Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL TRANSFORMATION IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS LEARNING

Sazonova T.V. 1 Anischenko V.A. 1
1 Orenburg State University, Kumertau branch
The article describes the directions and order of actions proceeding from the experience of practical work with the definition of the goals and objectives of the functioning of a multidisciplinary educational institution through the transformation of the education system and objectives of the functioning of a multidisciplinary educational institution through the transformation of the education system, both taking into account the legislative framework on which the activities of professional education are based, and with the increasing requirements formulated by the employer of the state order to the number and quality of professional training of graduates. The publication provides an analysis and describes the experience in the field of building integration processes, and in the field of education, science and production, taking into account the social-economic processes of the region's development for the implementation of professional training programs through proven, priority scientific and innovative areas of the continuous education process within the framework of the integrated interaction "School-College-University-Enterprise" created and implemented at the Branch. The article describes at the first experience in the Republic of Bashkortostan of the integration’s educational process system, with the needs for professionally trained personnel in various economy’s sectors of the south of the Republic of Bashkortostan, through the creation and operation of the Branch of the "Center of Labor Resources". The publication is touching of the topic and reveals the main directions of the scientific and production component in the field of innovative solutions to the issues of interaction between the Branch and the real sector of the economy through the development and implementation of educational programs of the Branch through the system of additional professional education in three basic vectors: the branch – state structures, the branch-professional associations of employers, the branch-business structures.
transformation of the education system
industrial revolution
continuous learning
digital technologies
cross-functional skills
competencies.

Трансформация системы образования как настоятельная необходимость современного мира вызвана несколькими факторами – это совершенствование уровня технологического перехода к современным требованиям общественного строя через возрастающую роль получаемых практических знаний, переход от ранее используемого в значительной степени непроизводственного труда к современным инновационным технологиям производств и цифровой трансформации [1]. И в этом случае сама система образования, работающая по утвержденным стандартам и правилам, подвержена новым требованиям через развитие инновационной педагогической экосистемы, приобретающей определенную мобильность в управлении ею значительным числом участников из числа заинтересованных сторон, в подготовке специалистов, при соблюдении при этом обязательных условий гибкости и персонализации к каждому подготовленному специалисту нового типа. 

Эти и другие факторы ведут к неизбежности трансформации системы образования в целом и высшего образования в частности. Основными составляющими трансформации образовательной деятельности вузов являются: переход от «прохождения материала» к формированию компетенций; введение новых практико-ориентированных направлений подготовки специалистов через приближение и тесное взаимодействие учебных планов и программ в сочетании с требованиями развивающихся технологий производства соответствующих сфер экономики.

Важное место при этом отводится подготовке специалистов через актуализацию проектной деятельности; при этом полученные результаты являются движущим моментом в совершенствовании как самого образовательного процесса, так и уровня профессиональной сформированности будущих специалистов, что становится определяющим фактором по предъявлению новых ориентиров в повышении квалификации кадрового состава вуза в реализации новейших достижений науки и техники. Актуальный уровень освоения современных компетенций преподавателей становится возможным лишь при тесном непрерывном взаимодействии системы высшего профессионального образования с предприятиями, выступающими в роли заказчиков подготовки кадров, подводящими при этом свои требования к уровню профессиональной сформированности выпускников [2, 3], тем самым создающими для образовательного процесса постоянно новые направления совершенствования образовательного процесса.

Целью исследования является предопределение результатов разработки прогностического подхода в области инновационной деятельности многопрофильного учебного заведения по обеспечению качества подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного технологического производства.

Достижение поставленной цели рассматривается через решение задач прогностического подхода в части интеграционного построения системы социально-экономического партнерства как механизма регулирования взаимодействия работодателей и образовательных организаций в вопросах общетехнической, специальной и социально-культурной подготовки специалистов.

В данной статье рассмотрены вопросы образовательной трансформации в условиях непрерывной подготовки кадров в системе «Школа – СПО – ВУЗ – Предприятие» на примере регионального вуза в г. Кумертау. Следуя выводам ученых (А.Ю. Уварова, Майкла Барбера, Кейтлин Даннелли, Саада Ризви), рассматривающих переход вузов в новую ситуацию развития в цифровом мире о трех китах, на которых будет основываться деятельность образовательной организации в обозримом будущем (это  инфраструктура, процессинг знаний и предпринимательская составляющая [4]), Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета [5] (далее Филиал) в качестве стратегической линии трансформации определил переход традиционного вуза в инновационный, предпринимательский.

Филиал с 2003 г. ведет подготовку кадров для юга Республики Башкортостан по четырем приоритетным направлениям подготовки: «Строительство», «Электроэнергетика и электротехника», «Экономика» и «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Особенную актуальность эти направления приобретают в условиях полученного городом Кумертау в 2016 г. статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). И уже в 2017 г. для обеспечения резидентов ТОСЭР Филиалом была получена лицензия на обучение по специальностям СПО, вошедшим в список ТОП-50 самых востребованных профессий в России. Таким образом, создана двухуровневая система подготовки кадров «СПО – ВУЗ».

Вошедшие в ТОСЭР «Кумертау» 30 предприятий-резидентов создали более 2000 новых рабочих мест, что в значительной степени определило реальные потребности социально-экономического развития как г. Кумертау, так и территориального юга Республики Башкортостан в подготовке профессиональных кадров, что в значительной степени определяется активностью роста его интеллектуального потенциала и трансфером этого потенциала в экономику региона через построение системы социального партнерства как механизма регулирования, социальных и экономических процессов взаимодействия Филиала и работодателей  [6].

Материал и методы исследования

Филиал в полном объеме отражает актуальность этих целей и задач, в рамках плана развития формулирует приоритетные научно-инновационные направления через:

1) создание и реализацию непрерывного развития комплексного взаимодействия «Школа – СПО – ВУЗ – Предприятие», которое предполагает индивидуальную траекторию обучения задолго до начала обучения в Филиале и дальнейшее взаимодействие с работодателями через выполнение программных мероприятий;

2) план мероприятий, предусматривающий согласованные действия с органами местного самоуправления администрацией г. Кумертау в части принятия конструктивных предложений по организации совместно направленной работы в области занятия Филиалом центра как инновационного образовательного учреждения, формирующего всестороннюю, конкретно выраженную стратегию совместного взаимодействия с внутренней и внешней социально значимой частью развития общества;

3) стратегию развития дополнительного профессионального образования с целью расширения уровня профессиональных знаний у выпускников вуза и повышения их конкурентоспособности [7] на рынке труда;

4) программу развития научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки с учетом инновационных технологий на предприятиях;

5) создание на базе Филиала Центра трудовых ресурсов, который объединил в себе все сферы профессионального образования в городе, Управление образования, предприятия различных сфер экономики юга региона Республики Башкортостан под координационным началом администрации г. Кумертау, что в значительной мере способствует прогрессивному взаимодействию с работодателями для всей системы подготовки профессиональных кадров.

Процесс формирования ранней профессиональной ориентации должен начинаться уже в рамках школьной программы, когда создаются условия для обучающихся сделать правильный выбор пути собственного профессионального развития с его дальнейшим совершенствованием через систему среднего и высшего образования, в которой должна быть четко сформированная модель взаимодействия с работодателем в части совершенствования образовательного процесса при подготовке специалистов, отвечающих требованиям развивающихся отраслей экономики.

Данная практика получила в Филиале характерно выработанную тенденцию интегрированного образования по реализации программ профессиональной подготовки специалистов через структурированную, последовательно проводимую работу по содержанию профессионального образования в четко сформатированной последовательности: школа – ранняя профессиональная ориентация – среднее профессиональное образование – высшее образование.

В то же время требования рынка труда к профессиональной подготовке кадров на сегодняшний день определяются не только федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), но и профессиональными стандартами, характеризующими квалификацию выпускника, необходимую для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональные стандарты представляют собой обобщенное мнение профессионального сообщества об особенностях того или иного вида деятельности и позволяют выстроить ориентиры для системы образования с учетом потребностей работодателей.

Что касается среднего профессионального образования, то с 2020 г. государственная итоговая аттестация (ГИА) по всем специальностям (до 2020 г. только по специальностям, входящим в список ТОП-50), реализуемым в СПО, должна включать проведение демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills с целью определения у экзаменуемых уровня знаний, умений и практических навыков в условиях моделирования реальных производственных процессов в соответствии со стандартами Worldskills Россия [8].

При успешном завершении обучения студенты СПО получают Skills Passport. Это своего рода цифровой портрет профессионала. Все данные экзаменов заносятся в единую информационную систему, что позволяет выпускникам получать Skills Passport с результатами испытаний в электронной форме и отправлять его потенциальным работодателям. Так работодатель мгновенно получает информацию о навыках, которыми обладает соискатель.

Несмотря на то что Skills Passport в России уже признается большим количеством работодателей и их число постоянно растет, в Республике Башкортостан ввиду того, что первые демонстрационные экзамены прошли в 2020 г. в условиях пандемии и по многим специальностям – в дистанционном формате, говорить об успешном опыте применения стандартов Worldskills Россия для трудоустройства выпускников пока не приходится.

Первый опыт Кумертауского филиала ОГУ основан на выпуске СПО по специальности «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования». Здесь предприятия – заказчики профессиональных кадров активно участвовали в образовательном процессе (чтении лекций, проведении практических занятий на базе предприятий), принимали на стажировку профессорско-преподавательский состав, а вот из 100% выпускников СПО на предприятие пришли работать только 20%, а остальные продолжили обучение в вузе.

Таким образом, Филиал получил мотивированного на обучение, профессионально сориентированного студента. В то же время со стороны работодателей к выпускнику вуза предъявляются совершенно другие требования в отношении знаний и умений, а также к освоению компетенций, определяемых ФГОС и профессиональными стандартами.

В связи с этим задача вуза – не только вести образовательный процесс с учетом всех требований ФГОС, но и учитывать требования предприятий, которые впоследствии станут работодателями. И здесь очень важно, чтобы выпускник СПО, вуза был изначально сориентирован на будущую профессию, на предприятие, на котором он будет продолжать свою трудовую деятельность.

В Филиале разработана целая система «Школа – СПО – ВУЗ – Предприятие» с выстраиванием индивидуальных траекторий под конкретные запросы потребителя, в данном случае потребителем является обучающийся. Образовательный процесс в Филиале реализуется в соответствии со ФГОС, а также включает возможность получения обучающимися рабочих профессий и дополнительного профессионального образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональная подготовка проходит поэтапно: на первом этапе школьники получают рабочую профессию по программе ранней профессиональной ориентации с учетом движения JuniorSkills. Обучение школьников проводится в «Центре опережающей профессиональной подготовки», который был создан на базе располагающихся при Филиале сертифицированного ресурсного центра ООО «Технониколь» и консультационного центра «КНАУФ».  Занятия проводятся в несколько этапов по каждой компетенции преподавателями-экспертами из числа профессорско-преподавательского состава, имеющими опыт по организации и проведению чемпионатов WS. У каждого обучающегося имеется возможность попробовать себя в нескольких профессиях.

Затем идет непосредственное практическое обучение школьников, по результатам которого проводится конкурс «Лучший по профессии», а его победители продолжают углубленное обучение с целью подготовки к участию в чемпионатах WorldSkills, линейка юниоров.

За два года Филиалом уже накоплен положительный опыт в этом направлении: в 2019 и 2020 гг. юниоры, участвовавшие в региональном чемпионате JS Республики Башкортостан по компетенции «Слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей», занимали все призовые места.

В 2019 г. юниоры-предприниматели завоевали 2-е место в региональном чемпионате JS Республики Башкортостан, а в 2020 г. удостоились высшей награды – «Диплом за профессионализм».  

Это программа при переходе ребенка из школы в СПО, а затем в вуз позволяет определиться с выбором профессии.

Второй этап – основная часть высшего образования, которая представляет в Филиале образовательный аллокатор: когда обучающиеся имеют возможность пройти несколько образовательных траекторий и сформироваться в команды. Для этого используются разные вариативные модули в виде ДПО: технологические, инженерные, управленческие (Soft skills). Это включено в образовательный процесс, и наряду с платным подходом применяется элемент социального лифта (бесплатных форматов).

При выпуске из Филиала обучающиеся перед защитой выпускной квалификационной работы сдают демонстрационный профессиональный   экзамен. Такая практика в обязательном порядке применяется для обучающихся СПО, но с учетом требований работодателей эта практика уже переносится и в высшее образование. Экзамен принимают представители от производства, заказчики кадров и профессорско-преподавательский состав. С этой целью восемь преподавателей Филиала имеют свидетельство на право проведения региональных чемпионатов в роли экспертов и 14 преподавателей прошли обучение в академии «Союз молодых профессионалов» (WorldSkills Россия) и получили сертификат эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена.

Практика такого интегрированного взаимодействия между предприятиями –  заказчиками кадров и профессиональными образовательными организациями способствует подготовке культурно-творческих, мыслящих профессионалов. Формирование будущего специалиста осуществляется в Филиале как в системе основного профессионального образования, так и в системе дополнительного образования путем повышения квалификации через профессиональную переподготовку на новый вид деятельности, который определяет дополнительную профессию в интересах развития и профессионализма личности [9].

Возможность освоения студентами дополнительных образовательных программ открывает новые перспективы в профессиональном образовании, что способствует решению таких важных задач, как:

– расширение квалификационных возможностей выпускников вузов, обеспечение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности;

– оптимизация квалификационной структуры специалистов для рынка интеллектуального труда;

– обеспечение механизма реализации Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

– повышение эффективности профессионального образования.

Дополнительное образование обучающихся рассматривается как эффективный способ решения задач по расширению профессиональной составляющей выпускников вузов и повышению их конкурентоспособности.

На базе Филиала было разработано свыше 70 инновационных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Программы нацелены на гибкую реализацию высокоэффективных технологий, техники и материалов, в наибольшей мере отвечающих требованиям сегодняшнего дня и ближайшей перспективы.

Каждая из программ проходит процедуру рассмотрения, согласования и утверждения не только на базе Филиала, но и в саморегулируемых организациях, профильных Министерствах и ведомствах, объединениях работодателей. Это позволяет объединить в рамках одного курса базовый научный и актуальный производственный компоненты. Филиалом разработаны электронные учебно-методические комплексы с применением дистанционных технологий.

Программы построены на основе современных профессиональных стандартов. Только за последние 3 года Филиалом по программам профессиональной подготовки обучены 248 слушателей. В рамках выстраивания индивидуальной траектории обучающиеся, начиная со второго курса, получают рабочую профессию и первую производственную практику проходят на рабочих местах на профильных предприятиях и трудоустраиваются в качестве бойцов РСО.

2020 г. стал вызовом для всех. По оценке Организации Объединенных Наций, пандемия нарушила учебный процесс 1 млрд студентов и школьников в 160 странах. Тема непрерывного образования на сегодняшний день как никогда актуальна. Все вузы, находясь в условиях пандемии, поняли, что владеть новыми навыками – это новая свобода, новое право, которое позволяет быть эффективными специалистами в своей отрасли. Как правило, непрерывность образования обеспечивается поэтапно, начиная со школьной скамьи, далее идет среднее профессиональное образование, затем – высшее и дополнительное профессиональное образование.

Организация образовательного процесса с применением программной оболочки «Web-Set-дистанционное обучение посредством сети интернет», зарегистрированная в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, позволила расширить географию реализации дополнительных профессиональных программ и выйти Филиалу на международный уровень сотрудничества, позиционировать систему дополнительного профессионального образования как транснациональную.

Заключение

Таким образом, система образования вуза испытывает постоянную трансформацию под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.  В связи с этим непрерывная подготовка кадров в условиях современного образования является необходимой составляющей частью личностного роста обучающихся и преподавателей в контексте постоянно меняющихся требований как со стороны образовательных стандартов, так и со стороны работодателей.