Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Сазонова Т.В. 1 Анищенко В.А. 1
1 Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета
В статье описаны направления и порядок действий, исходящих из опыта практической работы с определением целей и задач функционирования многопрофильного учебного заведения через трансформацию системы образования, как с учётом законодательной базы, на которой основывается деятельность профессионального образования, так и с возрастающими требованиями, формулируемыми работодателем государственного заказа к количеству и качеству профессиональной подготовки выпускников. В публикации приведён анализ и описан опыт в области построения процессов интеграции в сфере образования, науки и производства с учётом социально-экономических процессов развития региона по реализации программ профессиональной подготовки специалистов через апробированные, приоритетные научно-инновационные направления непрерывного процесса образования в рамках созданного и реализуемого при Филиале комплексного взаимодействия «Школа-Колледж-ВУЗ-Предприятие». Описан первый в республике Башкортостан опыт интеграционного взаимодействия системы образовательного процесса, с потребностями в профессионально подготовленных кадрах различных сфер экономики юга республики Башкортостан, через создание и функционирования при Филиале «Центра трудовых ресурсов». В публикации затрагивается тема и раскрыты основные направления научно-производственного компонента в области инновационного решения вопросов взаимодействия Филиала с реальным сектором экономики посредством разработки и реализации образовательных программ Филиала через систему дополнительного профессионального образования по трём базовым векторам: филиал – государственные структуры, филиал – профессиональные объединения работодателей, филиал – бизнес-структуры.
трансформация системы образования
промышленная революция
непрерывное обучение
цифровые технологии
кросс функциональные навыки
компетенции
1. Витковский А. Трансформация системы образования: почему и как она происходит // Директория-онлайн [Электронный ресурс]. URL: medium.com/direktoria-online/brovkina-9c7cf1e2f423 (дата обращения: 25.05.2021).
2. Анищенко В.А. Интеграция образования, науки и производства как фактор развития научноинновационного потенциала вуза // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 128-135.
3. Сазонова Т.В., Анищенко В.А. Управление качеством образования в филиале университета // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (Оренбург, 23–25 января 2019 г.). Оренбург: Издательство Оренбургского государственного университета, 2019. С. 4068-4077.
4. Merriam - Webster dictionary. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.merriam-webster.com/dictionary/ digitalization (дата обращения: 22.05.2021).
5. Кондратьева Н.В. Дополнительное профессиональное образование в условиях отраслевого саморегулирования // Вестник Оренбургского Государственного Университета. 2013. № 5 (154). С. 45-50.
6. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной научной конференции (Пермь, май 2012 г.). Пермь: Издательство Меркурий, 2012. С. 161-162.
7. Фейлинг Т.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в интегрированной системе высшего и дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2012. 183 с.
8. Положение о выпускной квалификационной работе по программам подготовки специалистов среднего звена. [Электронный ресурс]. URL: http://samgk.ru/files/officialdocs/local_acts/47_Pologzenie_o_VKR_PPSSZ_18.02.2020.pdf (дата обращения: 22.05.2021).
9. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребован-ности, привлекательности, результативности: материалы III Международной научно-практической конференции (Челябинск, 26-27 октября 2017 г.). Челябинск: Издательство ЧИППКРО, 2017. 532 с.

Трансформация системы образования как настоятельная необходимость современного мира вызвана несколькими факторами – это совершенствование уровня технологического перехода к современным требованиям общественного строя через возрастающую роль получаемых практических знаний, переход от ранее используемого в значительной степени непроизводственного труда к современным инновационным технологиям производств и цифровой трансформации [1]. И в этом случае сама система образования, работающая по утвержденным стандартам и правилам, подвержена новым требованиям через развитие инновационной педагогической экосистемы, приобретающей определенную мобильность в управлении ею значительным числом участников из числа заинтересованных сторон, в подготовке специалистов, при соблюдении при этом обязательных условий гибкости и персонализации к каждому подготовленному специалисту нового типа. 

Эти и другие факторы ведут к неизбежности трансформации системы образования в целом и высшего образования в частности. Основными составляющими трансформации образовательной деятельности вузов являются: переход от «прохождения материала» к формированию компетенций; введение новых практико-ориентированных направлений подготовки специалистов через приближение и тесное взаимодействие учебных планов и программ в сочетании с требованиями развивающихся технологий производства соответствующих сфер экономики.

Важное место при этом отводится подготовке специалистов через актуализацию проектной деятельности; при этом полученные результаты являются движущим моментом в совершенствовании как самого образовательного процесса, так и уровня профессиональной сформированности будущих специалистов, что становится определяющим фактором по предъявлению новых ориентиров в повышении квалификации кадрового состава вуза в реализации новейших достижений науки и техники. Актуальный уровень освоения современных компетенций преподавателей становится возможным лишь при тесном непрерывном взаимодействии системы высшего профессионального образования с предприятиями, выступающими в роли заказчиков подготовки кадров, подводящими при этом свои требования к уровню профессиональной сформированности выпускников [2, 3], тем самым создающими для образовательного процесса постоянно новые направления совершенствования образовательного процесса.

Целью исследования является предопределение результатов разработки прогностического подхода в области инновационной деятельности многопрофильного учебного заведения по обеспечению качества подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного технологического производства.

Достижение поставленной цели рассматривается через решение задач прогностического подхода в части интеграционного построения системы социально-экономического партнерства как механизма регулирования взаимодействия работодателей и образовательных организаций в вопросах общетехнической, специальной и социально-культурной подготовки специалистов.

В данной статье рассмотрены вопросы образовательной трансформации в условиях непрерывной подготовки кадров в системе «Школа – СПО – ВУЗ – Предприятие» на примере регионального вуза в г. Кумертау. Следуя выводам ученых (А.Ю. Уварова, Майкла Барбера, Кейтлин Даннелли, Саада Ризви), рассматривающих переход вузов в новую ситуацию развития в цифровом мире о трех китах, на которых будет основываться деятельность образовательной организации в обозримом будущем (это  инфраструктура, процессинг знаний и предпринимательская составляющая [4]), Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета [5] (далее Филиал) в качестве стратегической линии трансформации определил переход традиционного вуза в инновационный, предпринимательский.

Филиал с 2003 г. ведет подготовку кадров для юга Республики Башкортостан по четырем приоритетным направлениям подготовки: «Строительство», «Электроэнергетика и электротехника», «Экономика» и «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Особенную актуальность эти направления приобретают в условиях полученного городом Кумертау в 2016 г. статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). И уже в 2017 г. для обеспечения резидентов ТОСЭР Филиалом была получена лицензия на обучение по специальностям СПО, вошедшим в список ТОП-50 самых востребованных профессий в России. Таким образом, создана двухуровневая система подготовки кадров «СПО – ВУЗ».

Вошедшие в ТОСЭР «Кумертау» 30 предприятий-резидентов создали более 2000 новых рабочих мест, что в значительной степени определило реальные потребности социально-экономического развития как г. Кумертау, так и территориального юга Республики Башкортостан в подготовке профессиональных кадров, что в значительной степени определяется активностью роста его интеллектуального потенциала и трансфером этого потенциала в экономику региона через построение системы социального партнерства как механизма регулирования, социальных и экономических процессов взаимодействия Филиала и работодателей  [6].

Материал и методы исследования

Филиал в полном объеме отражает актуальность этих целей и задач, в рамках плана развития формулирует приоритетные научно-инновационные направления через:

1) создание и реализацию непрерывного развития комплексного взаимодействия «Школа – СПО – ВУЗ – Предприятие», которое предполагает индивидуальную траекторию обучения задолго до начала обучения в Филиале и дальнейшее взаимодействие с работодателями через выполнение программных мероприятий;

2) план мероприятий, предусматривающий согласованные действия с органами местного самоуправления администрацией г. Кумертау в части принятия конструктивных предложений по организации совместно направленной работы в области занятия Филиалом центра как инновационного образовательного учреждения, формирующего всестороннюю, конкретно выраженную стратегию совместного взаимодействия с внутренней и внешней социально значимой частью развития общества;

3) стратегию развития дополнительного профессионального образования с целью расширения уровня профессиональных знаний у выпускников вуза и повышения их конкурентоспособности [7] на рынке труда;

4) программу развития научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки с учетом инновационных технологий на предприятиях;

5) создание на базе Филиала Центра трудовых ресурсов, который объединил в себе все сферы профессионального образования в городе, Управление образования, предприятия различных сфер экономики юга региона Республики Башкортостан под координационным началом администрации г. Кумертау, что в значительной мере способствует прогрессивному взаимодействию с работодателями для всей системы подготовки профессиональных кадров.

Процесс формирования ранней профессиональной ориентации должен начинаться уже в рамках школьной программы, когда создаются условия для обучающихся сделать правильный выбор пути собственного профессионального развития с его дальнейшим совершенствованием через систему среднего и высшего образования, в которой должна быть четко сформированная модель взаимодействия с работодателем в части совершенствования образовательного процесса при подготовке специалистов, отвечающих требованиям развивающихся отраслей экономики.

Данная практика получила в Филиале характерно выработанную тенденцию интегрированного образования по реализации программ профессиональной подготовки специалистов через структурированную, последовательно проводимую работу по содержанию профессионального образования в четко сформатированной последовательности: школа – ранняя профессиональная ориентация – среднее профессиональное образование – высшее образование.

В то же время требования рынка труда к профессиональной подготовке кадров на сегодняшний день определяются не только федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), но и профессиональными стандартами, характеризующими квалификацию выпускника, необходимую для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональные стандарты представляют собой обобщенное мнение профессионального сообщества об особенностях того или иного вида деятельности и позволяют выстроить ориентиры для системы образования с учетом потребностей работодателей.

Что касается среднего профессионального образования, то с 2020 г. государственная итоговая аттестация (ГИА) по всем специальностям (до 2020 г. только по специальностям, входящим в список ТОП-50), реализуемым в СПО, должна включать проведение демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills с целью определения у экзаменуемых уровня знаний, умений и практических навыков в условиях моделирования реальных производственных процессов в соответствии со стандартами Worldskills Россия [8].

При успешном завершении обучения студенты СПО получают Skills Passport. Это своего рода цифровой портрет профессионала. Все данные экзаменов заносятся в единую информационную систему, что позволяет выпускникам получать Skills Passport с результатами испытаний в электронной форме и отправлять его потенциальным работодателям. Так работодатель мгновенно получает информацию о навыках, которыми обладает соискатель.

Несмотря на то что Skills Passport в России уже признается большим количеством работодателей и их число постоянно растет, в Республике Башкортостан ввиду того, что первые демонстрационные экзамены прошли в 2020 г. в условиях пандемии и по многим специальностям – в дистанционном формате, говорить об успешном опыте применения стандартов Worldskills Россия для трудоустройства выпускников пока не приходится.

Первый опыт Кумертауского филиала ОГУ основан на выпуске СПО по специальности «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования». Здесь предприятия – заказчики профессиональных кадров активно участвовали в образовательном процессе (чтении лекций, проведении практических занятий на базе предприятий), принимали на стажировку профессорско-преподавательский состав, а вот из 100% выпускников СПО на предприятие пришли работать только 20%, а остальные продолжили обучение в вузе.

Таким образом, Филиал получил мотивированного на обучение, профессионально сориентированного студента. В то же время со стороны работодателей к выпускнику вуза предъявляются совершенно другие требования в отношении знаний и умений, а также к освоению компетенций, определяемых ФГОС и профессиональными стандартами.

В связи с этим задача вуза – не только вести образовательный процесс с учетом всех требований ФГОС, но и учитывать требования предприятий, которые впоследствии станут работодателями. И здесь очень важно, чтобы выпускник СПО, вуза был изначально сориентирован на будущую профессию, на предприятие, на котором он будет продолжать свою трудовую деятельность.

В Филиале разработана целая система «Школа – СПО – ВУЗ – Предприятие» с выстраиванием индивидуальных траекторий под конкретные запросы потребителя, в данном случае потребителем является обучающийся. Образовательный процесс в Филиале реализуется в соответствии со ФГОС, а также включает возможность получения обучающимися рабочих профессий и дополнительного профессионального образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональная подготовка проходит поэтапно: на первом этапе школьники получают рабочую профессию по программе ранней профессиональной ориентации с учетом движения JuniorSkills. Обучение школьников проводится в «Центре опережающей профессиональной подготовки», который был создан на базе располагающихся при Филиале сертифицированного ресурсного центра ООО «Технониколь» и консультационного центра «КНАУФ».  Занятия проводятся в несколько этапов по каждой компетенции преподавателями-экспертами из числа профессорско-преподавательского состава, имеющими опыт по организации и проведению чемпионатов WS. У каждого обучающегося имеется возможность попробовать себя в нескольких профессиях.

Затем идет непосредственное практическое обучение школьников, по результатам которого проводится конкурс «Лучший по профессии», а его победители продолжают углубленное обучение с целью подготовки к участию в чемпионатах WorldSkills, линейка юниоров.

За два года Филиалом уже накоплен положительный опыт в этом направлении: в 2019 и 2020 гг. юниоры, участвовавшие в региональном чемпионате JS Республики Башкортостан по компетенции «Слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей», занимали все призовые места.

В 2019 г. юниоры-предприниматели завоевали 2-е место в региональном чемпионате JS Республики Башкортостан, а в 2020 г. удостоились высшей награды – «Диплом за профессионализм».  

Это программа при переходе ребенка из школы в СПО, а затем в вуз позволяет определиться с выбором профессии.

Второй этап – основная часть высшего образования, которая представляет в Филиале образовательный аллокатор: когда обучающиеся имеют возможность пройти несколько образовательных траекторий и сформироваться в команды. Для этого используются разные вариативные модули в виде ДПО: технологические, инженерные, управленческие (Soft skills). Это включено в образовательный процесс, и наряду с платным подходом применяется элемент социального лифта (бесплатных форматов).

При выпуске из Филиала обучающиеся перед защитой выпускной квалификационной работы сдают демонстрационный профессиональный   экзамен. Такая практика в обязательном порядке применяется для обучающихся СПО, но с учетом требований работодателей эта практика уже переносится и в высшее образование. Экзамен принимают представители от производства, заказчики кадров и профессорско-преподавательский состав. С этой целью восемь преподавателей Филиала имеют свидетельство на право проведения региональных чемпионатов в роли экспертов и 14 преподавателей прошли обучение в академии «Союз молодых профессионалов» (WorldSkills Россия) и получили сертификат эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена.

Практика такого интегрированного взаимодействия между предприятиями –  заказчиками кадров и профессиональными образовательными организациями способствует подготовке культурно-творческих, мыслящих профессионалов. Формирование будущего специалиста осуществляется в Филиале как в системе основного профессионального образования, так и в системе дополнительного образования путем повышения квалификации через профессиональную переподготовку на новый вид деятельности, который определяет дополнительную профессию в интересах развития и профессионализма личности [9].

Возможность освоения студентами дополнительных образовательных программ открывает новые перспективы в профессиональном образовании, что способствует решению таких важных задач, как:

– расширение квалификационных возможностей выпускников вузов, обеспечение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности;

– оптимизация квалификационной структуры специалистов для рынка интеллектуального труда;

– обеспечение механизма реализации Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

– повышение эффективности профессионального образования.

Дополнительное образование обучающихся рассматривается как эффективный способ решения задач по расширению профессиональной составляющей выпускников вузов и повышению их конкурентоспособности.

На базе Филиала было разработано свыше 70 инновационных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Программы нацелены на гибкую реализацию высокоэффективных технологий, техники и материалов, в наибольшей мере отвечающих требованиям сегодняшнего дня и ближайшей перспективы.

Каждая из программ проходит процедуру рассмотрения, согласования и утверждения не только на базе Филиала, но и в саморегулируемых организациях, профильных Министерствах и ведомствах, объединениях работодателей. Это позволяет объединить в рамках одного курса базовый научный и актуальный производственный компоненты. Филиалом разработаны электронные учебно-методические комплексы с применением дистанционных технологий.

Программы построены на основе современных профессиональных стандартов. Только за последние 3 года Филиалом по программам профессиональной подготовки обучены 248 слушателей. В рамках выстраивания индивидуальной траектории обучающиеся, начиная со второго курса, получают рабочую профессию и первую производственную практику проходят на рабочих местах на профильных предприятиях и трудоустраиваются в качестве бойцов РСО.

2020 г. стал вызовом для всех. По оценке Организации Объединенных Наций, пандемия нарушила учебный процесс 1 млрд студентов и школьников в 160 странах. Тема непрерывного образования на сегодняшний день как никогда актуальна. Все вузы, находясь в условиях пандемии, поняли, что владеть новыми навыками – это новая свобода, новое право, которое позволяет быть эффективными специалистами в своей отрасли. Как правило, непрерывность образования обеспечивается поэтапно, начиная со школьной скамьи, далее идет среднее профессиональное образование, затем – высшее и дополнительное профессиональное образование.

Организация образовательного процесса с применением программной оболочки «Web-Set-дистанционное обучение посредством сети интернет», зарегистрированная в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, позволила расширить географию реализации дополнительных профессиональных программ и выйти Филиалу на международный уровень сотрудничества, позиционировать систему дополнительного профессионального образования как транснациональную.

Заключение

Таким образом, система образования вуза испытывает постоянную трансформацию под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.  В связи с этим непрерывная подготовка кадров в условиях современного образования является необходимой составляющей частью личностного роста обучающихся и преподавателей в контексте постоянно меняющихся требований как со стороны образовательных стандартов, так и со стороны работодателей.

 


Библиографическая ссылка

Сазонова Т.В., Анищенко В.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30899 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674