Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AGE-RELATED FEATURES OF THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Ivanova Z.N. 1
1 Municipal budget preschool educational Institution "Kindergarten of combined type No. 33"
The article presents the data of a comparative study of the age value orientations of preschoolers with special health capabilities (mental retardation) and preschoolers. The study involved 24 preschoolers with disabilities and 24 preschoolers without developmental disabilities. It is shown that the formation of value orientations in children with mental retardation has some categories of value orientations that are identical with children developing in accordance with age, and characteristic only for children with intellectual disabilities. In children with mental retardation, by the age of 7, the importance of the value “smart” increases. There is a significant increase in the importance of the value of “doing well” by the age of 7 in children with mental retardation, and in children with normal intellectual development, a slight decrease. The value of "strong" by the age of 7 in children with normal intellectual development decreases, and in children with mental retardation, on the contrary, it increases. Both in preschoolers with mental retardation and in children with normal intellectual development, the importance of the value of "health" increases by the age of seven. If we relate the process of the formation of value orientations in older preschool children with mental retardation, then we see that there is a similarity in some categories with normally developing children, as well as differences, the formation of which is influenced by the type of intellectual impairment and the age of the child.
preschoolers
values
value orientations
special health opportunities
age-related features
mental retardation

Современный период в российской истории и образовании можно назвать временем перемен, это отчетливо прослеживается в смене нравственных ориентиров и ценностей. Современные реалии акцентируют внимание на преобладающей тенденции прагматичного подхода к современной жизни при потребностях в высших идеалах, что обостряет противоречие между духовным и материальным. Вследствие этого одной из основных национальных целей развития Российской Федерации, обозначенной в Указе президента«Онациональных целях развития Российской Федерации напериод до2030года», является создание условий для воспитания гармонично развитой исоциально ответственной личности наоснове духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических инационально-культурных традиций [1].

Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного образования (ФГОС ДО) на приоритетное место выдвигает задачу поорганизацииобразовательного процесса, основанного на духовно-нравственных и социокультурных ценностях, в связи с тем что именно в дошкольный период особо актуальным становитсяформирование нравственных ценностных ориентаций у детей на основе базовых национальных ценностей.

В рамках реализации ФГОС ДО разработана основная образовательная программа дошкольного образования (далее – ООП ДО), в которой определены цели и задачи духовно-нравственного развития и система базовых национальных ценностей [2]. Поэтому исследование формирования ценностных ориентаций дошкольника с нарушением интеллекта необходимодля общего понимания личности ребенка, его мотивации и направленности иопределения направлений для корректировки ООП ДО.

Процесс формирования нравственных ценностных ориентаций происходит на каждом возрастном жизненном этапе человека и имеет свои особенности. Ряд отечественных и зарубежных ученых XIX-XX веков (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С., Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) акцентировали внимание на том, что в раннем детстве и дошкольном периоде процесс становления ядра личности - системы убеждений и ценностных ориентаций - проходит более интенсивно, причем не только осознанно, но и неосознанно [3; 4].

Рассмотрим ряд возрастных особенностей формирования ценностных ориентаций у детей 5-7 лет.

Цель исследования: изучение ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели в соответствии с особенностями изучения детей с нарушениями в развитии: задержка психического развития (далее – ЗПР), была использована методика «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», в модификации И.П. Шаховой [5, с. 144].

Исследование проводилось на двух выборках: в первой выборке 24 ребенка с ЗПР. Во вторую выборку вошли дети, не относящиеся к категории ОВЗ (24 чел.). Возраст детей обеих групп от 5 до 7 лет, у которых согласно мониторингу развитие интеллекта соответствует возрастной норме.

Результаты исследования и их обсуждение

Как видно из таблицы 1, где данные отсортированы по возрастанию, для пятилетнихдетейс задержкой психического развития значимо быть «умным» (7 ранг), «веселым» (6 ранг), «сильным» и «красивым» (4, 5 ранги). Реже они акцентируют свое внимание на таких ценностях, как «общение», «здоровье», «хорошо заниматься». Данные выбора ценностных ориентаций пятилетних детей с задержкой психического развития представлены на рисунке 1.

Таблица 1

Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 5 лет с ЗПР

Номера мест в упорядоченном ряду

Наименование ценностных ориентаций

Расположение факторов по оценке эксперта

Новые ранги

1

общительный

2

2

2

хорошо занимается

2

2

3

здоровый

2

2

4

сильный

3

4.5

5

красивый

3

4.5

6

веселый

4

6

7

умный

6

7

Рис. 1. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 лет с ЗПР. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Выбор детей семилетнего возраста с задержкой психического развития заметно отличается. Так, наиболее значимой для данных детей становится ценность «умный» (7 ранг). Важной ее определили 61% детей. Следующей по важности стала ценность «сильный» (6 ранг), на третьем месте «хорошо заниматься» (5 ранг), хотя для 44% детей данная ценность не важна. Далее следуют ценности «веселый» и «красивый» (3, 5 ранги). И наименьшее предпочтение семилетние дети с ЗПР отдали ценностям «общительный» и «здоровый» (2, 1 ранги). Все данные отражены на рисунке 2 и в таблице 2.

Таблица 2

Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 7 лет с ЗПР

Номера мест в упорядоченном ряду

Наименование ценностных ориентаций

Расположение факторов по оценке эксперта

Новые ранги

1

здоровый

1

1

2

общительный

4

2

3

красивый

5

3.5

4

веселый

5

3.5

5

хорошо занимается

6

5

6

сильный

8

6

7

умный

14

7

Рис. 2. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 7 лет с ЗПР. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций детей с ЗПР позволил выделить следующие данные, которые представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Данные сравнительного анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 и 7 лет с ЗПР. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Исследованием установлено, что к 7 годам у детей повышается значимость ценностей «сильный», «умный», «хорошо занимается», в то время как ценности «здоровый», «красивый», «веселый», «общительный» становятся менее актуальными, теряя свою значимость, также наблюдается тот факт, что ценность «здоровый» менее значима для семилетних дошкольников, чем для пятилетних детей.

Таблица 3 наглядно демонстрирует, что пятилетние дети с нормой интеллектуального развития отдают предпочтение ценностям «умный» и «хорошо занимается» (6, 5 ранги), данные ценности значимы для 47% детей. Далее 35% детей выделяют значимыми ценности «здоровый» (ранг 5), «веселый» (ранг 4). Менее всего свое предпочтение дети отдали ценностям «общительный» и «красивый» (2, 5 ранги), более 35% детей считают ее неважной. Данные о ценностных ориентациях детей 5 лет с нормой интеллектуального развития представлены на рисунке 4.

Таблица 3

Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 5 лет с нормальным интеллектуальным развитием

Номера мест в упорядоченном ряду

Наименование ценностных ориентаций

Расположение факторов по оценке эксперта

Новые ранги

1

сильный

0

1

2

общительный

3

2.5

3

красивый

3

2.5

4

веселый

5

4

5

здоровый

6

5

6

хорошо занимается

8

6.5

7

умный

8

6.5

Рис. 4. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 лет с нормой интеллектуального развития. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

40-60% дошкольников 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием самыми важными считают ценности «умный» (7 ранг), «красивый» (6 ранг), в то время как ценности «сильный», «общительный», «хорошо занимается», «здоровый» 60% детей данной группы считают наименее значимыми. Результаты исследования ценностных ориентаций детей 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием представлены на рисунке 5 и в таблице 4.

Таблица 4

Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием

Номера мест в упорядоченном ряду

Наименование ценностных ориентаций

Расположение факторов по оценке эксперта

Новые ранги

1

сильный

4

3

2

общительный

4

3

3

хорошо занимается

4

3

4

здоровый

4

3

5

веселый

4

3

6

красивый

8

6

7

умный

12

7

Рис. 5. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 7 лет с нормой интеллектуального развития. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Согласно результатам исследования выявлено, что дети 5 и 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием отдают приоритет разным ценностям (рис. 6). Тенденцию к увеличению значимости с возрастом имеют ценности «общительный», «здоровый», «красивый», в то время как ценности «сильный», «хорошо занимается», «веселый» для детей 5 лет имеют большее значение, чем для детей 7 лет.

Рис. 6. Данные сравнительного анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 и 7 лет с нормой интеллектуального развития. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Выводы

Проведенное исследование формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», модифицированной И.П. Шаховой, дает возможность сделать заключение о том, что для семилетних детей старшего дошкольного возраста увеличивается значимость ценности «умный».

Отмечается значительное повышение значимости ценности «хорошо занимается» к 7 годам у детей с ЗПР, а у детей с нормой интеллектуального развития незначительное снижение.

Итак, у детей с нормальным интеллектуальным развитием к 7 годам значимость ценности «сильный» заметно понижается, в то время как у детей того же возраста с задержкой психического развития значимость ценности «сильный» возрастает.

Отметим, что ценность «красивый» теряет свою важность у дошкольников с ЗПР, а у дошкольников с нормой интеллектуального развития важность данной ценности увеличивается. Скорее всего, это можно объяснить материалом об эталонах красоты и прекрасного, который изучают дети в рамках учебной деятельности.

Необходимо акцентировать внимание на том, что к 7 годам у дошкольников с ЗПР и у дошкольников с нормальным интеллектуальным развитием повышается значимость ценности «здоровье».

При формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР прослеживаются как об­щие с нормативно развивающимися детьми черты, так и характерные особенности, которые зависят от специфики наруше­ний интеллектуального развития, а также возрастной категории.