Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полякова Е.В. 1 Горбунова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Формирование такого феномена, как «непрерывное образование», имеет богатую историю и изучено большим количеством ученых. Анализ научной литературы и практики показывает, что современная система образования, в целом, создает условия для непрерывного педагогического образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью поиска новых эффективных механизмов формирования управленческой компетентности будущего педагога в системе непрерывного педагогического образования. В данной статье представлена модель непрерывного педагогического образования; на основе анализа разных федеральных государственных образовательных стандартов (среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования (бакалавриат и магистратура)) показана обоснованность преемственности в формировании управленческой компетентности будущих педагогов. Авторами сделала попытка определить механизмы формирования управленческой компетентности педагогов в системе непрерывного педагогического образования: установить определенные критерии управленческой компетентности педагогов; обеспечить преемственность программ профессионального образования (среднего и высшего) через согласование учебных планов, содержаний учебных дисциплин и практик; использовать возможности современных образовательных технологий в непрерывном профессиональном становлении современного педагога. Практическая значимость заключается в том, что результаты, представленные в статье, целесообразно внедрить в практику подготовки будущих педагогов в системе непрерывного педагогического образования.
образование
педагогическое образование
непрерывное педагогическое образование
педагог
компетентность
управленческая компетентность
формирование
1. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. 219 c.
2. Дулинец Т.Г., Трофимова В.В. Педагогические условия формирования управленческой компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6966 (дата обращения: 25.03.2021).
3. Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: материалы VI Международной научно-практической конференции (Москва, 18 мая 2017 г.). / Под общей ред. С.Ю. Новоселовой. М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. 2022 с.
4. Казимова Д.А., Абдульманова Д.И., Манашова Г.Н., Есмагамбетова Д.Б. Структурные элементы модели формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С. 27-32.
5. Герман М.В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18). С. 147-154.
6. Ковалев В.П., Горбунова Т.В. Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 92-100.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/#001d1b20ca6240844 (дата обращения: 01.04.2021).

История формирования такого феномена, как «непрерывное образование», оказывает огромное влияние на систему профессионального образования. На основании анализа трудов зарубежных и русских философов и педагогов начиная с эпохи античности (с VIII в до н.э. до V в.) до настоящего времени можно констатировать, что уже в работах древнегреческих философов Аристотеля и Платона берет начало понятие «непрерывное образование», которое обозначало «гармонизированное» образование. Идея «непрерывного образования» была интересна зарубежным (М.Дюрко, Р. Дейв, Б. Йексли, Дж. Картер, Э. Линдеман, П.-Дж. Саттон, Э. Фор, и др.) и отечественным (Б.М. Бим-Бад, Б.С.Гершунский, А.В.Даринский, Г.П. Зинченко, Е.В.Игнатович, В.Г. Онушкин, Н.И. Пирогов, В.Я.Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.) исследователям и педагогам. Вопросы непрерывного профессионального образования волновали ученых во все времена.

Интересно исследование В.Г. Осипова по систематизации периодов развития непрерывного образования. В своих научных трудах он выделил следующие «стадии становления непрерывного образования: констатационная, феноменологическая, методологическая, теоретической экспансии и конкретизации» [1, с. 56].

В настоящее время непрерывное профессиональное педагогическое образование остается достаточно актуальной темой для исследования в целом и формирования управленческой компетентности педагогов в системе непрерывного профессионального образования в частности [2, 3, 4]. Об этом свидетельствуют и доклады участников панельной дискуссии (Казань – Ярославль) II Всероссийского педагогического форума «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества», которая прошла на базе ФГБОУ ВО «ЯрГПУ им. К.Д.Ушинского» 9–10 октября 2020 г.

Цель исследования: определить механизмы, способствующие эффективному формированию управленческой компетентности будущих педагогов в системе непрерывного образования.

Материал и методы исследования. Научные труды и статьи, в которых представлен опыт формирования управленческой компетентности педагогов в системе непрерывного педагогического образования. В ходе исследования были использованы теоретические (анализ, обобщение, моделирование) и эмпирические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение современного этапа развития непрерывного педагогического образования дает основание считать, что его целью является не просто формирование тех или свойств личности, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, а непрерывное развитие и совершенствование профессиональных компетенций педагога.

М.В. Герман в своей статье отмечает, что «практическая реализация непрерывного образования носит фрагментарный характер», с чем мы отчасти согласны [5, с. 153].

Необходимо отметить, что сам термин «непрерывное образование» используется в различных контекстах:

1) он может относиться к отдельной личности. В данном случае он означает, что педагог постоянно, беспрерывно, целенаправленно занимается познанием через образование и самообразование;

2) им же достаточно часто обозначают систему учреждений непрерывного образования;

3) в широком смысле понятием «непрерывное» определяется перманентный характер изменений в образовании, например постоянное обновление содержания образования [6, с. 95].

В нашей работе под непрерывным образованием мы понимаем педагогическую систему различных образовательных организаций. Такая система способствует обеспечению конструктивного и содержательного единства всех звеньев образования, согласованности и преемственности в формировании управленческой компетентности будущих педагогов.

Чтобы показать множество возможностей построения образовательной траектории для формирования управленческой компетентности педагога, мы разработали модель непрерывного педагогического образования, которая представлена в виде схемы (рисунок).

Модель непрерывного образования

Непрерывное образование (педагогическое) – это не просто совокупность образовательных организаций, дающих определенный уровень образования, а целостная система из взаимосвязанных и взаимообусловленных звеньев. Для решения стратегических задач современного образования необходимо выстроить единую педагогическую систему, организовать эффективное взаимодействие образовательных учреждений, обеспечить преемственность среднего и высшего уровней. Такая интеграция придаст системе педагогического образования новое качество, обеспечивающее непрерывный характер процесса формирования управленческой компетентности педагога в частности и личности в целом.

Сетевое взаимодействие учреждений позволяет решать проблемы, которые невозможно разрешить в пределах отдельно взятой образовательной организации. При этом система непрерывного образования должна не только удовлетворять потребности государства и общества, а в первую очередь помочь педагогу адаптироваться к постоянно меняющимся условиям его профессиональной деятельности и (или) удовлетворить личные потребности в развитии тех или иных способностей [6, с. 96].

Следует отметить, что в данное время структура системы образования логически выстроена, однако остается достаточно актуальной проблема обеспечения преемственности содержания в формировании управленческой компетентности педагога. Управленческая компетентность, являясь составной частью профессиональной компетентности, предполагает владение педагогом навыками педагогического анализа, целеполагания, прогнозирования, планирования, организации и управления деятельностью. Возникает необходимость в определении механизмов, обеспечивающих преемственность и согласованность всех звеньев системы непрерывного педагогического образования. А для этого, в первую очередь, мы определили критерии сформированности управленческой компетентности педагога:

– системное, критическое и креативное мышление;

– проектирование;

– командная работа;

– коммуникация;

– самоорганизация и самообразование.

Проанализировав ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», ФГОС ВО (бакалавриат) по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и ФГОС ВО (магистратура) по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», мы определили смежные компетенции с целью их синхронизации, а также изучили федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, в соответствии с которым ведется довузовская подготовка будущих педагогов в педагогических классах, в целях определения личностных характеристик выпускника, служащих основой для формирования управленческой компетентности педагогов в период обучения в учреждениях среднего профессионального образования и (или) высших учебных заведениях [7]. Результаты представлены в таблице.

Результаты анализа ФГОС

Среднее общее образование

 

Среднее профессиональное образование

Высшее образование (бакалавриат)

Высшее образование (магистратура)

1. Системное, критическое и креативное мышление

 

Способен:

– к креативным и критическим мыслям;

– к активному и целенаправленному познанию мира;

– к творчеству и инновационной деятельности

 

Способен:

– принимать решения в нестандартной ситуации;

– осуществлять поиск, анализ и оценку информации для решения профессиональных задач

Способен:

– использовать знания для ориентирования в современном информационном пространстве

 

Способен:

– самостоятельно осваивать и использовать новые методы исследования;

– действовать в нестандартной ситуации

2. Проектирование

 

Способен:

– проектировать и конструировать развивающую образовательную среду;

– осуществлять проектную деятельность

 

Способен:

– организовать проектную деятельность;

– использовать методы проектирования;

– оформлять результаты проектной деятельности

 

Способен:

– проектировать содержание образовательных программ и современных педагогических технологий

Способен проектировать:

– образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты;

– содержание учебных дисциплин;

– образовательную среду

3. Командная работа

 

Способен:

– к сотрудничеству;

– к продуктивному общению и взаимодействию в процессе совместной деятельности, учету позиций других участников, эффективному разрешению конфликтов

 

Способен:

– работать в коллективе, команде;

– взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Способен:

– работать в команде, толерантно воспринимать различия: социальные, культурные, личностные

 

Способен:

– организовывать командную работу для решения задач развития организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы

4. Коммуникация

 

Способен:

– организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

– учитывать мнения других людей;

– вести конструктивный диалог;

– достигать взаимопонимания;

– успешно взаимодействовать;

– вести диалог с другими людьми

Способен:

– применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

– вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

– организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей

 

Способен:

– организовать взаимодействие с другими организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями);

– организовывать сотрудничество обучающихся;

– поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся

Способен:

– организовать взаимодействие с коллегами, родителями, социальными партнерами;

– взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами;

– руководить коллективом, толерантно воспринимая различия его членов

 

5.

Самоорганизация и самообразование

 

 

Способен:

– на образование и самообразование в течение всей жизни;

– осознанно выбрать профессию и возможности реализации собственных жизненных планов

 

Способен:

– понимать сущность и социальную значимость своей профессии;

– организовывать собственную деятельность;

– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;

– заниматься самообразованием; – осознанно планировать повышение квалификации

Способен:

– осуществлять самообразование (профессиональное) и личностный рост;

– моделировать индивидуальный маршрут обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственный образовательный маршрут и профессиональную карьеру

Способен:

– осуществлять профессиональный и личностный рост;

– самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности

           

Итак, на основе анализа ФГОС различных уровней нам удалось показать, что есть основа для обеспечения преемственности в формировании управленческой компетентности будущих педагогов.

Актуальной становится следующая задача: определить механизмы формирования управленческой компетентности педагогов в системе непрерывного педагогического образования. Анализ современных исследований и практики позволил выявить следующие механизмы:

– установить определенные критерии управленческой компетентности педагогов;

– обеспечить преемственность программ профессионального образования (среднего и высшего) по формированию управленческой компетентности педагогов через согласование учебных планов, содержаний учебных дисциплин и программ практик;

– использовать возможности современных образовательных технологий в непрерывном профессиональном становлении педагога.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели проблему формирования управленческой компетентности педагога в системе непрерывного педагогического образования. Исследовательским инструментарием для изучения данной системы выбрали моделирование и разработали модель непрерывного педагогического образования. На основе анализа федеральных государственных образовательных стандартов показали обоснованность преемственности, определили механизмы формирования управленческой компетентности педагогов в системе непрерывного педагогического образования. Теория и опыт отечественного и зарубежного образования доказывают, что ведущим фактором качественной профессиональной подготовки будущих педагогов является непрерывность.

Статья издается при финансовой поддержке ЧГПУ им. И.Я. Яковлева в рамках реализации внутривузовского гранта, договор № 74/2020.


Библиографическая ссылка

Полякова Е.В., Горбунова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30734 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674