Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF SATISFACTION WITH THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF COVID-19

Kaerova E.V. 1, 2 Dzhola A.A. 3 Sadon E.V. 1 Shestera A.A. 1, 2 Kozina E.A. 1
1 FGBOU VO «Pacific State Medical University Ministry of Health of Russia»
2 Vladivostok State University of Economics and service
3 FGBOU VO «Pacific State Medical University Ministry of Health of Russia»
The coronavirus infection (COVID-19) has significantly changed the attitude of young people to all areas of social life, including the educational process in electronic format. The most important aspect of the quality of education is the satisfaction of students, as one of the driving forces of increasing the activity of the individual. You can create a social portrait of a student in the conditions of COVID-19, which includes not only the degree of concern of respondents about infection (COVID-19), but also the level of motivation for distance learning. The purpose of the study: to analyze the respondents ' satisfaction with the new conditions of the educational process, in the context of distance learning. The survey was conducted according to a specially compiled questionnaire. The questionnaire consisted of three parts, each of which included a series of questions related to health, motivation for learning in a distance format, and satisfaction with the educational process. In the survey conducted from February 24 to April 10, 2021 on the Google platform, 228 respondents took part (the average age was 18.07 ± 0.86). Vladivostok: TSMU, FEFU, VSUES. The degree of satisfaction with the educational process is approximately the same percentage: Yes – 18.1%; nо – 20.8%; rather yes than no – 31%; rather no than yes-24.8%. The electronic format of training currently has a number of advantages: training in a comfortable and familiar environment – 159 people, which was 70.4%; flexibility of the educational process – 134 people (59.3%); ease of updating the content and the ability to archive old material: any educational material remains available for download – 37.6%; Technological effectiveness of the learning process (use of information technologies) – 35.4%; obtaining practical skills-15.9%. Conclusions: students are satisfied with the distance learning format, despite the presence of a negative psychoemotional state.
student youth
coronavirus
e-learning
survey
satisfaction with the educational process

Пандемия внесла существенные изменения во все сферы жизни, и образовательный процесс не явился исключением. С серьезными проблемами столкнулось и вузовское образование. Переход на дистанционный формат произошел настолько стремительно, что к этому не были готовы не только высшие учебные заведения, но и студенты, особенно те, кто проживал в сельской местности и на отдаленных территориях, где Интернет работал небезупречно. Педагогам и обучающимся пришлось осваивать и новые программы, и новые интернет-платформы [1]. Ряд авторов (Т.В. Кирилова, А.А. Коршунова) отмечают, что обучающиеся перешли на самостоятельную организацию своего образовательного процесса, так как лекционные, практические и семинарские методические материалы были ориентированы на очный формат и требовали цифровизации, занимающей достаточно длительное время и предполагающей наличие ресурсов [2].

Пандемия предъявила особые требования к участникам образовательного процесса. Онлайн-педагогика предполагала создание новых цифровых технологий, установление дистанционного формата общения со студентами, стимулирование когнитивной активности и выставления оценок [3]. Образовательный процесс переместился в цифровую среду, что повлекло формирование новых навыков и компетенций. По образному выражению О.В. Ярмак, Е.М. Пановой и иных, «…высшая школа становится драйвером нового цифрового образовательного процесса» [4, с. 28]. По мнению Е.А. Тимощук, А.С. Тимощук, Р. Тьяги, «…цифровизация и технологические компетенции должны стать ключевым фактором воспроизводства знаний» [3]. По определению О.В. Шмурыгиной, «…система, сложившаяся в условиях быстрого реагирования на вызов пандемии, не совсем эффективна: преподаватель выдает задания, студенты их выполняют, преподаватель проверяет и оценивает» [5, с. 51–52]. Внезапный повсеместный переход образовательного процесса на дистанционное обучение во время пандемии обусловил необходимость быстрой адаптации к обучению в Интернете всех участников этого процесса. Коронавирусная инфекция (COVID-19) существенно изменила отношение молодых людей ко всем сферам социальной жизни, включая образовательный процесс в электронном формате. «Цифровая трансформация образования неизбежно влечет за собой внедрение в образовательные процессы моделей и технологий цифрового взаимодействия и производства услуг, что неизбежно ведет к переформатированию образовательного пространства», – считает Л.Н. Данилова [6]. Главной идеей электронного обучения становится возможность получения знаний из любой точки доступа в Интернет [7, 8]. Авторы Г.В. Абрамян и Г.Р. Катасонова раскрывают особенности организации дистанционного образования в вузах и «интеграцию традиционных аудиторных и элементов новых электронных информационно-телекоммуникационных форм дистанционного и сетевого обучения» [9]. Многие исследователи выделяют и основные принципы цифровизации образовательной среды, такие как доступность, открытость, интерактивность, ориентированность на пользователя [4, 7, 8]. При переходе на дистанционное обучение следует помнить о здоровьесберегающем аспекте с учетом негативных факторов, влияющих на здоровье [10].

Отдельные учебные заведения проводили интернет-тестирование по вопросу об удовлетворенности и мотивации студентов и преподавателей [11, 12, 13]. С точки зрения исследователей, электронное образование, цифровизация – это наша ближайшая перспектива, к которой всем необходимо готовиться. Проявив интерес к полученным результатам, мы также решили провести онлайн-опрос. Кроме того, введение дистанционного обучения в медицинском образовании без снижения его качества имеет множество аспектов, важнейшим из которых является сохранение удовлетворенности студентов как одной из движущих сил повышения активности личности в процессе учебно-профессиональной деятельности. Изучив механизмы, позволяющие адаптироваться к новым реалиям [14], можно составить социальный портрет студента в условиях COVID-19, который включает не только степень обеспокоенности респондентов по поводу инфицирования (COVID-19), но и уровень мотивации к дистанционному обучению.

Цель исследования: провести анализ удовлетворенности респондентов образовательным процессом в дистанционном формате в условиях COVID-19.

В ходе исследования решались задачи по определению уровня удовлетворенности преподаванием в электронном формате; систематизировались прогнозы, данные респондентами на пост-ковидное будущее; разрабатывались рекомендации по улучшению психоэмоционального и физического состояния студентов.

Материалы и методы исследования. Опрос проводился по специально составленной анкете. Использовались альтернативные вопросы, где необходимо было выбрать один или несколько ответов, например: «Определите Ваш уровень мотивации к обучению у Вас в рамках дистанционной формы»; «Удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном режиме?» Также использовались шкальные вопросы, например необходимо было ранжировать предложенные преподавателем формы обучения от 1 до 5, где 1 соответствовала наименее предпочтительной форме, а 5 – наиболее предпочтительной форме обучения в дистанционном формате, и вопросы открытого типа, где нужно было дать ответ в произвольной форме, например на серию вопросов: «Ваш прогноз на ближайшее время: каким именно будет новое общество после этой встряски? Как это может повлиять на ваше пост-ковидное будущее?»

В исследовании, проведенном c 24 февраля по 10 апреля 2021 г. на Google платформе (https://forms.gle/zLeUpwSC7nh A4bWr6), приняли участие студенты вузов г. Владивостока: Тихоокеанского государственного медицинского университета, Дальневосточного федерального университета и Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, всего 227 респондентов (средний возраст которых составил 18,07±0,86 года, доверительный интервал 18,07 (95% ДИ: 17,91–18,24)). Гендерное распределение респондентов: девушек – 89,9% (204 человек), юношей – 10,1% (23 человека). Участие в опросе являлось добровольным.

Результаты исследования и их обсуждение

Причиной обучения в дистанционном формате стала вынужденная изоляция во время пандемии, и мы посчитали необходимым выяснить, в какой степени респонденты проявляют беспокойство по поводу своего инфицирования и инфицирования ближайшего окружения (COVID-19). Был задан вопрос: «Насколько сильно Вы обеспокоены тем, что Вы или кто-либо из Ваших близких может заболеть COVID-19?» Большинство студентов (59%) были обеспокоены в умеренной степени, тогда как 14,5% (33 человека) очень обеспокоены, не слишком обеспокоенных оказалось 16,7% (36 человек), а вот совершенно не обеспокоенных происходящей ситуацией оказалось 9,7% (22 человека). Однако исследование показало, что многим молодым людям не удалось избежать заражения: заболели коронавирусной инфекцией 83,7% (190 человек) опрошенных, правда, перенесли заболевание в легкой форме – 63,8% (143 человека), в бессимптомной форме – 3,6% (8 человек), в тяжелой форме 16,1% (36 человек), у 2,2% (5 человек) обострились хронические заболевания, а у 12,5% (28 человек) возникли последующие осложнения со здоровьем. Таким образом, мы увидели, что у большинства студентов наблюдалось в разной степени проявление негативного эмоционального состояния, выражавшееся в беспокойстве, и именно в этих условиях им приходилось осуществлять свою образовательную деятельность.

Студентам было предложено дать оценку соответствия своего домашнего рабочего места условиям дистанционного обучения, где в качестве критериев и необходимых условий выступали наличие ресурсов: Интернета; компьютера (ноутбука, планшета или смартфона); своевременное получение учебной информации и контактная работа с преподавателем. Опрос показал, что обучающиеся, имеющие бесперебойный доступ к Интернету, своевременно получавшие задания от преподавателей, имевшие возможность онлайн-консультаций, получавшие своевременную обратную связь, оценили дистанционный формат обучения на «отлично» – 24,2% (55 человек) и «хорошо» – 38,3% (88 человек). В основном это городские жители. Те, кто дистанционный формат оценил на «удовлетворительно» – 30,8% (70 человек) и «плохо» – 6,6% (15 человек), как правило, проживают в местности, в которой не обеспечивается стабильный доступ к сети Интернет (рис. 1).

Рис. 1. Анализ ответов студентов по соответствию своего домашнего рабочего места условиям дистанционного обучения

С целью определения уровня мотивации к новой форме получения образования мы попросили студентов ответить на вопрос: «Изменился ли уровень вашей мотивации к обучению при переходе на дистанционный формат?» Сохранили стремление получать знания в цифровом формате и мотивацию к обучению 40,5% обучающихся (92 человека), повышение мотивации отметили 17,2% студентов (39 человек). Снижение уровня мотивации к обучению обнаружено у 84 человек (36,6%), остальные выбрали вариант «затрудняюсь ответить» – 5,7% (13 человек). Таким образом, большая часть респондентов независимо от формы готовы рассматривать обучение как имеющее смысл, тесно увязывая его с жизненными и профессиональными целями. Кроме того, данные показатели оказались сопоставимы с информацией о среднем балле зачетной книжки. Можно предположить, что изменившийся формат обучения кардинально не повлиял на мотивацию к обучению, а снижение мотивации связано с увеличением учебного времени, которое потребовалось для выполнения заданий, и нарастанием усталости. Многие отмечали большое количество самостоятельных заданий и увеличение количества времени на их выполнение (64% затрачиваемого на весь учебный процесс), что не оставляло времени на отдых (приходилось оставаться за компьютером от 10 до 14 ч в день). В целом изменившийся формат обучения кардинально не повлиял на мотивацию к обучению.

Ответы на вопрос о степени удовлетворенности учебным процессом в дистанционном формате составляют примерно одинаковое процентное соотношение: да – 18,1% (41 человек); нет – 20,8% (47 человек); скорее да, чем нет, – 31% (71 человек); скорее нет, чем да, – 24,8% (57 человек). В целом процесс электронного обучения удовлетворял 49,1% студентов.

При этом становится очевидным, что студенты легко освоили весь спектр предлагаемых вариантов взаимодействий с преподавателями в цифровом обучении. На диаграмме представлены результаты анализа ответов на вопрос о предпочтении форм работ, используемых преподавателем в рамках электронного обучения (рис. 2). В этом рейтинге первые места (от 68,7% до 74%) отдаются размещению учебных материалов, выдаче самостоятельных заданий студентам и их проверке, проведению онлайн-тестирования. В меньшей мере, по свидетельству студентов, преподаватели применяют видеозанятия (36,6%), и всего лишь 1,8% обучающихся заполнили графу «другое», указав такую форму взаимодействия, как проведение видеолекций.

Рис. 2. Анализ форм обучения, используемых преподавателем в рамках электронного обучения

Примечание: 1. Проведение индивидуальных занятий; 2. Размещение учебных материалов; 3. Выдача заданий для самостоятельного выполнения; 4. Проверка заданий для самостоятельного выполнения; 5. Проведение видеозанятий; 6. Онлайн-тестирование; 7. Другое.

Ответы студентов свидетельствуют о неготовности полноценной замены традиционного обучения цифровым аналогом в силу недостаточности программно-технической обеспеченности образовательного процесса, с одной стороны, а также низкого уровня информационных компетенций преподавательского состава – с другой.

Анализ ответов на вопрос: «Какие преимущества электронного обучения на данный момент наиболее важны для Вас? Выберите не более 5 вариантов ответа» – показал, что при электронном формате обучения на период пандемии были отмечены следующие преимущества: обучение в комфортной и привычной обстановке – 159 человек, что составило 70,4%; гибкость учебного процесса – 134 человека (59,3%); легкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания – 37,6%; технологичность процесса обучения (использование информационных технологий) – 35,4%; получение практических навыков – 15,9%, что определенным образом также влияло на удовлетворенность студентов (рис. 3).

Рис.3. Анализ преимуществ, выбранных студентами при электронном обучении

Примечание: 1. Гибкость учебного процесса; 2. Технологичность процесса обучения (использование информационных технологий); 3. Обучение в комфортной и привычной обстановке; 4. Получение практических навыков; 5. Легкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания; 6. Нет никаких преимуществ; 7. Затрудняюсь ответить; 8. Другое.

Были и те, кто не увидел преимуществ (13,3%) или затруднились ответить (5,3%). Выбравшие вариант ответа «другое» отметили, что не нужно тратить времени на дорогу.

Респондентам был предложен вопрос: «Насколько Вы удовлетворены качеством процесса обучения в рамках дистанционного электронного обучения?» Были получены следующие результаты: многие испытывали сложности при выполнении практических заданий – 131 человек (57,3%); почти половина респондентов отметила большой объем выкладываемых материалов – 109 человек (48%), проблемы технического плана (неудобство пользоваться сайтом) – 62 человека (27,1%); недостаточное количество дистанционного материала – 20,9%, что снижало удовлетворенность от процесса обучения. В целом позитивную оценку дали всего 63 человека (28%). В пункте «другое» отмечено отсутствие преподавательского опыта работы в дистанционном формате – 3 человека (1,2%). Анализ представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Анализ удовлетворенности студентов качеством обучения в зависимости от предложенного учебного материала дистанционного формата обучения

Примечание: 1. Отлично, все понятно и интересно; 2. Недостаточное количество дистанционного материала; 3. Сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя; 4. Неудобство пользования сайтом дистанционного обучения; 5. Большой объем задаваемых материалов; 6. Несвоевременное выставление преподавателями материалов и заданий; 7. Другое.

Первый опыт цифровизации обучения, полученный в период пандемии, показал, что одним из важных аспектов является правильная оценка трудоемкости заданий, предлагаемых студентам к выполнению, что подтверждают приведенные данные.

В завершение респондентам было предложено смоделировать пост-ковидное будущее в произвольной форме. Вот наиболее интересные ответы: «Общество будет более равнодушно относиться к респираторным заболеваниям»; «Люди будут вынуждены носить маски и перчатки, пользоваться антисептическими средствами на постоянной основе»; «Бережное отношение к своему здоровью сбережет и от других заболеваний»; «Дистанционное образование улучшится, и не будет разницы между очным и онлайн-обучением по эффективности»; «Произойдет увеличение онлайн-технологий в учебном процессе». Некоторые отметили, что «…дистанционное обучение приведет к снижению уровня здоровья из-за долгого пребывания за компьютером», «…люди станут менее социально активными» и «…очные занятия необходимы для социального контакта, переживания эмоций, элементарных встреч с единомышленниками».

Выводы. Таким образом, в результате проведенного опроса студентов различных вузов г. Владивостока было выявлено, что студенческая молодежь в подавляющем большинстве удовлетворена дистанционным форматом обучения, несмотря на наличие негативного психоэмоционального состояния. Можно предположить, что такая позитивная ситуация сложилась за счет нескольких факторов. Во-первых, в отличие от работающего населения, которое находилось в условиях вынужденной изоляции без ясных перспектив дальнейшей жизни и условий профессиональной деятельности, студенты не прерывали учебный процесс, который, правда, изменил форму. Во-вторых, всех участников образовательного процесса (и администрацию образовательных учреждений, и преподавателей, и студентов) вдохновляла и поддерживала поставленная задача – не менять срок обучения, что позволяло не менять долгосрочные планы обучающихся.

Отмечено, что в период электронного обучения имеет место снижение мотивации к обучению у отдельной части студентов (36,6%), но в то же время больше половины студентов (57,7%) сохраняют желание получать образование в дистанционном формате, удовлетворены электронным обучением 49,1% студентов, но считают необходимым сохранять очное обучение 86,5%. Анализ форм дистанционного обучения, выбранных преподавателем, показал несовпадение с выбором студентов, предпочитающих видеосеминары, вебинары и обратную связь в прямом контакте с преподавателем. Также отмечались большое количество самостоятельных заданий и увеличение количества времени на их выполнение (64% затрачиваемого на весь учебный процесс), что не оставляло времени на отдых (приходилось оставаться за компьютером от 10 до 14 ч в день).

Несмотря на трудности учебного процесса, пришедшие вместе с пандемией, подавляющее большинство студентов смотрит в будущее оптимистично, но опасения и пожелания, высказанные респондентами, должны быть приняты во внимание. Однако в условиях угрозы повышения уровня эпидемиологической ситуации целесообразна разработка рекомендаций, позволяющих улучшить физическое здоровье и психоэмоциональное состояние студенческой молодежи.

В целях снижения симптомов беспокойства и улучшения психоэмоционального состояния ФГБОУ ВО «Тихоокеанский медицинский университет» разработаны медитативные техники, помогающие справиться с возникшей ситуацией, а также видеозаписи гимнастических комплексов в сочетании с дыхательными упражнениями. Для студентов, находящихся на дистанционном обучении при соблюдении карантинных мер, преподавателями кафедры физической культуры и спорта были организованы занятия в прямом эфире через социальную сеть Instagram.