Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Цквитария Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России»
В статье проанализированы дискутивные позиции на проблему подготовки научно-педагогических кадров для профильных университетов в части формирования педагогических компетенций. Профильная и методологическая подготовка кадров высшей квалификации представляются важными, наряду с педагогической подготовкой, ошибочно игнорируемой исследователями-практиками. Представлены взгляды исследователей на возможность формирования педагогических компетенций будущих преподавателей через организацию педагогического и учебно-педагогического партнерства, педагогическую практику как дополнение к обучению в аспирантуре, изучение дисциплин педагогической направленности и участие аспирантов в педагогических и научно-исследовательских практиках. Также проанализированы точки зрения исследователей на необходимость сосредоточения на выполнении научно-исследовательской деятельности аспирантами и трудности в реализации требований стандарта именно в части научно-педагогической подготовки аспирантов. Автор представляет собственную позицию по обсуждаемому вопросу и предлагает к реализации программы, направленные на педагогическую подготовку аспирантов вне зависимости от направления их подготовки. Предложены дисциплины, направленные на формирование способности разрабатывать дидактические средства, эффективные методы и технологии обучения и готовности к преподавательской деятельности: «Профессиональная культура и этика преподавателя вуза», «Педагогика и психология высшей школы», «Тьюторство в системе высшего образования», «Теория и методика преподавания в высшей школе».
аспирантура
профильный вуз
Педагогическая подготовка
педагогические кадры
научно-педагогические кадры
подготовка кадров высшей квалификации
педагогическая компетентность
1. Дятлов А.В., Ковалев В.В. Диссертация как научно-квалификационная работа: реализация алгоритма замысла соискателя // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020. Т. 13. № 6. С. 282-293.
2. Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 9-28.
3. Цквитария Т.А. Овладение методологией и методами научного исследования – центральный компонент подготовки научных кадров // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24461 (дата обращения: 10.04.2021).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 30.06.01 Фундаментальная медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 871. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoaspism/300601.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
5. Грязнова Е.В., Никишина О.А. Методологическая культура педагога-исследователя // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 68-73.
6. Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Партнерство субъектов образовательного процесса в непрерывной научно-исследовательской деятельности аспирантов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 2. С. 6-16.
7. Чучалин А.И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе // Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 5-21.
8. Авдеева Е.А., Гаврилюк О.А., Тепляшина Е.А. Педагогические условия организации исследовательской деятельности аспирантов медицинского университета как фактор повышения психолого-педагогической компетентности врача // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 51-67. DOI: 10.32744/pse.2019.1.4.
9. Донина И.А., Алексеева О.В. Современная аспирантура: потребности и ожидания обучающихся как субъектов научно-исследовательской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 100-102.
10. Иванова Т.В., Самойленко Т.Г., Попова Н.В. Опыт выстраивания модели научно-исследовательского образования аспирантов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 32. С. 8-22.
11. Шумилова О.Н., Горохов В.А., Литвинчук В.И. Формирование педагогической компетентности выпускников аспирантуры // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2019. Т.8. № 1 (26). С. 301-304. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0074.
12. Шамов А.Н. Формирование научно-исследовательской апперцепции на третьем уровне высшего образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2020. Т. 19. № 2 (44). С. 25-32.
13. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Компетенции преподавателей вузов: современные вызовы и смена парадигмы // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. C. 100-115. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-100-115.

Проблема педагогической подготовки преподавателей в профильных вузах широко обсуждается в печати через научные статьи, на конференциях в докладах, прениях на круглых столах и кулуарно в педагогических коллективах. Закономерно, что выдвигаются различные точки зрения на педагогическую составляющую программ подготовки в аспирантуре. Мнения специалистов единодушны в части понимания важности и необходимости изучения аспирантами профильных вузов педагогических дисциплин и владения преподавателями педагогическими компетенциями. Однако у педагогов-практиков существует мнение, что для преподавателя профильных дисциплин в профильных же вузах не столь важна педагогическая подготовка. Как правило, педагог профильной дисциплины педагогическую составляющую своего труда реализует на основе наблюдений за работой других преподавателей, собственного эмпирического опыта и мировоззренческих представлений. При подготовке кадров высшей квалификации акцентируется внимание на профессионально-профильной и методологической подготовке аспирантов [1-3]. Возникает закономерный вопрос: достаточно ли сосредоточиться при подготовке будущего преподавателя вуза на профильном и методологическом аспектах?

Цель исследования состоит в актуализации проблемы подготовки научно-педагогических кадров профильного университета в аспирантуре и разработки предложений по формированию педагогических компетенций будущих специалистов.

Материал и методы исследования

В исследовании были использованы материалы из образовательных стандартов высшего образования, научных публикаций, личных наработок автора, статьи в области учебно-методической и практической работы с аспирантами и преподавателями вуза. Методами исследования выступили: анализ; систематизация; классификация; обобщение научной, методической информации и результатов практической деятельности; анкетирование; опрос; статистическая обработка данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В нормативно-правовых документах закреплено, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой «...совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации - программ подготовки научно-педагогических кадров» [4]. Следует обратить внимание на формулировку «научно-педагогических», вне зависимости от направления подготовки. Логично, что выпускников готовят к одному из видов профессиональной деятельности: преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования. Поэтому в общепрофессиональных компетенциях, которые должны быть сформированы у выпускника, прописана следующая: готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-6) [4].

Методологическая подготовка научно-педагогических кадров, безусловно, важная составляющая обучения на такой ступени высшего образования, как подготовка кадров высшей квалификации. Грязнова Е.В., Никишина О.А. рассматривают методологическую культуру педагога-исследователя в системе: философия – методология – наука – педагогика [5]. Авторы заключают, что методологическая культура педагога-исследователя – это сложная система, требующая постоянного развития посредством совершенствования методологических и педагогических компетенций.

Котлярова И.О., Сериков Г.Н. представляют педагогическое партнерство и учебно-педагогическое партнерство как отдельный вид деятельности при подготовке научно-педагогических кадров. Авторы считают, что подобное взаимодействие повышает успешность обучения в аспирантуре и позволяет аспирантам обрести необходимые навыки взаимодействия в педагогическом процессе и обрести методологический, специальный и педагогический опыт [6]. При этом акцент обучения в аспирантуре ставится на написании и защите диссертации.

Чучалин А.И. анализирует опыт ведущих университетов страны в области подготовки кадров высшей квалификации с акцентом на подготовку аспирантов к педагогической деятельности. Приходит к выводу, что, как правило, посредством педагогической практики и наполняется педагогическая подготовка аспиранта. При этом педагогическую практику сопровождает и контролирует научный руководитель аспиранта, который является специалистом в своем специальном научном направлении. Вместе с тем подразделения, которые ответственны за гуманитарную подготовку, редко участвуют в организации педагогической практики [7]. Автор представляет новые курсы педагогической направленности, ориентированные на требования национальных и международных стандартов. И предлагает с целью совершенствования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации реализовывать их в качестве дополнительных при обучении в аспирантуре.

Анализ научных публикаций по обсуждаемому в статье вопросу показывает, что проблема формирования педагогической подготовленности аспирантов рассматривается с точки зрения поиска факторов, повышающих уровень психолого-педагогической компетентности аспиранта. Авдеева Е.А., Гаврилюк О.А., Тепляшина Е.А. поднимают проблему развития психолого-педагогической компетентности аспирантов медицинского университета и в качестве одного из таких факторов выделяют создание педагогических условий организации исследовательской деятельности. Барьерами к проявлению должного внимания к педагогической подготовке, по мнению авторов, выступают слабая мотивированность профильных специалистов к освоению психолого-педагогической компетентности, их недостаточное сосредоточение на ее значимости для профессиональной практики и неготовность к саморазвитию в этом направлении [8].

В то же время Донина И.А., Алексеева О.В. считают, что в современных условиях происходит акцентуация на работе аспиранта над диссертацией, подготовка которой становится ядром программы подготовки научно-педагогических кадров [9]. Поэтому, с точки зрения авторов, важно способствовать эффективной научной коммуникации и созданию условий эволюции исследовательской культуры молодого ученого.

Опыт по организации образовательного процесса в аспирантуре научно-исследовательского института представили Иванова Т.В., Самойленко Т.Г., Попова Н.В. Авторы отмечают объективные трудности в реализации требований стандарта именно в части научно-педагогической подготовки аспирантов. Трудности заключаются в недостаточных кадровых и учебно-методических условиях. Из приведенного сравнительного анализа исследователи показывают, что благотворно на улучшении качества формирования педагогических компетенций аспирантов сказались увеличение часов, выделенное на изучение дисциплин педагогического направления, и включение тем по изучению психологических аспектов высшего образования [10].

Анализируя практику подготовки кадров высшей квалификации в профильном университете, Шумилова О.Н., Горохов В.А., Литвинчук В.И. приходят к выводу о необходимости формирования педагогических компетенций у будущих преподавателей технических дисциплин. Исследователи считают «залогом эффективного формирования педагогической компетентности аспирантов системный подход, обеспечивающий формирование теоретической основы при изучении психолого-педагогических дисциплин и практических навыков при прохождении педагогической практики» [11].

Обобщая опыт работы на третьей ступени высшего образования, Шамов А.Н. подчеркивает, что в аспирантуре идет подготовка кадров к научно-исследовательской деятельности в профессиональной области и к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования. Автор доказывает, что опыт по восприятию педагогических явлений из окружающей среды и его интеллектуальная обработка обеспечивают присвоение педагогического опыта субъектом (аспирантом). Предлагает организовывать освоение обучающимися знаний и опыта в преподавательской, научно-педагогической деятельности через изучение дисциплин педагогической направленности и участие в педагогических и научно-исследовательских практиках [12].

К обсуждению вопроса педагогической подготовки научно-педагогических кадров профильных вузов возможно привлечь позицию исследователей на требования к сформированным компетенциям преподавателя вуза в современных меняющихся условиях. Например, Муравьева А.А., Олейникова О.Н. исследуют вопрос формирования компетенций преподавателя вуза в отечественной и зарубежной практике и приходят к выводу, что вне зависимости от предмета преподавания педагог должен обладать рядом профессиональных компетенций. В основу, безусловно, ставится глубокое знание предметной области. Далее перечисляется ряд способностей и готовностей, таких как владение педагогической культурой, психолого-педагогическая компетентность, владение традиционными и новыми педагогическими технологиями, обоснованное построение собственной педагогической деятельности с дидактической, воспитательной и методической составляющими. Авторы особо подчеркивают позицию, что у начинающих преподавателей без специальных педагогических знаний требуемые компетенции не могут быть сформированы полностью [13].

После изучения и осмысления вариантов существующих подходов к подготовке аспирантов в профильных вузах можно сделать вывод о том, что исследователями вопрос научно-педагогической подготовки будущих специалистов рассматривается с различных позиций. Однако авторы едины в понимании важности и необходимости формирования, наряду с научно-исследовательскими и профессиональными компетенциями, педагогических компетенций. Такая научно-педагогическая подготовка позволит в будущем преподавателю профильного вуза эффективно реализовать методологическую, исследовательскую и педагогическую функции в образовательном процессе.

Для поиска подходов к решению вопроса подготовки будущего преподавателя профильного вуза в педагогическом аспекте нами был проведен мониторинг потребности в педагогических знаниях преподавателей и сформированности у них педагогических компетенций. В опросе участвовали преподаватели профильных дисциплин медицинского вуза. Карту мониторинга приводить в статье не целесообразно ввиду ее объемности. В таблице приведем результаты опроса потребности преподавателей в педагогических знаниях (таблица).

Мониторинг потребности в педагогических знаниях преподавателей профильных дисциплин

Индикаторы

Педагогический

стаж до 5 лет,

% / %

Педагогический

стаж более 5 лет, % / %

Знания в области педагогики и психологии высшей школы

(достаточно/не достаточно)

32 / 68

35 / 65

Знания в области технологий преподавания

(достаточно/не достаточно)

30 / 70

48 / 52

Знания в области методической работы преподавателя

(достаточно/не достаточно)

36 / 64

62 / 28

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у молодых преподавателей недостаточно знаний и опыта в педагогической сфере. С накоплением педагогического стажа преподаватели приобретают знания в результате обучения на курсах повышения квалификации, в результате общения с коллегами, приобретения профессионального опыта. Проведенный мониторинг сформированности педагогических компетенций преподавателей и востребованность педагогических знаний в реальной преподавательской практике позволил нам получить результаты, на основании которых в университете была выстроена траектория профессионально-педагогической подготовки преподавателей.

Точка зрения, с которой мы готовим научно-педагогические кадры в аспирантуре для дальнейшего преподавания в профильном университете, заключается в убеждении, что педагогическая подготовка аспирантов, вне зависимости от направления подготовки, является важной составляющей их обучения. Нами разработаны и реализуются программы, направленные на педагогическую подготовку аспирантов: «Педагогика и психология высшей школы», «Теория и методика преподавания в высшей школе», «Тьюторство в системе высшего образования», «Профессиональная культура и этика преподавателя вуза». Аспиранты, изучая предложенные программы, овладевают компетенциями, необходимыми для научно-педагогической и научно-методической деятельности. Вместе с этим овладевают психолого-педагогическими основами организации образовательного процесса в высшей школе, углубляют и расширяют знания о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности в вузе.

Например, наряду с формированием общепрофессиональной компетенции как готовности к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования, формируется способность разрабатывать дидактические средства, эффективные методы и технологии обучения, способствующие развитию интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей обучающихся, обеспечивающих качество их подготовки в вузе и конкурентоспособность на рынке труда по профилю подготовки (ПК-1). Эта компетенция разработана в университете самостоятельно, как обозначено в Стандарте: «перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры организация формирует самостоятельно в соответствии с направленностью программы» [4]. В соответствии с этими компетенциями обучающийся будет знать:

- нормативно-правовые документы, регулирующие процесс организации образовательного процесса в вузе;

- основные парадигмы педагогической науки;

- современные ориентиры развития образования;

- особенности компетентностного подхода при организации педагогического процесса в вузе;

- основные проблемы педагогической науки и практики образования;

- основные подходы к разработке образовательных программ.

Уметь:

- анализировать современные педагогические проблемы и векторы педагогического поиска в науке;

- разрабатывать учебно-методическое и дидактическое сопровождение педагогического процесса;

- интерпретировать и дополнять данные современной науки, внедрять их в образовательный процесс;

- отбирать и практиковать оптимальные методы преподавания, оценки успеваемости обучающихся.

Владеть:

- способами анализа, синтеза, критического восприятия научной информации по педагогическому научному направлению;

- способами профессионально-педагогического сопровождения обучающихся в период обучения и в их профессионально-личностном развитии;

- методиками и технологиями преподавания и оценки успеваемости обучающихся.

Созданы учебно-методическое обеспечение и контент для дистанционной платформы обучения, позволяющие реализовать курсы в очно-заочной форме и в режиме онлайн.

Выводы

Таким образом, отвечаем на вопрос, поставленный в начале статьи. На наш взгляд, важной частью современного высшего образования на уровне подготовки кадров высшей квалификации становится формирование психолого-педагогической компетентности. И, пользуясь правом университетов самостоятельно формулировать профессиональные компетенции по направлениям подготовки, необходимо включать компетенции, направленные на педагогическую подготовку научно-педагогических кадров. В соответствии с разработанными в вузе профессиональными компетенциями далее необходимо формировать программы обучения. Очевидно, что сосредоточения научно-педагогических коллективов университетов при подготовке аспирантов на профильном и методологическом аспектах недостаточно.


Библиографическая ссылка

Цквитария Т.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30763 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674