Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE TRANSITION TO DISTANCE LEARNING IN CHINA DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

Pischerskaya E.N. 1 Rokitskaya E.M. 2 Filippova V.P. 2
1 Chita Institute of Baikal State University
2 Kuban state university
The emergence and global spread of the new coronavirus infection (COVID-19) in 2020-2021 has made a significant impact on the educational systems of most countries in the world. The need to organize a high-quality educational process has set new challenges for the educational community and the governments of the countries. The first country to take the brunt of the pandemic was the People's Republic of China. Many countries, with different degrees of success, have switched distance learning format. This article examines the transition of PRC’s education system to distance learning format in the context of the coronavirus pandemic restrictions. The authors consider the main formats of distance learning (based on the physical location of teachers and students), the pace of transition to distance learning in China, the state policy in ensuring the availability of online education. The data on the rate of transition to online learning published on the official information resources of the People's Republic of China are analyzed. Examples of the main educational platforms of the PRC that provide distance learning opportunities at this stage (Dingtalk, XuetangX, iCourse International, etc.) including those offering joint international educational programs are given. The authors come to the conclusion that the process of transition to distance education in order to combat the spread of the new coronavirus infection in China is a unique example of the rapid and high-quality building of a new paradigm of providing educational services across the country.
distance learning
China
pandemic
coronavirus
covid-19
online learning
educational platforms

Глобальное распространение коронавирусной инфекции в 2020 г. поставило все сферы общественной жизни в новые условия. Необходимость повсеместного разобщения и социального дистанцирования наиболее затронула сферу образования на всех уровнях. Множество учебных заведений по всему миру вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения.

Дистанционная форма обучения в вузах была известна давно и использовалась, в основном, для реализации программ заочного обучения. При этом задания выдавались лично (во время сессии) или отправлялись по почте, контроль также осуществлялся преимущественно лично (экзамены, зачеты, защита курсовых и дипломных работ и т.д.).

Существует несколько форм дистанционного обучения в зависимости о того, где находятся преподаватели и слушатели. Наиболее распространенными формами на сегодняшний день являются следующие.

1. Преподаватель – удаленно, слушатели – в аудитории. Это формат видеолекций (онлайн и офлайн), когда для проведения лекции и курса лекций приглашается преподаватель из другого города или страны. Таким способом расширяется круг профессорско-преподавательского состава, повышается вовлеченность обучающихся, достигается диверсификация методик и подходов к обучению.

2. Преподаватель – в аудитории, слушатели – удаленно. Так организованы вебинары и открытые лекции, как в режиме реального времени, так и офлайн. Такой формат позволяет привлечь большую аудиторию слушателей, в том числе тех, кто по каким-то причинам не может посещать занятия очно.

3. Преподаватель и слушатели – удаленно. Такой формат дает наибольшие возможности планирования, структурирования курса и заданий, а, главное, обратной связи контроля качества [1].

В условиях пандемии COVID-19 в 2020 г. наиболее востребованными формами дистанционного обучения стали частично удаленные (преподаватель – в аудитории) и полностью удаленные форматы. При этом важной особенностью «удаленки»-2020 стало использование интернет-технологий. Поэтому в данной работе под онлайн-обучением мы понимаем комплексную систему обучения, в которой для обучения применяются компьютерное оборудование и интернет-технологии, а понятия «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение» используются как синонимы.

В период пандемии коронавирусной инфекции Китай одним из первых озадачился проблемой непрерывающегося образования в условиях изоляции. Согласно статистическим данным интернет-издания Чайна Сайнс, масштабы рынка онлайн-обучения в Китае и количество получателей онлайн-образования в последний год значительно выросли. В 2019 г. рынок онлайн-образования достиг 404,1 млрд юаней, в 2020 г. – 458, 8 млрд юаней. Число пользователей онлайн-образования Китая в 2019 г. достигло 261 млн человек, а в 2020 г. – 309 млн человек [2]. Цель настоящего исследования – изучить опыт введения дистанционного обучения и осуществления образовательного процесса в вузах Китая в период пандемии COVID-19.

Ключевыми задачами являются: обзорное рассмотрение истории дистанционного образования в Китае; анализ преимуществ и недостатков введения повсеместного дистанционного образования в Китае; выделение и описание основных образовательных платформ высшего образования в Китае.

Объектом настоящей статьи является онлайн-образование как сравнительно новый способ обучения и взаимодействия между людьми, получивший огромный стимул формирования и развития в период распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 г. и по настоящее время.

Научная новизна заключается в комплексном рассмотрении процесса и результатов широкомасштабного внедрения онлайн-технологий в систему высшего образования в КНР в условиях пандемии.

В работе были использованы методы изучения аутентичных источников информации, анализ полученных сведений, их синтез и описание.

В связи со стремительной популяризацией и развитием компьютерных технологий сеть стала основным инструментом и носителем современного образования, и роль сетевого обучения в образовании стала все более важной. Считаем, что причинами роста потребностей в онлайн-образовании в КНР являются следующие:

- модернизация потребления (все большее количество людей в мире обращается к интернет-услугам, поэтому образование не остается в стороне);

- открытие политики двух детей (открытие политики способствует повышению рождаемости и, соответственно, спросу на образовательные услуги);

- спрос на высококачественное образование (уровень потребления в Китае растет, а значит, растет и спрос на качество потребляемых товаров и услуг);

- быстро развивающиеся интернет-технологии (Китай – одна из лидирующих стран мира по развитию и распространению высокотехнологичного и скоростного Интернета, и сегодня взят курс на интеграцию информатизации и производства с целью содействия высокоэффективному экономическому развитию);

- развитие и модернизация технологий образовательных онлайн-платформ (бурное развитие интернет-технологий, а также процесс цифровизации и информатизации всех сфер жизни общества, обозначенный китайским правительством, дали толчок развитию интернет-образования и созданию на конкурентной основе всевозможных образовательных онлайн-платформ).

Последнее положение полностью отражает тенденцию образовательных учреждений во всем мире развивать, совершенствовать и увеличивать долю онлайн образовательных программ (в том числе совместных и международных) в объеме оказываемых образовательных услуг [3]. В целях противодействия распространению коронавирусной инфекции Министерство образования КНР претворило в жизнь лозунг: «Приостановить уроки, не прекращая обучения» (停课,不停学), что и стало толчком для бурного развития и внедрения дистанционного обучения в КНР. По словам уполномоченного лица Министерства образования КНР, «приостановка занятий без прекращения обучения» – это не просто проведение онлайн-занятий, это и популяризация знаний о профилактике пандемии, просвещение в области общественной безопасности и психического здоровья, реализация и продвижение знаний социальных добродетелей, а также моральных норм и концепций наряду с учебными программами учебных заведений (4, 5].

Согласно требованиям Министерства образования, учебные заведения от начальных до высших ступеней, изучив и модернизировав опыт дистанционного обучения предшественников, подготовили онлайн-программы и онлайн-платформы. Нельзя оставить без внимания тот факт, что Китай одним из первых стал внедрять дистанционное образование еще в 1960-х гг. Так, Сунь Синьшэнь отмечает, что в начале 1960-х гг. в Пекине и других больших городах были созданы региональные телевизионные университеты (RTVU) для обучения взрослого населения. Такого рода университет проводил обучение с помощью радио, телевидения и печатных средств [6].

Большой скачок в своем развитии высшее образование в КНР получило в связи с вступлением страны в ВТО. Именно с этого периода можно анонсировать начало процесса цифровизации образовательной среды и уклон на техническую составляющую образования. Политика «развития государства через науку и образование» (科教兴国) повела систему высшего образования по новому пути развития [7]. На рубеже веков в связи с бурным развитием мирового технического прогресса, переориентацией китайской экономики с плановой на рыночную, открытием Китая (в том числе китайских вузов) миру высшее образование вступило в эпоху глобальной цифровизации и технологизации. Примером стремительного развития цифровизации в Китае могут служить факты с сайта образовательной и научной онлайн-площадки КНР. В 1994 г. десятью университетами, включая Университет Цинхуа, был создан «Демонстрационный проект образовательной и научно-исследовательской среды». В 1996 г. ректор университета Цинхуа Ван Дачжун впервые предложил использовать дистанционное и онлайн-образование. В 1997 г. в результате сотрудничества Университета Хунань и Компании Хунань Телеком появился первый онлайн-университет. В 1998 г. Министерство образования официально утвердило проект дистанционного образования для ряда университетов, включая Пекинский Университет, Циньхуа, Университет Чжэцзян, Университет Хунань и др. В 1999 г. Министерство образования опубликовало документ «Взгляд на развитие дистанционного образования в Китае». В 2000 г. Министерство образования опубликовало «Методы регулирования веб-сайтов и онлайн-школ». В 2011 г. 11 университетов получили разрешение на запуск проектов дистанционного образования [8].

С начала пандемии COVID-19 дистанционное обучение стало служить образованию и, если не заменило очное обучение, то, как минимум, стало его основным помощником. Появились микроклассы, прямые трансляции QQ (сервис мгновенного обмена сообщения в Китае, где qq – вариации на аббревиатуру gg – good game), SPOC (small private online coarse – небольшие закрытые онлайн-курсы), Education Cube (платформа для оптимизации и автоматизации процесса международной мобильности студентов), 中国大学 MOOC (Massive Open Online Courses – массовые открытые онлайн-курсы), а также «облачные классы», например MOOC – знакомое содержание в хорошем качественном дизайне. Различные образовательные платформы и проведение занятий без отрыва от учебного процесса реализуют осуществление права студентов на образование [9].

Обобщив всевозможные взгляды на дистанционное обучение, мы выделили общие задачи такого обучения, которые заключаются в следующем: 1) сделать совместное использование образовательных ресурсов реальностью; 2) предоставить студентам условия для индивидуального обучения; 3) помочь реализовать интерактивное обучение; 4) способствовать социализации и распространению образования и обучения. Таким образом, дистанционное обучение открывает людям новый мир обучения и предоставляет каждому право и возможность получить знания вне времени, пространства и факторов, препятствующих получению образования. Более того, дистанционное обучение открывает границы и возможности для международного обучения, что делает образование глобальным, а также приемлемым для лиц с ограниченными возможностями здоровья [10].

Виды образовательных платформ в Китае

Во время эпидемии использование образовательных онлайн-платформ получило широкое распространение. Существующие сетевые обучающие платформы можно разделить на пять типов в соответствии с их функциями, а именно: видео в реальном времени; совместное использование ресурсов; платформы управления учебным процессом; интерактивные платформы; платформы-конференции.

К первому типу можно отнести такие платформы, как Douyin (抖音), Bilibili (哔哩哔哩), Douyu (斗鱼), Tencent Classroom (腾讯课堂) и т.д. Классы совместного использования ресурсов включают WPS (Wi-Fi Protector setupы), Tencent Documents (腾讯文档) и т.д. К инструментам управления процессами относятся Yu Classroom (雨课堂), групповое домашнее задание QQ (QQ群作业), группу классов Dingding (钉钉班级群) и т.д. Интерактивные классы включают группы QQ (QQ群), группы WeChat (微信群), группы Dingding (钉钉群) и т.д. Категории видеоконференций включают Tencent Conference (腾讯会议), ZOOM, Xiaoyu Yilian (小鱼易连) и т.д.

По данным Ян Хайцзюня и Чжан Хуэйпина, во время эпидемии велась оценочная статистика образовательных онлайн-платформ, среди которых хорошо зарекомендовали себя Tencent Class, Tencent Conference, Enterprise WeChat и платформа DingTalk от Alibaba [11]. Кроме того, все образовательные онлайн-платформы могут быть разделены на платформы прямой трансляции и платформы записанной трансляции в соответствии с различными методами обучения. К платформам прямой трансляции относятся Tencent Conference, Dingding и др.; платформы записанной трансляции – Muke (慕课) и Douyin.

С 2010 г. КНР активно и последовательно выпускала различные документы, инициировала создание и пересмотр национальных открытых онлайн-курсов и руководила университетами по созданию различных онлайн-курсов, таких как MOOC. Так, в 2019 г. Министерство образования КНР инициировало «Проект заключения Министерства образования о создании качественных курсов бакалавриата», что способствовало реализации плана «По созданию университетов и специальностей мирового уровня» (к концу 2050 г.). В рамках стратегии предлагалось завершить создание высококлассных онлайн-курсов национального уровня по 4000 дисциплинам, смешанных (онлайн и офлайн) курсов национального уровня по 6000 дисциплинам к 2021 г. В последние годы различные университеты создали большое количество онлайн-платформ с целью обмена онлайн-курсами [12]. Все крупные университеты выстроили процесс онлайн-обучения, их онлайн-курсы размещены на платформе по обмену различными курсами. Во время пандемии наблюдался рост количества таких курсов и числа слушателей.

Помимо существующих образовательных онлайн-платформ, КНР в 2020 г. активно запускала новые. Так, как сообщает Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, при поддержке Министерства образования Китая и Национальной комиссии Китая по делам ЮНЕСКО были запущены две образовательные онлайн-платформы: XuetangX (www.xuetangx.com) и iCourse International (www.icourse163.com). Данные платформы предлагают образовательные услуги на английском и других языках от ведущих университетов КНР и мира. XuetangX предлагает 3000 онлайн-курсов от первоклассных университетов мира, включая Массачусетский технологический институт (MIT), Калифорнийский университет в Беркли (The University of California, Berkeley), Университет Цинхуа (Tsinghua University) и Пекинский университет (Peking University). На основе платформы iCourse, которая насчитывает более 9000 MOOК и более 13 000 онлайн-курсов, iCourse International предлагает на данный момент 193 курса на английском языке [13]. Таким образом, мы наблюдаем интенсивный рост доли совместных онлайн образовательных (COIL) программ в объеме предлагаемых образовательных услуг в КНР [14].

Заключение

Появление онлайн-образования создало совершенно новое образовательное пространство, сделав статус университетов в развитии сетевой экономики и культуры более важным. Несмотря на то что крупные университеты делают ставку на цифровые технологии и виртуальное пространство с целью расширения образовательных объектов и сфер обучения, все же функции университетов, их роль в образовании, статус не изменятся. Онлайн-образование должно развиваться, но выполнять функцию помощи, поддержки студентов в процессе обучения.

Как новая форма обучения в области современных образовательных технологий онлайн-обучение сыграло ключевую роль в сфере образования и обучения не только в Китае, но и в мире. Вспышка пандемии особенно подчеркнула его важность. Китай мгновенно среагировал и переориентировался на случившиеся изменения в области образования и вывел свою образовательную систему на новый мировой уровень.

Таким образом, процесс перехода на дистанционное образование с целью борьбы против распространения новой коронавирусной инфекции в Китае является уникальным примером быстрого и качественного выстраивания новой парадигмы предоставления образовательных услуг в широких масштабах.