В 2020 г. сложная эпидемиологическая ситуация в стране и мире оказала существенное влияние на все общественные сферы, включая образование. В результате пандемии, которая была вызвана коронавирусной инфекцией, деятельность всех образовательных учреждений страны была адаптирована в кратчайшие сроки к новым условиям работы, а учащиеся перешли на дистанционное обучение. Перед медицинскими вузами была также поставлена задача обеспечить непрерывное профессиональное образование. Были внедрены дистанционные технологии и электронные формы обучения с применением эффективных традиционных и инновационных методов, средств, форм обучения. Дистанционный формат обучения привел к разработке новых форм презентации учебного материала, обеспечивающих возможность интерактивной передачи информации любого объема и вида, а также к появлению новых форм познания. Все это актуализировало значимость самообразовательной деятельности студентов медицинского вуза и необходимость их готовности к учебному процессу в рамках дистанционного обучения.
Цель данной работы заключается в изучении процесса формирования готовности будущих врачей к самообразовательной деятельности на дистанционной работе и в определении эффективности технологии развития критического мышления при формировании данного качества у студентов медицинского вуза.
Материал и методы исследования. Для достижения цели работы были изучены приказы Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по различным специальностям, проанализированы учебные программы вуза, локальные акты, устанавливающие порядок организации образовательного процесса и работы студентов в информационно-образовательной среде, электронные учебные издания, электронный оценочный материал (теоретический метод). Методологической основой стали также анализ, сравнение и обобщение педагогического опыта по изучаемой проблеме.
Материалом для установления эффективных способов формирования готовности к самообразовательной деятельности явились разработки теоретических вопросов и практических занятий по дисциплинам «Латинский язык» и «Иностранный язык», которые включали в себя поэтапное внедрение приемов развития критического мышления и работу с этой технологией в дистанционном режиме. Работа была направлена на создание результативных алгоритмов освоения учебного материала при изучении данных дисциплин.
Учитывая специфику медицинского образования, где в становлении высококвалифицированного профессионала значимыми являются не только теоретические, но и практические навыки будущего специалиста, перед администрацией и преподавателями вузов стояла нелегкая задача по организации эффективного образовательного процесса и реализации образовательных технологий с применением электронного обучения. Особую роль в данном формате обучения играют высокая профессиональная компетентность преподавательского состава, а также целенаправленная, контролируемая и интенсивная самообразовательная деятельность студентов медицинского вуза.
Самообразовательную деятельность мы определяем как самостоятельную, системно-организованную, целенаправленную и рефлексивно-оценочную работу, направленную на получение новых знаний и поиск путей дальнейшего саморазвития и самосовершенствования при достижении результатов учебной деятельности. В профессиональном становлении студентов медицинского вуза способность к самообразованию имеет принципиальное значение для непрерывного совершенствования навыков и получения новых знаний. К основным функциям самообразования относятся: адаптивная (успешная адаптация к учебному процессу); компенсаторная (замена недостающих знаний уже имеющимся на данный момент материалом); информационная (изучение необходимой информации и накопление определенного профессионального опыта для дальнейшей работы по выбранной специальности); развивающая (непрерывное профессиональное совершенствование и творческое становление личности) [1].
Готовность, в свою очередь, мы рассматриваем как сложное структурно-ценностное состояние личности, которое начинается с определения цели на основании потребностей и мотивов осуществления деятельности.
Под дистанционным обучением мы понимаем получение знаний без временных и пространственных ограничений с помощью современных информационных, телекоммуникационных образовательных технологий и систем, которые делают возможным непрерывное самообучение, где результативность процесса в большей степени зависит от самостоятельности и активности самого студента. Данное обучение предполагает взаимодействие обучающихся и педагогов не на традиционных аудиторных занятиях, а на расстоянии [2]. Однако отсутствие прямого общения между студентами и преподавателями приводит к ряду противоречий между:
– возможностью индивидуального темпа обучения с использованием телекоммуникационных технологий и недостаточным уровнем сформированности информационно-познавательной грамотности и способности к ответственному самообразованию при работе в информационно-образовательной среде;
– доступностью обучения независимо от географического положения и времени и проблемой компьютерной грамотности, а также технической оснащенности всех сторон учебно-образовательного процесса;
– мобильностью обратной связи между преподавателем и обучающимся и недостатком практических занятий, наличием трудностей индивидуального подхода и воспитания.
Учебно-образовательный процесс с дистанционным сопровождением предполагает поддержку самостоятельной работы студентов, а учебный материал должен соответствовать следующим требованиям:
– наличие систематизированного теоретического материала и справочной информации (ссылки на электронные учебники, словари и т.д.);
– достаточная полнота изложения информации, объем которой позволяет овладеть необходимыми компетенциями самостоятельно или с минимальной помощью преподавателя;
– наличие системы опорных ориентиров (таблиц, графиков, схем, образцов или возможных вариантов решений заданий) для быстрого запоминания информации;
– четкая система практических заданий для самоконтроля и текущего контроля успеваемости;
– наличие электронного учебно-методического комплекса (совокупности методических и оценочных материалов) [3].
В настоящее время на занятиях активно используются образовательные онлайн-платформы, которые позволяют организовывать электронные видеоконференции, просматривать интерактивные уроки, изучать тематические курсы с комплексом различных оценочных материалов. Многие платформы содержат личные кабинеты учащихся с внутренним чатом для общения с преподавателем. Телекоммуникационные технологии являются частью инновационного подхода к эффективной подготовке будущих специалистов и создают новую, перспективную систему образования [4].
В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по специальности Педиатрия – 31.05.02 (приказ № 965 от 12.08.2020), Лечебное дело – 31.05.01 (приказ № 988 от 12.08.2020), Стоматология – 31.05.03 (приказ № 984 от 12.08.2020) приоритетным является поиск личностно-развивающих технологий, внедрение которых в образовательный процесс будет способствовать развитию:
– информационной грамотности – ОПК-10, ОПК-13 (способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий, с учетом основных требований информационной безопасности);
– системного и критического мышления – УК-1 (способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий) [5].
Технология развития критического мышления, на наш взгляд, позволяет решить выделенные в данном исследовании противоречия и успешно реализовать процесс формирования необходимых компетенций при использовании дистанционных форм обучения. Приемы развития критического мышления направлены на активизацию внутреннего потенциала студента, повышение уровня самоконтроля, формирование желания и готовности учиться самостоятельно. Принцип работы технологии основан на использовании личностно-развивающих приемов для достижения высоких образовательных целей при активном взаимодействии преподавателя и обучающегося на всех фазах формирования критического мышления (вызов, осмысление, рефлексия) [6]. Наличие критического мышления не только важно для профессионального становления личности, но и играет большую социальную роль, так как способствует развитию коммуникативных компетенций, что необходимо при работе в коллективе и общении с пациентами [7].
Для успешного освоения материала нужны определенный уровень познавательной активности и готовность к непрерывному самосовершенствованию. Самообразование предполагает наличие умения мысленно охватить, критически оценить и спрогнозировать дальнейшие действия и возможные результаты, провести рефлексию деятельности. Критическое мышление помогает мыслить самостоятельно, уверенно, доказательно, использовать различные способы оценки материала и различные ресурсы получения информации [8].
Используя приемы и средства технологии развития критического мышления, мы создали такие педагогические условия, которые позволили поэтапно включать студентов в дистанционный формат обучения и адаптировать их учебную деятельность к новым условиям обучения в электронно-образовательной среде, где значимой становится их способность к самообразовательной деятельности. Для нас было принципиально важно не только продолжать успешное освоение теоретического и практического материала по дисциплинам «Латинский язык» и «Иностранный язык», но и развивать исследовательские умения студентов через творческие и информационно-поисковые задания в различных видах студенческой научной работы. Используя образовательные платформы электронно-дистанционного обучения при реализации приемов развития критического мышления, кафедра иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета проводит различные проблемно-ситуационные и субъектно-ориентированные мероприятия: лингвистическую олимпиаду, брейн-ринг знатоков анатомо-гистологической терминологии, научно-практические полилингвальные конференции, поэтические встречи и художественные конкурсы на тему латинской афористики. Освоение методов и принципов научной работы способствует становлению интеллектуально развитой личности, способной преодолевать трудности через осознанный выбор, оценочно-рефлексивный анализ деятельности, критическое осмысление информации и активный поиск решений противоречий и будущих профессиональных задач [9].
Мы провели опрос студентов лечебного и педиатрического факультетов с целью узнать, научились ли они самостоятельно выстраивать свой рабочий процесс в условиях дистанционного обучения и насколько эффективны в деятельности приемы развития критического мышления при самостоятельном поиске необходимой информации в учебно-электронных источниках. 75% студентов отметили положительную динамику успеваемости и напрямую связывают это с овладением методикой критического мышления при информационном поиске. 88% респондентов взяли за правило систематически проводить анализ трудностей учебной деятельности и фиксировать этапы достижения успехов. Увеличился процент студентов (с 47% до 74%), которые отметили значимость самообразовательной деятельности и роль правильной оценки мнения других участников процесса обучения при итоговом принятии решения.
По результатам внедренных в учебный процесс педагогических условий и проведенных практических занятий с использованием приемов технологии развития критического мышления были определены этапы формирования готовности к самообразовательной деятельности и ее характер на различных стадиях технологии – вызов, осмысление, рефлексия (табл.).
Самообразовательная деятельность на различных этапах технологии развития критического мышления
Характер деятельности |
Этапы и признаки формирования готовности к самообразовательной деятельности |
Приемы технологии |
Вызов: – мотивационно-ценностный; – информационный; – коммуникационный |
1. Аксиологический Предполагает сложившийся взгляд на мир, наличие устойчивых ценностных ориентаций, самоконтроль и четкий алгоритм действий в критических ситуациях, осмысление личностной значимости образования и уточнение его ценности для будущей профессиональной деятельности [10] |
Чтение с остановками; эффективная лекция; перекрестная дискуссия |
Осмысление: – эмоционально-деятельностный; – информационно-познавательный; – когнитивно-систематизационный |
2. Гносеологический Предполагает умение выстроить свой стиль работы в новых условиях учебной дистанционной деятельности и самостоятельно использовать приемы технологии развития критического мышления с целью эффективного овладения необходимыми компетенциями выбранной профессии
|
Верные и неверные утверждения; знаю – хочу узнать – узнал; идеал; «толстые» и «тонкие» вопросы; 6 шляп мышления; ТАСК-анализ |
Рефлексия: – поисковый; – оценочный; – операционный |
3. Праксиологический Предполагает поиск эффективных приемов работы в информационно-образовательной среде с последующим рефлексивно-оценочным самоанализом, направленным на сознание, оценку и сам процесс мышления. 4. Прогностический Предполагает способность принимать перспективные решения для достижения максимально положительных результатов, находить новые способы работы, отклоняясь от принятых схем мышления |
Все приемы технологии |
Заключение
Таким образом, самообразовательная деятельность как индивидуально-личностный процесс получения, обработки и преобразования информации в знания становится ведущей деятельностью в современном информационном обществе. Результаты показали, что реализация образовательной технологии развития критического мышления в дистанционном обучении помогает успешно раскрыть индивидуальные возможности будущих врачей, развить способности к самостоятельной работе. Данная технология эффективна в становлении компетентного, творческого, способного к самообразованию специалиста медицинского профиля, который будет владеть современными технологиями сбора и обработки информации, что крайне важно для оказания качественной медицинской помощи и развития медицинской науки в целом. Проведенное исследование предполагает дальнейшее изучение искомой проблемы на примере других дисциплин с дальнейшим экстраполированием на студентов не только медицинского вуза.
Библиографическая ссылка
Хабарова Т.С., Коровина И.А., Заболотная С.Г., Назина О.В. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30793 (дата обращения: 12.12.2023).