Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF AUDIO TEXTS IN ONLINE LEARNING

Abdivalieva G.A. 1
1 International Kyrgyz-Uzbek University of the B. Sydykov
In this article, the subject of research is the process of communication in a foreign language (Russian) of students of the International Kyrgyz-Uzbek University named after B. Sydykov. The purpose of this work is to develop communication skills in Russian. The method of remote observation of the students' activity in the lessons of the modern Russian language was used. The four types of activities of reading, listening, speaking and writing, during online learning, the most practical and effective were listening, speaking and writing, since these activities in national groups form the basis of proficiency in a foreign (Russian) language. The research materials were reproductive and productive tasks and exercises. The use of audio texts, as well as the implementation of step-by-step tasks from reproductive to productive, practice shows. First, visual, easily reproducible exercises and tasks motivate students to speak, explain, reason, and interpret. Secondly, in productive tasks, students develop an interest in creativity, enthusiastically find and extract information, interpret and evaluate information. Systematic work with listening, speaking and writing has formed the communicative personality of the students of the International Kyrgyz-Uzbek University named after B. Sydykov. Determined that the use of listening, speaking and writing develops critical, creative and verbal-logical thinking in students. These types of tasks and exercises are recommended to be used in the classroom of higher and secondary educational institutions to improve the quality of education.
audio texts
listening
online
communication
contact groups
Teachers
students
distance learning

Человек, который считал себя специалистом в какой-то области пять, десять лет назад, на сегодняшний момент гарантированно не будет являться таковым, если он не будет работать над саморазвитием. На этот процесс влияет также и то, что не использованные знания со временем искажаются, даже если эта информация по-прежнему важна, человек не сможет продуктивно её использовать [1]. Быстрыми темпами устаревают знания и появляется потребность в новых, это сегодня очень востребовано.

Во время пандемии все учебные заведения и наш Киргизско-Узбекский международный университет имени Б. Сыдыкова перешли на онлайн-обучение. Преподаватели, студенты, родители с трудом это восприняли, а организация онлайн-обучения была не сразу понятной. Так как ни школы, ни вузы не были готовы, переход прошел в экстренном режиме, а качество обучения оставляло желать лучшего.

Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи говорил, что человек своим интеллектом может непрерывно регулировать изменяющуюся реальность, которая состоит из многочисленных событий. Д. Дьюи выделяет у человека разум и интеллект: разум помогает человеку понять и постичь отвлеченные понятия, которых человек не может потрогать, понюхать, пощупать, а интеллект позволяет человеку работать в обществе, следовать правилам, выполнить то или иное задание по требованию, достигать поставленной цели. Итак, интеллектуальный человек управляет действительностью, делает анализ, делает правильные решения [2].

Например, усвоение компьютерных навыков и знаний в работе с различными интернет-платформами (Zoom, Meet.google) – это кропотливый труд. Помочь в этой нелегкой работе студентам можно, если преподаватель сам усвоит и будет управлять этим контентом.

Деятельность современного преподавателя во время эпидемии складывается, прежде всего, из регулярной коммуникации с контактными группами. Во-первых, это коммуникация и постоянная поддержка студентов. Во-вторых, организация уроков, самостоятельных работ студентов и их результативность. Этот аспект деятельности нуждается в особом внимании, так как итоговые баллы студентов исходят из вышесказанного.

Целью исследования является формирование навыков общения на русском языке.

Материалы и методы исследования

Коммуникативный принцип является важным в педагогическом образовании, так как коммуникативная функция определяет статус человека в обществе. Работа над аудированием, т.е. аудиотекстами, значительно дала свой результат в процессе онлайн-обучения. Если преподаватели имели возможность контролировать студентов в аудитории при чтении текста, работе на доске, выполнении упражнений, то при дистанционном обучении преподаватель полностью теряет контроль над студентами. При выполнении задания студент имеет возможность обратиться к различным сайтам, чтобы найти ответы на заданный вопрос, или вообще может затаиться или скрыться. Чтобы избежать от этого, преподавателям необходимо неустанно коммуницироваться, например начать урок с репродуктивных заданий (беседа), а затем переходить на продуктивные задания [3].

В Киргизско-Узбекском международном университете имени Б. Сыдыкова на гуманитарно-педагогическом факультете на уроке современного русского языка использовались аудиотексты в группе ПМНО-2-20 (Педагогика и методика начального образования) (39 студентов), а в группе ПМНО-3-20 (38 студентов) велась классическая работа.

Материалом исследования является репродуктивные и продуктивные задания. Использован метод дистанционного наблюдения за активностью студентов на уроках современного русского языка.

Репродуктивные задания – это такие задания и упражнения, в результате которых студент беседует, высказывает свое мнение, рассказывает истории из своей жизни, т.е. задания, разработанные преподавателем, имеются на слайде в готовом, легко воспроизводимом виде.

Продуктивные задания – это такие задания, которые студент должен выполнить творчески, т.е. ответы не содержатся в слайде в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие выполнить задачу. Эти материалы предоставляются для того, чтобы студент в будущей жизни воспользовался полученными знаниями, и такие задания, как правило, берутся из реальной жизни.

При аудировании учащиеся выполняют задания, которые составлены именно по услышанной аудиозаписи. Исходя из этого, надо отметить, что преподаватель сам отбирает запись, учитывая уровень владения иностранным языком (русский) студентов, и готовит задания к нему. Аудирование – это процесс восприятия и понимания звучащей речи. Без аудирования, т.е. слушания и понимания, невозможно общение. Из четырех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) преподаватели считают аудирование наиболее успешным методом овладения речью.

На протяжении онлайн-обучения замечательно работали командами на платформе ZOOM. Работа в сессионных залах позволяет разделить учащихся на отдельные сеансы, где можно работать с командами. Организатор-преподаватель онлайн-урока может распределить студентов по сеансам автоматически т.е. контент сам делит студентов по подгруппам, также группу можно разделить на подгруппы вручную, т.е. преподаватель имеет возможность внести изменения в распределение студентов. Этот вариант очень удобен и уместен, так как преподаватель должен учитывать способности каждого студента. Участники сессионных залов имеют возможность к демонстрации экрана в полном объеме.

Во время работы в сессионных залах студентам очень интересно выполнять продуктивные задания. Продуктивные задания – это творческое воспроизведение знаний. Каждый студент должен сам и по-своему выразить полученные знания на уроке и представить одногруппникам, а команда должна выбрать самые оригинальные идеи и сформулировать их в текст. Ответа на продуктивное задание в готовом виде нет ни в учебнике, ни в Интернете. Эти задания сложнее, но интерес студентов к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике.

Важно учитывать, что командная работа зависит от многих факторов (количества людей, их темперамента, склонностей, характера и т.п.). При делении групп на команды рекомендуется преподавателю заранее изучить каждого студента, его способности, характер, талант, привычки, тип темперамента. Только при четком, грамотном делении студентов на команды урок даст свой результат.

Опытные преподаватели знают, что в процессе правильно организованного и проводимого онлайн-урока невозможно развивать какой-то один определённый навык. Действия студентов многообразны, и не всегда преподаватель может угадать, какое задание понравится студентам, какой навык сформируется в большей степени. От цели и задачи обучения зависит, на чем будет делать акцент преподаватель вовремя онлайн-обучения, чему он уделит больше времени. При постановке задачи преподавания дисциплины стоит сделать акцент на навыки межличностного взаимодействия и коммуникаций [4]. Как при работе с аудиторией, так и в онлайн-обучении важна обратная связь как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. При командной работе акцент лучше сделать на коммуникации и взаимодействии, но при этом важно учитывать, что при обработке конкретных практических задач полностью уйти от влияния индивидуально выполненной работы на результат не получится.

В процессе онлайн-обучения аудирование привело к формированию следующих навыков у студентов:

1. Определение значения слов по контексту.

2. Быстрое фиксирование поступающей информации.

3. Умение вести беседу на тему аудиотекста.

4. Делать анализ услышанной информации, сравнивать с реальной жизнью.

5. Уметь рассказывать о мечте, о планах на будущее.

На начальном этапе, когда формируются основные умения аудирования, преподавателю следует выбирать запись на знакомом языковом материале, новые слова в аудиотекстах не должны быть доминирующими, т.е. теми, которые несут основную информацию, располагаться незнакомые слова должны равномерно по всему тексту.

В аудиотекстах могут встречаться неизученные грамматические конструкции, о значении которых можно догадаться по контексту или по аналогии с уже изученными формами и моделями.

Как и при формировании навыков чтения, работа над аудиотекстом включает предтекстовую стадию (до прослушивания), собственно аудирование (во время прослушивания) и послетекстовую стадию (после прослушивания).

До прослушивания

Предлагаем следующие репродуктивные задания с аудиотекстом:

· беседа по иллюстрациям, новым словам;

· демонстрация мотивированных вопросов, введение в проблематику аудиотекста;

· работа со словами, предложениями, текстами по теме аудиотекста;

· просмотр картинок, беседа с целью ввести в ситуацию;

· расположение фраз в логическом порядке с целью сравнения с услышанным;

· толкование значений крылатых выражений с целью вести беседу с учащимися.

Перед тем как прослушать аудиозапись, преподаватель должен предложить студентам прочитать, провести инструктаж, как бы они выполнили данное задание, прослушать их вариант ответа. Предварительное выполнение заданий облегчит студентам выполнить задания во время прослушивания текста.

Во время прослушивания аудиозаписи студентами

Предлагаем следующие виды заданий учащимся:

· предложить два-три предложения с пропусками слов-глаголов;

· предложить четыре существительных, чтобы студенты подобрали к ним синонимы;

· предложить четыре вопроса с ответами да/нет/не говорилось;

· предложить два предложения на дополнение;

· внимательно прослушать аудиозапись и рассказать основные события.

После прослушивания

Примерные задания на проверку знаний после того, как прослушали аудиозапись:

· привести в системно-смысловой порядок пункты плана;

· выполнить тест с несколькими вариантами ответа;

· подобрать иллюстрации к аудиотексту или нарисовать, как они представляют услышанное (героев, место, событие и т.д.) в аудиозаписи;

· представить несколько терминов с вариантами значений и предложить найти правильный вариант;

· составить синквейн.

Преподавателю важно помнить, что при аудировании студент не просто прослушивает получаемую информацию, он должен понять смысл переданной информации, получить конкретную информацию.

После того как студент прослушал аудиозапись, приступаем к говорению. Говорение – это такой вид речевой деятельности, который реализуется, когда в сознании говорящего возникает речевая потребность с собеседником.

В основе обучения говорению лежит речевая интенция – коммуникативное намерение говорящего. Речевая интенция предполагает, что в заданиях-диалогах каждый студент во время общения выступает в роли говорящего или в роли слушающего, необходимо научить студентов репликам-побуждениям и репликам-реакциям [5].

При решении определенных коммуникативных задач студент должен уметь на словах реализовать следующие интенции:

· уметь начать разговор, знакомиться со сверстниками, со старшими, младшими по возрасту, уметь представлять себя, знакомить друга, здороваться при входе, прощаться при уходе, уметь спросить, уметь ориентироваться в незнакомом обществе, вести себя воспитанно, привлекать внимание, уметь говорить, что вы не поняли, уточнить, завершать беседу;

· грамотно запрашивать информацию по почте, правильно писать электронные письма, точно указывать аббревиатуры, инициалы людей, правильно составлять вопросы, связно и поэтапно сообщать о произошедшем, говорить основные моменты, уметь определять цель сообщения;

· уметь выражать свое согласие, ставить условие, просить разрешение, уметь высказать неуверенность в чем-либо, уметь давать советы, отказывать, запрещать какое-либо действие;

· уметь оценивать работу, поступок, выразить свое отношение к чьей-то работе, говорить по факту, выражать сожаление, сочувствовать кому-либо.

Обучение говорению включает в себя три основные части:

· ввести в память студентов слова-термины;

· выработать навыки и умения использовать эти материалы;

· развивать умения использовать в речи слова-термины для повышения языкового уровня и для коммуникативных целей.

Постепенное овладение студентами компетенции ведения диалога или монолога включает следующие разделы: степень адаптации к речевым ситуациям; умение вести диалог; умение развивать тему; целостность и связность высказывания.

С целью, чтобы у команд была привлекательная беседа, предлагаются следующие задания на речевую деятельность:

· работа над ситуативной задачей (составить диалог);

· работа с афишей (составить диалог);

· работа с кассовым чеком (составить диалог);

· работа с рекламными щитами (составить диалог).

Когда студенты общаются между собой, у них происходит воспроизведение своих мыслей. Говорящий выбирает из имеющегося у него запаса языковых средств те, которые ему необходимы для порождения речи, и объединяет их в единое целое.

После говорения необходимо формирование навыков письма. Студентам обязательно нужно научиться выражать в письменной форме свои мысли, отвечать на вопросы, уметь заполнять анкету, писать заявление, автобиографию, составлять резюме, писать письмо, изложение, эссе, в письменной форме отвечать на вопрос [6].

Для формирования навыков письма необходимо предложить следующие задания:

· написать текст-приглашение (на концерт, в кино, в поездку, на выставку, на конференцию и т.д.);

· написать письмо-благодарность;

· написать письмо другу, родителям, подруге, начальнику и др.;

· написать афишу мероприятий, рекламу, объявление (несплошной текст).

Результаты исследования и их обсуждение. В конце 2020-2021 учебного года получили следующие результаты - группа ПМНО-2-20: «5» - 11; «4» - 16; «3» - 11 «2» - 1, группа ПМНО-3-20: «5» - 4; «4» - 17; «3» - 12; «2» - 3; н/а - 2.

Успеваемость группы ПМНО-2-20: качественная 69,2%, общая 97,4%.

Успеваемость группы ПМНО-3-20: качественная 55,2%, общая 86,8%.

По итоговым экзаменам можно сделать анализ. Учебная успеваемость намного выше в группе, где применялись аудиотексты. В группе, которая обучалась в общеустановленной форме, показатель успеваемости студентов неудовлетворительный.

Конечно же, есть недостатки использования дистанционного вида обучения - это все-таки отсутствие возможности живого общения между студентом и преподавателем. К минусам также относится необходимость выполнения определенных технических условий: наличие Интернета у обеих сторон. Следует отметить, что у такого формата обучения есть большое количество плюсов, самые важные: финансовые и временные затраты, доступность и удобство применения, широкий охват аудитории.

Мы живем в эпоху, когда знания и непрерывное обучение являются важнейшими компонентами успеха.

Выводы. Выявлено, что работа с аудиотекстами на уроках современного русского языка дала перспективное направление, позволяющее развивать языковую личность студента.

Показано, что системная работа с аудированием, говорением и письмом формирует (направлена на формирование) коммуникативную личность студента.

Использование на уроках современного русского языка аудирования, говорения и письма развивает критическое мышление студента.