Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями ФГОС, одним из обязательных условий организации образовательного процесса является функционирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), представляющей собой совокупность информационных и коммуникационных технологий, которые обеспечивают освоение учебных программ и позволяют контролировать этот процесс как со стороны обучающегося и его родителей (законных представителей), так и со стороны педагогов и администрации [1].
В декабре 2020 г. стартовал эксперимент «Цифровая образовательная среда» по апробации на территории отдельных субъектов Российской Федерации и прогнозированию возможностей дальнейшего внедрения и использования цифровых технологий на всей территории страны. Данная апробация направлена на выявление путей модернизации и развития системы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Цифровая среда обозначена в качестве перспективного механизма реализации образовательной деятельности и должна обеспечить равные условия для всех обучающихся в получении качественного образования независимо от места их проживания и состояния здоровья. Перед государственными и муниципальными общеобразовательными организациями Российской Федерации поставлена приоритетная задача реализации универсальных способов организации своей деятельности с использованием цифрового образовательного контента и образовательных сервисов [2]. Для педагогов любых профилей подготовки становятся профессионально необходимыми умения организовывать учебный процесс в новых технологических условиях с учетом специфики преподаваемого предмета и соблюдением психолого-эргономических требований и правил информационной безопасности и избирательности [3].
Развитие цифрового образовательного пространства является важной составляющей государственной политики в области эффективного развития системы непрерывной подготовки педагогических кадров и сохранения кадрового потенциала на территории всех субъектов Российской Федерации. Роль и значение подготовки педагогических кадров к эффективной работе в ЭИОС обозначены в Распоряжении Минпросвещения России от 04.02.2021 г. № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [4].
Изучение и анализ нормативных и законодательных документов в сфере образования позволяют сделать вывод о том, что ЭИОС является необходимым, востребованным, перспективным и динамически обновляемым средством организации образовательного процесса. Ее структура регламентируется законодательными и нормативными документами, а наполнение зависит как от развития цифровой инфраструктуры страны и сферы образования, так и от технической оснащенности учебного заведения и компетентности, заинтересованности и инициативности его педагогического состава.
Для студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки, информационно-образовательная среда вуза служит не только средством сопровождения учебного процесса, но и инструментом формирования их готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровизации школьного образования. От того, насколько уверенно и результативно студент использует функционал ЭИОС в учебном процессе вуза, насколько он готов к освоению новых возможностей среды, мобилен в переходе на новые сервисы и платформы, зависят как его академические результаты, так и будущие достижения в профессиональной деятельности.
Целью данной статьи является описание содержания и обоснование результативности подготовки учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в электронной информационно-образовательной среде школы на этапе обучения в вузе.
Материал и методы исследования
Материалом исследования являлись нормативно-правовые документы сферы образования, учебные планы программы «Иностранный язык; Иностранный язык по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» Шуйского филиала ИвГУ, результаты оценки студентами качества своей подготовки к профессиональной деятельности в ЭИОС школы. В качестве основополагающих методов исследования выбраны анализ и теоретическое обобщение нормативной, учебной и методической документации в сфере подготовки будущих учителей иностранного языка; наблюдение за реализацией педагогического процесса в вузе; анкетирование студентов; статистические методы оценки результатов проведенной диагностики.
Результаты исследования и их обсуждение
Функциональные возможности ЭИОС должны обеспечивать будущим педагогам технологические возможности для выполнения разнообразных профессиональных и образовательных задач, а именно:
1) планирование учебно-воспитательного процесса и управление им;
2) ресурсное обеспечение образовательного процесса, в том числе организацию доступа к электронным библиотечным системам и электронным образовательным ресурсам;
3) систематизацию и мониторинг результатов обучения;
4) информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;
5) реализацию возможностей электронного и дистанционного обучения;
6) автоматизацию диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
6) размещение, систематизацию и хранение учебных и методических материалов;
7) организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Выделенные возможности автоматически регламентируют аспекты подготовки будущего педагога с учетом специфики профиля и сферы деятельности. Основываясь на специфике подготовки будущих учителей иностранного языка к работе в ЭИОС, особо стоит выделить необходимость обучения студентов, в первую очередь, грамотной работе с текстовой информацией, методам поиска и обработки информации, работе с электронными базами и библиотеками материалов, методам визуализации больших объемов текстовой информации, разработке мультимедийных продуктов (презентаций, электронных книг, тестов, учебных модулей в различных системах, созданию видеороликов и пр.).
В своем исследовании мы исходим из того, что формирование готовности бакалавров педагогического направления к будущей профессиональной деятельности в ЭИОС школы проходит на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе и реализуется посредством изучения образовательных дисциплин, прохождения практик и реализации научно-исследовательской деятельности. При этом мы рассматриваем изучаемые в вузе ИКТ-дисциплины и как базу для приобретения студентами опыта организации своей учебной деятельности в ЭИОС вуза, и как основу для формирования их профессиональной компетентности в области организации учебно-воспитательного процесса в ЭИОС школы.
В данный момент система высшего образования находится на этапе перехода от одного образовательного стандарта к другому. Так, в 2020–2021 учебном году студенты 3–5-х курсов обучаются по учебному плану ФГОС 3+, а студенты 1-го и 2-го – курсов уже по учебному плану ФГОС 3++. Разницу в названии ИКТ-дисциплин и времени их освоения можно проследить по таблице 1.
Таблица 1
Преемственность ИКТ-дисциплин по ФГОС 3+ и ФГОС 3++
ФГОС 3+ |
ФГОС 3++ |
||
Название дисциплины |
Курс/семестр общий объем |
Название дисциплины |
Курс/семестр общий объем |
Информационные технологии |
2 курс/3 сем. 54 астр. час. |
ИКТ и медиаинформационная грамотность |
1 курс/2 сем. 108 астр. час. |
|
|
Учебная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика |
1 курс/2 сем. 54 астр. час.
|
Практикум по профессиональной деятельности в информационной среде образовательного учреждения |
3 курс/6 сем. 54 астр. час. |
Электронная школа XXI века |
4 курс/8 сем. 81 астр. час.
|
|
|
Дистанционные технологии в образовательном процессе школы |
5 курс/9 сем. 81 астр. час. |
В курсе «ИКТ и медиаинформационная грамотность» студенты знакомятся с технологиями визуализации информации, выполняют и составляют задания учебного назначения в интерактивных средах, получают представление о многообразии облачных технологий в образовании; систематизируют, обобщают и расширяют свои познания в управлении личным кабинетом в информационной среде вуза; получают опыт работы в популярных Google-сервисах; осваивают технологии хранения и систематизации информации средствами Google Диск, Яндекс Диск и других облачных хранилищ. Для подготовки к занятиям студенты используют электронные ресурсы вуза «Университетская библиотека online» и электронную библиотеку вуза на платформе Руконт.
В рамках проектно-технологической учебной практики студенты оформляют свое электронное портфолио (портфолио обучающегося) в ЭИОС 1С:Университет. Сопровождение портфолио является учебной обязанностью каждого студента на протяжении всего процесса обучения в вузе. В случае поступления выпускника бакалавриата в магистратуру сохраняется преемственность как контента, так и структуры портфолио.
Дисциплина «Электронная школа XXI века» является центральной и системообразующей в освоении будущими учителями возможностей и технологий работы в информационно-образовательной среде школы. Студенты рассматривают такие ключевые темы, как: компоненты и основные возможности современной ЭИОС; федеральные образовательные порталы; информационная среда как средство организации информационной деятельности преподавателя и обучающегося; программные комплексы для организации ЭИОС школы; информационные интегрированные продукты, позволяющие сформировать данную среду; тенденции развития современных сетевых технологий; использование телекоммуникационных технологий в образовании: специфика, проблемы, риски; видеоконференцсвязь; сетевое пространство образовательного учреждения; педагогические технологии, позволяющие организовать активную индивидуализированную учебную деятельность на базе сетевых технологий; сетевые технологии как эффективное средство познавательной деятельности, самообразования и профессионального саморазвития педагога; использование компьютерных технологий при ведении отчетной и периодической документации; организация банков данных по учащимся и возможности оптимизации работы с ними; информационно-коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся; понятие и классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР); оценка качества ЭОР: требования, комплексная экспертиза (техническая, содержательная, дизайн-эргономическая), критерии оценки; открытые образовательные ресурсы мировой информационной среды; открытые коллекции ЭОР информационной среды российского образования; программные продукты для создания текстовых, графических, аудио-, видео- и анимационных компонентов электронных образовательных ресурсов. На практических и лабораторных занятиях будущие учителя учатся подбирать, адаптировать и самостоятельно проектировать электронные образовательные ресурсы.
В рамках дисциплины «Дистанционные технологии в образовательном процессе школы» будущие учителя знакомятся с порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и дистанционных технологий. Студенты сравнивают модели современного обучения: традиционное, дистанционное, смешанное; на примерах рассматривают реализацию дистанционного обучения в различных форматах: кейс-технологии, трансляционные и сетевые технологии. Важное место в курсе занимают освоение и систематизация средств дистанционного обучения: электронные образовательные ресурсы, электронный учебник, электронная библиотека, электронный тренажер, виртуальный конструктор, тестовые среды. Студенты учатся организации и проведению вебинаров и видеоконференций, осваивают специфику организации контроля при дистанционном обучении. В рамках данной дисциплины студенты знакомятся с возможностями платформы Moodle, входящей в базовую составляющую ЭИОС вуза, с позиции и полномочиями не только обучающегося, но и педагога.
Эти дисциплины логически и методически связаны и последовательно изучаются студентами в тесном взаимодействии с дисциплинами профильной подготовки. Так, в процессе изучения дисциплины «Методика обучения иностранному языку» студенты знакомятся с ролью и методическими функциями аудио-, видеозаписей и компьютерных программ в обучении иностранному языку, осваивают методику использования аудио- и видеоподкастов (видеопорталов) и других способов презентации учебного содержания на уроках иностранного языка с помощью технических средств обучения, рассматривают особенности дистанционного обучения, а также возможности самостоятельного изучения иностранного языка с помощью сети Интернет. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения по иностранному языку» предусматривает знакомство с онлайн-тестированием, а в содержание дисциплины «Языковые особенности современных средств коммуникации» входит модуль «Языковые особенности общения с помощью информационно-коммуникационных технологий».
Результатом междисциплинарной интеграции ИКТ и профильных дисциплин являются учебно-методические проекты: интерактивная презентация (и/или флипчарт) по теме школьной языковой подготовки; электронный документооборот учителя по предмету (на основе электронных журналов и дневников); цифровое портфолио учителя иностранного языка (сайт-визитка); дистанционный курс (тема) для освоения школьниками второго иностранного языка.
Вуз нацелен и стимулирует студентов на апробацию и интеграцию выполненных проектов в учебно-воспитательный процесс школы. В связи с этим тематика проектных заданий согласуется с представителями работодателя, методистами кафедр, практикующими учителями, что позволяет мотивировать студентов на более качественное и продуманное выполнение проектного задания [5].
С целью оценки и анализа результативности подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в ЭИОС школы нами проводятся ежегодное анкетирование студентов и оценка корреляции анкетных ответов с семестровой успеваемостью и остаточными знаниями по ИКТ-дисциплинам. Студентам предлагается выбрать три главные возможности электронной информационно-образовательной среды из описанных выше восьми, которые необходимы будущему педагогу для выполнения профессиональных и образовательных задач, а также оценить свои умения и готовность к использованию ЭИОС по пятибалльной шкале, где 1 – никогда не слышал; 2 – слышал только название; 3 – знаю, как пользоваться; 4 – активно использую; 5 – могу научить других. Результаты анкетирования студентов 2020–2021 учебного года представлены на рисунке.
Результаты анкетирования студентов Шуйского филиала ИвГУ
Как видно из рисунка, главными возможностями ЭИОС студенты 5-го курса считают информационно-методическое обеспечение образовательного процесса и реализацию возможностей электронного и дистанционного обучения, тогда как студенты 1–4-х курсов главными возможностями наряду с реализацией возможностей электронного и дистанционного обучения считают ресурсное обеспечение образовательного процесса. Наименее востребованной возможностью оказалась автоматизация диагностики и оценки учебных достижений обучающихся.
Средние баллы результатов самооценки будущими учителями иностранного языка их готовности к работе в ЭИОС школы (на основе анкетирования) и оценки степени владения студентами ИКТ-компетенциями (по результатам академической успеваемости по ИКТ-дисциплинам) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Степень готовности студентов к использованию ЭИОС (по пятибалльной шкале)
№ |
Возможности ЭИОС |
1-й курс |
2-й курс |
3-й курс |
4-й курс |
5-й курс |
1. |
Планирование и управление учебно-воспитательным процессом |
3,6 |
3,9 |
3,3 |
3,7 |
3,8 |
2. |
Ресурсное обеспечение образовательного процесса, в том числе организация доступа к электронным библиотечным системам и электронным образовательным ресурсам |
3,6 |
4,1 |
3,4 |
4,1 |
4,0 |
3. |
Систематизация и мониторинг результатов обучения |
3,1 |
3,9 |
3,3 |
3,7 |
3,0 |
4. |
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса |
2,8 |
3,4 |
3,3 |
3,0 |
2,8 |
5. |
Реализация возможностей электронного и дистанционного обучения |
4,1 |
4,8 |
3,9 |
4,5 |
4,3 |
6. |
Автоматизация диагностики и оценки учебных достижений обучающихся |
3,8 |
4,1 |
3,8 |
3,1 |
3,4 |
7. |
Размещение, систематизация и хранение учебных и методических материалов |
4,0 |
4,2 |
4,1 |
3,9 |
3,8 |
8. |
Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса |
3,6 |
3,8 |
3,4 |
3,3 |
2,9 |
|
Средняя оценка |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
3,7 |
3,5 |
Выводы
Таким образом, можно констатировать положительный тренд в уровне готовности будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в ЭИОС школы, связанный со сменой образовательных стандартов и расширением и модернизацией содержания ИКТ-дисциплин.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- наличие ЭИОС является обязательным требованием к организации образовательного процесса в учреждениях всех уровней образования;
- информационно-образовательная среда вуза для будущих педагогов служит не только средством сопровождения образовательного процесса, но и инструментом формирования их готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования;
- переход системы высшего педагогического образования от стандартов ФГОС 3+ к образовательным стандартам ФГОС 3++ усилил требования к подготовке учителей в сфере ИКТ, что позволило вузу существенно модернизировать и расширить цикл ИКТ-дисциплин и повысить качество подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в ЭИОС школы.