Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL TRAINING OF SCIENTIFIC PERSONNEL OF SPECIALIZED UNIVERSITIES

Tskvitariya T.A. 1
1 FGBOU VO Rostov State Medical University Ministry of Health of Russia
The article analyzes the debatable positions on the problem of training scientific and pedagogical personnel for specialized universities in terms of the formation of pedagogical competencies. Profile and methodological training of highly qualified personnel seems to be important, along with pedagogical training, mistakenly ignored by practicing researchers. The views of researchers on the possibility of forming the pedagogical competencies of future teachers through the organization of pedagogical and educational-pedagogical partnerships, pedagogical practice as an addition to postgraduate studies, the study of pedagogical disciplines and the participation of graduate students in pedagogical and research practices are presented. Also analyzed are the points of view of researchers on the need to focus on the implementation of research activities by graduate students and the difficulties in implementing the requirements of the standard specifically in terms of scientific and pedagogical training of graduate students. The author presents his own position on the issue under discussion and proposes for the implementation of the program aimed at the pedagogical training of graduate students, regardless of the direction of their training. Disciplines aimed at developing the ability to develop didactic tools, effective methods and technologies of teaching and readiness for teaching are proposed: Professional culture and ethics of a university teacher, Pedagogy and psychology of higher education, Tutoring in the higher education system, Theory and methods of teaching in higher education.
postgraduate study
specialized university
Pedagogical training
pedagogical personnel
scientific and pedagogical personnel
training of highly qualified personnel
pedagogical competence

Проблема педагогической подготовки преподавателей в профильных вузах широко обсуждается в печати через научные статьи, на конференциях в докладах, прениях на круглых столах и кулуарно в педагогических коллективах. Закономерно, что выдвигаются различные точки зрения на педагогическую составляющую программ подготовки в аспирантуре. Мнения специалистов единодушны в части понимания важности и необходимости изучения аспирантами профильных вузов педагогических дисциплин и владения преподавателями педагогическими компетенциями. Однако у педагогов-практиков существует мнение, что для преподавателя профильных дисциплин в профильных же вузах не столь важна педагогическая подготовка. Как правило, педагог профильной дисциплины педагогическую составляющую своего труда реализует на основе наблюдений за работой других преподавателей, собственного эмпирического опыта и мировоззренческих представлений. При подготовке кадров высшей квалификации акцентируется внимание на профессионально-профильной и методологической подготовке аспирантов [1-3]. Возникает закономерный вопрос: достаточно ли сосредоточиться при подготовке будущего преподавателя вуза на профильном и методологическом аспектах?

Цель исследования состоит в актуализации проблемы подготовки научно-педагогических кадров профильного университета в аспирантуре и разработки предложений по формированию педагогических компетенций будущих специалистов.

Материал и методы исследования

В исследовании были использованы материалы из образовательных стандартов высшего образования, научных публикаций, личных наработок автора, статьи в области учебно-методической и практической работы с аспирантами и преподавателями вуза. Методами исследования выступили: анализ; систематизация; классификация; обобщение научной, методической информации и результатов практической деятельности; анкетирование; опрос; статистическая обработка данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В нормативно-правовых документах закреплено, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой «...совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации - программ подготовки научно-педагогических кадров» [4]. Следует обратить внимание на формулировку «научно-педагогических», вне зависимости от направления подготовки. Логично, что выпускников готовят к одному из видов профессиональной деятельности: преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования. Поэтому в общепрофессиональных компетенциях, которые должны быть сформированы у выпускника, прописана следующая: готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-6) [4].

Методологическая подготовка научно-педагогических кадров, безусловно, важная составляющая обучения на такой ступени высшего образования, как подготовка кадров высшей квалификации. Грязнова Е.В., Никишина О.А. рассматривают методологическую культуру педагога-исследователя в системе: философия – методология – наука – педагогика [5]. Авторы заключают, что методологическая культура педагога-исследователя – это сложная система, требующая постоянного развития посредством совершенствования методологических и педагогических компетенций.

Котлярова И.О., Сериков Г.Н. представляют педагогическое партнерство и учебно-педагогическое партнерство как отдельный вид деятельности при подготовке научно-педагогических кадров. Авторы считают, что подобное взаимодействие повышает успешность обучения в аспирантуре и позволяет аспирантам обрести необходимые навыки взаимодействия в педагогическом процессе и обрести методологический, специальный и педагогический опыт [6]. При этом акцент обучения в аспирантуре ставится на написании и защите диссертации.

Чучалин А.И. анализирует опыт ведущих университетов страны в области подготовки кадров высшей квалификации с акцентом на подготовку аспирантов к педагогической деятельности. Приходит к выводу, что, как правило, посредством педагогической практики и наполняется педагогическая подготовка аспиранта. При этом педагогическую практику сопровождает и контролирует научный руководитель аспиранта, который является специалистом в своем специальном научном направлении. Вместе с тем подразделения, которые ответственны за гуманитарную подготовку, редко участвуют в организации педагогической практики [7]. Автор представляет новые курсы педагогической направленности, ориентированные на требования национальных и международных стандартов. И предлагает с целью совершенствования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации реализовывать их в качестве дополнительных при обучении в аспирантуре.

Анализ научных публикаций по обсуждаемому в статье вопросу показывает, что проблема формирования педагогической подготовленности аспирантов рассматривается с точки зрения поиска факторов, повышающих уровень психолого-педагогической компетентности аспиранта. Авдеева Е.А., Гаврилюк О.А., Тепляшина Е.А. поднимают проблему развития психолого-педагогической компетентности аспирантов медицинского университета и в качестве одного из таких факторов выделяют создание педагогических условий организации исследовательской деятельности. Барьерами к проявлению должного внимания к педагогической подготовке, по мнению авторов, выступают слабая мотивированность профильных специалистов к освоению психолого-педагогической компетентности, их недостаточное сосредоточение на ее значимости для профессиональной практики и неготовность к саморазвитию в этом направлении [8].

В то же время Донина И.А., Алексеева О.В. считают, что в современных условиях происходит акцентуация на работе аспиранта над диссертацией, подготовка которой становится ядром программы подготовки научно-педагогических кадров [9]. Поэтому, с точки зрения авторов, важно способствовать эффективной научной коммуникации и созданию условий эволюции исследовательской культуры молодого ученого.

Опыт по организации образовательного процесса в аспирантуре научно-исследовательского института представили Иванова Т.В., Самойленко Т.Г., Попова Н.В. Авторы отмечают объективные трудности в реализации требований стандарта именно в части научно-педагогической подготовки аспирантов. Трудности заключаются в недостаточных кадровых и учебно-методических условиях. Из приведенного сравнительного анализа исследователи показывают, что благотворно на улучшении качества формирования педагогических компетенций аспирантов сказались увеличение часов, выделенное на изучение дисциплин педагогического направления, и включение тем по изучению психологических аспектов высшего образования [10].

Анализируя практику подготовки кадров высшей квалификации в профильном университете, Шумилова О.Н., Горохов В.А., Литвинчук В.И. приходят к выводу о необходимости формирования педагогических компетенций у будущих преподавателей технических дисциплин. Исследователи считают «залогом эффективного формирования педагогической компетентности аспирантов системный подход, обеспечивающий формирование теоретической основы при изучении психолого-педагогических дисциплин и практических навыков при прохождении педагогической практики» [11].

Обобщая опыт работы на третьей ступени высшего образования, Шамов А.Н. подчеркивает, что в аспирантуре идет подготовка кадров к научно-исследовательской деятельности в профессиональной области и к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования. Автор доказывает, что опыт по восприятию педагогических явлений из окружающей среды и его интеллектуальная обработка обеспечивают присвоение педагогического опыта субъектом (аспирантом). Предлагает организовывать освоение обучающимися знаний и опыта в преподавательской, научно-педагогической деятельности через изучение дисциплин педагогической направленности и участие в педагогических и научно-исследовательских практиках [12].

К обсуждению вопроса педагогической подготовки научно-педагогических кадров профильных вузов возможно привлечь позицию исследователей на требования к сформированным компетенциям преподавателя вуза в современных меняющихся условиях. Например, Муравьева А.А., Олейникова О.Н. исследуют вопрос формирования компетенций преподавателя вуза в отечественной и зарубежной практике и приходят к выводу, что вне зависимости от предмета преподавания педагог должен обладать рядом профессиональных компетенций. В основу, безусловно, ставится глубокое знание предметной области. Далее перечисляется ряд способностей и готовностей, таких как владение педагогической культурой, психолого-педагогическая компетентность, владение традиционными и новыми педагогическими технологиями, обоснованное построение собственной педагогической деятельности с дидактической, воспитательной и методической составляющими. Авторы особо подчеркивают позицию, что у начинающих преподавателей без специальных педагогических знаний требуемые компетенции не могут быть сформированы полностью [13].

После изучения и осмысления вариантов существующих подходов к подготовке аспирантов в профильных вузах можно сделать вывод о том, что исследователями вопрос научно-педагогической подготовки будущих специалистов рассматривается с различных позиций. Однако авторы едины в понимании важности и необходимости формирования, наряду с научно-исследовательскими и профессиональными компетенциями, педагогических компетенций. Такая научно-педагогическая подготовка позволит в будущем преподавателю профильного вуза эффективно реализовать методологическую, исследовательскую и педагогическую функции в образовательном процессе.

Для поиска подходов к решению вопроса подготовки будущего преподавателя профильного вуза в педагогическом аспекте нами был проведен мониторинг потребности в педагогических знаниях преподавателей и сформированности у них педагогических компетенций. В опросе участвовали преподаватели профильных дисциплин медицинского вуза. Карту мониторинга приводить в статье не целесообразно ввиду ее объемности. В таблице приведем результаты опроса потребности преподавателей в педагогических знаниях (таблица).

Мониторинг потребности в педагогических знаниях преподавателей профильных дисциплин

Индикаторы

Педагогический

стаж до 5 лет,

% / %

Педагогический

стаж более 5 лет, % / %

Знания в области педагогики и психологии высшей школы

(достаточно/не достаточно)

32 / 68

35 / 65

Знания в области технологий преподавания

(достаточно/не достаточно)

30 / 70

48 / 52

Знания в области методической работы преподавателя

(достаточно/не достаточно)

36 / 64

62 / 28

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у молодых преподавателей недостаточно знаний и опыта в педагогической сфере. С накоплением педагогического стажа преподаватели приобретают знания в результате обучения на курсах повышения квалификации, в результате общения с коллегами, приобретения профессионального опыта. Проведенный мониторинг сформированности педагогических компетенций преподавателей и востребованность педагогических знаний в реальной преподавательской практике позволил нам получить результаты, на основании которых в университете была выстроена траектория профессионально-педагогической подготовки преподавателей.

Точка зрения, с которой мы готовим научно-педагогические кадры в аспирантуре для дальнейшего преподавания в профильном университете, заключается в убеждении, что педагогическая подготовка аспирантов, вне зависимости от направления подготовки, является важной составляющей их обучения. Нами разработаны и реализуются программы, направленные на педагогическую подготовку аспирантов: «Педагогика и психология высшей школы», «Теория и методика преподавания в высшей школе», «Тьюторство в системе высшего образования», «Профессиональная культура и этика преподавателя вуза». Аспиранты, изучая предложенные программы, овладевают компетенциями, необходимыми для научно-педагогической и научно-методической деятельности. Вместе с этим овладевают психолого-педагогическими основами организации образовательного процесса в высшей школе, углубляют и расширяют знания о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности в вузе.

Например, наряду с формированием общепрофессиональной компетенции как готовности к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования, формируется способность разрабатывать дидактические средства, эффективные методы и технологии обучения, способствующие развитию интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей обучающихся, обеспечивающих качество их подготовки в вузе и конкурентоспособность на рынке труда по профилю подготовки (ПК-1). Эта компетенция разработана в университете самостоятельно, как обозначено в Стандарте: «перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры организация формирует самостоятельно в соответствии с направленностью программы» [4]. В соответствии с этими компетенциями обучающийся будет знать:

- нормативно-правовые документы, регулирующие процесс организации образовательного процесса в вузе;

- основные парадигмы педагогической науки;

- современные ориентиры развития образования;

- особенности компетентностного подхода при организации педагогического процесса в вузе;

- основные проблемы педагогической науки и практики образования;

- основные подходы к разработке образовательных программ.

Уметь:

- анализировать современные педагогические проблемы и векторы педагогического поиска в науке;

- разрабатывать учебно-методическое и дидактическое сопровождение педагогического процесса;

- интерпретировать и дополнять данные современной науки, внедрять их в образовательный процесс;

- отбирать и практиковать оптимальные методы преподавания, оценки успеваемости обучающихся.

Владеть:

- способами анализа, синтеза, критического восприятия научной информации по педагогическому научному направлению;

- способами профессионально-педагогического сопровождения обучающихся в период обучения и в их профессионально-личностном развитии;

- методиками и технологиями преподавания и оценки успеваемости обучающихся.

Созданы учебно-методическое обеспечение и контент для дистанционной платформы обучения, позволяющие реализовать курсы в очно-заочной форме и в режиме онлайн.

Выводы

Таким образом, отвечаем на вопрос, поставленный в начале статьи. На наш взгляд, важной частью современного высшего образования на уровне подготовки кадров высшей квалификации становится формирование психолого-педагогической компетентности. И, пользуясь правом университетов самостоятельно формулировать профессиональные компетенции по направлениям подготовки, необходимо включать компетенции, направленные на педагогическую подготовку научно-педагогических кадров. В соответствии с разработанными в вузе профессиональными компетенциями далее необходимо формировать программы обучения. Очевидно, что сосредоточения научно-педагогических коллективов университетов при подготовке аспирантов на профильном и методологическом аспектах недостаточно.