Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NEGATIVE CONSEQUENCES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Letyagina E.N. 1 Kutasin A.N. 1 Sudarikova I.A. 1
1 National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The pandemic that emerged in 2020 was a sudden test of the readiness of educational institutions to work remotely. The closure of educational institutions during the pandemic led to a decrease in the academic performance of students, there was a regression in the formation of personal and professional development skills, and increased the workload of teachers. The article examines the problems of organizing the educational process for educational programs of higher education in the distance form in the conditions of COVID-19. The article considers the domestic and foreign experience of organizing students ' training sessions, as well as the difficulties faced by universities in different countries. The typologization of the negative consequences of educational activities of universities in the distance form is carried out. The main ones are the problems with the availability of computer equipment and the unstable operation of the Internet, the lack of a comfortable place to study at home, the lack of training of teachers for the use of digital technologies, the problems of motivation and reducing the social activity of students, the growth of negative consequences of intensive online learning for health, the lack of timely feedback from teachers and students, the increase in the labor intensity and academic load of teachers, which is not taken into account in the remuneration of labor, lack of meaningful educational and methodological support.
learning process
distance learning
distance education
covid-19
pandemic
quality of education
online learning
students

2020 г. заставил всех адаптироваться и найти новые способы ведения хозяйственной деятельности. Одним из наиболее пострадавших секторов экономики во время пандемии является образование. Закрытие образовательных организаций затронуло 94% мирового студенческого населения. По данным ООН, переход к дистанционному обучению во время COVID-19 стал крупнейшим нарушением работы системы образования в истории человечества. Пандемияявилась внезапной проверкой готовности не только для мирового здравоохранения: образовательные учреждения оказались в непростой ситуации.

Кризисная ситуация, связанная с риском распространения коронавируса, для инфраструктуры электронного образования оказалась испытанием, которое вузы преодолевали с разным успехом [1–3]. Вопросы эффективности и целесообразности дистанционного обучения поднимаются во многих исследованиях, подчеркивающих, что данная форма реализации образовательного стандарта может быть только временной и вынужденной [4, 5].

Цель исследования – выявление негативных последствий организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19.

Методы исследования

При проведении исследования были использованы методы теоретического и системного анализа, синтеза, изучен и обобщен международный опыт.

Результаты исследования и их обсуждение

Несмотря на то что методологии дистанционного образования получили широкое распространение в последние десятилетия XX в., а сочетание потребности в непрерывном обучении и беспрецедентных технологических инновациях в области коммуникаций выдвинуло подходы к дистанционному образованию на передний план образовательной практики, сфера образования была не готова к полному переходу на онлайн-обучение. Доля студентов российских вузов, применяющих дистанционные технологии, до начала пандемии не превышала 23% (рис.).

Доля студентов государственных и частных вузов России, обучавшихся с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий до пандемии

К основным трудностям, с которыми столкнулись образовательные организации и студенты во время дистанционного обучения, относятся следующие.

1. Проблема с надежным подключением к сети Интернет и доступом к цифровым устройствам.

С начала пандемии возникали выраженные сложности, препятствующие эффективному обучению студентов. Часть из них обусловлена проблемами с надежным подключением к Интернету и доступом к цифровым устройствам.

Переход к дистанционному обучению означает, что студенты, не имеющие доступа к компьютерам и другим цифровым ресурсам, не могут учиться так же много, как и те, кто его имеет. По данным ОЭСР, 95% студентов из Норвегии, Швейцарии и Австрии имеют постоянный доступ к компьютеру, тогда как в Индонезии только 34% обучающихся могут заниматься удаленно. Это свидетельствует о значительном цифровом разрыве.

В крупных городах России домашний компьютер для учебы есть более чем у 95% студентов, однако возможности его использовать были не у всех. Компьютер мог быть занят родителями, которые работали удаленно, и другими детьми, которые учились в школе. Другим необходимым условием для дистанционного обучения является доступ к сети Интернет, с которым также наблюдались сложности в отдельных районах страны. Некоторые страны, такие как Америка, пытались решить эту проблему, внедряя наполовину онлайн, наполовину офлайн-методы обучения со студентами, по очереди посещающими образовательные организации.

2. Отсутствие дома комфортного места для учебы.

Студенты и преподаватели не всегда имеют дома комфортное место для учебы и работы, их отвлекают шумовые помехи и др. Эти факторы снижают качество обучения.

3. Недостаточная подготовка преподавателей к онлайн-обучению.

Безусловно, стрессовая для всех участников ситуация не могла не отразиться на качестве обучения [6]. У многих преподавателей не было необходимых технических и педагогических навыков для интегрирования цифровых технологий в процесс обучения. Чтобы решить эту проблему, в университетах ускоренно обучали преподавателей и студентов эффективному использованию электронной информационной образовательной среды вуза, работе с системой MOODLE, использованию других онлайн-платформ для обучения.

Система дистанционного образования перестраивалась «на ходу», и потому методики реализации дисциплин не были до конца разработаны, не все учебные материалы за столь короткий срок удалось в полной мере адаптировать под онлайн-формат, возможности проведения практических занятий резко сократились, их пришлось реализовывать в другом формате. Все это негативно отразилось на качестве обучения [7].

4. Невозможность обучения многим практическим навыкам в режиме онлайн.

Преподаватели, студенты и образовательные организации столкнулись со множеством проблем, одной из которых является проблема онлайн-обучения практическим навыкам и интеграции полученных знаний в практическую деятельность. Так, например, в дистанционной форме проведения учебных занятий невозможно полноценно обучить осмотру пациента или поставить научный эксперимент [8].

5. Отсутствие необходимого количества времени для подготовки занятий с использованием цифровых устройств, официальных методических рекомендаций и онлайн-учебников. Дистанционное обучение имеет скорее «экстренный» характер.

Нагрузка на преподавателей в условиях дистанционного образования существенно возросла. Им необходимо дополнительное время для подготовки занятий с использованием цифровых устройств, проведения текущего контроля знаний студентов, оценки посещаемости. Преподаватели вынуждены были тратить на учебный процесс время, которое они могли бы посвятить научным исследованиям и разработкам.

Другая проблема заключалась в том, что на момент начала пандемии мало преподавателей понимали, какие из множества решений являются наиболее эффективными и как можно их наилучшим образом реализовать в электронной среде. В результате иногда использовались не самые удачные практики онлайн-обучения и дистанционное обучение имело скорее «экстренный» характер. В данном случае дополнительным барьером выступает тот факт, что на сегодня не вполне ясно, какие технологии и форматы наилучшим образом подойдут конкретной группе студентов по конкретной дисциплине.

Обе проблемы влияют на качество работы преподавателей.

6. Проблемы оценки качества полученных знаний и умений, сформированности компетенций.

В условиях дистанционного обучения у многих преподавателей появились проблемы оценки освоенного студентами материала дисциплин, модулей, практик во время сессии. Исследования, проводимые НИУ ВШЭ, выявили, что более 50% преподавателей отметили проблемы неудобства и упрощения приема промежуточной аттестации, проводимой в дистанционной форме, особенно это коснулось приема зачетов и экзаменов по профессиональным дисциплинам и учебным курсам творческой направленности. Онлайн-обучение привело к росту плагиата в рефератах, эссе, курсовых и контрольных работах студентов [9].

7. Проблема мотивации.

В условиях автономного обучения студенты чаще задают вопросы и принимают участие в дискуссиях в учебной аудитории, а при онлайн-обучении обучающиеся уклоняются от взаимодействия с классом.

Трудности, связанные с дистанционным обучением, возникают у тех обучающихся, кто не обладает достаточным уровнем внутренней мотивации и нуждается в постоянном внешнем контроле, который в условиях удаленного обучения ослаблен. Впоследствии это может привести к существенному отставанию от учебной программы уязвимых групп обучающихся.

8. Негативные последствия интенсивного онлайн-обучения для здоровья.

Важной проблемой являются последствия интенсивного онлайн-обучения для здоровья студентов, которые теперь больше времени проводят перед экранами мониторов, в связи с чем рекомендуется совмещать цифровую деятельность с деятельностью без гаджетов. Онлайн-лекции должны быть максимально сокращены и объединены с нецифровой образовательной деятельностью.

Исследования Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей при РАН и Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья показали, что резко возросшая за последние годы информатизация образовательного процесса с использованием электронных средств обучения привела к ухудшению состояния здоровья молодого поколения. В результате длительной работы за компьютером возникают миопия, нарушения зрения, функциональные отклонения со стороны психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем.

9. Снижение социальной активности студентов.

Пандемия привела к отмене многих учебных, научно-образовательных, спортивных и культурных студенческих мероприятия. Исследование обучающихся и выпускников университетов Великобритании показало, что почти 60% студентов расширяют свои жизненные навыки за счет социального элемента университетской жизни.

10. Другие негативные факторы.

Онлайн-обучение приводит к появлению интернет-зависимости и утрате навыков письма. В рейтинге зависимостей интернет-зависимость стоит на 4-м месте, зависимость от мобильных гаджетов – на 5-м месте. Утрата навыков письма приводит к проблемам восприятия больших текстов и формулирования мыслей, нарушает моторику и координацию [10]. Дистанционная форма обучения ослабляет критическое и творческое мышление студентов. Бурные дебаты, полемика, мозговые штурмы, дискуссии невозможны без коллективизации студентов.

Результаты исследований эффективности онлайн-образования, проводимых в США, выявили следующие закономерности [11].

1. Онлайн-образование является самым быстрорастущим сегментом высшего образования, и его рост чрезмерно представлен в коммерческом секторе.

2. Большинство участников дистанционного обучения, включая преподавателей, ученых, работодателей, студентов и общественность, скептически относятся к качеству и ценности онлайн-образования, которое, по их мнению, уступает очному образованию.

3. Обучающиеся по программам онлайн-образования в среднем имеют более плохие результаты успеваемости.

4. Онлайн-образование не увеличивает доступность образования для населения, стоит дороже и не дает положительной отдачи от инвестиций.

5. Регулярная и содержательная интерактивность между студентами и преподавателями является ключевым фактором, определяющим качество онлайн-образования; она приводит к повышению удовлетворенности студентов, результатов обучения.

6. Студентам, обучающимся онлайн, недостаточно выделяемого на консультации времени для взаимодействия с преподавателями; в свою очередь, преподаватели, занятые выполнением своей учебной нагрузки, не имеют возможности уделять больше внимания интерактивным формам занятий.

В отчете Брукингского института представлены выводы, что эффективность обучения студентов на онлайн-курсах значительно хуже, чем студентов, посещающие учебные занятия в традиционной очной форме. Негативные последствия онлайн-курсов наиболее ярко проявились на качестве обучения низко успевающих студентов, оценки которых снизились на 0,5 балла и более [12].

При внедрении онлайн-образования преподаватель становится неуместным в новой модели интернета вещей. В России и мире существуют несколько порталов знаний, множество онлайн-ресурсов, приложений, а также учебных курсов и контента, предлагаемых известными университетами. В информационную эпоху преподаватель уже не является единственным источником знаний, и это правильно. Но накопленный опыт и социальное взаимодействие, которые предлагают профессора и доценты, бесценны. Но если онлайн-образование станет основой, то сама профессия преподавателя может оказаться под угрозой. Крупные университеты и контент-провайдеры будут привлекать студентов со всего мира, предлагать новый вид образования, выдавать сертификаты и дипломы. Региональные и местные образовательные организации станут ненужными, что приведет к серьезным экономическим, социально-политическим и культурным последствиям [13].

Результаты анкетирования и опросов студентов также выявили проблемы в дистанционном обучении. Так, в апреле 2020 г. в Польше был проведен общенациональный онлайн-опрос среди 2408 подростков в возрасте 11–18 лет. Им задавали вопросы о проблемах, связанных с дистанционным обучением. Более половины опрошенных подростков отметили в качестве серьезной проблемы обучения повышенные требования со стороны преподавателей. Почти каждый третий подросток (31,6%) считал отсутствие консультаций главной сложностью онлайн-обучения. Большой проблемой для старшеклассников и студентов колледжей и университетов была плохая организация дистанционного обучения. Дополнительными проблемами, наиболее часто упоминаемыми студентами, стали технические трудности и недостаточные навыки использования программного обеспечения, применяемого в образовательных организациях. Обучающиеся в сельской местности чаще, чем в городах, жаловались на отсутствие необходимого оборудования и проблемы с доступом в Интернет во время пандемии [14].

Проблемы российских студентов связаны с изменением формата взаимодействия с преподавателем, увеличением учебной нагрузки, недостаточным уровнем материально-технического оснащения рабочего места [15].

Выводы

Таким образом, закрытие образовательных организаций и связанные с этим процессом кризисы в области здравоохранения и экономики создают серьезные проблемы для всех участников образовательного процесса.При дистанционном обучении оказалось важным не только наличие компьютерной техники и высокоскоростного Интернета, но и умение преподавателей и студентов применять цифровые инструменты, информационные источники и сервисы в учебном процессе [16]. Государственные системы образования разных стран не были ни построены, ни подготовлены к тому, чтобы справиться с подобной ситуацией – не хватало структур для поддержания эффективного преподавания и обучения во время закрытия вузов и обеспечения социальной поддержки, которую многие студенты получали в образовательной организации.