Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT IN THE FORMATION OF THE READINESS OF MEDICAL STUDENTS TO SELF-EDUCATION IN THE CONTEXT OF REMOTE LEARNING

Khabarova T.S. 1 Korovina I.A. 1 Zabolotnaya S.G. 1 Nazina O.V. 1
1 Orenburg State Medical University, Ministry of Healthcare of the Russian Federation
In the modern information society, the main resource for the development of the country is the person himself, who is able to receive and apply knowledge in various forms of education, as well as participate in the creation of new intellectual products. In the 90s, remote education was intensively developed in Russia, when an All-Russian experiment was launched with state and non-state educational institutions in the field of remote learning. The most active remote learning system in our country has been implemented in the last decade, and now this form of education is at the peak of relevance. The education system is designed to meet the needs of time and circumstances and provide a modern model of remote learning, the effectiveness of which largely depends on the training of all its participants. In our article, we consider the potential of the technology of critical thinking development in the formation of the readiness of medical students for self-educational activities in the implementation of remote learning. The need for developed critical thinking and self-education of medical students is objectively significant and important in the professional development of a future specialist in the medical field, since these qualities are a means of accumulating individual experience of knowledge.
critical thinking
self-educational activity
remote learning
personal development
information-educational environment

В 2020 г. сложная эпидемиологическая ситуация в стране и мире оказала существенное влияние на все общественные сферы, включая образование. В результате пандемии, которая была вызвана коронавирусной инфекцией, деятельность всех образовательных учреждений страны была адаптирована в кратчайшие сроки к новым условиям работы, а учащиеся перешли на дистанционное обучение. Перед медицинскими вузами была также поставлена задача обеспечить непрерывное профессиональное образование. Были внедрены дистанционные технологии и электронные формы обучения с применением эффективных традиционных и инновационных методов, средств, форм обучения. Дистанционный формат обучения привел к разработке новых форм презентации учебного материала, обеспечивающих возможность интерактивной передачи информации любого объема и вида, а также к появлению новых форм познания. Все это актуализировало значимость самообразовательной деятельности студентов медицинского вуза и необходимость их готовности к учебному процессу в рамках дистанционного обучения.

Цель данной работы заключается в изучении процесса формирования готовности будущих врачей к самообразовательной деятельности на дистанционной работе и в определении эффективности технологии развития критического мышления при формировании данного качества у студентов медицинского вуза.

Материал и методы исследования. Для достижения цели работы были изучены приказы Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по различным специальностям, проанализированы учебные программы вуза, локальные акты, устанавливающие порядок организации образовательного процесса и работы студентов в информационно-образовательной среде, электронные учебные издания, электронный оценочный материал (теоретический метод). Методологической основой стали также анализ, сравнение и обобщение педагогического опыта по изучаемой проблеме.

Материалом для установления эффективных способов формирования готовности к самообразовательной деятельности явились разработки теоретических вопросов и практических занятий по дисциплинам «Латинский язык» и «Иностранный язык», которые включали в себя поэтапное внедрение приемов развития критического мышления и работу с этой технологией в дистанционном режиме. Работа была направлена на создание результативных алгоритмов освоения учебного материала при изучении данных дисциплин.

Учитывая специфику медицинского образования, где в становлении высококвалифицированного профессионала значимыми являются не только теоретические, но и практические навыки будущего специалиста, перед администрацией и преподавателями вузов стояла нелегкая задача по организации эффективного образовательного процесса и реализации образовательных технологий с применением электронного обучения. Особую роль в данном формате обучения играют высокая профессиональная компетентность преподавательского состава, а также целенаправленная, контролируемая и интенсивная самообразовательная деятельность студентов медицинского вуза.

Самообразовательную деятельность мы определяем как самостоятельную, системно-организованную, целенаправленную и рефлексивно-оценочную работу, направленную на получение новых знаний и поиск путей дальнейшего саморазвития и самосовершенствования при достижении результатов учебной деятельности. В профессиональном становлении студентов медицинского вуза способность к самообразованию имеет принципиальное значение для непрерывного совершенствования навыков и получения новых знаний. К основным функциям самообразования относятся: адаптивная (успешная адаптация к учебному процессу); компенсаторная (замена недостающих знаний уже имеющимся на данный момент материалом); информационная (изучение необходимой информации и накопление определенного профессионального опыта для дальнейшей работы по выбранной специальности); развивающая (непрерывное профессиональное совершенствование и творческое становление личности) [1].

Готовность, в свою очередь, мы рассматриваем как сложное структурно-ценностное состояние личности, которое начинается с определения цели на основании потребностей и мотивов осуществления деятельности.

Под дистанционным обучением мы понимаем получение знаний без временных и пространственных ограничений с помощью современных информационных, телекоммуникационных образовательных технологий и систем, которые делают возможным непрерывное самообучение, где результативность процесса в большей степени зависит от самостоятельности и активности самого студента. Данное обучение предполагает взаимодействие обучающихся и педагогов не на традиционных аудиторных занятиях, а на расстоянии [2]. Однако отсутствие прямого общения между студентами и преподавателями приводит к ряду противоречий между:

– возможностью индивидуального темпа обучения с использованием телекоммуникационных технологий и недостаточным уровнем сформированности информационно-познавательной грамотности и способности к ответственному самообразованию при работе в информационно-образовательной среде;

– доступностью обучения независимо от географического положения и времени и проблемой компьютерной грамотности, а также технической оснащенности всех сторон учебно-образовательного процесса;

– мобильностью обратной связи между преподавателем и обучающимся и недостатком практических занятий, наличием трудностей индивидуального подхода и воспитания.

Учебно-образовательный процесс с дистанционным сопровождением предполагает поддержку самостоятельной работы студентов, а учебный материал должен соответствовать следующим требованиям:

– наличие систематизированного теоретического материала и справочной информации (ссылки на электронные учебники, словари и т.д.);

– достаточная полнота изложения информации, объем которой позволяет овладеть необходимыми компетенциями самостоятельно или с минимальной помощью преподавателя;

– наличие системы опорных ориентиров (таблиц, графиков, схем, образцов или возможных вариантов решений заданий) для быстрого запоминания информации;

– четкая система практических заданий для самоконтроля и текущего контроля успеваемости;

– наличие электронного учебно-методического комплекса (совокупности методических и оценочных материалов) [3].

В настоящее время на занятиях активно используются образовательные онлайн-платформы, которые позволяют организовывать электронные видеоконференции, просматривать интерактивные уроки, изучать тематические курсы с комплексом различных оценочных материалов. Многие платформы содержат личные кабинеты учащихся с внутренним чатом для общения с преподавателем. Телекоммуникационные технологии являются частью инновационного подхода к эффективной подготовке будущих специалистов и создают новую, перспективную систему образования [4].

В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по специальности Педиатрия – 31.05.02 (приказ № 965 от 12.08.2020), Лечебное дело – 31.05.01 (приказ № 988 от 12.08.2020), Стоматология – 31.05.03 (приказ № 984 от 12.08.2020) приоритетным является поиск личностно-развивающих технологий, внедрение которых в образовательный процесс будет способствовать развитию:

– информационной грамотности – ОПК-10, ОПК-13 (способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий, с учетом основных требований информационной безопасности);

– системного и критического мышления – УК-1 (способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий) [5].

Технология развития критического мышления, на наш взгляд, позволяет решить выделенные в данном исследовании противоречия и успешно реализовать процесс формирования необходимых компетенций при использовании дистанционных форм обучения. Приемы развития критического мышления направлены на активизацию внутреннего потенциала студента, повышение уровня самоконтроля, формирование желания и готовности учиться самостоятельно. Принцип работы технологии основан на использовании личностно-развивающих приемов для достижения высоких образовательных целей при активном взаимодействии преподавателя и обучающегося на всех фазах формирования критического мышления (вызов, осмысление, рефлексия) [6]. Наличие критического мышления не только важно для профессионального становления личности, но и играет большую социальную роль, так как способствует развитию коммуникативных компетенций, что необходимо при работе в коллективе и общении с пациентами [7].

Для успешного освоения материала нужны определенный уровень познавательной активности и готовность к непрерывному самосовершенствованию. Самообразование предполагает наличие умения мысленно охватить, критически оценить и спрогнозировать дальнейшие действия и возможные результаты, провести рефлексию деятельности. Критическое мышление помогает мыслить самостоятельно, уверенно, доказательно, использовать различные способы оценки материала и различные ресурсы получения информации [8].

Используя приемы и средства технологии развития критического мышления, мы создали такие педагогические условия, которые позволили поэтапно включать студентов в дистанционный формат обучения и адаптировать их учебную деятельность к новым условиям обучения в электронно-образовательной среде, где значимой становится их способность к самообразовательной деятельности. Для нас было принципиально важно не только продолжать успешное освоение теоретического и практического материала по дисциплинам «Латинский язык» и «Иностранный язык», но и развивать исследовательские умения студентов через творческие и информационно-поисковые задания в различных видах студенческой научной работы. Используя образовательные платформы электронно-дистанционного обучения при реализации приемов развития критического мышления, кафедра иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета проводит различные проблемно-ситуационные и субъектно-ориентированные мероприятия: лингвистическую олимпиаду, брейн-ринг знатоков анатомо-гистологической терминологии, научно-практические полилингвальные конференции, поэтические встречи и художественные конкурсы на тему латинской афористики. Освоение методов и принципов научной работы способствует становлению интеллектуально развитой личности, способной преодолевать трудности через осознанный выбор, оценочно-рефлексивный анализ деятельности, критическое осмысление информации и активный поиск решений противоречий и будущих профессиональных задач [9].

Мы провели опрос студентов лечебного и педиатрического факультетов с целью узнать, научились ли они самостоятельно выстраивать свой рабочий процесс в условиях дистанционного обучения и насколько эффективны в деятельности приемы развития критического мышления при самостоятельном поиске необходимой информации в учебно-электронных источниках. 75% студентов отметили положительную динамику успеваемости и напрямую связывают это с овладением методикой критического мышления при информационном поиске. 88% респондентов взяли за правило систематически проводить анализ трудностей учебной деятельности и фиксировать этапы достижения успехов. Увеличился процент студентов (с 47% до 74%), которые отметили значимость самообразовательной деятельности и роль правильной оценки мнения других участников процесса обучения при итоговом принятии решения.

По результатам внедренных в учебный процесс педагогических условий и проведенных практических занятий с использованием приемов технологии развития критического мышления были определены этапы формирования готовности к самообразовательной деятельности и ее характер на различных стадиях технологии – вызов, осмысление, рефлексия (табл.).

Самообразовательная деятельность на различных этапах технологии развития критического мышления

Характер деятельности

Этапы и признаки формирования готовности к самообразовательной деятельности

Приемы технологии

Вызов:

– мотивационно-ценностный;

– информационный;

– коммуникационный

1. Аксиологический

Предполагает сложившийся взгляд на мир, наличие устойчивых ценностных ориентаций, самоконтроль и четкий алгоритм действий в критических ситуациях, осмысление личностной значимости образования и уточнение его ценности для будущей профессиональной деятельности [10]

Чтение с остановками; эффективная лекция; перекрестная дискуссия

Осмысление:

– эмоционально-деятельностный;

– информационно-познавательный;

– когнитивно-систематизационный

2. Гносеологический

Предполагает умение выстроить свой стиль работы в новых условиях учебной дистанционной деятельности и самостоятельно использовать приемы технологии развития критического мышления с целью эффективного овладения необходимыми компетенциями выбранной профессии

 

Верные и неверные утверждения; знаю – хочу узнать – узнал; идеал; «толстые» и «тонкие» вопросы; 6 шляп мышления; ТАСК-анализ

Рефлексия:

– поисковый;

– оценочный;

– операционный

3. Праксиологический

Предполагает поиск эффективных приемов работы в информационно-образовательной среде с последующим рефлексивно-оценочным самоанализом, направленным на сознание, оценку и сам процесс мышления.

4. Прогностический

Предполагает способность принимать перспективные решения для достижения максимально положительных результатов, находить новые способы работы, отклоняясь от принятых схем мышления

Все приемы технологии

Заключение

Таким образом, самообразовательная деятельность как индивидуально-личностный процесс получения, обработки и преобразования информации в знания становится ведущей деятельностью в современном информационном обществе. Результаты показали, что реализация образовательной технологии развития критического мышления в дистанционном обучении помогает успешно раскрыть индивидуальные возможности будущих врачей, развить способности к самостоятельной работе. Данная технология эффективна в становлении компетентного, творческого, способного к самообразованию специалиста медицинского профиля, который будет владеть современными технологиями сбора и обработки информации, что крайне важно для оказания качественной медицинской помощи и развития медицинской науки в целом. Проведенное исследование предполагает дальнейшее изучение искомой проблемы на примере других дисциплин с дальнейшим экстраполированием на студентов не только медицинского вуза.