Глобальное распространение коронавирусной инфекции в 2020 г. поставило все сферы общественной жизни в новые условия. Необходимость повсеместного разобщения и социального дистанцирования наиболее затронула сферу образования на всех уровнях. Множество учебных заведений по всему миру вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения.
Дистанционная форма обучения в вузах была известна давно и использовалась, в основном, для реализации программ заочного обучения. При этом задания выдавались лично (во время сессии) или отправлялись по почте, контроль также осуществлялся преимущественно лично (экзамены, зачеты, защита курсовых и дипломных работ и т.д.).
Существует несколько форм дистанционного обучения в зависимости о того, где находятся преподаватели и слушатели. Наиболее распространенными формами на сегодняшний день являются следующие.
1. Преподаватель – удаленно, слушатели – в аудитории. Это формат видеолекций (онлайн и офлайн), когда для проведения лекции и курса лекций приглашается преподаватель из другого города или страны. Таким способом расширяется круг профессорско-преподавательского состава, повышается вовлеченность обучающихся, достигается диверсификация методик и подходов к обучению.
2. Преподаватель – в аудитории, слушатели – удаленно. Так организованы вебинары и открытые лекции, как в режиме реального времени, так и офлайн. Такой формат позволяет привлечь большую аудиторию слушателей, в том числе тех, кто по каким-то причинам не может посещать занятия очно.
3. Преподаватель и слушатели – удаленно. Такой формат дает наибольшие возможности планирования, структурирования курса и заданий, а, главное, обратной связи контроля качества [1].
В условиях пандемии COVID-19 в 2020 г. наиболее востребованными формами дистанционного обучения стали частично удаленные (преподаватель – в аудитории) и полностью удаленные форматы. При этом важной особенностью «удаленки»-2020 стало использование интернет-технологий. Поэтому в данной работе под онлайн-обучением мы понимаем комплексную систему обучения, в которой для обучения применяются компьютерное оборудование и интернет-технологии, а понятия «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение» используются как синонимы.
В период пандемии коронавирусной инфекции Китай одним из первых озадачился проблемой непрерывающегося образования в условиях изоляции. Согласно статистическим данным интернет-издания Чайна Сайнс, масштабы рынка онлайн-обучения в Китае и количество получателей онлайн-образования в последний год значительно выросли. В 2019 г. рынок онлайн-образования достиг 404,1 млрд юаней, в 2020 г. – 458, 8 млрд юаней. Число пользователей онлайн-образования Китая в 2019 г. достигло 261 млн человек, а в 2020 г. – 309 млн человек [2]. Цель настоящего исследования – изучить опыт введения дистанционного обучения и осуществления образовательного процесса в вузах Китая в период пандемии COVID-19.
Ключевыми задачами являются: обзорное рассмотрение истории дистанционного образования в Китае; анализ преимуществ и недостатков введения повсеместного дистанционного образования в Китае; выделение и описание основных образовательных платформ высшего образования в Китае.
Объектом настоящей статьи является онлайн-образование как сравнительно новый способ обучения и взаимодействия между людьми, получивший огромный стимул формирования и развития в период распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 г. и по настоящее время.
Научная новизна заключается в комплексном рассмотрении процесса и результатов широкомасштабного внедрения онлайн-технологий в систему высшего образования в КНР в условиях пандемии.
В работе были использованы методы изучения аутентичных источников информации, анализ полученных сведений, их синтез и описание.
В связи со стремительной популяризацией и развитием компьютерных технологий сеть стала основным инструментом и носителем современного образования, и роль сетевого обучения в образовании стала все более важной. Считаем, что причинами роста потребностей в онлайн-образовании в КНР являются следующие:
- модернизация потребления (все большее количество людей в мире обращается к интернет-услугам, поэтому образование не остается в стороне);
- открытие политики двух детей (открытие политики способствует повышению рождаемости и, соответственно, спросу на образовательные услуги);
- спрос на высококачественное образование (уровень потребления в Китае растет, а значит, растет и спрос на качество потребляемых товаров и услуг);
- быстро развивающиеся интернет-технологии (Китай – одна из лидирующих стран мира по развитию и распространению высокотехнологичного и скоростного Интернета, и сегодня взят курс на интеграцию информатизации и производства с целью содействия высокоэффективному экономическому развитию);
- развитие и модернизация технологий образовательных онлайн-платформ (бурное развитие интернет-технологий, а также процесс цифровизации и информатизации всех сфер жизни общества, обозначенный китайским правительством, дали толчок развитию интернет-образования и созданию на конкурентной основе всевозможных образовательных онлайн-платформ).
Последнее положение полностью отражает тенденцию образовательных учреждений во всем мире развивать, совершенствовать и увеличивать долю онлайн образовательных программ (в том числе совместных и международных) в объеме оказываемых образовательных услуг [3]. В целях противодействия распространению коронавирусной инфекции Министерство образования КНР претворило в жизнь лозунг: «Приостановить уроки, не прекращая обучения» (停课,不停学), что и стало толчком для бурного развития и внедрения дистанционного обучения в КНР. По словам уполномоченного лица Министерства образования КНР, «приостановка занятий без прекращения обучения» – это не просто проведение онлайн-занятий, это и популяризация знаний о профилактике пандемии, просвещение в области общественной безопасности и психического здоровья, реализация и продвижение знаний социальных добродетелей, а также моральных норм и концепций наряду с учебными программами учебных заведений (4, 5].
Согласно требованиям Министерства образования, учебные заведения от начальных до высших ступеней, изучив и модернизировав опыт дистанционного обучения предшественников, подготовили онлайн-программы и онлайн-платформы. Нельзя оставить без внимания тот факт, что Китай одним из первых стал внедрять дистанционное образование еще в 1960-х гг. Так, Сунь Синьшэнь отмечает, что в начале 1960-х гг. в Пекине и других больших городах были созданы региональные телевизионные университеты (RTVU) для обучения взрослого населения. Такого рода университет проводил обучение с помощью радио, телевидения и печатных средств [6].
Большой скачок в своем развитии высшее образование в КНР получило в связи с вступлением страны в ВТО. Именно с этого периода можно анонсировать начало процесса цифровизации образовательной среды и уклон на техническую составляющую образования. Политика «развития государства через науку и образование» (科教兴国) повела систему высшего образования по новому пути развития [7]. На рубеже веков в связи с бурным развитием мирового технического прогресса, переориентацией китайской экономики с плановой на рыночную, открытием Китая (в том числе китайских вузов) миру высшее образование вступило в эпоху глобальной цифровизации и технологизации. Примером стремительного развития цифровизации в Китае могут служить факты с сайта образовательной и научной онлайн-площадки КНР. В 1994 г. десятью университетами, включая Университет Цинхуа, был создан «Демонстрационный проект образовательной и научно-исследовательской среды». В 1996 г. ректор университета Цинхуа Ван Дачжун впервые предложил использовать дистанционное и онлайн-образование. В 1997 г. в результате сотрудничества Университета Хунань и Компании Хунань Телеком появился первый онлайн-университет. В 1998 г. Министерство образования официально утвердило проект дистанционного образования для ряда университетов, включая Пекинский Университет, Циньхуа, Университет Чжэцзян, Университет Хунань и др. В 1999 г. Министерство образования опубликовало документ «Взгляд на развитие дистанционного образования в Китае». В 2000 г. Министерство образования опубликовало «Методы регулирования веб-сайтов и онлайн-школ». В 2011 г. 11 университетов получили разрешение на запуск проектов дистанционного образования [8].
С начала пандемии COVID-19 дистанционное обучение стало служить образованию и, если не заменило очное обучение, то, как минимум, стало его основным помощником. Появились микроклассы, прямые трансляции QQ (сервис мгновенного обмена сообщения в Китае, где qq – вариации на аббревиатуру gg – good game), SPOC (small private online coarse – небольшие закрытые онлайн-курсы), Education Cube (платформа для оптимизации и автоматизации процесса международной мобильности студентов), 中国大学 MOOC (Massive Open Online Courses – массовые открытые онлайн-курсы), а также «облачные классы», например MOOC – знакомое содержание в хорошем качественном дизайне. Различные образовательные платформы и проведение занятий без отрыва от учебного процесса реализуют осуществление права студентов на образование [9].
Обобщив всевозможные взгляды на дистанционное обучение, мы выделили общие задачи такого обучения, которые заключаются в следующем: 1) сделать совместное использование образовательных ресурсов реальностью; 2) предоставить студентам условия для индивидуального обучения; 3) помочь реализовать интерактивное обучение; 4) способствовать социализации и распространению образования и обучения. Таким образом, дистанционное обучение открывает людям новый мир обучения и предоставляет каждому право и возможность получить знания вне времени, пространства и факторов, препятствующих получению образования. Более того, дистанционное обучение открывает границы и возможности для международного обучения, что делает образование глобальным, а также приемлемым для лиц с ограниченными возможностями здоровья [10].
Виды образовательных платформ в Китае
Во время эпидемии использование образовательных онлайн-платформ получило широкое распространение. Существующие сетевые обучающие платформы можно разделить на пять типов в соответствии с их функциями, а именно: видео в реальном времени; совместное использование ресурсов; платформы управления учебным процессом; интерактивные платформы; платформы-конференции.
К первому типу можно отнести такие платформы, как Douyin (抖音), Bilibili (哔哩哔哩), Douyu (斗鱼), Tencent Classroom (腾讯课堂) и т.д. Классы совместного использования ресурсов включают WPS (Wi-Fi Protector setupы), Tencent Documents (腾讯文档) и т.д. К инструментам управления процессами относятся Yu Classroom (雨课堂), групповое домашнее задание QQ (QQ群作业), группу классов Dingding (钉钉班级群) и т.д. Интерактивные классы включают группы QQ (QQ群), группы WeChat (微信群), группы Dingding (钉钉群) и т.д. Категории видеоконференций включают Tencent Conference (腾讯会议), ZOOM, Xiaoyu Yilian (小鱼易连) и т.д.
По данным Ян Хайцзюня и Чжан Хуэйпина, во время эпидемии велась оценочная статистика образовательных онлайн-платформ, среди которых хорошо зарекомендовали себя Tencent Class, Tencent Conference, Enterprise WeChat и платформа DingTalk от Alibaba [11]. Кроме того, все образовательные онлайн-платформы могут быть разделены на платформы прямой трансляции и платформы записанной трансляции в соответствии с различными методами обучения. К платформам прямой трансляции относятся Tencent Conference, Dingding и др.; платформы записанной трансляции – Muke (慕课) и Douyin.
С 2010 г. КНР активно и последовательно выпускала различные документы, инициировала создание и пересмотр национальных открытых онлайн-курсов и руководила университетами по созданию различных онлайн-курсов, таких как MOOC. Так, в 2019 г. Министерство образования КНР инициировало «Проект заключения Министерства образования о создании качественных курсов бакалавриата», что способствовало реализации плана «По созданию университетов и специальностей мирового уровня» (к концу 2050 г.). В рамках стратегии предлагалось завершить создание высококлассных онлайн-курсов национального уровня по 4000 дисциплинам, смешанных (онлайн и офлайн) курсов национального уровня по 6000 дисциплинам к 2021 г. В последние годы различные университеты создали большое количество онлайн-платформ с целью обмена онлайн-курсами [12]. Все крупные университеты выстроили процесс онлайн-обучения, их онлайн-курсы размещены на платформе по обмену различными курсами. Во время пандемии наблюдался рост количества таких курсов и числа слушателей.
Помимо существующих образовательных онлайн-платформ, КНР в 2020 г. активно запускала новые. Так, как сообщает Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, при поддержке Министерства образования Китая и Национальной комиссии Китая по делам ЮНЕСКО были запущены две образовательные онлайн-платформы: XuetangX (www.xuetangx.com) и iCourse International (www.icourse163.com). Данные платформы предлагают образовательные услуги на английском и других языках от ведущих университетов КНР и мира. XuetangX предлагает 3000 онлайн-курсов от первоклассных университетов мира, включая Массачусетский технологический институт (MIT), Калифорнийский университет в Беркли (The University of California, Berkeley), Университет Цинхуа (Tsinghua University) и Пекинский университет (Peking University). На основе платформы iCourse, которая насчитывает более 9000 MOOК и более 13 000 онлайн-курсов, iCourse International предлагает на данный момент 193 курса на английском языке [13]. Таким образом, мы наблюдаем интенсивный рост доли совместных онлайн образовательных (COIL) программ в объеме предлагаемых образовательных услуг в КНР [14].
Заключение
Появление онлайн-образования создало совершенно новое образовательное пространство, сделав статус университетов в развитии сетевой экономики и культуры более важным. Несмотря на то что крупные университеты делают ставку на цифровые технологии и виртуальное пространство с целью расширения образовательных объектов и сфер обучения, все же функции университетов, их роль в образовании, статус не изменятся. Онлайн-образование должно развиваться, но выполнять функцию помощи, поддержки студентов в процессе обучения.
Как новая форма обучения в области современных образовательных технологий онлайн-обучение сыграло ключевую роль в сфере образования и обучения не только в Китае, но и в мире. Вспышка пандемии особенно подчеркнула его важность. Китай мгновенно среагировал и переориентировался на случившиеся изменения в области образования и вывел свою образовательную систему на новый мировой уровень.
Таким образом, процесс перехода на дистанционное образование с целью борьбы против распространения новой коронавирусной инфекции в Китае является уникальным примером быстрого и качественного выстраивания новой парадигмы предоставления образовательных услуг в широких масштабах.
Библиографическая ссылка
Пищерская Е.Н., Рокицкая Е.М., Филиппова В.П. О ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В КИТАЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30923 (дата обращения: 14.10.2024).