Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ АУДИОТЕКСТОВ В ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ

Абдивалиева Г.А. 1
1 Киргизско-Узбекский международный университет имени Б. Сыдыкова
В данной статье предметом исследования является процесс общения на иностранном языке (русский) студентов Киргизско-Узбекского международного университета имени Б. Сыдыкова. Целью данной работы является формирование навыков общения на русском языке. Использован метод дистанционного наблюдения за активностью студентов на уроках современного русского языка. Из четырех видов деятельности чтения, аудирования, говорения и письма, во время онлайн-обучения, самыми практичными и результативными были аудирование, говорение и письмо, так как эти виды деятельности в национальных группах составляют основу владения иностранным (русским) языком. Материалами исследования были репродуктивные и продуктивные задания и упражнения. Выяснено, что, во-первых, визуальные, легко воспроизводимые упражнения и задания мотивируют студентов вести речь, объяснять, рассуждать, толковать. Во-вторых, в продуктивных заданиях у студентов появляется интерес к творчеству, они увлеченно находят и извлекают информацию, интерпретируют и оценивают информацию. Системная работа с аудированием, говорением и письмом направлена на формирование коммуникативной личности студентов Киргизско-Узбекского международного университета имени Б. Сыдыкова. Определено, что использование аудирования, говорения и письма развивает у студентов критическое, креативное и словесно-логическое мышление. Такие виды заданий и упражнений рекомендуется использовать на занятиях в высших и средних учебных заведениях для повышения качества образования.
аудиотексты
аудирование
онлайн
коммуникация
контактные группы
преподаватели
студенты
дистанционное обучение
1. Саморазвитие Самосовершенствование Личностный рост Психология и отношения Искусство и общения Общение как коммуникация. [Электронный ресурс]. URL: http://kak-bog.ru/obshchenie-kak-kommunikaciya (дата обращения: 16.06.2021).
2. Кондубаева М.Р. Методика преподавания русского языка. Учебник для студентов высшего образования, обучающихся по специальностям «Русский язык и литература». Алматы, 2018. 187 с.
3. Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения: монография. М.: Мир науки 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://izd-mn.com/PDF/37MNNPM20.pdf (дата обращения: 15.06.2021).
4. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие. М., 2005. 102 с.
5. Булатова В.А., Парманасова С.Дж., Чепекова Г.С. Русский язык. Практический курс. Книга для учителя. Бишкек, 2020. 43 с.
6. Чан Динь Лам. Научные основы формирования культуры русского речевого общения студентов – вьетнамцев в условиях многоязычия. дис. … док. пед. наук. Алматы, 2004. 36 с.

Человек, который считал себя специалистом в какой-то области пять, десять лет назад, на сегодняшний момент гарантированно не будет являться таковым, если он не будет работать над саморазвитием. На этот процесс влияет также и то, что не использованные знания со временем искажаются, даже если эта информация по-прежнему важна, человек не сможет продуктивно её использовать [1]. Быстрыми темпами устаревают знания и появляется потребность в новых, это сегодня очень востребовано.

Во время пандемии все учебные заведения и наш Киргизско-Узбекский международный университет имени Б. Сыдыкова перешли на онлайн-обучение. Преподаватели, студенты, родители с трудом это восприняли, а организация онлайн-обучения была не сразу понятной. Так как ни школы, ни вузы не были готовы, переход прошел в экстренном режиме, а качество обучения оставляло желать лучшего.

Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи говорил, что человек своим интеллектом может непрерывно регулировать изменяющуюся реальность, которая состоит из многочисленных событий. Д. Дьюи выделяет у человека разум и интеллект: разум помогает человеку понять и постичь отвлеченные понятия, которых человек не может потрогать, понюхать, пощупать, а интеллект позволяет человеку работать в обществе, следовать правилам, выполнить то или иное задание по требованию, достигать поставленной цели. Итак, интеллектуальный человек управляет действительностью, делает анализ, делает правильные решения [2].

Например, усвоение компьютерных навыков и знаний в работе с различными интернет-платформами (Zoom, Meet.google) – это кропотливый труд. Помочь в этой нелегкой работе студентам можно, если преподаватель сам усвоит и будет управлять этим контентом.

Деятельность современного преподавателя во время эпидемии складывается, прежде всего, из регулярной коммуникации с контактными группами. Во-первых, это коммуникация и постоянная поддержка студентов. Во-вторых, организация уроков, самостоятельных работ студентов и их результативность. Этот аспект деятельности нуждается в особом внимании, так как итоговые баллы студентов исходят из вышесказанного.

Целью исследования является формирование навыков общения на русском языке.

Материалы и методы исследования

Коммуникативный принцип является важным в педагогическом образовании, так как коммуникативная функция определяет статус человека в обществе. Работа над аудированием, т.е. аудиотекстами, значительно дала свой результат в процессе онлайн-обучения. Если преподаватели имели возможность контролировать студентов в аудитории при чтении текста, работе на доске, выполнении упражнений, то при дистанционном обучении преподаватель полностью теряет контроль над студентами. При выполнении задания студент имеет возможность обратиться к различным сайтам, чтобы найти ответы на заданный вопрос, или вообще может затаиться или скрыться. Чтобы избежать от этого, преподавателям необходимо неустанно коммуницироваться, например начать урок с репродуктивных заданий (беседа), а затем переходить на продуктивные задания [3].

В Киргизско-Узбекском международном университете имени Б. Сыдыкова на гуманитарно-педагогическом факультете на уроке современного русского языка использовались аудиотексты в группе ПМНО-2-20 (Педагогика и методика начального образования) (39 студентов), а в группе ПМНО-3-20 (38 студентов) велась классическая работа.

Материалом исследования является репродуктивные и продуктивные задания. Использован метод дистанционного наблюдения за активностью студентов на уроках современного русского языка.

Репродуктивные задания – это такие задания и упражнения, в результате которых студент беседует, высказывает свое мнение, рассказывает истории из своей жизни, т.е. задания, разработанные преподавателем, имеются на слайде в готовом, легко воспроизводимом виде.

Продуктивные задания – это такие задания, которые студент должен выполнить творчески, т.е. ответы не содержатся в слайде в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие выполнить задачу. Эти материалы предоставляются для того, чтобы студент в будущей жизни воспользовался полученными знаниями, и такие задания, как правило, берутся из реальной жизни.

При аудировании учащиеся выполняют задания, которые составлены именно по услышанной аудиозаписи. Исходя из этого, надо отметить, что преподаватель сам отбирает запись, учитывая уровень владения иностранным языком (русский) студентов, и готовит задания к нему. Аудирование – это процесс восприятия и понимания звучащей речи. Без аудирования, т.е. слушания и понимания, невозможно общение. Из четырех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) преподаватели считают аудирование наиболее успешным методом овладения речью.

На протяжении онлайн-обучения замечательно работали командами на платформе ZOOM. Работа в сессионных залах позволяет разделить учащихся на отдельные сеансы, где можно работать с командами. Организатор-преподаватель онлайн-урока может распределить студентов по сеансам автоматически т.е. контент сам делит студентов по подгруппам, также группу можно разделить на подгруппы вручную, т.е. преподаватель имеет возможность внести изменения в распределение студентов. Этот вариант очень удобен и уместен, так как преподаватель должен учитывать способности каждого студента. Участники сессионных залов имеют возможность к демонстрации экрана в полном объеме.

Во время работы в сессионных залах студентам очень интересно выполнять продуктивные задания. Продуктивные задания – это творческое воспроизведение знаний. Каждый студент должен сам и по-своему выразить полученные знания на уроке и представить одногруппникам, а команда должна выбрать самые оригинальные идеи и сформулировать их в текст. Ответа на продуктивное задание в готовом виде нет ни в учебнике, ни в Интернете. Эти задания сложнее, но интерес студентов к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике.

Важно учитывать, что командная работа зависит от многих факторов (количества людей, их темперамента, склонностей, характера и т.п.). При делении групп на команды рекомендуется преподавателю заранее изучить каждого студента, его способности, характер, талант, привычки, тип темперамента. Только при четком, грамотном делении студентов на команды урок даст свой результат.

Опытные преподаватели знают, что в процессе правильно организованного и проводимого онлайн-урока невозможно развивать какой-то один определённый навык. Действия студентов многообразны, и не всегда преподаватель может угадать, какое задание понравится студентам, какой навык сформируется в большей степени. От цели и задачи обучения зависит, на чем будет делать акцент преподаватель вовремя онлайн-обучения, чему он уделит больше времени. При постановке задачи преподавания дисциплины стоит сделать акцент на навыки межличностного взаимодействия и коммуникаций [4]. Как при работе с аудиторией, так и в онлайн-обучении важна обратная связь как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. При командной работе акцент лучше сделать на коммуникации и взаимодействии, но при этом важно учитывать, что при обработке конкретных практических задач полностью уйти от влияния индивидуально выполненной работы на результат не получится.

В процессе онлайн-обучения аудирование привело к формированию следующих навыков у студентов:

1. Определение значения слов по контексту.

2. Быстрое фиксирование поступающей информации.

3. Умение вести беседу на тему аудиотекста.

4. Делать анализ услышанной информации, сравнивать с реальной жизнью.

5. Уметь рассказывать о мечте, о планах на будущее.

На начальном этапе, когда формируются основные умения аудирования, преподавателю следует выбирать запись на знакомом языковом материале, новые слова в аудиотекстах не должны быть доминирующими, т.е. теми, которые несут основную информацию, располагаться незнакомые слова должны равномерно по всему тексту.

В аудиотекстах могут встречаться неизученные грамматические конструкции, о значении которых можно догадаться по контексту или по аналогии с уже изученными формами и моделями.

Как и при формировании навыков чтения, работа над аудиотекстом включает предтекстовую стадию (до прослушивания), собственно аудирование (во время прослушивания) и послетекстовую стадию (после прослушивания).

До прослушивания

Предлагаем следующие репродуктивные задания с аудиотекстом:

· беседа по иллюстрациям, новым словам;

· демонстрация мотивированных вопросов, введение в проблематику аудиотекста;

· работа со словами, предложениями, текстами по теме аудиотекста;

· просмотр картинок, беседа с целью ввести в ситуацию;

· расположение фраз в логическом порядке с целью сравнения с услышанным;

· толкование значений крылатых выражений с целью вести беседу с учащимися.

Перед тем как прослушать аудиозапись, преподаватель должен предложить студентам прочитать, провести инструктаж, как бы они выполнили данное задание, прослушать их вариант ответа. Предварительное выполнение заданий облегчит студентам выполнить задания во время прослушивания текста.

Во время прослушивания аудиозаписи студентами

Предлагаем следующие виды заданий учащимся:

· предложить два-три предложения с пропусками слов-глаголов;

· предложить четыре существительных, чтобы студенты подобрали к ним синонимы;

· предложить четыре вопроса с ответами да/нет/не говорилось;

· предложить два предложения на дополнение;

· внимательно прослушать аудиозапись и рассказать основные события.

После прослушивания

Примерные задания на проверку знаний после того, как прослушали аудиозапись:

· привести в системно-смысловой порядок пункты плана;

· выполнить тест с несколькими вариантами ответа;

· подобрать иллюстрации к аудиотексту или нарисовать, как они представляют услышанное (героев, место, событие и т.д.) в аудиозаписи;

· представить несколько терминов с вариантами значений и предложить найти правильный вариант;

· составить синквейн.

Преподавателю важно помнить, что при аудировании студент не просто прослушивает получаемую информацию, он должен понять смысл переданной информации, получить конкретную информацию.

После того как студент прослушал аудиозапись, приступаем к говорению. Говорение – это такой вид речевой деятельности, который реализуется, когда в сознании говорящего возникает речевая потребность с собеседником.

В основе обучения говорению лежит речевая интенция – коммуникативное намерение говорящего. Речевая интенция предполагает, что в заданиях-диалогах каждый студент во время общения выступает в роли говорящего или в роли слушающего, необходимо научить студентов репликам-побуждениям и репликам-реакциям [5].

При решении определенных коммуникативных задач студент должен уметь на словах реализовать следующие интенции:

· уметь начать разговор, знакомиться со сверстниками, со старшими, младшими по возрасту, уметь представлять себя, знакомить друга, здороваться при входе, прощаться при уходе, уметь спросить, уметь ориентироваться в незнакомом обществе, вести себя воспитанно, привлекать внимание, уметь говорить, что вы не поняли, уточнить, завершать беседу;

· грамотно запрашивать информацию по почте, правильно писать электронные письма, точно указывать аббревиатуры, инициалы людей, правильно составлять вопросы, связно и поэтапно сообщать о произошедшем, говорить основные моменты, уметь определять цель сообщения;

· уметь выражать свое согласие, ставить условие, просить разрешение, уметь высказать неуверенность в чем-либо, уметь давать советы, отказывать, запрещать какое-либо действие;

· уметь оценивать работу, поступок, выразить свое отношение к чьей-то работе, говорить по факту, выражать сожаление, сочувствовать кому-либо.

Обучение говорению включает в себя три основные части:

· ввести в память студентов слова-термины;

· выработать навыки и умения использовать эти материалы;

· развивать умения использовать в речи слова-термины для повышения языкового уровня и для коммуникативных целей.

Постепенное овладение студентами компетенции ведения диалога или монолога включает следующие разделы: степень адаптации к речевым ситуациям; умение вести диалог; умение развивать тему; целостность и связность высказывания.

С целью, чтобы у команд была привлекательная беседа, предлагаются следующие задания на речевую деятельность:

· работа над ситуативной задачей (составить диалог);

· работа с афишей (составить диалог);

· работа с кассовым чеком (составить диалог);

· работа с рекламными щитами (составить диалог).

Когда студенты общаются между собой, у них происходит воспроизведение своих мыслей. Говорящий выбирает из имеющегося у него запаса языковых средств те, которые ему необходимы для порождения речи, и объединяет их в единое целое.

После говорения необходимо формирование навыков письма. Студентам обязательно нужно научиться выражать в письменной форме свои мысли, отвечать на вопросы, уметь заполнять анкету, писать заявление, автобиографию, составлять резюме, писать письмо, изложение, эссе, в письменной форме отвечать на вопрос [6].

Для формирования навыков письма необходимо предложить следующие задания:

· написать текст-приглашение (на концерт, в кино, в поездку, на выставку, на конференцию и т.д.);

· написать письмо-благодарность;

· написать письмо другу, родителям, подруге, начальнику и др.;

· написать афишу мероприятий, рекламу, объявление (несплошной текст).

Результаты исследования и их обсуждение. В конце 2020-2021 учебного года получили следующие результаты - группа ПМНО-2-20: «5» - 11; «4» - 16; «3» - 11 «2» - 1, группа ПМНО-3-20: «5» - 4; «4» - 17; «3» - 12; «2» - 3; н/а - 2.

Успеваемость группы ПМНО-2-20: качественная 69,2%, общая 97,4%.

Успеваемость группы ПМНО-3-20: качественная 55,2%, общая 86,8%.

По итоговым экзаменам можно сделать анализ. Учебная успеваемость намного выше в группе, где применялись аудиотексты. В группе, которая обучалась в общеустановленной форме, показатель успеваемости студентов неудовлетворительный.

Конечно же, есть недостатки использования дистанционного вида обучения - это все-таки отсутствие возможности живого общения между студентом и преподавателем. К минусам также относится необходимость выполнения определенных технических условий: наличие Интернета у обеих сторон. Следует отметить, что у такого формата обучения есть большое количество плюсов, самые важные: финансовые и временные затраты, доступность и удобство применения, широкий охват аудитории.

Мы живем в эпоху, когда знания и непрерывное обучение являются важнейшими компонентами успеха.

Выводы. Выявлено, что работа с аудиотекстами на уроках современного русского языка дала перспективное направление, позволяющее развивать языковую личность студента.

Показано, что системная работа с аудированием, говорением и письмом формирует (направлена на формирование) коммуникативную личность студента.

Использование на уроках современного русского языка аудирования, говорения и письма развивает критическое мышление студента.


Библиографическая ссылка

Абдивалиева Г.А. РОЛЬ АУДИОТЕКСТОВ В ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30966 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674