Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING PHILOLOGICAL DISCIPLINES

Antonova E.A. 1
1 State Professional Educational Institution of the Yaroslavl region Gavrilov-Yamsky Polytechnic College
The article discusses the features of the model of formation of professional orientation of college students in the process of studying philological disciplines and the process of its implementation in institutions of secondary vocational education. The need to create a model is shown by analyzing the difficulties caused by the variety of Federal State Standards of Secondary Vocational Education and the time frame for their implementation. The purpose of the development and implementation of the model is to form a professional orientation through the study of a complex of philological disciplines. The components of the model are considered: conceptually-targeted, organizational, meaningful, and effective. A description of the relationship between the presented components of the model is proposed. Attention is focused on such components of the model as pedagogical means, pedagogical conditions, criteria for the formation of professional orientation. The content component includes not only the programs of the professions «Cook, pastry chef», «Barber», «Mechanic for the repair of construction machines», «Master of construction finishing works», but also the author's program of the discipline «Russian language in professional activity», as well as a list of courses of students ' choice. The pedagogical means and conditions for the formation of professional orientation, which are used in the process of teaching philological disciplines, are considered in detail. The positive and negative aspects of the implementation of the model for the formation of professional orientation are determined. The practical significance of the model lies in its direct application in institutions of secondary vocational education. The novelty of the model is realized in the possibilities of philological disciplines in the formation of professional orientation.
model
professional orientation
philological disciplines
formation
secondary vocational education

Требования к выпускникам учреждений среднего профессионального образования диктуются положениями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, в которых делается акцент на формирование общих и профессиональных компетенций. Процесс овладения вышеуказанными компетенциями будет проходить успешнее в том случае, если одновременно формировать профессиональную направленность обучающихся, которая влияет на дальнейшее трудоустройство выпускников и их профессиональное становление, что является актуальной проблемой.

Целью статьи является описание модели формирования профессиональной направленности студентов колледжа через изучение филологических дисциплин: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык в профессиональной деятельности».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) изучить наличие/отсутствие склонностей к профессиональной деятельности у студентов первого курса;

2) разработать модель формирования профессиональной направленности студентов колледжа с учетом специфики филологических дисциплин;

3) апробировать компоненты модели в процессе изучения филологических дисциплин;

4) выявить эффективность модели в формировании профессиональной направленности у студентов выпускных групп.

Гипотеза исследования состоит в том, что активное формирование профессиональной направленности студентов колледжа происходит в процессе изучения филологических дисциплин.

Для решения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы, моделирование), эмпирические (наблюдение, опросные методы, в частности анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов), методы статистической обработки (ранжирование).

Результатами исследования являются данные анкетирования студентов первых и выпускных курсов ГПОУ ЯО Гаврилов-Ямского политехнического колледжа с последующей обработкой и анализом полученных данных.

Анкетирование с целью выявления имеющегося на момент поступления уровня профессиональной направленности проводилось среди студентов первых курсов, зачисленных в ГПОУ ЯО Гаврилов-Ямский политехнический колледж в период за 2016–2018 учебные годы. Повторное анкетирование проводилось в указанных группах уже на момент выпуска, соответственно в 2018, 2019, 2020 гг. Выборка не осуществлялась по причине отсутствия равноценных условий для создания контрольной и экспериментальной групп. Были опрошены 156 человек по следующим вопросам: «Почему Вы выбрали именно наш колледж?», «Что Вас привлекло в выбранной профессии?», «Какие факторы обусловили поступление в колледж?», «Какой Вы представляете свою будущую профессию?», «Чего Вы ждете от обучения в колледже?», «Чего ждете от преподавательского состава в отношении обучения?» Каждый вопрос сопровождался вариантами ответов, нацеленных на выявление мотивации, интереса, престижности выбранной профессии.

Результаты анкетирования обучающихся первых курсов показали, что мотивация и интерес к выбранной профессии недостаточно высоки (46%), образ будущей профессии не полностью сформирован или отсутствует (54%). Отмечается возможность заработка по выбранной профессии во время учебы и трудоустройства после окончания колледжа (57%). Данные результаты нацеливают преподавателей не только на реализацию ФГОС СПО, но и на внедрение авторских программ и курсов по выбору, на тщательную организацию занятий, подбор материала, выбор соответствующих технологий и методов обучения.

Собственная педагогическая практика показала, что студенты не понимают необходимости изучения в колледже таких дисциплин, как «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», не видят их роли в профессиональной деятельности. В связи с этим у определенных студентов стала падать успеваемость, снизилась посещаемость, что повлияло на практическую профессиональную деятельность и привело к отчислению многих обучающихся. На основе изучения научной литературы была выявлена необходимость формирования профессиональной направленности в процессе изучения филологических дисциплин. Научные данные о возможностях конкретных филологических дисциплин в формировании профессиональной направленности встречаются достаточно часто, имеются описанные и апробированные модели, но проблема заключается в том, что это отдельные дисциплины, а не комплекс взаимосвязанных дисциплин. Таким образом, чтобы показать эффективность комплекса филологических дисциплин, целесообразно использовать метод моделирования и разработать модель по формированию профессиональной направленности обучающихся колледжа в процессе изучения филологических дисциплин.

Моделирование – это метод научного исследования явлений, процессов, объектов, устройств или систем, основанный на построении и изучении моделей с целью получения новых знаний, совершенствования характеристик объектов исследований или управления ими [1, с. 90].

Опрос студентов (156 человек) выпускных групп (выпуск 2018, 2019, 2020 гг.) показал, что филологические дисциплины («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык») повлияли на формирование профессиональной направленности. На вопрос: «Какие общеобразовательные дисциплины помогли раскрыть глубину и возможности выбранной профессии?» были получены следующие ответы: «Русский язык» – 64%, «Иностранный язык» – 46%, «Литература» – 20%. Дисциплина «Русский язык» оказывает влияние на формирование профессиональной направленности в большей степени, так как на уроках используются профессиональные тексты, осуществляется устная и письменная профессиональная коммуникация, формируется грамотность будущего профессионала, происходит понимание профессиональной лексики (этимологии, словообразования, написания, произношения).

На вопрос: «Как повлияли филологические дисциплины на ваше отношение к профессии?» ответы были следующими: «Я узнал много нового и интересного о профессии» – 51%, «Я получил возможность применения знаний, полученных при изучении дисциплин, в профессии» – 32%, «Я научился подходить к профессии творчески, с опорой на материал филологических дисциплин» – 39%, «Филологические дисциплины расширили мои представления о профессии» – 47%, «Я понял, что филологические дисциплины помогают находить профессиональные решения» – 22%, «Я отработал умения грамотно писать, решать задачи на профессиональном материале» – 38%. Данные результаты свидетельствуют о том, что у студентов формируется профессиональное и творческое мышление, важным становится практическое применение полученных знаний в профессии. Филологические дисциплины расширяют представления о профессии на уроках иностранного языка и литературы, например: «Немецкие заимствования в профессии “Мастер строительных отделочных работ”», «Кулебяка в контексте русского языка и литературы», «Готовим по-булгаковски», «Аббревиация в профессиональной лексике “Слесарь по ремонту строительных машин”».

На вопрос: «Какие факторы при преподавании филологических дисциплин повлияли на осознание сущности выбранной профессии?» ответили так: 24% – личность преподавателя, 57% – интересная подача материала, 68% – связь материала с профессией, 10% – обсуждение нестандартных профессиональных ситуаций (тренинги), 23% – выход преподавателя на учебную практику, 64% – выполнение профессионально ориентированных самостоятельных работ. Найденные точки пересечения филологических дисциплин и содержания профессиональных модулей, разработанная система самостоятельных работ оказывают влияние на формирование профессиональной направленности.

Рис. 1. Модель формирования профессиональной направленности студентов колледжа в процессе изучения филологических дисциплин

Апробация модели формирования профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин проходила в Государственном профессиональном образовательном учреждении Ярославской области Гаврилов-Ямском политехническом колледже по профессиям «Повар, кондитер», «Парикмахер», «Мастер строительных отделочных работ», «Слесарь по ремонту строительных машин». В апробации модели приняли участие 156 человек с момента зачисления в 2016, в 2017, в 2018 гг. Модель представлена на рисунке 1.

Предлагаемая модель по формированию профессиональной направленности обучающихся СПО в процессе изучения филологических дисциплин отражает сущность процесса формирования профессиональной направленности. Формирование профессиональной направленности проходило на таких филологических дисциплинах, как «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Русский язык и культура речи».

Модель является статической и представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами: концептуально-целевым, содержательным, организационным, аналитико-результативным [1, с. 93].

Концептуально-целевой компонент имеет четыре составляющие, которые определяются заказом государства и требованиями ФГОС СПО (высококвалифицированный рабочий; профессиональная подготовка специалистов среднего звена в соответствии с текущими экономическими и производственными требованиями).

Цель модели заключается в получении нового знания с последующим совершенствованием образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной направленности обучающихся СПО в процессе изучения филологических дисциплин. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: выявить пути интеграции профессиональных модулей и филологических дисциплин, стимулировать познавательную активность через формирование профессионального мышления при изучении филологических дисциплин, формировать мотив самореализации в профессии. Данные задачи реализуемы на филологических дисциплинах на основе следующих подходов.

1. Субъектно-ориентированный подход позволяет развивать такие качества обучающихся, как профессиональное самоопределение, познавательная активность, умение соотносить и согласовывать собственные действия, в том числе и профессиональные, с действиями работодателей, заказчиков; при этом формируется умение вырабатывать собственное мировоззрение, не противоречащее запросам государства и социума. Указанные качества являются неотъемлемой частью профессиональной направленности и отражены в критериях ее сформированности [2].

Субъектно-ориентированный подход тесно взаимосвязан с деятельностным.

2. Деятельностный подход оказывает влияние на повышение субъектности обучающегося, формирование его личности, заключается в организации деятельности студента и ее управлении на основе поставленных целей. Стоит отметить, что становление личности профессионала происходит в непосредственной практической деятельности, что говорит об их единстве, но в процессе применения разнообразных форм деятельности, погружения в них изменяется сама личность студента. В то же время личность, организуя собственную практическую деятельность, способна осуществлять осознанный выбор форм и видов деятельности исходя из запросов целевой аудитории, собственных потребностей, потребностей государства. Таким образом, здесь отмечается двусторонний процесс взаимовлияния личности и деятельности. В данной модели деятельностный подход заключается в организации совместной деятельности, сотрудничества, что является одним из педагогических условий. Цели и задачи вырабатываются совместно с обучающимися, что способствует развитию личности, при котором происходит усвоение социального опыта [3].

3. Рефлексивно-оценочный подход способствует выявлению мотивов познавательной деятельности студентов, положительных сторон собственной деятельности, определению причин неудач и поиску способов их устранения. Является основой индивидуального и профессионального развития.

4. Текстоцентрический подход – это необходимое условие достижения качества образования студентов, формирования общих компетенций по ФГОС СПО. Подход заключается в создании активной речевой среды, профессиональной коммуникации, которая становится средством приобретения нового знания в процессе деятельности студентов. При использовании профессиональных текстов на филологических дисциплинах и опоре на вышеуказанные подходы происходит формирование профессиональной направленности.

Указанные подходы обусловливают отбор педагогических принципов.

Нами выделены следующие принципы: сотрудничества, систематичности, связи теории и практики, творческой активности, сознательности, вариативности. Именно при опоре на вышеуказанные принципы происходит формирование профессиональной направленности [4].

Исходя из концептуально-целевого компонента определяется содержательный компонент модели, который позволяет конкретизировать поставленную цель и задачи, проверить гипотезу исследования посредством изучения филологических дисциплин и внедрения авторского учебно-методического комплекса дисциплины. Данный компонент базируется на четырех составляющих, таких как:

1) программы учебных дисциплин «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык в профессиональной деятельности»;

2) программы профессиональных модулей по профессиям «Повар, кондитер», «Парикмахер», «Слесарь по ремонту строительных машин», «Мастер строительных отделочных работ»;

3) авторская программа учебной дисциплины «Русский язык в профессиональной деятельности», курсы по выбору студентов: «Кулинарное путешествие по страницам литературных произведений», «Кулинарные пристрастия русских писателей и их героев», «Образ литературных героев в разные эпохи развития парикмахерского искусства», «Архитектурные объекты и внутренняя отделка жилища в литературных произведениях» (способствуют расширению представлений о профессии, установлению взаимосвязи профессии с филологическими дисциплинами) [5, 6];

4) учебно-методический комплекс дисциплины, фонд оценочных средств, дидактический материал по учебной дисциплине «Русский язык в профессиональной деятельности» (направлены на практическую коммуникативную отработку профессиональных знаний, осмысление профессиональных текстов).

Рабочие программы позволяют распределить количество часов на освоение общеобразовательных дисциплин и профессиональных модулей. Для формирования профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин имеющихся программ недостаточно, следовательно, возникла потребность в создании авторской программы «Русский язык в профессиональной деятельности», рассчитанной на 72 часа, в которой общие компетенции конкретизируются показателями и диагностическим инструментарием для определения уровня сформированности профессиональной направленности средствами русского языка [5].

Реализация содержательного компонента напрямую зависит от организационного компонента, представленного педагогическими средствами и педагогическими условиями, которые способствуют формированию профессиональной направленности при изучении филологических дисциплин, такими как:

1) педагогические средства (материальные средства, вербальные средства, средства профессионального обучения, процессуальные средства, средства контроля и оценки, организационно-деятельностные средства, средства филологических дисциплин, средства информационной среды). Педагогические средства и педагогические условия подвержены взаимовлиянию;

2) педагогические условия (интеграция образовательных и профессиональных областей, создание нестандартной коммуникативной ситуации, формирование и укрепление осознанных представлений о будущей профессиональной деятельности с помощью разнообразных педагогических средств, увеличение видов профессионального общения за счет включения в образовательную деятельность профессиональных задач, разработка и внедрение учебной дисциплины «Русский язык в профессиональной деятельности», внедрение программ и курсов по выбору; профессионально направленная организация преподавания филологических дисциплин, базирующаяся на текстоцентрическом подходе; организация рефлексивно-оценочной деятельности, организация сотрудничества по принципам: обучающийся – обучающийся, преподаватель – мастер – обучающийся) [7].

Таким образом, организационный компонент выполняет важную функцию: только грамотная организация педагогического процесса способствует достижению поставленных целей и задач, подтверждению выдвинутой гипотезы.

Результативный компонент модели отражает достижение поставленной цели. Он представлен тремя составляющими: общими компетенциями, критериями сформированности профессиональной направленности студентов в процессе изучения филологических дисциплин, различными видами контроля, каждый из которых на определенном этапе внедрения может быть подвергнут коррекции.

Общие компетенции представлены в модели как закономерное и обоснованное совмещение общих компетенций по ФГОС СПО 3+, ФГОС СПО по ТОП-50, ФГОС СОО (студенты получают в колледже и среднее общее образование, если поступление в колледж осуществлялось на базе основного общего образования). Сюда же следует отнести результаты обучения по ФГОС СОО: личностные, метапредметные, предметные, так как они реализуются в процессе деятельности при формировании общих компетенций. В процессе изучения филологических дисциплин развиваются и универсальные учебные действия, предусмотренные ФГОС СОО.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, а также универсальных учебных действий, являющихся частью ядра Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Следующей составляющей результативного компонента являются критерии сформированности профессиональной направленности обучающихся в процессе изучения филологических дисциплин. Мы разработали пять критериев, каждый из которых представлен конкретно замеряемыми показателями применительно к филологическим дисциплинам. Это коммуникативный, профессионально-деятельностный, эмоционально-волевой, мотивационно-целевой, когнитивный критерии. Для каждого критерия были разработаны показатели, позволяющие определить сформированность профессиональной направленности в процессе изучения филологических дисциплин. К каждому показателю был подобран диагностический инструментарий, представленный профессионально ориентированным дидактическим материалом, применяемым на дисциплинах филологического цикла [8].

В состав результативного компонента включен контроль: входной, текущий, итоговый, самоконтроль (взаимоконтроль). Именно на стадии контроля по указанным показателям замеряются результаты сформированности профессиональной направленности на низком, среднем и высоком уровнях. Самоконтроль и взаимоконтроль позволяют выявить большую часть представленных показателей. Важным моментом в работе по формированию профессиональной направленности следует считать этап рефлексии, благодаря которому можно выявить мотивы как профессиональной, так и предметной деятельности обучающихся.

Сущность этапа коррекции заключается в проведении аналитической работы с помощью анкетирования, беседы по выявлению недостатков и определении, на каком из этапов произошел отход от модели, либо выявлении несовершенства и неэффективности модели.

Косвенные результаты внедрения модели следующие:

1) увеличение численности студентов, получивших диплом о среднем профессиональном образовании (выпуск 2018 г. – 67%; 2019 г. – 78%, 2020 г. – 81% студентов);

2) повышение количества выпускников, окончивших обучение с красным дипломом (выпуск 2018 г. – 2%; 2019 г. – 5%, 2020 г. – 6% студентов);

3) увеличение количества выпускников, трудоустроенных по полученной профессии (2018 г. – 42%; 2019 г. – 46,7%, у зачисленных в 2017 г. на момент выпуска в 2020 г. – 47,8%);

4) увеличение количества интегрированных проектов (производственное обучение и филологические дисциплины), выполненных обучающимися (2018 учебный год – 3 интегрированных проекта (8,1%); 2019 г. – выполнено 13 (35,1%); 2020 г. – 21 интегрированный проект, в числе которых 1 интегрированный исследовательский проект (56,7%)). Данные исследования представлены на рисунке 2.

Рис.2. Результаты внедрения модели

Данная модель работает и имеется в деятельности любого учреждения среднего профессионального образования, возможна ее модификация исходя из результатов анкетирования студентов.

Таким образом, концептуально-целевой, организационный, содержательный и аналитико-результативный компоненты модели взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга, способствуют достижению поставленной цели. Содержание всех компонентов модели обеспечивает реализацию требований ФГОС СПО 3+, ФГОС СПО по ТОП-50, ФГОС СОО и способствует формированию профессиональной направленности обучающихся СПО в процессе изучения филологических дисциплин. Основная идея модели состоит в том, что все участники образовательного процесса: обучающиеся, преподаватели, мастера производственного обучения, работодатели – включены в формирование профессиональной направленности обучающихся за счет использования эффективных педагогических средств, создания условий для формирования профессиональной направленности и внедрения авторской программы «Русский язык в профессиональной деятельности» и курсов по выбору, что является подтверждением гипотезы исследования.