Пандемия внесла существенные изменения во все сферы жизни, и образовательный процесс не явился исключением. С серьезными проблемами столкнулось и вузовское образование. Переход на дистанционный формат произошел настолько стремительно, что к этому не были готовы не только высшие учебные заведения, но и студенты, особенно те, кто проживал в сельской местности и на отдаленных территориях, где Интернет работал небезупречно. Педагогам и обучающимся пришлось осваивать и новые программы, и новые интернет-платформы [1]. Ряд авторов (Т.В. Кирилова, А.А. Коршунова) отмечают, что обучающиеся перешли на самостоятельную организацию своего образовательного процесса, так как лекционные, практические и семинарские методические материалы были ориентированы на очный формат и требовали цифровизации, занимающей достаточно длительное время и предполагающей наличие ресурсов [2].
Пандемия предъявила особые требования к участникам образовательного процесса. Онлайн-педагогика предполагала создание новых цифровых технологий, установление дистанционного формата общения со студентами, стимулирование когнитивной активности и выставления оценок [3]. Образовательный процесс переместился в цифровую среду, что повлекло формирование новых навыков и компетенций. По образному выражению О.В. Ярмак, Е.М. Пановой и иных, «…высшая школа становится драйвером нового цифрового образовательного процесса» [4, с. 28]. По мнению Е.А. Тимощук, А.С. Тимощук, Р. Тьяги, «…цифровизация и технологические компетенции должны стать ключевым фактором воспроизводства знаний» [3]. По определению О.В. Шмурыгиной, «…система, сложившаяся в условиях быстрого реагирования на вызов пандемии, не совсем эффективна: преподаватель выдает задания, студенты их выполняют, преподаватель проверяет и оценивает» [5, с. 51–52]. Внезапный повсеместный переход образовательного процесса на дистанционное обучение во время пандемии обусловил необходимость быстрой адаптации к обучению в Интернете всех участников этого процесса. Коронавирусная инфекция (COVID-19) существенно изменила отношение молодых людей ко всем сферам социальной жизни, включая образовательный процесс в электронном формате. «Цифровая трансформация образования неизбежно влечет за собой внедрение в образовательные процессы моделей и технологий цифрового взаимодействия и производства услуг, что неизбежно ведет к переформатированию образовательного пространства», – считает Л.Н. Данилова [6]. Главной идеей электронного обучения становится возможность получения знаний из любой точки доступа в Интернет [7, 8]. Авторы Г.В. Абрамян и Г.Р. Катасонова раскрывают особенности организации дистанционного образования в вузах и «интеграцию традиционных аудиторных и элементов новых электронных информационно-телекоммуникационных форм дистанционного и сетевого обучения» [9]. Многие исследователи выделяют и основные принципы цифровизации образовательной среды, такие как доступность, открытость, интерактивность, ориентированность на пользователя [4, 7, 8]. При переходе на дистанционное обучение следует помнить о здоровьесберегающем аспекте с учетом негативных факторов, влияющих на здоровье [10].
Отдельные учебные заведения проводили интернет-тестирование по вопросу об удовлетворенности и мотивации студентов и преподавателей [11, 12, 13]. С точки зрения исследователей, электронное образование, цифровизация – это наша ближайшая перспектива, к которой всем необходимо готовиться. Проявив интерес к полученным результатам, мы также решили провести онлайн-опрос. Кроме того, введение дистанционного обучения в медицинском образовании без снижения его качества имеет множество аспектов, важнейшим из которых является сохранение удовлетворенности студентов как одной из движущих сил повышения активности личности в процессе учебно-профессиональной деятельности. Изучив механизмы, позволяющие адаптироваться к новым реалиям [14], можно составить социальный портрет студента в условиях COVID-19, который включает не только степень обеспокоенности респондентов по поводу инфицирования (COVID-19), но и уровень мотивации к дистанционному обучению.
Цель исследования: провести анализ удовлетворенности респондентов образовательным процессом в дистанционном формате в условиях COVID-19.
В ходе исследования решались задачи по определению уровня удовлетворенности преподаванием в электронном формате; систематизировались прогнозы, данные респондентами на пост-ковидное будущее; разрабатывались рекомендации по улучшению психоэмоционального и физического состояния студентов.
Материалы и методы исследования. Опрос проводился по специально составленной анкете. Использовались альтернативные вопросы, где необходимо было выбрать один или несколько ответов, например: «Определите Ваш уровень мотивации к обучению у Вас в рамках дистанционной формы»; «Удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном режиме?» Также использовались шкальные вопросы, например необходимо было ранжировать предложенные преподавателем формы обучения от 1 до 5, где 1 соответствовала наименее предпочтительной форме, а 5 – наиболее предпочтительной форме обучения в дистанционном формате, и вопросы открытого типа, где нужно было дать ответ в произвольной форме, например на серию вопросов: «Ваш прогноз на ближайшее время: каким именно будет новое общество после этой встряски? Как это может повлиять на ваше пост-ковидное будущее?»
В исследовании, проведенном c 24 февраля по 10 апреля 2021 г. на Google платформе (https://forms.gle/zLeUpwSC7nh A4bWr6), приняли участие студенты вузов г. Владивостока: Тихоокеанского государственного медицинского университета, Дальневосточного федерального университета и Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, всего 227 респондентов (средний возраст которых составил 18,07±0,86 года, доверительный интервал 18,07 (95% ДИ: 17,91–18,24)). Гендерное распределение респондентов: девушек – 89,9% (204 человек), юношей – 10,1% (23 человека). Участие в опросе являлось добровольным.
Результаты исследования и их обсуждение
Причиной обучения в дистанционном формате стала вынужденная изоляция во время пандемии, и мы посчитали необходимым выяснить, в какой степени респонденты проявляют беспокойство по поводу своего инфицирования и инфицирования ближайшего окружения (COVID-19). Был задан вопрос: «Насколько сильно Вы обеспокоены тем, что Вы или кто-либо из Ваших близких может заболеть COVID-19?» Большинство студентов (59%) были обеспокоены в умеренной степени, тогда как 14,5% (33 человека) очень обеспокоены, не слишком обеспокоенных оказалось 16,7% (36 человек), а вот совершенно не обеспокоенных происходящей ситуацией оказалось 9,7% (22 человека). Однако исследование показало, что многим молодым людям не удалось избежать заражения: заболели коронавирусной инфекцией 83,7% (190 человек) опрошенных, правда, перенесли заболевание в легкой форме – 63,8% (143 человека), в бессимптомной форме – 3,6% (8 человек), в тяжелой форме 16,1% (36 человек), у 2,2% (5 человек) обострились хронические заболевания, а у 12,5% (28 человек) возникли последующие осложнения со здоровьем. Таким образом, мы увидели, что у большинства студентов наблюдалось в разной степени проявление негативного эмоционального состояния, выражавшееся в беспокойстве, и именно в этих условиях им приходилось осуществлять свою образовательную деятельность.
Студентам было предложено дать оценку соответствия своего домашнего рабочего места условиям дистанционного обучения, где в качестве критериев и необходимых условий выступали наличие ресурсов: Интернета; компьютера (ноутбука, планшета или смартфона); своевременное получение учебной информации и контактная работа с преподавателем. Опрос показал, что обучающиеся, имеющие бесперебойный доступ к Интернету, своевременно получавшие задания от преподавателей, имевшие возможность онлайн-консультаций, получавшие своевременную обратную связь, оценили дистанционный формат обучения на «отлично» – 24,2% (55 человек) и «хорошо» – 38,3% (88 человек). В основном это городские жители. Те, кто дистанционный формат оценил на «удовлетворительно» – 30,8% (70 человек) и «плохо» – 6,6% (15 человек), как правило, проживают в местности, в которой не обеспечивается стабильный доступ к сети Интернет (рис. 1).
Рис. 1. Анализ ответов студентов по соответствию своего домашнего рабочего места условиям дистанционного обучения
С целью определения уровня мотивации к новой форме получения образования мы попросили студентов ответить на вопрос: «Изменился ли уровень вашей мотивации к обучению при переходе на дистанционный формат?» Сохранили стремление получать знания в цифровом формате и мотивацию к обучению 40,5% обучающихся (92 человека), повышение мотивации отметили 17,2% студентов (39 человек). Снижение уровня мотивации к обучению обнаружено у 84 человек (36,6%), остальные выбрали вариант «затрудняюсь ответить» – 5,7% (13 человек). Таким образом, большая часть респондентов независимо от формы готовы рассматривать обучение как имеющее смысл, тесно увязывая его с жизненными и профессиональными целями. Кроме того, данные показатели оказались сопоставимы с информацией о среднем балле зачетной книжки. Можно предположить, что изменившийся формат обучения кардинально не повлиял на мотивацию к обучению, а снижение мотивации связано с увеличением учебного времени, которое потребовалось для выполнения заданий, и нарастанием усталости. Многие отмечали большое количество самостоятельных заданий и увеличение количества времени на их выполнение (64% затрачиваемого на весь учебный процесс), что не оставляло времени на отдых (приходилось оставаться за компьютером от 10 до 14 ч в день). В целом изменившийся формат обучения кардинально не повлиял на мотивацию к обучению.
Ответы на вопрос о степени удовлетворенности учебным процессом в дистанционном формате составляют примерно одинаковое процентное соотношение: да – 18,1% (41 человек); нет – 20,8% (47 человек); скорее да, чем нет, – 31% (71 человек); скорее нет, чем да, – 24,8% (57 человек). В целом процесс электронного обучения удовлетворял 49,1% студентов.
При этом становится очевидным, что студенты легко освоили весь спектр предлагаемых вариантов взаимодействий с преподавателями в цифровом обучении. На диаграмме представлены результаты анализа ответов на вопрос о предпочтении форм работ, используемых преподавателем в рамках электронного обучения (рис. 2). В этом рейтинге первые места (от 68,7% до 74%) отдаются размещению учебных материалов, выдаче самостоятельных заданий студентам и их проверке, проведению онлайн-тестирования. В меньшей мере, по свидетельству студентов, преподаватели применяют видеозанятия (36,6%), и всего лишь 1,8% обучающихся заполнили графу «другое», указав такую форму взаимодействия, как проведение видеолекций.
Рис. 2. Анализ форм обучения, используемых преподавателем в рамках электронного обучения
Примечание: 1. Проведение индивидуальных занятий; 2. Размещение учебных материалов; 3. Выдача заданий для самостоятельного выполнения; 4. Проверка заданий для самостоятельного выполнения; 5. Проведение видеозанятий; 6. Онлайн-тестирование; 7. Другое.
Ответы студентов свидетельствуют о неготовности полноценной замены традиционного обучения цифровым аналогом в силу недостаточности программно-технической обеспеченности образовательного процесса, с одной стороны, а также низкого уровня информационных компетенций преподавательского состава – с другой.
Анализ ответов на вопрос: «Какие преимущества электронного обучения на данный момент наиболее важны для Вас? Выберите не более 5 вариантов ответа» – показал, что при электронном формате обучения на период пандемии были отмечены следующие преимущества: обучение в комфортной и привычной обстановке – 159 человек, что составило 70,4%; гибкость учебного процесса – 134 человека (59,3%); легкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания – 37,6%; технологичность процесса обучения (использование информационных технологий) – 35,4%; получение практических навыков – 15,9%, что определенным образом также влияло на удовлетворенность студентов (рис. 3).
Рис.3. Анализ преимуществ, выбранных студентами при электронном обучении
Примечание: 1. Гибкость учебного процесса; 2. Технологичность процесса обучения (использование информационных технологий); 3. Обучение в комфортной и привычной обстановке; 4. Получение практических навыков; 5. Легкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания; 6. Нет никаких преимуществ; 7. Затрудняюсь ответить; 8. Другое.
Были и те, кто не увидел преимуществ (13,3%) или затруднились ответить (5,3%). Выбравшие вариант ответа «другое» отметили, что не нужно тратить времени на дорогу.
Респондентам был предложен вопрос: «Насколько Вы удовлетворены качеством процесса обучения в рамках дистанционного электронного обучения?» Были получены следующие результаты: многие испытывали сложности при выполнении практических заданий – 131 человек (57,3%); почти половина респондентов отметила большой объем выкладываемых материалов – 109 человек (48%), проблемы технического плана (неудобство пользоваться сайтом) – 62 человека (27,1%); недостаточное количество дистанционного материала – 20,9%, что снижало удовлетворенность от процесса обучения. В целом позитивную оценку дали всего 63 человека (28%). В пункте «другое» отмечено отсутствие преподавательского опыта работы в дистанционном формате – 3 человека (1,2%). Анализ представлен на рисунке 4.
Рис. 4. Анализ удовлетворенности студентов качеством обучения в зависимости от предложенного учебного материала дистанционного формата обучения
Примечание: 1. Отлично, все понятно и интересно; 2. Недостаточное количество дистанционного материала; 3. Сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя; 4. Неудобство пользования сайтом дистанционного обучения; 5. Большой объем задаваемых материалов; 6. Несвоевременное выставление преподавателями материалов и заданий; 7. Другое.
Первый опыт цифровизации обучения, полученный в период пандемии, показал, что одним из важных аспектов является правильная оценка трудоемкости заданий, предлагаемых студентам к выполнению, что подтверждают приведенные данные.
В завершение респондентам было предложено смоделировать пост-ковидное будущее в произвольной форме. Вот наиболее интересные ответы: «Общество будет более равнодушно относиться к респираторным заболеваниям»; «Люди будут вынуждены носить маски и перчатки, пользоваться антисептическими средствами на постоянной основе»; «Бережное отношение к своему здоровью сбережет и от других заболеваний»; «Дистанционное образование улучшится, и не будет разницы между очным и онлайн-обучением по эффективности»; «Произойдет увеличение онлайн-технологий в учебном процессе». Некоторые отметили, что «…дистанционное обучение приведет к снижению уровня здоровья из-за долгого пребывания за компьютером», «…люди станут менее социально активными» и «…очные занятия необходимы для социального контакта, переживания эмоций, элементарных встреч с единомышленниками».
Выводы. Таким образом, в результате проведенного опроса студентов различных вузов г. Владивостока было выявлено, что студенческая молодежь в подавляющем большинстве удовлетворена дистанционным форматом обучения, несмотря на наличие негативного психоэмоционального состояния. Можно предположить, что такая позитивная ситуация сложилась за счет нескольких факторов. Во-первых, в отличие от работающего населения, которое находилось в условиях вынужденной изоляции без ясных перспектив дальнейшей жизни и условий профессиональной деятельности, студенты не прерывали учебный процесс, который, правда, изменил форму. Во-вторых, всех участников образовательного процесса (и администрацию образовательных учреждений, и преподавателей, и студентов) вдохновляла и поддерживала поставленная задача – не менять срок обучения, что позволяло не менять долгосрочные планы обучающихся.
Отмечено, что в период электронного обучения имеет место снижение мотивации к обучению у отдельной части студентов (36,6%), но в то же время больше половины студентов (57,7%) сохраняют желание получать образование в дистанционном формате, удовлетворены электронным обучением 49,1% студентов, но считают необходимым сохранять очное обучение 86,5%. Анализ форм дистанционного обучения, выбранных преподавателем, показал несовпадение с выбором студентов, предпочитающих видеосеминары, вебинары и обратную связь в прямом контакте с преподавателем. Также отмечались большое количество самостоятельных заданий и увеличение количества времени на их выполнение (64% затрачиваемого на весь учебный процесс), что не оставляло времени на отдых (приходилось оставаться за компьютером от 10 до 14 ч в день).
Несмотря на трудности учебного процесса, пришедшие вместе с пандемией, подавляющее большинство студентов смотрит в будущее оптимистично, но опасения и пожелания, высказанные респондентами, должны быть приняты во внимание. Однако в условиях угрозы повышения уровня эпидемиологической ситуации целесообразна разработка рекомендаций, позволяющих улучшить физическое здоровье и психоэмоциональное состояние студенческой молодежи.
В целях снижения симптомов беспокойства и улучшения психоэмоционального состояния ФГБОУ ВО «Тихоокеанский медицинский университет» разработаны медитативные техники, помогающие справиться с возникшей ситуацией, а также видеозаписи гимнастических комплексов в сочетании с дыхательными упражнениями. Для студентов, находящихся на дистанционном обучении при соблюдении карантинных мер, преподавателями кафедры физической культуры и спорта были организованы занятия в прямом эфире через социальную сеть Instagram.
Библиографическая ссылка
Каерова Е.В., Джола А.А., Садон Е.В., Шестера А.А., Козина Е.А. АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ COVID – 19 // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30942 (дата обращения: 07.10.2024).