студентов Казанского ГМУ (Казанский государственный медицинский университет) обучающихся по специальности «Лечебное Дело» // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. 2018. Т. 2. С. 446-450.
14. Медведева С. А., Сапегина Т. А., Овчинникова Л. В., Веденина О. А., Кузнецова Н. Н., Ханевская Г. В. Ольховская Е. Б., Процкая М. А. Здоровьесберегающая физическая культура в профессионально педагогическом вузе: учебно-методическое пособие / под ред. С.А. Медведевой, Е.Б. Ольховской, Т.А. Сапегиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 260 с.

На сегодняшний день процессы модернизации отечественного образования предполагают развитие и воспитание активного, высокопрофессионального, ответственного, здорового индивида, способного успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Соответственно, выпускник вуза, в том числе медицинского профиля, после успешного окончания обучения должен быть готов к ведению продуктивной трудовой деятельности, фундаментом которой является высокий уровень профессиональных знаний и навыков, необходимых в профессии [1].

Вместе с тем наряду с изменением образовательной парадигмы можно отметить негативную тенденцию к снижению уровня состояния здоровья студенческой молодежи, в том числе студентов медицинских вузов. По данным медицинских осмотров последних лет, у 80% абитуриентов, поступающих в медицинский вуз, диагностированы различные патологии, хронические формы заболеваний выявлены у 30% студентов. Высокий уровень физического здоровья имеет около 1,8%, средний уровень 7,7%, низкий и очень низкий уровни зафиксированы у более чем 90% будущих врачей. Число студентов основной и подготовительной групп здоровья снизилось более чем в 1,5 раза, а количество девушек и юношей, отнесенных к специальной медицинской группе, выросло в 2,5 раза, не допущенных по состоянию здоровья к занятиям по физической культуре - увеличилось в 5,5 раз [2].

Учитывая данные факты, необходимо отметить, что в перспективе молодой специалист после окончания медицинского вуза пополнит ряды системы отечественного здравоохранения, где неизбежно окажется в условиях производственной среды, которая в совокупности с имеющимися заболеваниями будет ограничивать молодого специалиста в качественном выполнении своих профессиональных обязанностей [3].

Соответственно, одной из первостепенных задач современного этапа модернизации высшего медицинского образования является совершенствование содержания целенаправленной физической подготовки будущих специалистов медицинской сферы, в частности студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело», с целью укрепления здоровья и повышения уровня физической готовности к предстоящей трудовой деятельности, а выявление совокупности факторов и причин, определяющих актуальное отсутствие необходимой профессионально ориентированной физической подготовки будущих врачей-терапевтов участковых в условиях медицинского вуза, является актуальным.

Цель исследования. Проведение анализа современных тенденций реализации практической дисциплины по физической культуре в медицинских вузах России с целью выявления совокупности факторов и причин, определяющих проблему отсутствия полноценной профессионально ориентированной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело».

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе Казанского государственного медицинского университета. Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, изучение учебной и нормативно-правовой документации, регламентирующей основные положения и требования к реализации практической дисциплины по физической культуре в высших учебных заведениях медицинского профиля.

Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день основным законом, регулирующим правовые, организационно-экономические и общие правила функционирования системы образования в Российской Федерации, является принятый в 2012 году Федеральный закон «Об образовании» 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Закон вобрал в себя все основные позиции ранее имевшегося разрозненного законодательства в сфере образования, придав им целостную форму [4].

Для полноценной реализации актуального Закона об образовании в Российской Федерации предусмотрена законодательная вертикаль, которая представляет многоуровневую систему различных компетенций, обязательных к освоению, декларируемых в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) [5].

Актуальный ФГОС ВО 3++ для специальности 31.05.01 «Лечебное дело» был введен 12 августа 2020 года с целью оперативного формирования первичного звена отечественного здравоохранения. Практическая дисциплина по физической культуре в стандарте представлена элективной составляющей в количестве 328 часов. Вместе с тем в предыдущем стандарте практическая дисциплина имела вариативный характер, в результате чего ответственные подразделения вуза могли проектировать соответствующее целям программно-содержательное обеспечение, в частности профессионально-прикладной физической подготовки. В актуальном стандарте практическая часть не имеет данной возможности по причине элективной формы организации практических занятий, которая подразумевает спортивно ориентированное физическое воспитание, содержание которого определяет сам студент [6].

Однако современные исследователи отмечают, что в условиях специфики XXI века к вопросам совершенствования современных образовательных систем высокоразвитые страны должны подходить не только с позиций личной заинтересованности обучающихся, но и учитывать общественную необходимость [7].

Продолжая мысль общественной необходимости в области физического воспитания, В.А. Кабачков обращает внимание, что внедрение специальных профессионально ориентированных физических упражнений в процесс обучения позволит поддерживать оптимальный уровень вегетативной и двигательных функций организма обучающихся, что отразится на увеличении физической работоспособности, эффективности обучения студентов, а также позволит состоявшемуся специалисту более эффективно выполнять свои трудовые обязанности [8].

М.Я. Виленский констатирует, что независимо от типологических характеристик студентов новации в сфере физической культуры должны включать использование широкого спектра средств и методов физкультурно-образовательной деятельности в вузе, обусловливающих их интегративное единство [9].

По нашему мнению, в рамках современной организации дисциплины по физической культуре ФГОС ВО 3++ являются узкоспецифичной попыткой привлечения студентов к занятиям физической культурой, которые основаны на их интересах. В попытке исправить просчеты ФГОС предыдущих поколений определено возможное участие студента, как участника образовательных отношений, в выборе средств и методов подготовки элективной дисциплины по физической культуре, что ставит под вопрос возможность грамотного построения РПД и учебного процесса в целом.

Вместе с тем актуальный ФГОС ВО 3++ регламентирует компетентностный подход. Учитывая проблемы разработанности понятийного аппарата, в современной практике данный подход представлен как совокупность способностей индивида, определяющая содержание и высокие достижения различных видов его профессиональной и социальной деятельности [10].

С.Г. Наговицын определяет компетентностный подход как развитие способностей к решению жизненных и профессиональных задач на основе получения и закрепления социального опыта, формирования различных навыков, которые позволят принимать самостоятельные решения в различных сферах деятельности [11].

К.А. Митрофанова, рассматривая компетентностный подход в высшем медицинском образовании, констатирует, что в современной педагогике нет единого определения компетенции, и трактует данное понятие как совокупность качеств личности, которые основаны на знаниях, умениях и навыках в сфере здравоохранения, сформированы в способность и готовность специалиста решать поставленные перед ним задачи, руководствуясь индивидуальной ответственностью и опытом [12].

Учитывая повсеместные трактовки и недопонимания сути компетентностного подхода, компетенции, которые распределяются учебно-методическим отделом (УМО) вуза для кафедр, в том числе для кафедры физической культуры, являются обязательными к освоению. В актуальном ФГОС ВО 3++ представлена лишь одна компетенция (УК-7), связанная с физической культурой, которая отражает необходимость формирования у будущего врача-терапевта участкового способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Данная компетенция напрямую указывает на необходимость применения в образовательном процессе средств и методов целенаправленной физической подготовки, что подразумевает наличие профессионально ориентированного подхода к реализации практической дисциплины по физической культуре в медицинском вузе.

Однако, несмотря на формулировку представленной компетенции, ряд медицинских вузов России применяет в своих РПД здоровьесберегающий подход. В рамках учебного года осваиваются различные этапы (модули), решающие определенные оздоровительные задачи. Основной целью данного подхода является положительное воздействие на определенные функциональные системы организма студентов, что в совокупности позволяет обеспечить компенсаторно-приспособительные реакции организма и переход личности к более высокому статусу психологической активности [13].

Вместе с тем современные исследователи утверждают, что деятельность физкультурно-оздоровительной направленности и достигнутый уровень определенного физического совершенства эффективно влияют на способность и скорость формирования профессионально-прикладных умений и навыков, физическое здоровье и дальнейшую работоспособность обучающихся. Соответственно, процесс здоровьесберегающего подхода, который реализуется посредством практической дисциплины по физической культуре, должен решать задачи ППФП [14].

По нашему мнению, здоровьесберегающий подход имеет приоритетное значение на ранних этапах обучения молодого специалиста в рамках практической дисциплины по физической культуре. Одной из основных причин данного подхода является необходимость стабилизации психофизиологического состояния обучающихся на первом курсе обучения и подготовки организма студента к планомерному увеличению физических нагрузок. Вместе с тем применение на последующих курсах данного подхода нерационально, так как на приобретённом психофизическом фундаменте первого года обучения логично включение в процесс подготовки средств ППФП, которые будут направлены на дальнейшее развитие профессионально важных физических качеств и двигательных способностей будущего специалиста.

Другая группа вузов реализует практическую дисциплину по физической культуре согласно элективному подходу, регламентированному в ФГОС. В начале учебного года кафедрами физической культуры организуются основное, специальное и подготовительное учебные отделения на основании данных опроса и изучения интересов студентов, анализа состояния физического развития, уровня здоровья, физической подготовленности и спортивной квалификации.

Состав видов спортивной деятельности элективного подхода, как правило, характеризуется наличием у вуза материально-технической базы, которая необходима для организации двигательной активности занимающихся, поддержания и достижения оптимального уровня функциональной и физической подготовленности в период обучения в вузе посредством общеподготовительных и специально подготовительных упражнений.

По нашему мнению, элективный подход подразумевает выбор одного вида спортивной деятельности как минимум на один учебный семестр, что исключает возможность полноценной подготовки молодого специалиста к предстоящей трудовой деятельности. В свою очередь, актуальная свобода выбора двигательной активности предполагает повышение мотивации к занятиям физической культурой, но не решает вопрос развития профессионально необходимых физических качеств и способностей врача. Соответственно, проектирование РПД практической дисциплины по физической культуре предъявляет требования к научно обоснованной и четко сформулированной последовательности применения средств профессионально ориентированной физической подготовки для развития профессионально важных физических качеств и способностей, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем некоторые вузы предпочитают реализовывать практическую часть дисциплины посредством профессионально-прикладной физической подготовки, организация которой в каждом вузе имеет свои особенности и отличия.

Для развития профессионально важных физических качеств и двигательных способностей, которые имеют важное значение в будущей профессиональной деятельности, осуществляется выбор средств из определенных видов спорта: аэробика, атлетизм, баскетбол, бадминтон, легкая атлетика, волейбол, мини-футбол, лыжный спорт, виды спортивной борьбы, настольный теннис и другие профессионально ориентированные виды спорта, которые реализуются в определенной последовательности, определяя целостную структуру профессионально-прикладной физической подготовки.

Применение средств ППФП в процессе подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело», вполне оправданно, но так как на сегодняшний день отсутствует научно обоснованная профессиограмма врача-терапевта участкового, РПД дисциплин приобретают общеразвивающий характер, не решая основную задачу, которую ставит перед собой ППФП - развитие профессионально важных психофизических качеств и двигательных способностей, которые необходимы специалисту терапевтического профиля в предстоящей профессиональной деятельности.

Рассмотренные подходы медицинских вузов к организации практической дисциплины по физической культуре являются неоднородными и имеют свою педагогическую философию. С учетом отсутствия прямых рекомендаций в области проектирования РПД дисциплины программно-содержательное обеспечение кафедр физической культуры отражает субъективные трактовки ФГОС, что в конечном счете ограничивает возможность целенаправленной подготовки будущего специалиста к предстоящей профессиональной деятельности.

Выводы. Проведенный нами анализ научно-методической, учебной и нормативно-правовой документации позволил заключить, что одной из основных причин отсутствия профессионально ориентированной физической подготовки в медицинских вузах России является ФГОС ВО 3++, который декларирует элективный подход реализации практической дисциплины по физической культуре и, как следствие, право на самостоятельное определение содержания учебных занятий студентом, что ставит под вопрос возможность грамотного построения профессионально ориентированной РПД и организацию учебного процесса в целом.

Вместе с тем, учитывая недопонимание и проблемы разработанности понятийного аппарата компетентностного подхода, регламентированного ФГОС 3++, компетенции, перечень которых определяет УМО вуза, обязательны к освоению, что предполагает понимание ответственными сотрудниками УМО основ и специфики предстоящей трудовой деятельности конкретной специальности для адекватного распределения компетенций и дальнейшей разработки индикаторов освоения данных компетенций.

В актуальном ФГОС ВО 3++ для специальности «Лечебное дело» представлена лишь одна компетенция (УК-7), связанная с физической культурой, которая отражает необходимость применения в образовательном процессе средств и методов профессионально ориентированной физической подготовки.

Однако рассмотренные РПД медицинских вузов для специальности «Лечебное дело» отличаются разноплановостью в подходах формирования компетенций, применяемых средствах и распределении часовой нагрузки, что является следствием отсутствия единых рекомендаций по разработке обоснованного и апробированного содержательного обеспечения дисциплины по физической культуре, а также ее организации, которая в первую очередь должна быть направлена на подготовку специалиста к эффективной трудовой деятельности.

Вместе с тем выявлено, что ряд профильных вузов для подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело», применяет профессионально ориентированный подход, наличие которого в современных условиях вполне оправданно, однако на сегодняшний день отсутствует научно обоснованная профессиограмма врача-терапевта участкового, которая является фундаментом для составления РПД, что ставит под вопрос прикладную ориентированность процесса физической подготовки будущих врачей терапевтического профиля и определяет актуальность теоретических и практических разработок в данном направлении.


Библиографическая ссылка

Скиба И.А., Коновалов И.Е. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30989 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674