Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Зайцева С.А. 1 Плотников С.В. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Наличие электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) является обязательным требованием к организации образовательного процесса в учреждениях всех уровней образования. От того, насколько будущий учитель иностранного языка готов к освоению новых возможностей среды с учетом специфики предмета, мобилен в переходе на новые сервисы и платформы, зависят как его образовательные результаты в вузе, так и будущие достижения в профессиональной деятельности. Изучаемые в вузе ИКТ-дисциплины («ИКТ и медиаинформационная грамотность», «Электронная школа XXI века», «Дистанционные технологии в образовательном процессе школы», «Мультимедиа технологии в образовании») являются как базой для приобретения студентами опыта работы в ЭИОС вуза, так и основой для формирования их профессиональной компетентности в области организации учебно-воспитательного процесса в ЭИОС школы. Переход системы высшего педагогического образования со стандартов ФГОС 3+ на ФГОС 3++ усилил требования к подготовке учителей в сфере информационно-коммуникационных технологий, что позволило вузу существенно модернизировать и расширить цикл ИКТ-дисциплин с максимальным учетом профиля подготовки и тем самым повысить качество подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в ЭИОС школы.
вуз
студент
бакалавриат
учитель иностранного языка
готовность
электронная информационно-образовательная среда
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 125. [Электронный ресурс]. URL: http://sspu.ru/pages/edu/perechen-op/standart/fgos-44.03.05_act.pdf?v=756584508 (дата обращения: 05.05.2021).
2. Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74922819/ (дата обращения: 05.05.2021).
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н. // Управление ДОУ. 2014. № 4. С. 42.
4. Распоряжение Минпросвещения России от 04.02.2021 № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/51d3c15a6842dce2585500acd9236624/ (дата обращения: 05.05.2021).
5. Зайцева С.А., Смирнов П.В. Методика формирования проектной компетентности будущих педагогов в области информационно-коммуникационных технологий // Высшее образование сегодня. 2018. № 5. С. 11-14.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями ФГОС, одним из обязательных условий организации образовательного процесса является функционирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), представляющей собой совокупность информационных и коммуникационных технологий, которые обеспечивают освоение учебных программ и позволяют контролировать этот процесс как со стороны обучающегося и его родителей (законных представителей), так и со стороны педагогов и администрации [1].

В декабре 2020 г. стартовал эксперимент «Цифровая образовательная среда» по апробации на территории отдельных субъектов Российской Федерации и прогнозированию возможностей дальнейшего внедрения и использования цифровых технологий на всей территории страны. Данная апробация направлена на выявление путей модернизации и развития системы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Цифровая среда обозначена в качестве перспективного механизма реализации образовательной деятельности и должна обеспечить равные условия для всех обучающихся в получении качественного образования независимо от места их проживания и состояния здоровья. Перед государственными и муниципальными общеобразовательными организациями Российской Федерации поставлена приоритетная задача реализации универсальных способов организации своей деятельности с использованием цифрового образовательного контента и образовательных сервисов [2]. Для педагогов любых профилей подготовки становятся профессионально необходимыми умения организовывать учебный процесс в новых технологических условиях с учетом специфики преподаваемого предмета и соблюдением психолого-эргономических требований и правил информационной безопасности и избирательности [3].

Развитие цифрового образовательного пространства является важной составляющей государственной политики в области эффективного развития системы непрерывной подготовки педагогических кадров и сохранения кадрового потенциала на территории всех субъектов Российской Федерации. Роль и значение подготовки педагогических кадров к эффективной работе в ЭИОС обозначены в Распоряжении Минпросвещения России от 04.02.2021 г. № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [4].

Изучение и анализ нормативных и законодательных документов в сфере образования позволяют сделать вывод о том, что ЭИОС является необходимым, востребованным, перспективным и динамически обновляемым средством организации образовательного процесса. Ее структура регламентируется законодательными и нормативными документами, а наполнение зависит как от развития цифровой инфраструктуры страны и сферы образования, так и от технической оснащенности учебного заведения и компетентности, заинтересованности и инициативности его педагогического состава.

Для студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки, информационно-образовательная среда вуза служит не только средством сопровождения учебного процесса, но и инструментом формирования их готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровизации школьного образования. От того, насколько уверенно и результативно студент использует функционал ЭИОС в учебном процессе вуза, насколько он готов к освоению новых возможностей среды, мобилен в переходе на новые сервисы и платформы, зависят как его академические результаты, так и будущие достижения в профессиональной деятельности.

Целью данной статьи является описание содержания и обоснование результативности подготовки учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в электронной информационно-образовательной среде школы на этапе обучения в вузе.

Материал и методы исследования

Материалом исследования являлись нормативно-правовые документы сферы образования, учебные планы программы «Иностранный язык; Иностранный язык по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» Шуйского филиала ИвГУ, результаты оценки студентами качества своей подготовки к профессиональной деятельности в ЭИОС школы. В качестве основополагающих методов исследования выбраны анализ и теоретическое обобщение нормативной, учебной и методической документации в сфере подготовки будущих учителей иностранного языка; наблюдение за реализацией педагогического процесса в вузе; анкетирование студентов; статистические методы оценки результатов проведенной диагностики.

Результаты исследования и их обсуждение

Функциональные возможности ЭИОС должны обеспечивать будущим педагогам технологические возможности для выполнения разнообразных профессиональных и образовательных задач, а именно:

1) планирование учебно-воспитательного процесса и управление им;

2) ресурсное обеспечение образовательного процесса, в том числе организацию доступа к электронным библиотечным системам и электронным образовательным ресурсам;

3) систематизацию и мониторинг результатов обучения;

4) информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;

5) реализацию возможностей электронного и дистанционного обучения;

6) автоматизацию диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

6) размещение, систематизацию и хранение учебных и методических материалов;

7) организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Выделенные возможности автоматически регламентируют аспекты подготовки будущего педагога с учетом специфики профиля и сферы деятельности. Основываясь на специфике подготовки будущих учителей иностранного языка к работе в ЭИОС, особо стоит выделить необходимость обучения студентов, в первую очередь, грамотной работе с текстовой информацией, методам поиска и обработки информации, работе с электронными базами и библиотеками материалов, методам визуализации больших объемов текстовой информации, разработке мультимедийных продуктов (презентаций, электронных книг, тестов, учебных модулей в различных системах, созданию видеороликов и пр.).

В своем исследовании мы исходим из того, что формирование готовности бакалавров педагогического направления к будущей профессиональной деятельности в ЭИОС школы проходит на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе и реализуется посредством изучения образовательных дисциплин, прохождения практик и реализации научно-исследовательской деятельности. При этом мы рассматриваем изучаемые в вузе ИКТ-дисциплины и как базу для приобретения студентами опыта организации своей учебной деятельности в ЭИОС вуза, и как основу для формирования их профессиональной компетентности в области организации учебно-воспитательного процесса в ЭИОС школы.

В данный момент система высшего образования находится на этапе перехода от одного образовательного стандарта к другому. Так, в 2020–2021 учебном году студенты 3–5-х курсов обучаются по учебному плану ФГОС 3+, а студенты 1-го и 2-го – курсов уже по учебному плану ФГОС 3++. Разницу в названии ИКТ-дисциплин и времени их освоения можно проследить по таблице 1.

Таблица 1

Преемственность ИКТ-дисциплин по ФГОС 3+ и ФГОС 3++

ФГОС 3+

ФГОС 3++

Название дисциплины

Курс/семестр

общий объем

Название дисциплины

Курс/семестр

общий объем

Информационные технологии

2 курс/3 сем.

54 астр. час.

ИКТ и медиаинформационная грамотность

1 курс/2 сем.

108 астр. час.

 

 

Учебная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика

1 курс/2 сем.

54 астр. час.

 

Практикум по профессиональной деятельности в информационной среде образовательного учреждения

3 курс/6 сем.

54 астр. час.

Электронная школа XXI века

4 курс/8 сем.

81 астр. час.

 

 

 

Дистанционные технологии в образовательном процессе школы

5 курс/9 сем.

81 астр. час.

В курсе «ИКТ и медиаинформационная грамотность» студенты знакомятся с технологиями визуализации информации, выполняют и составляют задания учебного назначения в интерактивных средах, получают представление о многообразии облачных технологий в образовании; систематизируют, обобщают и расширяют свои познания в управлении личным кабинетом в информационной среде вуза; получают опыт работы в популярных Google-сервисах; осваивают технологии хранения и систематизации информации средствами Google Диск, Яндекс Диск и других облачных хранилищ. Для подготовки к занятиям студенты используют электронные ресурсы вуза «Университетская библиотека online» и электронную библиотеку вуза на платформе Руконт.

В рамках проектно-технологической учебной практики студенты оформляют свое электронное портфолио (портфолио обучающегося) в ЭИОС 1С:Университет. Сопровождение портфолио является учебной обязанностью каждого студента на протяжении всего процесса обучения в вузе. В случае поступления выпускника бакалавриата в магистратуру сохраняется преемственность как контента, так и структуры портфолио.

Дисциплина «Электронная школа XXI века» является центральной и системообразующей в освоении будущими учителями возможностей и технологий работы в информационно-образовательной среде школы. Студенты рассматривают такие ключевые темы, как: компоненты и основные возможности современной ЭИОС; федеральные образовательные порталы; информационная среда как средство организации информационной деятельности преподавателя и обучающегося; программные комплексы для организации ЭИОС школы; информационные интегрированные продукты, позволяющие сформировать данную среду; тенденции развития современных сетевых технологий; использование телекоммуникационных технологий в образовании: специфика, проблемы, риски; видеоконференцсвязь; сетевое пространство образовательного учреждения; педагогические технологии, позволяющие организовать активную индивидуализированную учебную деятельность на базе сетевых технологий; сетевые технологии как эффективное средство познавательной деятельности, самообразования и профессионального саморазвития педагога; использование компьютерных технологий при ведении отчетной и периодической документации; организация банков данных по учащимся и возможности оптимизации работы с ними; информационно-коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся; понятие и классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР); оценка качества ЭОР: требования, комплексная экспертиза (техническая, содержательная, дизайн-эргономическая), критерии оценки; открытые образовательные ресурсы мировой информационной среды; открытые коллекции ЭОР информационной среды российского образования; программные продукты для создания текстовых, графических, аудио-, видео- и анимационных компонентов электронных образовательных ресурсов. На практических и лабораторных занятиях будущие учителя учатся подбирать, адаптировать и самостоятельно проектировать электронные образовательные ресурсы.

В рамках дисциплины «Дистанционные технологии в образовательном процессе школы» будущие учителя знакомятся с порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и дистанционных технологий. Студенты сравнивают модели современного обучения: традиционное, дистанционное, смешанное; на примерах рассматривают реализацию дистанционного обучения в различных форматах: кейс-технологии, трансляционные и сетевые технологии. Важное место в курсе занимают освоение и систематизация средств дистанционного обучения: электронные образовательные ресурсы, электронный учебник, электронная библиотека, электронный тренажер, виртуальный конструктор, тестовые среды. Студенты учатся организации и проведению вебинаров и видеоконференций, осваивают специфику организации контроля при дистанционном обучении. В рамках данной дисциплины студенты знакомятся с возможностями платформы Moodle, входящей в базовую составляющую ЭИОС вуза, с позиции и полномочиями не только обучающегося, но и педагога.

Эти дисциплины логически и методически связаны и последовательно изучаются студентами в тесном взаимодействии с дисциплинами профильной подготовки. Так, в процессе изучения дисциплины «Методика обучения иностранному языку» студенты знакомятся с ролью и методическими функциями аудио-, видеозаписей и компьютерных программ в обучении иностранному языку, осваивают методику использования аудио- и видеоподкастов (видеопорталов) и других способов презентации учебного содержания на уроках иностранного языка с помощью технических средств обучения, рассматривают особенности дистанционного обучения, а также возможности самостоятельного изучения иностранного языка с помощью сети Интернет. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения по иностранному языку» предусматривает знакомство с онлайн-тестированием, а в содержание дисциплины «Языковые особенности современных средств коммуникации» входит модуль «Языковые особенности общения с помощью информационно-коммуникационных технологий».

Результатом междисциплинарной интеграции ИКТ и профильных дисциплин являются учебно-методические проекты: интерактивная презентация (и/или флипчарт) по теме школьной языковой подготовки; электронный документооборот учителя по предмету (на основе электронных журналов и дневников); цифровое портфолио учителя иностранного языка (сайт-визитка); дистанционный курс (тема) для освоения школьниками второго иностранного языка.

Вуз нацелен и стимулирует студентов на апробацию и интеграцию выполненных проектов в учебно-воспитательный процесс школы. В связи с этим тематика проектных заданий согласуется с представителями работодателя, методистами кафедр, практикующими учителями, что позволяет мотивировать студентов на более качественное и продуманное выполнение проектного задания [5].

С целью оценки и анализа результативности подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в ЭИОС школы нами проводятся ежегодное анкетирование студентов и оценка корреляции анкетных ответов с семестровой успеваемостью и остаточными знаниями по ИКТ-дисциплинам. Студентам предлагается выбрать три главные возможности электронной информационно-образовательной среды из описанных выше восьми, которые необходимы будущему педагогу для выполнения профессиональных и образовательных задач, а также оценить свои умения и готовность к использованию ЭИОС по пятибалльной шкале, где 1 – никогда не слышал; 2 – слышал только название; 3 – знаю, как пользоваться; 4 – активно использую; 5 – могу научить других. Результаты анкетирования студентов 2020–2021 учебного года представлены на рисунке.

Результаты анкетирования студентов Шуйского филиала ИвГУ

Как видно из рисунка, главными возможностями ЭИОС студенты 5-го курса считают информационно-методическое обеспечение образовательного процесса и реализацию возможностей электронного и дистанционного обучения, тогда как студенты 1–4-х курсов главными возможностями наряду с реализацией возможностей электронного и дистанционного обучения считают ресурсное обеспечение образовательного процесса. Наименее востребованной возможностью оказалась автоматизация диагностики и оценки учебных достижений обучающихся.

Средние баллы результатов самооценки будущими учителями иностранного языка их готовности к работе в ЭИОС школы (на основе анкетирования) и оценки степени владения студентами ИКТ-компетенциями (по результатам академической успеваемости по ИКТ-дисциплинам) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Степень готовности студентов к использованию ЭИОС (по пятибалльной шкале)

Возможности ЭИОС

1-й курс

2-й курс

3-й курс

4-й курс

5-й курс

1.

Планирование и управление учебно-воспитательным процессом

3,6

3,9

3,3

3,7

3,8

2.

Ресурсное обеспечение образовательного процесса, в том числе организация доступа к электронным библиотечным системам и электронным образовательным ресурсам

3,6

4,1

3,4

4,1

4,0

3.

Систематизация и мониторинг результатов обучения

3,1

3,9

3,3

3,7

3,0

4.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

2,8

3,4

3,3

3,0

2,8

5.

Реализация возможностей электронного и дистанционного обучения

4,1

4,8

3,9

4,5

4,3

6.

Автоматизация диагностики и оценки учебных достижений обучающихся

3,8

4,1

3,8

3,1

3,4

7.

Размещение, систематизация и хранение учебных и методических материалов

4,0

4,2

4,1

3,9

3,8

8.

Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса

3,6

3,8

3,4

3,3

2,9

 

Средняя оценка

3,6

4,0

3,6

3,7

3,5

Выводы

Таким образом, можно констатировать положительный тренд в уровне готовности будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в ЭИОС школы, связанный со сменой образовательных стандартов и расширением и модернизацией содержания ИКТ-дисциплин.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- наличие ЭИОС является обязательным требованием к организации образовательного процесса в учреждениях всех уровней образования;

- информационно-образовательная среда вуза для будущих педагогов служит не только средством сопровождения образовательного процесса, но и инструментом формирования их готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования;

- переход системы высшего педагогического образования от стандартов ФГОС 3+ к образовательным стандартам ФГОС 3++ усилил требования к подготовке учителей в сфере ИКТ, что позволило вузу существенно модернизировать и расширить цикл ИКТ-дисциплин и повысить качество подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в ЭИОС школы.


Библиографическая ссылка

Зайцева С.А., Плотников С.В. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30821 (дата обращения: 19.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074