Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Надолинская Т.В. 1, 2 Россинская С.А. 2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)"
2 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Статья посвящена формирования профессиональной метакомпетентности педагогов в процессе повышения квалификации с использованием облачных технологий. Представлена содержательная характеристика программы «Конструирование электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий», в которые входят тестовые задания для обучающихся, созданные на платформе GOOGLE. Выявлены и охарактеризованы этапы формирования профессиональной метакомпетентности, дана характеристика мотивационно-целевого, аналитико-синтетического и деятельностно-рефлексивного этапов, которые находят отражение в разработанных модулях программы курсовой подготовки, дана сравнительная характеристика продуктивного взаимодействия педагога и обучающихся в информационно-образовательной среде. Количественная и качественная обработка результатов педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики, повышение уровня метазнаний, метаумений и метанавыков обучающихся в процессе создания новых электронных образовательных продуктов. Приведены таблицы и соответствующие им диаграммы с данными исходного и итогового уровня сформированности профессиональной метакомпетентности учителей физики в экспериментальных и контрольных группах после освоения модулей программы. Анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы после каждого этапа, сравнительный анализ входной и итоговой диагностики позволили сделать вывод о положительной динамике формирования профессиональной метакомпетентности педагогов в ходе реализации разработанной программы курсовой подготовки.
модульное обучение
эксперимент
профессиональная метакомпетентность
облачные технологии
1. Dimitrova D. Das Konzept der Metakompetenz: Theoretische und empirischeUntersuchung am Beispiel der Automobilindustrie. Wiesbaden: Gabler. 2008. Р. 260.
2. Brown B.R. Meta-Competence: A Recipe for Reframing the Competence De¬bate. PersonnelReview. 1993. Vol. 22 (6). P. 25-32.
3. Ордобоева Л.М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Вестник Московского государствен-ного лингвистического университета. 2014. № 14 (700). C. 144-153.
4. Богданова О.Н. Становление метапредметной компетентности учителя в процессе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красно-ярск, 2018. 24 с.
5. Шевчук М.В. Применение облачных технологий и систем виртуализации в образова-тельной деятельности современного педагога // Вестник МГОУ. Серия "Педагогика". 2017. № 2. С. 244-250.
6. Тестовые задания первого модуля «Актуальные вопросы медиаобразования на современ¬ном этапе». [Электронный ресурс]. URL: https://forms.gle/zTe8r7iLSYMNZC6Y8) (дата обращения: 10.04.2021).
7. Тестовые задания второго модуля «Модернизация содержания школьных программ на основе исполь¬зования облачных технологий и электронных ресурсов». [Электронный ресурс]. URL: https://forms.gle/qCJSz3iUZKz9KCSCA (дата обращения: 10.04.2021).
8. Тестовые задания третьего модуля «Конструирование и моделирование электронных образовательных продуктов средствами облачных технологий». [Электронный ресурс].URL: https://forms.gle/qkyaXZhNkFrXb9UQ8 (дата обращения: 10.04.2021).
9. Надолинская Т.В., Россинская С.А. Сущностные характери¬стика и структура мета-компетентности педагога в контексте интегрирован¬ного медиаобразования // Современные про¬блемы науки и обра¬зования. 2020. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29730 (дата обращения: 28.03.2021).
10. Входная (итоговая) диагностика [Электронный ресурс]. URL: https://forms.gle/Wv2WTjrjvEAcmwRQ7 (дата обращения: 30.03.2021).

Процесс формирования профессиональной метакомпетентности педагогов как общеобразовательной, так и высшей школы связан с освоением информационно-коммуникацион­ных технологий, в том числе средств медиа и облачных технологий. В последние десятиле­тия проводятся отдельные исследования развития метакомпетентности в образовании (Д. Димитрова [1], Р. Браун [2], Л.М. Ордобоева [3]), метапредметной компетентности в системе дополнительного профессионального образования (О.Н. Богданова [4]). Между тем вопрос подготовки педагогов к освоению облачных технологий в условиях повышения квалифика­ции, механизм реализации и критерии оценки сформированности профессиональной мета­компетентности педагогов практически не изучены.

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программно-методическое обеспечение формирования профессиональной метакомпетентности педагогов с использованием облачных технологий в процессе повышения квалификации.

Материал и методы исследования

Методологической основой проведенного исследования явились комплекс таких подходов, как метапредметный, компетентностно-деятельностный, аксиологический и андрогогический, а также идеи модернизации системы дополнительного профессионального обра­зования (Н.Ю. Скрябина, С.Ф. Хлебунова), концепции развития системы повышения квали­фикации (Р.В. Альмухаметов, А.В. Баранников, О.Г. Смолянинова), интегрированного медиаобразования (К. Бэзэлгэт, Э. Харт, А.В. Федоров и др.).

Методами исследования служат метод моделирования, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка результатов.

По мнению М.В. Шевчука, главной тенденцией эволюции современных информационно-коммуникационных технологий является использование в системе образования облач­ных технологий [5]. В условиях реализации ФГОС, целью которых является повышение ка­чества подготовки в системе дополнительного профессионального образования независимо от места жительства и условий реализации образовательных услуг, требования к профессио­нальной деятельности педагога постоянно возрастают. Это обусловливает необходимость об­новления содержания и технологий обучения слушателей курсовой подготовки в процессе освоения облачных технологий на основе метапредметного подхода в контексте интегриро­ванного образования.

Для эффективного развития профессиональной метакомпетентности педагогов была разработана программа «Конструирование электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий», построенная в соответствии с технологиями модульного обучения.

Цель программы – развитие профессиональной метакомпетентности педагогов посредством освоения облачных технологий в условиях единого информационного образовательного пространства.

В процессе изучения модуля 1 «Актуальные вопросы медиаобразования на современном этапе» педагоги осваивают ключевые составляющие интегрированного медиаобразования (медиатекст, облачные технологии и сервисы, электронные и цифровые образовательные ресурсы, электронные образовательные продукты); проводят сравнительную характеристику облачных технологий и сервисов; осуществляют анализ существующих в настоящее время моделей облачных технологий, основных типов облачных сервисов; осознают преимущества облачных технологий по сравнению с традиционными ИКТ-технологиями; анализируют основные виды электронных образовательных продуктов, особенности организации образова­тельного процесса с их использованием. Модуль завершается тестовыми заданиями, позволяющими опреде­лить уровень зна­ний ключевых категорий интегрированного медиаобразования [6].

Модуль 2 «Модернизация содержания школьных программ на основе исполь­зования облачных технологий и электронных ресурсов» предусматривает изучение технологий разработки содержания обучения по обновлению содержания школьных программ с использова­нием онлайн-среды ГлобалЛаб, электронных ресурсов российской цифровой образователь­ной платформы «LECTA».

Педагоги знакомятся с методическими особенностями организации совместной сетевой исследовательской деятельности на платформе ГлобалЛаб, включающей следующие шаги: создание профиля пользователей, поиск участников проекта, работу с опубликованными проектами; проводят сравнительный анализ цифровой образовательной платформы LECTA, дистанционного тренинга для школьников «ЯКЛАСС» и разработок интерактивных заданий «Учи.ру»; осваивают ресурсы данного облачного сервиса, предоставленные для раз­ных категорий пользователей: учителей, школьников, родителей, управленцев. Модуль завершается тестовыми зада­ниями, позволяющими выявить уровень готовно­сти педагогов к конструированию электронных образовательных продуктов на основе ис­пользования облачных технологий [7].

Модуль 3 «Конструирование электронных образовательных продуктов средствами облачных технологий» имеет особую практическую значимость в осмыслении учителями своей роли в конструировании содержания образования. Педагоги в процессе освоения данного модуля изучают основы конструирования электронных образовательных продуктов с использованием интерактивных форм работы в среде WIKI, в частности сетевого взаимодействия. Модуль завершается тестовыми заданиями, позволяющими определить уровень сфор­мированности профессиональной метакомпетентности обучающихся [8].

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки степени сформированности профессиональной метакомпетентности были выявлены ее сущность и компоненты (ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный). В соответствии с каждым компонентом определены репродуктивный, эвристиче­ский, творческий уровни и разработаны критерии сформированности профессиональной метакомпетентности педагога [9]. Вслед за тем выделены мотивационно-целевой, аналитико-синтетический и деятельностно-рефлексивный этапы формирования профессиональной ме­такомпетентности педагогов, каждый из которых соответствует изучению определенного модуля предла­гаемой программы.

1. Мотивационно-целевой этап (модуль 1)

На первом этапе формируется ценностное отношение педагогов к медиа, избирательное отношение к существующим и готовность и способность к конструированию новых электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий и серви­сов. Учителя осуществляют содержательный отбор существующих электронных образовательных продуктов в зависимости от поставленной цели, защиту от несанкционированного доступа; учатся работать с участниками сетевых сообществ.

2. Аналитико-синтетический этап (модуль 2)

На втором этапе педагоги осваивают инструменты поиска, специфику работы с опубликованными проектами и создания собственных проектов на основе использования образо­вательной онлайн-среды ГлобалЛаб; проектируют содержание обучения физике на основе оценочно-ценностной рефлексии современных УМК и электронных образовательных ресур­сов, представленных на цифровой образовательной платформе нового поколения «LECTA».

3. Деятельностно-рефлексивный этап (модуль 3)

На третьем этапе педагоги изучают интерактивные формы работы в среде Wiki: особенности сетевого взаимодействия, создают сетевые проекты, разрабатывают электронные уроки, интерактивные дидактические задания средствами онлайн-конструктора Learningаpps.org, диагностические и контрольно-оценочные материалы средствами веб-инструментов и онлайн-сервисов.

На каждом этапе осуществляется творческое взаимодействие преподавателей, ведущих курсы повышения квалификации, и учителей, осваивающих программу дополнитель­ного профессионального образования, от мотивационно-целевого к деятельностно-рефлек­сивному этапу в информационно-образовательной среде (табл. 1).

Таблица 1

Продуктивное взаимодействие преподавателей и учителей

в информационно-образовательной среде курсов повышения квалификации

№ п/п

Название этапа

Педагогическая деятельность

Преподаватель высшей школы

Учителя

  1.  

 

Мотивационно-целевой

 

– Диагностика уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов;

– создание целевых установок развития профессиональной метакомпетентности и определение ведущих мотивов деятельности педагогов;

– определение образовательных потребностей педагогов

– Постановка цели, задач, подбор адекватных форм, методов работы с использованием облачных технологий и сервисов;

– определение своего уровня освоения предложенных модулей;

– самостоятельное выстраивание индивидуального образовательного маршрута с учетом своих интересов и способностей;

– изучение теоретических аспектов интегрированного медиаобразования, сущностных характеристик облачных технологий и сер­висов

  1.  

 

Аналитико-синтети­ческий

Организация продуктивного сетевого взаимодействия с педагогами или модерация сетевого взаимодействия педагогов с использованием облачных технологий и сервисов, создающих условия для:

– приобретения метазнаний;

– освоения метаумений;

­– формирования метанавыков

 

Продуктивное сетевое взаимодействие в виртуальном образовательном пространстве с целью:

– освоения облачных технологий и сервисов, способов конструирования электронных образовательных продуктов или их элементов; основ сетевого взаимодействия;

– обновления содержания школьных программ учебных предметов, курсов на основе облачных технологий с использованием он­лайн-среды ГлобалЛаб и цифровой образова­тельной платформы «LECTA»

  1.  

 

Деятель­ностно-рефлек­сивный

– Последовательная отработка метанавыков в процессе конструирования и модели­рования электронных образовательных продуктов;

– мониторинг результативности обучения, эффективности реализации программы формирования профессиональной метакомпетентности педагогов;

– диссеминация инновационного опыта деятельности педагогов в условиях интегрированного медиаобразования

 

– Отработка интерактивных форм работы в среде WIKI на платформе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО по конструированию и моделированию элементов ЭОП или в целом ЭОП (интерактивных творческих заданий, элек­тронных уроков, исследовательских (сете­вых) проектов и др.);

– заполнение рефлексивных листов, выявление собственных дефицитов в компетенциях (определение ресурсов своего профессио­нального развития);

– составление методических рекомендаций профессионального и личностного роста;

– представление опыта инновационной деятельности (серия мастер-классов, обучающих вебинаров, семинаров и др.)

В педагогическом эксперименте, проведенном в 2019–2020 гг. на базе Ро­стовского института повышения квалификации и профессиональной переподго­товки работников образования, принимали участие 100 респондентов (учителя физики) из г. Ростова-на-Дону и тер­риторий Ростовской области. Педагоги были сгруппированы в две контрольные (КГ1, КГ2) и две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2) группы, каждая по 25 человек. Формирование профессиональной метакомпетентности педагогов ЭГ1, ЭГ2 осуществлялось согласно указанным выше этапам по разработанной авторской программе. Педагоги КГ1, КГ2 проходили курсовую подготовку по утвержденному в РИПК и ППРО учебному модулю «Информационные технологии в образовании», разработанному для всех курсов повышения квалификации.

Результаты тестирования уровня сформированности профессиональной метакомпетентности показали, что в результате изучения первого модуля педагоги освоили базовые категории медиаобразования, осознали различие между облачными технологиями и серви­сами, пути внедрения облачных технологий в учебный процесс. В результате изучения вто­рого модуля освоили специфику организации индивидуального проектирования при обуче­нии физике на основе использования образовательной онлайн-среды ГлобалЛаб, проектиро­вания содержания обучения физике на основе оценочно-ценностной рефлексии современных УМК и электронных образовательных ресурсов, представленных на цифровой образователь­ной платформе нового поколения «LECTA». В результате изучения третьего модуля учителя освоили технологии конструирования электронных образовательных продуктов с использо­ванием интерактивных форм работы в «облаке», в частности сетевого взаимодействия.

Ниже представлен сравнительный анализ результатов входной (итоговой) диагностики [10], направленной на выявление уровней сформированности компонентов профессиональной метакомпетентности обучаю­щихся в ЭГ и КГ.

Отметим, что входная диагностика выявила примерно одинаковую степень сформированности компонентов профессиональной метакомпетентности у слушателей контрольных и экспериментальных групп. Результаты тестирования обобщены и представлены в процент­ном соотношении в таблице 2 и на соответствующей ей диаграмме (рис. 1).

Таблица 2

Результаты оценки исходного уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ

 

Компоненты профессиональной метакомпетентности/уровни сфор­мированности

ЭГ

КГ

Репродуктивный

%

Эвристический

%

Творческий

%

Репродуктив­ный

%

Эвристический

%

Творческий

%

Ценностно-мотивацион­ный

20,9

39,5

43,2

21,4

39,9

41,5

Когнитивный

15,9

29,3

51,9

14,6

31,2

51,2

Деятельностный

24,8

33,8

42,3

21,4

32,7

41,9

Рис. 1. Результаты оценки исходного уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ

Результаты итоговой диагностики выявили значительное приращение у слушателей экспериментальных групп сформированности ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов на эвристическом и творческом уровнях формирования профессиональной метакомпетентности по сравнению со слушателями контрольных групп, что свидетельствует о положительной динамике формирования изучаемого феномена.

Результаты тестирования обобщены и представлены в процентном соотношении в таблице 3 и на соответствующей ей диаграмме (рис. 2).

Таблица3

Обобщенные результаты оценки уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ на завершающем этапе

 

Компоненты профессиональной метакомпетентности/уровни сфор­мированности

ЭГ

КГ

Репродуктивный

%

Эвристический

%

Творческий

%

Репродуктив­ный

%

Эвристический

%

Творческий

%

Ценностно-мотивацион­ный

25,9

46,4

53,7

24,2

43,1

45,7

Когнитивный

21,1

36,8

62,2

17,3

34,7

55,3

Деятельностный

29,5

40,2

55,3

23,8

35,9

46,4

Рис. 2. Обобщенные результаты оценки уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ на завершающем этапе

Статистическая обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы позволила сделать вывод о том, что если в начале обучения педагоги контрольных и экспериментальных групп показали примерно одинаковый уровень сформированности компонен­тов профессиональной метакомпетентности, то в результате освоения модулей программы между ними наблюдается существенная разница. Из этого следует, что реализация про­граммно-методического обеспечения развития профессиональной метакомпетентности педа­гогов средствами облачных технологий приводит к положительной динамике формирования исследуемой характеристики.

Заключение

Экспериментальное обоснование эффективности разработанной программы учебного курса осуществлялось с использованием моделимониторинга повышения квалификации педагогов, разработанной кафедрой математики и естественных дисциплин на основе ФГОС, профессионального стандарта«Педагог (педагогическая деятельность в основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», положения об общественно-государственной экспертизе образовательных программ повышения квалификации и успешно апробированной в институте в 2017–2018 учебном году. В процессе изучения модулей данной программы у педагогов повысились метазнания (осознание сущности базовых категорий интегрированного медиа­образования, основ сетевого взаимодействия и возможности их применения в образователь­ном процессе), повысились метаумения (защита информации от несанкционированного дос­тупа; уважение личного пространства пользователей сети Интернет), сформировались мета­навыки (овладели активными формами сетевого взаимодействия, содержательным отбором существующих электронных образовательных продуктов и научились конструировать соб­ственные новые продукты).


Библиографическая ссылка

Надолинская Т.В., Россинская С.А. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30777 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674