Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF MANAGEMENT COMPETENCE OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION OF TEACHING

Polyakova E.V. 1 Gorbunova T.V. 1
1 FGBOU VO "Chuvash state pedagogical University. I. J. Yakovlev"
The formation of such a phenomenon as «lifelong learning» has a rich history and has been studied by a large number of scientists. The analysis of scientific literature and practice shows that the modern education system, in general, creates conditions for continuous education for teaching through the implementation of basic and additional educational programs. The relevance of our research is to find new effective mechanisms for the formation of managerial competence of future teachers in the system of continuing teacher education. The article presents a model of continuing education for teaching, based on the analysis of the federal state educational standards of various levels (secondary general education, secondary vocational education, higher education (bachelor's degree), higher education (master's degree), showed the validity of continuity in the formation of managerial competence of future teachers. The authors made an attempt to determine the mechanisms of formation of managerial competence of teachers in the system of continuous pedagogical education: to establish certain criteria of managerial competence of teachers; to ensure the continuity of programs of secondary vocational education and higher education through the coordination of curriculums, the content of academic curriculums and practices; to use the possibilities of modern educational technologies in the continuous professional development of a modern teacher The practical significance lies in the fact that the results presented in the article should be implemented in the practice of training future teachers in the system of continuing education for teaching.
education
teacher training
continuing education for teaching
teacher
competence
managerial competence
formation

История формирования такого феномена, как «непрерывное образование», оказывает огромное влияние на систему профессионального образования. На основании анализа трудов зарубежных и русских философов и педагогов начиная с эпохи античности (с VIII в до н.э. до V в.) до настоящего времени можно констатировать, что уже в работах древнегреческих философов Аристотеля и Платона берет начало понятие «непрерывное образование», которое обозначало «гармонизированное» образование. Идея «непрерывного образования» была интересна зарубежным (М.Дюрко, Р. Дейв, Б. Йексли, Дж. Картер, Э. Линдеман, П.-Дж. Саттон, Э. Фор, и др.) и отечественным (Б.М. Бим-Бад, Б.С.Гершунский, А.В.Даринский, Г.П. Зинченко, Е.В.Игнатович, В.Г. Онушкин, Н.И. Пирогов, В.Я.Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.) исследователям и педагогам. Вопросы непрерывного профессионального образования волновали ученых во все времена.

Интересно исследование В.Г. Осипова по систематизации периодов развития непрерывного образования. В своих научных трудах он выделил следующие «стадии становления непрерывного образования: констатационная, феноменологическая, методологическая, теоретической экспансии и конкретизации» [1, с. 56].

В настоящее время непрерывное профессиональное педагогическое образование остается достаточно актуальной темой для исследования в целом и формирования управленческой компетентности педагогов в системе непрерывного профессионального образования в частности [2, 3, 4]. Об этом свидетельствуют и доклады участников панельной дискуссии (Казань – Ярославль) II Всероссийского педагогического форума «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества», которая прошла на базе ФГБОУ ВО «ЯрГПУ им. К.Д.Ушинского» 9–10 октября 2020 г.

Цель исследования: определить механизмы, способствующие эффективному формированию управленческой компетентности будущих педагогов в системе непрерывного образования.

Материал и методы исследования. Научные труды и статьи, в которых представлен опыт формирования управленческой компетентности педагогов в системе непрерывного педагогического образования. В ходе исследования были использованы теоретические (анализ, обобщение, моделирование) и эмпирические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение современного этапа развития непрерывного педагогического образования дает основание считать, что его целью является не просто формирование тех или свойств личности, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, а непрерывное развитие и совершенствование профессиональных компетенций педагога.

М.В. Герман в своей статье отмечает, что «практическая реализация непрерывного образования носит фрагментарный характер», с чем мы отчасти согласны [5, с. 153].

Необходимо отметить, что сам термин «непрерывное образование» используется в различных контекстах:

1) он может относиться к отдельной личности. В данном случае он означает, что педагог постоянно, беспрерывно, целенаправленно занимается познанием через образование и самообразование;

2) им же достаточно часто обозначают систему учреждений непрерывного образования;

3) в широком смысле понятием «непрерывное» определяется перманентный характер изменений в образовании, например постоянное обновление содержания образования [6, с. 95].

В нашей работе под непрерывным образованием мы понимаем педагогическую систему различных образовательных организаций. Такая система способствует обеспечению конструктивного и содержательного единства всех звеньев образования, согласованности и преемственности в формировании управленческой компетентности будущих педагогов.

Чтобы показать множество возможностей построения образовательной траектории для формирования управленческой компетентности педагога, мы разработали модель непрерывного педагогического образования, которая представлена в виде схемы (рисунок).

Модель непрерывного образования

Непрерывное образование (педагогическое) – это не просто совокупность образовательных организаций, дающих определенный уровень образования, а целостная система из взаимосвязанных и взаимообусловленных звеньев. Для решения стратегических задач современного образования необходимо выстроить единую педагогическую систему, организовать эффективное взаимодействие образовательных учреждений, обеспечить преемственность среднего и высшего уровней. Такая интеграция придаст системе педагогического образования новое качество, обеспечивающее непрерывный характер процесса формирования управленческой компетентности педагога в частности и личности в целом.

Сетевое взаимодействие учреждений позволяет решать проблемы, которые невозможно разрешить в пределах отдельно взятой образовательной организации. При этом система непрерывного образования должна не только удовлетворять потребности государства и общества, а в первую очередь помочь педагогу адаптироваться к постоянно меняющимся условиям его профессиональной деятельности и (или) удовлетворить личные потребности в развитии тех или иных способностей [6, с. 96].

Следует отметить, что в данное время структура системы образования логически выстроена, однако остается достаточно актуальной проблема обеспечения преемственности содержания в формировании управленческой компетентности педагога. Управленческая компетентность, являясь составной частью профессиональной компетентности, предполагает владение педагогом навыками педагогического анализа, целеполагания, прогнозирования, планирования, организации и управления деятельностью. Возникает необходимость в определении механизмов, обеспечивающих преемственность и согласованность всех звеньев системы непрерывного педагогического образования. А для этого, в первую очередь, мы определили критерии сформированности управленческой компетентности педагога:

– системное, критическое и креативное мышление;

– проектирование;

– командная работа;

– коммуникация;

– самоорганизация и самообразование.

Проанализировав ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», ФГОС ВО (бакалавриат) по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и ФГОС ВО (магистратура) по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», мы определили смежные компетенции с целью их синхронизации, а также изучили федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, в соответствии с которым ведется довузовская подготовка будущих педагогов в педагогических классах, в целях определения личностных характеристик выпускника, служащих основой для формирования управленческой компетентности педагогов в период обучения в учреждениях среднего профессионального образования и (или) высших учебных заведениях [7]. Результаты представлены в таблице.

Результаты анализа ФГОС

Среднее общее образование

 

Среднее профессиональное образование

Высшее образование (бакалавриат)

Высшее образование (магистратура)

1. Системное, критическое и креативное мышление

 

Способен:

– к креативным и критическим мыслям;

– к активному и целенаправленному познанию мира;

– к творчеству и инновационной деятельности

 

Способен:

– принимать решения в нестандартной ситуации;

– осуществлять поиск, анализ и оценку информации для решения профессиональных задач

Способен:

– использовать знания для ориентирования в современном информационном пространстве

 

Способен:

– самостоятельно осваивать и использовать новые методы исследования;

– действовать в нестандартной ситуации

2. Проектирование

 

Способен:

– проектировать и конструировать развивающую образовательную среду;

– осуществлять проектную деятельность

 

Способен:

– организовать проектную деятельность;

– использовать методы проектирования;

– оформлять результаты проектной деятельности

 

Способен:

– проектировать содержание образовательных программ и современных педагогических технологий

Способен проектировать:

– образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты;

– содержание учебных дисциплин;

– образовательную среду

3. Командная работа

 

Способен:

– к сотрудничеству;

– к продуктивному общению и взаимодействию в процессе совместной деятельности, учету позиций других участников, эффективному разрешению конфликтов

 

Способен:

– работать в коллективе, команде;

– взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Способен:

– работать в команде, толерантно воспринимать различия: социальные, культурные, личностные

 

Способен:

– организовывать командную работу для решения задач развития организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы

4. Коммуникация

 

Способен:

– организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

– учитывать мнения других людей;

– вести конструктивный диалог;

– достигать взаимопонимания;

– успешно взаимодействовать;

– вести диалог с другими людьми

Способен:

– применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

– вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

– организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей

 

Способен:

– организовать взаимодействие с другими организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями);

– организовывать сотрудничество обучающихся;

– поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся

Способен:

– организовать взаимодействие с коллегами, родителями, социальными партнерами;

– взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами;

– руководить коллективом, толерантно воспринимая различия его членов

 

5.

Самоорганизация и самообразование

 

 

Способен:

– на образование и самообразование в течение всей жизни;

– осознанно выбрать профессию и возможности реализации собственных жизненных планов

 

Способен:

– понимать сущность и социальную значимость своей профессии;

– организовывать собственную деятельность;

– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;

– заниматься самообразованием; – осознанно планировать повышение квалификации

Способен:

– осуществлять самообразование (профессиональное) и личностный рост;

– моделировать индивидуальный маршрут обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственный образовательный маршрут и профессиональную карьеру

Способен:

– осуществлять профессиональный и личностный рост;

– самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности

           

Итак, на основе анализа ФГОС различных уровней нам удалось показать, что есть основа для обеспечения преемственности в формировании управленческой компетентности будущих педагогов.

Актуальной становится следующая задача: определить механизмы формирования управленческой компетентности педагогов в системе непрерывного педагогического образования. Анализ современных исследований и практики позволил выявить следующие механизмы:

– установить определенные критерии управленческой компетентности педагогов;

– обеспечить преемственность программ профессионального образования (среднего и высшего) по формированию управленческой компетентности педагогов через согласование учебных планов, содержаний учебных дисциплин и программ практик;

– использовать возможности современных образовательных технологий в непрерывном профессиональном становлении педагога.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели проблему формирования управленческой компетентности педагога в системе непрерывного педагогического образования. Исследовательским инструментарием для изучения данной системы выбрали моделирование и разработали модель непрерывного педагогического образования. На основе анализа федеральных государственных образовательных стандартов показали обоснованность преемственности, определили механизмы формирования управленческой компетентности педагогов в системе непрерывного педагогического образования. Теория и опыт отечественного и зарубежного образования доказывают, что ведущим фактором качественной профессиональной подготовки будущих педагогов является непрерывность.

Статья издается при финансовой поддержке ЧГПУ им. И.Я. Яковлева в рамках реализации внутривузовского гранта, договор № 74/2020.