Процесс формирования профессиональной метакомпетентности педагогов как общеобразовательной, так и высшей школы связан с освоением информационно-коммуникационных технологий, в том числе средств медиа и облачных технологий. В последние десятилетия проводятся отдельные исследования развития метакомпетентности в образовании (Д. Димитрова [1], Р. Браун [2], Л.М. Ордобоева [3]), метапредметной компетентности в системе дополнительного профессионального образования (О.Н. Богданова [4]). Между тем вопрос подготовки педагогов к освоению облачных технологий в условиях повышения квалификации, механизм реализации и критерии оценки сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов практически не изучены.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программно-методическое обеспечение формирования профессиональной метакомпетентности педагогов с использованием облачных технологий в процессе повышения квалификации.
Материал и методы исследования
Методологической основой проведенного исследования явились комплекс таких подходов, как метапредметный, компетентностно-деятельностный, аксиологический и андрогогический, а также идеи модернизации системы дополнительного профессионального образования (Н.Ю. Скрябина, С.Ф. Хлебунова), концепции развития системы повышения квалификации (Р.В. Альмухаметов, А.В. Баранников, О.Г. Смолянинова), интегрированного медиаобразования (К. Бэзэлгэт, Э. Харт, А.В. Федоров и др.).
Методами исследования служат метод моделирования, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка результатов.
По мнению М.В. Шевчука, главной тенденцией эволюции современных информационно-коммуникационных технологий является использование в системе образования облачных технологий [5]. В условиях реализации ФГОС, целью которых является повышение качества подготовки в системе дополнительного профессионального образования независимо от места жительства и условий реализации образовательных услуг, требования к профессиональной деятельности педагога постоянно возрастают. Это обусловливает необходимость обновления содержания и технологий обучения слушателей курсовой подготовки в процессе освоения облачных технологий на основе метапредметного подхода в контексте интегрированного образования.
Для эффективного развития профессиональной метакомпетентности педагогов была разработана программа «Конструирование электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий», построенная в соответствии с технологиями модульного обучения.
Цель программы – развитие профессиональной метакомпетентности педагогов посредством освоения облачных технологий в условиях единого информационного образовательного пространства.
В процессе изучения модуля 1 «Актуальные вопросы медиаобразования на современном этапе» педагоги осваивают ключевые составляющие интегрированного медиаобразования (медиатекст, облачные технологии и сервисы, электронные и цифровые образовательные ресурсы, электронные образовательные продукты); проводят сравнительную характеристику облачных технологий и сервисов; осуществляют анализ существующих в настоящее время моделей облачных технологий, основных типов облачных сервисов; осознают преимущества облачных технологий по сравнению с традиционными ИКТ-технологиями; анализируют основные виды электронных образовательных продуктов, особенности организации образовательного процесса с их использованием. Модуль завершается тестовыми заданиями, позволяющими определить уровень знаний ключевых категорий интегрированного медиаобразования [6].
Модуль 2 «Модернизация содержания школьных программ на основе использования облачных технологий и электронных ресурсов» предусматривает изучение технологий разработки содержания обучения по обновлению содержания школьных программ с использованием онлайн-среды ГлобалЛаб, электронных ресурсов российской цифровой образовательной платформы «LECTA».
Педагоги знакомятся с методическими особенностями организации совместной сетевой исследовательской деятельности на платформе ГлобалЛаб, включающей следующие шаги: создание профиля пользователей, поиск участников проекта, работу с опубликованными проектами; проводят сравнительный анализ цифровой образовательной платформы LECTA, дистанционного тренинга для школьников «ЯКЛАСС» и разработок интерактивных заданий «Учи.ру»; осваивают ресурсы данного облачного сервиса, предоставленные для разных категорий пользователей: учителей, школьников, родителей, управленцев. Модуль завершается тестовыми заданиями, позволяющими выявить уровень готовности педагогов к конструированию электронных образовательных продуктов на основе использования облачных технологий [7].
Модуль 3 «Конструирование электронных образовательных продуктов средствами облачных технологий» имеет особую практическую значимость в осмыслении учителями своей роли в конструировании содержания образования. Педагоги в процессе освоения данного модуля изучают основы конструирования электронных образовательных продуктов с использованием интерактивных форм работы в среде WIKI, в частности сетевого взаимодействия. Модуль завершается тестовыми заданиями, позволяющими определить уровень сформированности профессиональной метакомпетентности обучающихся [8].
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки степени сформированности профессиональной метакомпетентности были выявлены ее сущность и компоненты (ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный). В соответствии с каждым компонентом определены репродуктивный, эвристический, творческий уровни и разработаны критерии сформированности профессиональной метакомпетентности педагога [9]. Вслед за тем выделены мотивационно-целевой, аналитико-синтетический и деятельностно-рефлексивный этапы формирования профессиональной метакомпетентности педагогов, каждый из которых соответствует изучению определенного модуля предлагаемой программы.
1. Мотивационно-целевой этап (модуль 1)
На первом этапе формируется ценностное отношение педагогов к медиа, избирательное отношение к существующим и готовность и способность к конструированию новых электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий и сервисов. Учителя осуществляют содержательный отбор существующих электронных образовательных продуктов в зависимости от поставленной цели, защиту от несанкционированного доступа; учатся работать с участниками сетевых сообществ.
2. Аналитико-синтетический этап (модуль 2)
На втором этапе педагоги осваивают инструменты поиска, специфику работы с опубликованными проектами и создания собственных проектов на основе использования образовательной онлайн-среды ГлобалЛаб; проектируют содержание обучения физике на основе оценочно-ценностной рефлексии современных УМК и электронных образовательных ресурсов, представленных на цифровой образовательной платформе нового поколения «LECTA».
3. Деятельностно-рефлексивный этап (модуль 3)
На третьем этапе педагоги изучают интерактивные формы работы в среде Wiki: особенности сетевого взаимодействия, создают сетевые проекты, разрабатывают электронные уроки, интерактивные дидактические задания средствами онлайн-конструктора Learningаpps.org, диагностические и контрольно-оценочные материалы средствами веб-инструментов и онлайн-сервисов.
На каждом этапе осуществляется творческое взаимодействие преподавателей, ведущих курсы повышения квалификации, и учителей, осваивающих программу дополнительного профессионального образования, от мотивационно-целевого к деятельностно-рефлексивному этапу в информационно-образовательной среде (табл. 1).
Таблица 1
Продуктивное взаимодействие преподавателей и учителей
в информационно-образовательной среде курсов повышения квалификации
№ п/п |
Название этапа |
Педагогическая деятельность |
|
Преподаватель высшей школы |
Учителя |
||
|
Мотивационно-целевой
|
– Диагностика уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов; – создание целевых установок развития профессиональной метакомпетентности и определение ведущих мотивов деятельности педагогов; – определение образовательных потребностей педагогов |
– Постановка цели, задач, подбор адекватных форм, методов работы с использованием облачных технологий и сервисов; – определение своего уровня освоения предложенных модулей; – самостоятельное выстраивание индивидуального образовательного маршрута с учетом своих интересов и способностей; – изучение теоретических аспектов интегрированного медиаобразования, сущностных характеристик облачных технологий и сервисов |
|
Аналитико-синтетический |
Организация продуктивного сетевого взаимодействия с педагогами или модерация сетевого взаимодействия педагогов с использованием облачных технологий и сервисов, создающих условия для: – приобретения метазнаний; – освоения метаумений; – формирования метанавыков
|
Продуктивное сетевое взаимодействие в виртуальном образовательном пространстве с целью: – освоения облачных технологий и сервисов, способов конструирования электронных образовательных продуктов или их элементов; основ сетевого взаимодействия; – обновления содержания школьных программ учебных предметов, курсов на основе облачных технологий с использованием онлайн-среды ГлобалЛаб и цифровой образовательной платформы «LECTA» |
|
Деятельностно-рефлексивный |
– Последовательная отработка метанавыков в процессе конструирования и моделирования электронных образовательных продуктов; – мониторинг результативности обучения, эффективности реализации программы формирования профессиональной метакомпетентности педагогов; – диссеминация инновационного опыта деятельности педагогов в условиях интегрированного медиаобразования
|
– Отработка интерактивных форм работы в среде WIKI на платформе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО по конструированию и моделированию элементов ЭОП или в целом ЭОП (интерактивных творческих заданий, электронных уроков, исследовательских (сетевых) проектов и др.); – заполнение рефлексивных листов, выявление собственных дефицитов в компетенциях (определение ресурсов своего профессионального развития); – составление методических рекомендаций профессионального и личностного роста; – представление опыта инновационной деятельности (серия мастер-классов, обучающих вебинаров, семинаров и др.) |
В педагогическом эксперименте, проведенном в 2019–2020 гг. на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, принимали участие 100 респондентов (учителя физики) из г. Ростова-на-Дону и территорий Ростовской области. Педагоги были сгруппированы в две контрольные (КГ1, КГ2) и две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2) группы, каждая по 25 человек. Формирование профессиональной метакомпетентности педагогов ЭГ1, ЭГ2 осуществлялось согласно указанным выше этапам по разработанной авторской программе. Педагоги КГ1, КГ2 проходили курсовую подготовку по утвержденному в РИПК и ППРО учебному модулю «Информационные технологии в образовании», разработанному для всех курсов повышения квалификации.
Результаты тестирования уровня сформированности профессиональной метакомпетентности показали, что в результате изучения первого модуля педагоги освоили базовые категории медиаобразования, осознали различие между облачными технологиями и сервисами, пути внедрения облачных технологий в учебный процесс. В результате изучения второго модуля освоили специфику организации индивидуального проектирования при обучении физике на основе использования образовательной онлайн-среды ГлобалЛаб, проектирования содержания обучения физике на основе оценочно-ценностной рефлексии современных УМК и электронных образовательных ресурсов, представленных на цифровой образовательной платформе нового поколения «LECTA». В результате изучения третьего модуля учителя освоили технологии конструирования электронных образовательных продуктов с использованием интерактивных форм работы в «облаке», в частности сетевого взаимодействия.
Ниже представлен сравнительный анализ результатов входной (итоговой) диагностики [10], направленной на выявление уровней сформированности компонентов профессиональной метакомпетентности обучающихся в ЭГ и КГ.
Отметим, что входная диагностика выявила примерно одинаковую степень сформированности компонентов профессиональной метакомпетентности у слушателей контрольных и экспериментальных групп. Результаты тестирования обобщены и представлены в процентном соотношении в таблице 2 и на соответствующей ей диаграмме (рис. 1).
Таблица 2
Результаты оценки исходного уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ
Компоненты профессиональной метакомпетентности/уровни сформированности |
ЭГ |
КГ |
||||
Репродуктивный % |
Эвристический % |
Творческий % |
Репродуктивный % |
Эвристический % |
Творческий % |
|
Ценностно-мотивационный |
20,9 |
39,5 |
43,2 |
21,4 |
39,9 |
41,5 |
Когнитивный |
15,9 |
29,3 |
51,9 |
14,6 |
31,2 |
51,2 |
Деятельностный |
24,8 |
33,8 |
42,3 |
21,4 |
32,7 |
41,9 |
Рис. 1. Результаты оценки исходного уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ
Результаты итоговой диагностики выявили значительное приращение у слушателей экспериментальных групп сформированности ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов на эвристическом и творческом уровнях формирования профессиональной метакомпетентности по сравнению со слушателями контрольных групп, что свидетельствует о положительной динамике формирования изучаемого феномена.
Результаты тестирования обобщены и представлены в процентном соотношении в таблице 3 и на соответствующей ей диаграмме (рис. 2).
Таблица3
Обобщенные результаты оценки уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ на завершающем этапе
Компоненты профессиональной метакомпетентности/уровни сформированности |
ЭГ |
КГ |
||||
Репродуктивный % |
Эвристический % |
Творческий % |
Репродуктивный % |
Эвристический % |
Творческий % |
|
Ценностно-мотивационный |
25,9 |
46,4 |
53,7 |
24,2 |
43,1 |
45,7 |
Когнитивный |
21,1 |
36,8 |
62,2 |
17,3 |
34,7 |
55,3 |
Деятельностный |
29,5 |
40,2 |
55,3 |
23,8 |
35,9 |
46,4 |
Рис. 2. Обобщенные результаты оценки уровня сформированности профессиональной метакомпетентности педагогов в ЭГ и КГ на завершающем этапе
Статистическая обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы позволила сделать вывод о том, что если в начале обучения педагоги контрольных и экспериментальных групп показали примерно одинаковый уровень сформированности компонентов профессиональной метакомпетентности, то в результате освоения модулей программы между ними наблюдается существенная разница. Из этого следует, что реализация программно-методического обеспечения развития профессиональной метакомпетентности педагогов средствами облачных технологий приводит к положительной динамике формирования исследуемой характеристики.
Заключение
Экспериментальное обоснование эффективности разработанной программы учебного курса осуществлялось с использованием моделимониторинга повышения квалификации педагогов, разработанной кафедрой математики и естественных дисциплин на основе ФГОС, профессионального стандарта«Педагог (педагогическая деятельность в основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», положения об общественно-государственной экспертизе образовательных программ повышения квалификации и успешно апробированной в институте в 2017–2018 учебном году. В процессе изучения модулей данной программы у педагогов повысились метазнания (осознание сущности базовых категорий интегрированного медиаобразования, основ сетевого взаимодействия и возможности их применения в образовательном процессе), повысились метаумения (защита информации от несанкционированного доступа; уважение личного пространства пользователей сети Интернет), сформировались метанавыки (овладели активными формами сетевого взаимодействия, содержательным отбором существующих электронных образовательных продуктов и научились конструировать собственные новые продукты).
Библиографическая ссылка
Надолинская Т.В., Россинская С.А. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30777 (дата обращения: 12.12.2023).