Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Иванова Ж.Н. 1
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 33»
В статье представлены данные сравнительного исследования возрастных особенностей ценностных ориентаций старших дошкольников с особыми возможностями здоровья (задержкой психического развития) и дошкольников, не имеющих отклонений в интеллектуальном развитии. В исследовании приняли участие 24 дошкольника с ограниченными возможностями здоровья и 24 дошкольника без нарушений развития. Показано, что становление ценностных ориентаций у детей с задержкой психического развития имеет некоторые категории ценностных ориентаций, как идентичные с ориентациями детей, развивающихся в соответствии с возрастом, так и характерные только для детей с интеллектуальной недостаточностью. У детей с задержкой психического развития к 7 годам повышается значимость ценности «умный». Отмечается значительное повышение значимости ценности «хорошо занимается» к 7 годам у детей с ЗПР, а у детей с нормой интеллектуального развития незначительное снижение. Ценность «сильный» к 7 годам у детей с нормальным интеллектуальным развитием понижается, а у детей с задержкой психического развития, наоборот, повышается. Как у дошкольников с задержкой психического развития, так и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, к семи годам важность ценности «здоровье» возрастает. Если соотносить процесс формирования ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, то мы видим, что наблюдается как сходство по некоторым категориям с нормально развивающимися детьми, так и отличия, на формирование которых влияют вид интеллектуального нарушения и возраст ребенка.
дошкольники
ценности
ценностные ориентации
особые возможности здоровья
возрастные особенности
задержка психического развития
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 12.05.2021).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 12.05.2021).
3. Яковлева Н.Ф. Социальные условия ценностного самоопределения обучающихся в современной России // Дополнительное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: материалы международной научно-практической интернет-конференции. Красноярск, 29 ноября 2019 г. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019. С. 131-135.
4. Яковлева Н.Ф. Методологические основания концепции социально-педагогической поддержки ценностного самоопределения детей-сирот // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XXI Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Макарени Александра Александровича. Санкт-Петербург, 2020. С. 493-497.
5. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Воз¬растная психология». М.: Институт практической психологии, 1998. 144 с.

Современный период в российской истории и образовании можно назвать временем перемен, это отчетливо прослеживается в смене нравственных ориентиров и ценностей. Современные реалии акцентируют внимание на преобладающей тенденции прагматичного подхода к современной жизни при потребностях в высших идеалах, что обостряет противоречие между духовным и материальным. Вследствие этого одной из основных национальных целей развития Российской Федерации, обозначенной в Указе президента«Онациональных целях развития Российской Федерации напериод до2030года», является создание условий для воспитания гармонично развитой исоциально ответственной личности наоснове духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических инационально-культурных традиций [1].

Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного образования (ФГОС ДО) на приоритетное место выдвигает задачу поорганизацииобразовательного процесса, основанного на духовно-нравственных и социокультурных ценностях, в связи с тем что именно в дошкольный период особо актуальным становитсяформирование нравственных ценностных ориентаций у детей на основе базовых национальных ценностей.

В рамках реализации ФГОС ДО разработана основная образовательная программа дошкольного образования (далее – ООП ДО), в которой определены цели и задачи духовно-нравственного развития и система базовых национальных ценностей [2]. Поэтому исследование формирования ценностных ориентаций дошкольника с нарушением интеллекта необходимодля общего понимания личности ребенка, его мотивации и направленности иопределения направлений для корректировки ООП ДО.

Процесс формирования нравственных ценностных ориентаций происходит на каждом возрастном жизненном этапе человека и имеет свои особенности. Ряд отечественных и зарубежных ученых XIX-XX веков (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С., Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) акцентировали внимание на том, что в раннем детстве и дошкольном периоде процесс становления ядра личности - системы убеждений и ценностных ориентаций - проходит более интенсивно, причем не только осознанно, но и неосознанно [3; 4].

Рассмотрим ряд возрастных особенностей формирования ценностных ориентаций у детей 5-7 лет.

Цель исследования: изучение ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели в соответствии с особенностями изучения детей с нарушениями в развитии: задержка психического развития (далее – ЗПР), была использована методика «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», в модификации И.П. Шаховой [5, с. 144].

Исследование проводилось на двух выборках: в первой выборке 24 ребенка с ЗПР. Во вторую выборку вошли дети, не относящиеся к категории ОВЗ (24 чел.). Возраст детей обеих групп от 5 до 7 лет, у которых согласно мониторингу развитие интеллекта соответствует возрастной норме.

Результаты исследования и их обсуждение

Как видно из таблицы 1, где данные отсортированы по возрастанию, для пятилетнихдетейс задержкой психического развития значимо быть «умным» (7 ранг), «веселым» (6 ранг), «сильным» и «красивым» (4, 5 ранги). Реже они акцентируют свое внимание на таких ценностях, как «общение», «здоровье», «хорошо заниматься». Данные выбора ценностных ориентаций пятилетних детей с задержкой психического развития представлены на рисунке 1.

Таблица 1

Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 5 лет с ЗПР

Номера мест в упорядоченном ряду

Наименование ценностных ориентаций

Расположение факторов по оценке эксперта

Новые ранги

1

общительный

2

2

2

хорошо занимается

2

2

3

здоровый

2

2

4

сильный

3

4.5

5

красивый

3

4.5

6

веселый

4

6

7

умный

6

7

Рис. 1. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 лет с ЗПР. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Выбор детей семилетнего возраста с задержкой психического развития заметно отличается. Так, наиболее значимой для данных детей становится ценность «умный» (7 ранг). Важной ее определили 61% детей. Следующей по важности стала ценность «сильный» (6 ранг), на третьем месте «хорошо заниматься» (5 ранг), хотя для 44% детей данная ценность не важна. Далее следуют ценности «веселый» и «красивый» (3, 5 ранги). И наименьшее предпочтение семилетние дети с ЗПР отдали ценностям «общительный» и «здоровый» (2, 1 ранги). Все данные отражены на рисунке 2 и в таблице 2.

Таблица 2

Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 7 лет с ЗПР

Номера мест в упорядоченном ряду

Наименование ценностных ориентаций

Расположение факторов по оценке эксперта

Новые ранги

1

здоровый

1

1

2

общительный

4

2

3

красивый

5

3.5

4

веселый

5

3.5

5

хорошо занимается

6

5

6

сильный

8

6

7

умный

14

7

Рис. 2. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 7 лет с ЗПР. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций детей с ЗПР позволил выделить следующие данные, которые представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Данные сравнительного анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 и 7 лет с ЗПР. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Исследованием установлено, что к 7 годам у детей повышается значимость ценностей «сильный», «умный», «хорошо занимается», в то время как ценности «здоровый», «красивый», «веселый», «общительный» становятся менее актуальными, теряя свою значимость, также наблюдается тот факт, что ценность «здоровый» менее значима для семилетних дошкольников, чем для пятилетних детей.

Таблица 3 наглядно демонстрирует, что пятилетние дети с нормой интеллектуального развития отдают предпочтение ценностям «умный» и «хорошо занимается» (6, 5 ранги), данные ценности значимы для 47% детей. Далее 35% детей выделяют значимыми ценности «здоровый» (ранг 5), «веселый» (ранг 4). Менее всего свое предпочтение дети отдали ценностям «общительный» и «красивый» (2, 5 ранги), более 35% детей считают ее неважной. Данные о ценностных ориентациях детей 5 лет с нормой интеллектуального развития представлены на рисунке 4.

Таблица 3

Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 5 лет с нормальным интеллектуальным развитием

Номера мест в упорядоченном ряду

Наименование ценностных ориентаций

Расположение факторов по оценке эксперта

Новые ранги

1

сильный

0

1

2

общительный

3

2.5

3

красивый

3

2.5

4

веселый

5

4

5

здоровый

6

5

6

хорошо занимается

8

6.5

7

умный

8

6.5

Рис. 4. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 лет с нормой интеллектуального развития. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

40-60% дошкольников 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием самыми важными считают ценности «умный» (7 ранг), «красивый» (6 ранг), в то время как ценности «сильный», «общительный», «хорошо занимается», «здоровый» 60% детей данной группы считают наименее значимыми. Результаты исследования ценностных ориентаций детей 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием представлены на рисунке 5 и в таблице 4.

Таблица 4

Данные ранжирования ценностных ориентаций по возрастанию дошкольников 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием

Номера мест в упорядоченном ряду

Наименование ценностных ориентаций

Расположение факторов по оценке эксперта

Новые ранги

1

сильный

4

3

2

общительный

4

3

3

хорошо занимается

4

3

4

здоровый

4

3

5

веселый

4

3

6

красивый

8

6

7

умный

12

7

Рис. 5. Данные анализа ценностных ориентаций дошкольников 7 лет с нормой интеллектуального развития. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Согласно результатам исследования выявлено, что дети 5 и 7 лет с нормальным интеллектуальным развитием отдают приоритет разным ценностям (рис. 6). Тенденцию к увеличению значимости с возрастом имеют ценности «общительный», «здоровый», «красивый», в то время как ценности «сильный», «хорошо занимается», «веселый» для детей 5 лет имеют большее значение, чем для детей 7 лет.

Рис. 6. Данные сравнительного анализа ценностных ориентаций дошкольников 5 и 7 лет с нормой интеллектуального развития. По горизонтали – ценностные ориентации, по вертикали – ранжирование ценностей

Выводы

Проведенное исследование формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», модифицированной И.П. Шаховой, дает возможность сделать заключение о том, что для семилетних детей старшего дошкольного возраста увеличивается значимость ценности «умный».

Отмечается значительное повышение значимости ценности «хорошо занимается» к 7 годам у детей с ЗПР, а у детей с нормой интеллектуального развития незначительное снижение.

Итак, у детей с нормальным интеллектуальным развитием к 7 годам значимость ценности «сильный» заметно понижается, в то время как у детей того же возраста с задержкой психического развития значимость ценности «сильный» возрастает.

Отметим, что ценность «красивый» теряет свою важность у дошкольников с ЗПР, а у дошкольников с нормой интеллектуального развития важность данной ценности увеличивается. Скорее всего, это можно объяснить материалом об эталонах красоты и прекрасного, который изучают дети в рамках учебной деятельности.

Необходимо акцентировать внимание на том, что к 7 годам у дошкольников с ЗПР и у дошкольников с нормальным интеллектуальным развитием повышается значимость ценности «здоровье».

При формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР прослеживаются как об­щие с нормативно развивающимися детьми черты, так и характерные особенности, которые зависят от специфики наруше­ний интеллектуального развития, а также возрастной категории.


Библиографическая ссылка

Иванова Ж.Н. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30857 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674