2020 г. заставил всех адаптироваться и найти новые способы ведения хозяйственной деятельности. Одним из наиболее пострадавших секторов экономики во время пандемии является образование. Закрытие образовательных организаций затронуло 94% мирового студенческого населения. По данным ООН, переход к дистанционному обучению во время COVID-19 стал крупнейшим нарушением работы системы образования в истории человечества. Пандемияявилась внезапной проверкой готовности не только для мирового здравоохранения: образовательные учреждения оказались в непростой ситуации.
Кризисная ситуация, связанная с риском распространения коронавируса, для инфраструктуры электронного образования оказалась испытанием, которое вузы преодолевали с разным успехом [1–3]. Вопросы эффективности и целесообразности дистанционного обучения поднимаются во многих исследованиях, подчеркивающих, что данная форма реализации образовательного стандарта может быть только временной и вынужденной [4, 5].
Цель исследования – выявление негативных последствий организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19.
Методы исследования
При проведении исследования были использованы методы теоретического и системного анализа, синтеза, изучен и обобщен международный опыт.
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на то что методологии дистанционного образования получили широкое распространение в последние десятилетия XX в., а сочетание потребности в непрерывном обучении и беспрецедентных технологических инновациях в области коммуникаций выдвинуло подходы к дистанционному образованию на передний план образовательной практики, сфера образования была не готова к полному переходу на онлайн-обучение. Доля студентов российских вузов, применяющих дистанционные технологии, до начала пандемии не превышала 23% (рис.).
Доля студентов государственных и частных вузов России, обучавшихся с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий до пандемии
К основным трудностям, с которыми столкнулись образовательные организации и студенты во время дистанционного обучения, относятся следующие.
1. Проблема с надежным подключением к сети Интернет и доступом к цифровым устройствам.
С начала пандемии возникали выраженные сложности, препятствующие эффективному обучению студентов. Часть из них обусловлена проблемами с надежным подключением к Интернету и доступом к цифровым устройствам.
Переход к дистанционному обучению означает, что студенты, не имеющие доступа к компьютерам и другим цифровым ресурсам, не могут учиться так же много, как и те, кто его имеет. По данным ОЭСР, 95% студентов из Норвегии, Швейцарии и Австрии имеют постоянный доступ к компьютеру, тогда как в Индонезии только 34% обучающихся могут заниматься удаленно. Это свидетельствует о значительном цифровом разрыве.
В крупных городах России домашний компьютер для учебы есть более чем у 95% студентов, однако возможности его использовать были не у всех. Компьютер мог быть занят родителями, которые работали удаленно, и другими детьми, которые учились в школе. Другим необходимым условием для дистанционного обучения является доступ к сети Интернет, с которым также наблюдались сложности в отдельных районах страны. Некоторые страны, такие как Америка, пытались решить эту проблему, внедряя наполовину онлайн, наполовину офлайн-методы обучения со студентами, по очереди посещающими образовательные организации.
2. Отсутствие дома комфортного места для учебы.
Студенты и преподаватели не всегда имеют дома комфортное место для учебы и работы, их отвлекают шумовые помехи и др. Эти факторы снижают качество обучения.
3. Недостаточная подготовка преподавателей к онлайн-обучению.
Безусловно, стрессовая для всех участников ситуация не могла не отразиться на качестве обучения [6]. У многих преподавателей не было необходимых технических и педагогических навыков для интегрирования цифровых технологий в процесс обучения. Чтобы решить эту проблему, в университетах ускоренно обучали преподавателей и студентов эффективному использованию электронной информационной образовательной среды вуза, работе с системой MOODLE, использованию других онлайн-платформ для обучения.
Система дистанционного образования перестраивалась «на ходу», и потому методики реализации дисциплин не были до конца разработаны, не все учебные материалы за столь короткий срок удалось в полной мере адаптировать под онлайн-формат, возможности проведения практических занятий резко сократились, их пришлось реализовывать в другом формате. Все это негативно отразилось на качестве обучения [7].
4. Невозможность обучения многим практическим навыкам в режиме онлайн.
Преподаватели, студенты и образовательные организации столкнулись со множеством проблем, одной из которых является проблема онлайн-обучения практическим навыкам и интеграции полученных знаний в практическую деятельность. Так, например, в дистанционной форме проведения учебных занятий невозможно полноценно обучить осмотру пациента или поставить научный эксперимент [8].
5. Отсутствие необходимого количества времени для подготовки занятий с использованием цифровых устройств, официальных методических рекомендаций и онлайн-учебников. Дистанционное обучение имеет скорее «экстренный» характер.
Нагрузка на преподавателей в условиях дистанционного образования существенно возросла. Им необходимо дополнительное время для подготовки занятий с использованием цифровых устройств, проведения текущего контроля знаний студентов, оценки посещаемости. Преподаватели вынуждены были тратить на учебный процесс время, которое они могли бы посвятить научным исследованиям и разработкам.
Другая проблема заключалась в том, что на момент начала пандемии мало преподавателей понимали, какие из множества решений являются наиболее эффективными и как можно их наилучшим образом реализовать в электронной среде. В результате иногда использовались не самые удачные практики онлайн-обучения и дистанционное обучение имело скорее «экстренный» характер. В данном случае дополнительным барьером выступает тот факт, что на сегодня не вполне ясно, какие технологии и форматы наилучшим образом подойдут конкретной группе студентов по конкретной дисциплине.
Обе проблемы влияют на качество работы преподавателей.
6. Проблемы оценки качества полученных знаний и умений, сформированности компетенций.
В условиях дистанционного обучения у многих преподавателей появились проблемы оценки освоенного студентами материала дисциплин, модулей, практик во время сессии. Исследования, проводимые НИУ ВШЭ, выявили, что более 50% преподавателей отметили проблемы неудобства и упрощения приема промежуточной аттестации, проводимой в дистанционной форме, особенно это коснулось приема зачетов и экзаменов по профессиональным дисциплинам и учебным курсам творческой направленности. Онлайн-обучение привело к росту плагиата в рефератах, эссе, курсовых и контрольных работах студентов [9].
7. Проблема мотивации.
В условиях автономного обучения студенты чаще задают вопросы и принимают участие в дискуссиях в учебной аудитории, а при онлайн-обучении обучающиеся уклоняются от взаимодействия с классом.
Трудности, связанные с дистанционным обучением, возникают у тех обучающихся, кто не обладает достаточным уровнем внутренней мотивации и нуждается в постоянном внешнем контроле, который в условиях удаленного обучения ослаблен. Впоследствии это может привести к существенному отставанию от учебной программы уязвимых групп обучающихся.
8. Негативные последствия интенсивного онлайн-обучения для здоровья.
Важной проблемой являются последствия интенсивного онлайн-обучения для здоровья студентов, которые теперь больше времени проводят перед экранами мониторов, в связи с чем рекомендуется совмещать цифровую деятельность с деятельностью без гаджетов. Онлайн-лекции должны быть максимально сокращены и объединены с нецифровой образовательной деятельностью.
Исследования Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей при РАН и Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья показали, что резко возросшая за последние годы информатизация образовательного процесса с использованием электронных средств обучения привела к ухудшению состояния здоровья молодого поколения. В результате длительной работы за компьютером возникают миопия, нарушения зрения, функциональные отклонения со стороны психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем.
9. Снижение социальной активности студентов.
Пандемия привела к отмене многих учебных, научно-образовательных, спортивных и культурных студенческих мероприятия. Исследование обучающихся и выпускников университетов Великобритании показало, что почти 60% студентов расширяют свои жизненные навыки за счет социального элемента университетской жизни.
10. Другие негативные факторы.
Онлайн-обучение приводит к появлению интернет-зависимости и утрате навыков письма. В рейтинге зависимостей интернет-зависимость стоит на 4-м месте, зависимость от мобильных гаджетов – на 5-м месте. Утрата навыков письма приводит к проблемам восприятия больших текстов и формулирования мыслей, нарушает моторику и координацию [10]. Дистанционная форма обучения ослабляет критическое и творческое мышление студентов. Бурные дебаты, полемика, мозговые штурмы, дискуссии невозможны без коллективизации студентов.
Результаты исследований эффективности онлайн-образования, проводимых в США, выявили следующие закономерности [11].
1. Онлайн-образование является самым быстрорастущим сегментом высшего образования, и его рост чрезмерно представлен в коммерческом секторе.
2. Большинство участников дистанционного обучения, включая преподавателей, ученых, работодателей, студентов и общественность, скептически относятся к качеству и ценности онлайн-образования, которое, по их мнению, уступает очному образованию.
3. Обучающиеся по программам онлайн-образования в среднем имеют более плохие результаты успеваемости.
4. Онлайн-образование не увеличивает доступность образования для населения, стоит дороже и не дает положительной отдачи от инвестиций.
5. Регулярная и содержательная интерактивность между студентами и преподавателями является ключевым фактором, определяющим качество онлайн-образования; она приводит к повышению удовлетворенности студентов, результатов обучения.
6. Студентам, обучающимся онлайн, недостаточно выделяемого на консультации времени для взаимодействия с преподавателями; в свою очередь, преподаватели, занятые выполнением своей учебной нагрузки, не имеют возможности уделять больше внимания интерактивным формам занятий.
В отчете Брукингского института представлены выводы, что эффективность обучения студентов на онлайн-курсах значительно хуже, чем студентов, посещающие учебные занятия в традиционной очной форме. Негативные последствия онлайн-курсов наиболее ярко проявились на качестве обучения низко успевающих студентов, оценки которых снизились на 0,5 балла и более [12].
При внедрении онлайн-образования преподаватель становится неуместным в новой модели интернета вещей. В России и мире существуют несколько порталов знаний, множество онлайн-ресурсов, приложений, а также учебных курсов и контента, предлагаемых известными университетами. В информационную эпоху преподаватель уже не является единственным источником знаний, и это правильно. Но накопленный опыт и социальное взаимодействие, которые предлагают профессора и доценты, бесценны. Но если онлайн-образование станет основой, то сама профессия преподавателя может оказаться под угрозой. Крупные университеты и контент-провайдеры будут привлекать студентов со всего мира, предлагать новый вид образования, выдавать сертификаты и дипломы. Региональные и местные образовательные организации станут ненужными, что приведет к серьезным экономическим, социально-политическим и культурным последствиям [13].
Результаты анкетирования и опросов студентов также выявили проблемы в дистанционном обучении. Так, в апреле 2020 г. в Польше был проведен общенациональный онлайн-опрос среди 2408 подростков в возрасте 11–18 лет. Им задавали вопросы о проблемах, связанных с дистанционным обучением. Более половины опрошенных подростков отметили в качестве серьезной проблемы обучения повышенные требования со стороны преподавателей. Почти каждый третий подросток (31,6%) считал отсутствие консультаций главной сложностью онлайн-обучения. Большой проблемой для старшеклассников и студентов колледжей и университетов была плохая организация дистанционного обучения. Дополнительными проблемами, наиболее часто упоминаемыми студентами, стали технические трудности и недостаточные навыки использования программного обеспечения, применяемого в образовательных организациях. Обучающиеся в сельской местности чаще, чем в городах, жаловались на отсутствие необходимого оборудования и проблемы с доступом в Интернет во время пандемии [14].
Проблемы российских студентов связаны с изменением формата взаимодействия с преподавателем, увеличением учебной нагрузки, недостаточным уровнем материально-технического оснащения рабочего места [15].
Выводы
Таким образом, закрытие образовательных организаций и связанные с этим процессом кризисы в области здравоохранения и экономики создают серьезные проблемы для всех участников образовательного процесса.При дистанционном обучении оказалось важным не только наличие компьютерной техники и высокоскоростного Интернета, но и умение преподавателей и студентов применять цифровые инструменты, информационные источники и сервисы в учебном процессе [16]. Государственные системы образования разных стран не были ни построены, ни подготовлены к тому, чтобы справиться с подобной ситуацией – не хватало структур для поддержания эффективного преподавания и обучения во время закрытия вузов и обеспечения социальной поддержки, которую многие студенты получали в образовательной организации.
Библиографическая ссылка
Летягина Е.Н., Кутасин А.Н., Сударикова И.А. О НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30825 (дата обращения: 04.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30825