Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE STAGES OF BECOMING OF THE TEACHERS׳ PROFESSIONAL METO-COM¬PETENCE BY CLOUD TECHNOLOGIES

Nadolinskaya T.V. 1, 2 Rossinskaya S.A. 2
1 The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Rostov State University of Economic (RINH)
2 State budgetary institution of additional professional education of the Rostovregion «Rostov Institute of Training and retraining of educators»
The article is devoted to the formation of professional meta-competence of teachers in the process of advanced training using cloud technologies. The content characteristic of the program "Design of electronic educational products using cloud technologies" is presented. It includes test tasks for students, which were created on the GOOGLE platform. The stages of the formation of professional meta-competence are identified and characterized. The characteristics of the motivational-target, analytical-synthetic and activity-reflexive stages are given, which are reflected in the developed modules of the course training program. A comparative characteristic of the productive interaction of the teacher and students in informational- educational environment is given. The quantitative and qualitative processing of the results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of the developed methodology, as well as an increase in the level of meta-knowledge, meta-abilities and meta-skills of students in the process of creating new electronic educational products. Tables and corresponding diagrams with the data of the initial and final level of formation of professional meta-competence of physics teachers in the experimental and control groups after mastering the program modules are presented. The analysis of the experimental results obtained after each stage, as well as the comparative analysis of the input and final diagnostics made it possible to draw a conclusion about the positive dynamics of the formation of professional meta-competence of teachers during the implementation of the developed course training program.
modular education
experiment
professional metacompetence
cloud technologies

Процесс формирования профессиональной метакомпетентности педагогов как общеобразовательной, так и высшей школы связан с освоением информационно-коммуникацион­ных технологий, в том числе средств медиа и облачных технологий. В последние десятиле­тия проводятся отдельные исследования развития метакомпетентности в образовании (Д. Димитрова [1], Р. Браун [2], Л.М. Ордобоева [3]), метапредметной компетентности в системе дополнительного профессионального образования (О.Н. Богданова [4]). Между тем вопрос подготовки педагогов к освоению облачных технологий в условиях повышения квалифика­ции, механизм реализации и критерии оценки сформированности профессиональной мета­компетентности педагогов практически не изучены.

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программно-методическое обеспечение формирования профессиональной метакомпетентности педагогов с использованием облачных технологий в процессе повышения квалификации.

Материал и методы исследования

Методологической основой проведенного исследования явились комплекс таких подходов, как метапредметный, компетентностно-деятельностный, аксиологический и андрогогический, а также идеи модернизации системы дополнительного профессионального обра­зования (Н.Ю. Скрябина, С.Ф. Хлебунова), концепции развития системы повышения квали­фикации (Р.В. Альмухаметов, А.В. Баранников, О.Г. Смолянинова), интегрированного медиаобразования (К. Бэзэлгэт, Э. Харт, А.В. Федоров и др.).

Методами исследования служат метод моделирования, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка результатов.

По мнению М.В. Шевчука, главной тенденцией эволюции современных информационно-коммуникационных технологий является использование в системе образования облач­ных технологий [5]. В условиях реализации ФГОС, целью которых является повышение ка­чества подготовки в системе дополнительного профессионального образования независимо от места жительства и условий реализации образовательных услуг, требования к профессио­нальной деятельности педагога постоянно возрастают. Это обусловливает необходимость об­новления содержания и технологий обучения слушателей курсовой подготовки в процессе освоения облачных технологий на основе метапредметного подхода в контексте интегриро­ванного образования.

Для эффективного развития профессиональной метакомпетентности педагогов была разработана программа «Конструирование электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий», построенная в соответствии с технологиями модульного обучения.

Цель программы – развитие профессиональной метакомпетентности педагогов посредством освоения облачных технологий в условиях единого информационного образовательного пространства.

В процессе изучения модуля 1 «Актуальные вопросы медиаобразования на современном этапе» педагоги осваивают ключевые составляющие интегрированного медиаобразования (медиатекст, облачные технологии и сервисы, электронные и цифровые образовательные ресурсы, электронные образовательные продукты); проводят сравнительную характеристику облачных технологий и сервисов; осуществляют анализ существующих в настоящее время моделей облачных технологий, основных типов облачных сервисов; осознают преимущества облачных технологий по сравнению с традиционными ИКТ-технологиями; анализируют основные виды электронных образовательных продуктов, особенности организации образова­тельного процесса с их использованием. Модуль завершается тестовыми заданиями, позволяющими опреде­лить уровень зна­ний ключевых категорий интегрированного медиаобразования [6].

Модуль 2 «Модернизация содержания школьных программ на основе исполь­зования облачных технологий и электронных ресурсов» предусматривает изучение технологий разработки содержания обучения по обновлению содержания школьных программ с использова­нием онлайн-среды ГлобалЛаб, электронных ресурсов российской цифровой образователь­ной платформы «LECTA».

Педагоги знакомятся с методическими особенностями организации совместной сетевой исследовательской деятельности на платформе ГлобалЛаб, включающей следующие шаги: создание профиля пользователей, поиск участников проекта, работу с опубликованными проектами; проводят сравнительный анализ цифровой образовательной платформы LECTA, дистанционного тренинга для школьников «ЯКЛАСС» и разработок интерактивных заданий «Учи.ру»; осваивают ресурсы данного облачного сервиса, предоставленные для раз­ных категорий пользователей: учителей, школьников, родителей, управленцев. Модуль завершается тестовыми зада­ниями, позволяющими выявить уровень готовно­сти педагогов к конструированию электронных образовательных продуктов на основе ис­пользования облачных технологий [7].

Модуль 3 «Конструирование электронных образовательных продуктов средствами облачных технологий» имеет особую практическую значимость в осмыслении учителями своей роли в конструировании содержания образования. Педагоги в процессе освоения данного модуля изучают основы конструирования электронных образовательных продуктов с использованием интерактивных форм работы в среде WIKI, в частности сетевого взаимодействия. Модуль завершается тестовыми заданиями, позволяющими определить уровень сфор­мированности профессиональной метакомпетентности обучающихся [8].

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки степени сформированности профессиональной метакомпетентности были выявлены ее сущность и компоненты (ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный). В соответствии с каждым компонентом определены репродуктивный, эвристиче­ский, творческий уровни и разработаны критерии сформированности профессиональной метакомпетентности педагога [9]. Вслед за тем выделены мотивационно-целевой, аналитико-синтетический и деятельностно-рефлексивный этапы формирования профессиональной ме­такомпетентности педагогов, каждый из которых соответствует изучению определенного модуля предла­гаемой программы.

1. Мотивационно-целевой этап (модуль 1)

На первом этапе формируется ценностное отношение педагогов к медиа, избирательное отношение к существующим и готовность и способность к конструированию новых электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий и серви­сов. Учителя осуществляют содержательный отбор существующих электронных образовательных продуктов в зависимости от поставленной цели, защиту от несанкционированного доступа; учатся работать с участниками сетевых сообществ.

2. Аналитико-синтетический этап (модуль 2)

На втором этапе педагоги осваивают инструменты поиска, специфику работы с опубликованными проектами и создания собственных проектов на основе использования образо­вательной онлайн-среды ГлобалЛаб; проектируют содержание обучения физике на основе оценочно-ценностной рефлексии современных УМК и электронных образовательных ресур­сов, представленных на цифровой образовательной платформе нового поколения «LECTA».

3. Деятельностно-рефлексивный этап (модуль 3)

На третьем этапе педагоги изучают интерактивные формы работы в среде Wiki: особенности сетевого взаимодействия, создают сетевые проекты, разрабатывают электронные уроки, интерактивные дидактические задания средствами онлайн-конструктора Learningаpps.org, диагностические и контрольно-оценочные материалы средствами веб-инструментов и онлайн-сервисов.

На каждом этапе осуществляется творческое взаимодействие преподавателей, ведущих курсы повышения квалификации, и учителей, осваивающих программу дополнитель­ного профессионального образования, от мотивационно-целевого к деятельностно-рефлек­сивному этапу в информационно-образовательной среде (табл. 1).

Таблица 1

Продуктивное взаимодействие преподавателей и учителей

в информационно-образовательной среде курсов повышения квалификации

№ п/п

Название этапа

Педагогическая деятельность

Преподаватель высшей школы

Учителя

  1.  

 

Мотивационно-целевой

 

– Диагностика уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов;

– создание целевых установок развития профессиональной метакомпетентности и определение ведущих мотивов деятельности педагогов;

– определение образовательных потребностей педагогов

– Постановка цели, задач, подбор адекватных форм, методов работы с использованием облачных технологий и сервисов;

– определение своего уровня освоения предложенных модулей;

– самостоятельное выстраивание индивидуального образовательного маршрута с учетом своих интересов и способностей;

– изучение теоретических аспектов интегрированного медиаобразования, сущностных характеристик облачных технологий и сер­висов

  1.  

 

Аналитико-синтети­ческий

Организация продуктивного сетевого взаимодействия с педагогами или модерация сетевого взаимодействия педагогов с использованием облачных технологий и сервисов, создающих условия для:

– приобретения метазнаний;

– освоения метаумений;

­– формирования метанавыков

 

Продуктивное сетевое взаимодействие в виртуальном образовательном пространстве с целью:

– освоения облачных технологий и сервисов, способов конструирования электронных образовательных продуктов или их элементов; основ сетевого взаимодействия;

– обновления содержания школьных программ учебных предметов, курсов на основе облачных технологий с использованием он­лайн-среды ГлобалЛаб и цифровой образова­тельной платформы «LECTA»

  1.  

 

Деятель­ностно-рефлек­сивный

– Последовательная отработка метанавыков в процессе конструирования и модели­рования электронных образовательных продуктов;

– мониторинг результативности обучения, эффективности реализации программы формирования профессиональной метакомпетентности педагогов;

– диссеминация инновационного опыта деятельности педагогов в условиях интегрированного медиаобразования

 

– Отработка интерактивных форм работы в среде WIKI на платформе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО по конструированию и моделированию элементов ЭОП или в целом ЭОП (интерактивных творческих заданий, элек­тронных уроков, исследовательских (сете­вых) проектов и др.);

– заполнение рефлексивных листов, выявление собственных дефицитов в компетенциях (определение ресурсов своего профессио­нального развития);

– составление методических рекомендаций профессионального и личностного роста;

– представление опыта инновационной деятельности (серия мастер-классов, обучающих вебинаров, семинаров и др.)

В педагогическом эксперименте, проведенном в 2019–2020 гг. на базе Ро­стовского института повышения квалификации и профессиональной переподго­товки работников образования, принимали участие 100 респондентов (учителя физики) из г. Ростова-на-Дону и тер­риторий Ростовской области. Педагоги были сгруппированы в две контрольные (КГ1, КГ2) и две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2) группы, каждая по 25 человек. Формирование профессиональной метакомпетентности педагогов ЭГ1, ЭГ2 осуществлялось согласно указанным выше этапам по разработанной авторской программе. Педагоги КГ1, КГ2 проходили курсовую подготовку по утвержденному в РИПК и ППРО учебному модулю «Информационные технологии в образовании», разработанному для всех курсов повышения квалификации.

Результаты тестирования уровня сформированности профессиональной метакомпетентности показали, что в результате изучения первого модуля педагоги освоили базовые категории медиаобразования, осознали различие между облачными технологиями и серви­сами, пути внедрения облачных технологий в учебный процесс. В результате изучения вто­рого модуля освоили специфику организации индивидуального проектирования при обуче­нии физике на основе использования образовательной онлайн-среды ГлобалЛаб, проектиро­вания содержания обучения физике на основе оценочно-ценностной рефлексии современных УМК и электронных образовательных ресурсов, представленных на цифровой образователь­ной платформе нового поколения «LECTA». В результате изучения третьего модуля учителя освоили технологии конструирования электронных образовательных продуктов с использо­ванием интерактивных форм работы в «облаке», в частности сетевого взаимодействия.

Ниже представлен сравнительный анализ результатов входной (итоговой) диагностики [10], направленной на выявление уровней сформированности компонентов профессиональной метакомпетентности обучаю­щихся в ЭГ и КГ.

Отметим, что входная диагностика выявила примерно одинаковую степень сформированности компонентов профессиональной метакомпетентности у слушателей контрольных и экспериментальных групп. Результаты тестирования обобщены и представлены в процент­ном соотношении в таблице 2 и на соответствующей ей диаграмме (рис. 1).

Таблица 2

Результаты оценки исходного уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ

 

Компоненты профессиональной метакомпетентности/уровни сфор­мированности

ЭГ

КГ

Репродуктивный

%

Эвристический

%

Творческий

%

Репродуктив­ный

%

Эвристический

%

Творческий

%

Ценностно-мотивацион­ный

20,9

39,5

43,2

21,4

39,9

41,5

Когнитивный

15,9

29,3

51,9

14,6

31,2

51,2

Деятельностный

24,8

33,8

42,3

21,4

32,7

41,9

Рис. 1. Результаты оценки исходного уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ

Результаты итоговой диагностики выявили значительное приращение у слушателей экспериментальных групп сформированности ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов на эвристическом и творческом уровнях формирования профессиональной метакомпетентности по сравнению со слушателями контрольных групп, что свидетельствует о положительной динамике формирования изучаемого феномена.

Результаты тестирования обобщены и представлены в процентном соотношении в таблице 3 и на соответствующей ей диаграмме (рис. 2).

Таблица3

Обобщенные результаты оценки уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ на завершающем этапе

 

Компоненты профессиональной метакомпетентности/уровни сфор­мированности

ЭГ

КГ

Репродуктивный

%

Эвристический

%

Творческий

%

Репродуктив­ный

%

Эвристический

%

Творческий

%

Ценностно-мотивацион­ный

25,9

46,4

53,7

24,2

43,1

45,7

Когнитивный

21,1

36,8

62,2

17,3

34,7

55,3

Деятельностный

29,5

40,2

55,3

23,8

35,9

46,4

Рис. 2. Обобщенные результаты оценки уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ на завершающем этапе

Статистическая обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы позволила сделать вывод о том, что если в начале обучения педагоги контрольных и экспериментальных групп показали примерно одинаковый уровень сформированности компонен­тов профессиональной метакомпетентности, то в результате освоения модулей программы между ними наблюдается существенная разница. Из этого следует, что реализация про­граммно-методического обеспечения развития профессиональной метакомпетентности педа­гогов средствами облачных технологий приводит к положительной динамике формирования исследуемой характеристики.

Заключение

Экспериментальное обоснование эффективности разработанной программы учебного курса осуществлялось с использованием моделимониторинга повышения квалификации педагогов, разработанной кафедрой математики и естественных дисциплин на основе ФГОС, профессионального стандарта«Педагог (педагогическая деятельность в основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», положения об общественно-государственной экспертизе образовательных программ повышения квалификации и успешно апробированной в институте в 2017–2018 учебном году. В процессе изучения модулей данной программы у педагогов повысились метазнания (осознание сущности базовых категорий интегрированного медиа­образования, основ сетевого взаимодействия и возможности их применения в образователь­ном процессе), повысились метаумения (защита информации от несанкционированного дос­тупа; уважение личного пространства пользователей сети Интернет), сформировались мета­навыки (овладели активными формами сетевого взаимодействия, содержательным отбором существующих электронных образовательных продуктов и научились конструировать соб­ственные новые продукты).