Современный период в российской истории и образовании можно назвать временем перемен, это отчетливо прослеживается в смене нравственных ориентиров и ценностей. Современные реалии акцентируют внимание на преобладающей тенденции прагматичного подхода к современной жизни при потребностях в высших идеалах, что обостряет противоречие между духовным и материальным. Вследствие этого одной из основных национальных целей развития Российской Федерации, обозначенной в Указе президента«Онациональных целях развития Российской Федерации напериод до2030года», является создание условий для воспитания гармонично развитой исоциально ответственной личности наоснове духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических инационально-культурных традиций [1].
Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного образования (ФГОС ДО) на приоритетное место выдвигает задачу поорганизацииобразовательного процесса, основанного на духовно-нравственных и социокультурных ценностях, в связи с тем что именно в дошкольный период особо актуальным становитсяформирование нравственных ценностных ориентаций у детей на основе базовых национальных ценностей.
В рамках реализации ФГОС ДО разработана основная образовательная программа дошкольного образования (далее – ООП ДО), в которой определены цели и задачи духовно-нравственного развития и система базовых национальных ценностей [2]. Поэтому исследование формирования ценностных ориентаций дошкольника с нарушением интеллекта необходимодля общего понимания личности ребенка, его мотивации и направленности иопределения направлений для корректировки ООП ДО.
Процесс формирования нравственных ценностных ориентаций происходит на каждом возрастном жизненном этапе человека и имеет свои особенности. Ряд отечественных и зарубежных ученых XIX-XX веков (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С., Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) акцентировали внимание на том, что в раннем детстве и дошкольном периоде процесс становления ядра личности - системы убеждений и ценностных ориентаций - проходит более интенсивно, причем не только осознанно, но и неосознанно [3; 4].
Рассмотрим ряд возрастных особенностей формирования ценностных ориентаций у детей 5-7 лет.
Цель исследования: изучение ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели в соответствии с особенностями изучения детей с нарушениями в развитии: задержка психического развития (далее – ЗПР), была использована методика «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», в модификации И.П. Шаховой [5, с. 144].
Исследование проводилось на двух выборках: в первой выборке 24 ребенка с ЗПР. Во вторую выборку вошли дети, не относящиеся к категории ОВЗ (24 чел.). Возраст детей обеих групп от 5 до 7 лет, у которых согласно мониторингу развитие интеллекта соответствует возрастной норме.
Результаты исследования и их обсуждение
Как видно из таблицы 1, где данные отсортированы по возрастанию, для пятилетнихдетейс задержкой психического развития значимо быть «умным» (7 ранг), «веселым» (6 ранг), «сильным» и «красивым» (4, 5 ранги). Реже они акцентируют свое внимание на таких ценностях, как «общение», «здоровье», «хорошо заниматься». Данные выбора ценностных ориентаций пятилетних детей с задержкой психического развития представлены на рисунке 1.
Таблица 1
Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 5 лет с ЗПР
Номера мест в упорядоченном ряду |
Наименование ценностных ориентаций |
Расположение факторов по оценке эксперта |
Новые ранги |
1 |
общительный |
2 |
2 |
2 |
хорошо занимается |
2 |
2 |
3 |
здоровый |
2 |
2 |
4 |
сильный |
3 |
4.5 |
5 |
красивый |
3 |
4.5 |
6 |
веселый |
4 |
6 |
7 |
умный |
6 |
7 |
Рис. 1. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 лет с ЗПР. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей
Выбор детей семилетнего возраста с задержкой психического развития заметно отличается. Так, наиболее значимой для данных детей становится ценность «умный» (7 ранг). Важной ее определили 61% детей. Следующей по важности стала ценность «сильный» (6 ранг), на третьем месте «хорошо заниматься» (5 ранг), хотя для 44% детей данная ценность не важна. Далее следуют ценности «веселый» и «красивый» (3, 5 ранги). И наименьшее предпочтение семилетние дети с ЗПР отдали ценностям «общительный» и «здоровый» (2, 1 ранги). Все данные отражены на рисунке 2 и в таблице 2.
Таблица 2
Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 7 лет с ЗПР
Номера мест в упорядоченном ряду |
Наименование ценностных ориентаций |
Расположение факторов по оценке эксперта |
Новые ранги |
1 |
здоровый |
1 |
1 |
2 |
общительный |
4 |
2 |
3 |
красивый |
5 |
3.5 |
4 |
веселый |
5 |
3.5 |
5 |
хорошо занимается |
6 |
5 |
6 |
сильный |
8 |
6 |
7 |
умный |
14 |
7 |
Рис. 2. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 7 лет с ЗПР. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей
Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций детей с ЗПР позволил выделить следующие данные, которые представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Данные сравнительного анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 и 7 лет с ЗПР. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей
Исследованием установлено, что к 7 годам у детей повышается значимость ценностей «сильный», «умный», «хорошо занимается», в то время как ценности «здоровый», «красивый», «веселый», «общительный» становятся менее актуальными, теряя свою значимость, также наблюдается тот факт, что ценность «здоровый» менее значима для семилетних дошкольников, чем для пятилетних детей.
Таблица 3 наглядно демонстрирует, что пятилетние дети с нормой интеллектуального развития отдают предпочтение ценностям «умный» и «хорошо занимается» (6, 5 ранги), данные ценности значимы для 47% детей. Далее 35% детей выделяют значимыми ценности «здоровый» (ранг 5), «веселый» (ранг 4). Менее всего свое предпочтение дети отдали ценностям «общительный» и «красивый» (2, 5 ранги), более 35% детей считают ее неважной. Данные о ценностных ориентациях детей 5 лет с нормой интеллектуального развития представлены на рисунке 4.
Таблица 3
Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 5 лет с нормальным интеллектуальным развитием
Номера мест в упорядоченном ряду |
Наименование ценностных ориентаций |
Расположение факторов по оценке эксперта |
Новые ранги |
1 |
сильный |
0 |
1 |
2 |
общительный |
3 |
2.5 |
3 |
красивый |
3 |
2.5 |
4 |
веселый |
5 |
4 |
5 |
здоровый |
6 |
5 |
6 |
хорошо занимается |
8 |
6.5 |
7 |
умный |
8 |
6.5 |
Рис. 4. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 лет с нормой интеллектуального развития. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей
40-60% дошкольников 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием самыми важными считают ценности «умный» (7 ранг), «красивый» (6 ранг), в то время как ценности «сильный», «общительный», «хорошо занимается», «здоровый» 60% детей данной группы считают наименее значимыми. Результаты исследования ценностных ориентаций детей 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием представлены на рисунке 5 и в таблице 4.
Таблица 4
Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием
Номера мест в упорядоченном ряду |
Наименование ценностных ориентаций |
Расположение факторов по оценке эксперта |
Новые ранги |
1 |
сильный |
4 |
3 |
2 |
общительный |
4 |
3 |
3 |
хорошо занимается |
4 |
3 |
4 |
здоровый |
4 |
3 |
5 |
веселый |
4 |
3 |
6 |
красивый |
8 |
6 |
7 |
умный |
12 |
7 |
Рис. 5. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 7 лет с нормой интеллектуального развития. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей
Согласно результатам исследования выявлено, что дети 5 и 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием отдают приоритет разным ценностям (рис. 6). Тенденцию к увеличению значимости с возрастом имеют ценности «общительный», «здоровый», «красивый», в то время как ценности «сильный», «хорошо занимается», «веселый» для детей 5 лет имеют большее значение, чем для детей 7 лет.
Рис. 6. Данные сравнительного анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 и 7 лет с нормой интеллектуального развития. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей
Выводы
Проведенное исследование формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», модифицированной И.П. Шаховой, дает возможность сделать заключение о том, что для семилетних детей старшего дошкольного возраста увеличивается значимость ценности «умный».
Отмечается значительное повышение значимости ценности «хорошо занимается» к 7 годам у детей с ЗПР, а у детей с нормой интеллектуального развития незначительное снижение.
Итак, у детей с нормальным интеллектуальным развитием к 7 годам значимость ценности «сильный» заметно понижается, в то время как у детей того же возраста с задержкой психического развития значимость ценности «сильный» возрастает.
Отметим, что ценность «красивый» теряет свою важность у дошкольников с ЗПР, а у дошкольников с нормой интеллектуального развития важность данной ценности увеличивается. Скорее всего, это можно объяснить материалом об эталонах красоты и прекрасного, который изучают дети в рамках учебной деятельности.
Необходимо акцентировать внимание на том, что к 7 годам у дошкольников с ЗПР и у дошкольников с нормальным интеллектуальным развитием повышается значимость ценности «здоровье».
При формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР прослеживаются как общие с нормативно развивающимися детьми черты, так и характерные особенности, которые зависят от специфики нарушений интеллектуального развития, а также возрастной категории.
Библиографическая ссылка
Иванова Ж.Н. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30857 (дата обращения: 02.11.2024).