Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF STUDENTS' TRAINING AT UNIVERSITY

Andrienkova Y.D. 1 Medvedev P.N. 2 Maliy D.V. 2
1 Moscow Region State University
2 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
The article presents the results of the analysis of systems for conducting an independent assessment of the quality of students training in higher educational organizations in the form of a federal Internet exam and in the form of a demonstration exam according to «Worldskills Russia» standards. The authors offer a new approach to assessing the formation of theoretical and practical skills of students (graduates) in the form of a demonstration exam, as the most effective tool. The authors use the method of comparative analysis of the system of conducting the federal Internet exam, which provides an independent assessment of the quality of training of university students, with the system of conducting a demonstration exam according to the standards of «Worldskills Russia». It is revealed that the federal Internet exam, despite the fact that it has an external examination of the verification of tasks, is of a theoretical nature, which makes it difficult to determine the level of formation of practical skills among students. The authors have identified a set of conditions for the effective implementation of the demonstration exam system in the educational process of higher educational institutions. The assumption is confirmed that the introduction of «Worldskills Russia» technologies in the educational process of higher educational institutions will contribute to the effective practice-oriented training of students of higher educational institutions to solve professional problems, taking into account the modern requirements of employers. The article is addressed to teachers of higher educational institutions, postgraduates, employees of the field of education, undergraduates, students of pedagogical universities, teachers of the upskilling system.
demonstration exam
federal internet exam of bachelor's degree graduates
modern employer
career guidance of high school graduates
independent assessment of the quality graduate training

Подготовка обучающихся в вузе в настоящее время направлена не только на формирование у них определенной системы знаний, умений и навыков, но и на развитие конкретных практических навыков, требуемых работодателем и необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Происходящие в настоящее время инновационные изменения в высшем образовании предъявляют особые требования к системе обеспечения и оценке качества подготовки обучающихся, включающей степень их соответствия ФГОС и уровень достижения планируемых результатов. Наука и техника в современных условиях характеризуются высоким уровнем и темпом развития, что, в свою очередь, повышает роль и значение практической подготовки обучающихся в реальной ситуации, а оценка качества профессиональной подготовки становится ключевым звеном в реализации образовательных программ. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения, так как образовательным организациям высшего образования необходимо готовить выпускников, способных творчески мыслить, оперативно и качественно решать профессиональные задачи.

По поручению Президента РФ от 22 мая 2014 г. № Пр-1148 Министерством образования и науки были внесены предложения по внедрению в образовательную деятельность организаций высшего образования механизма осуществления независимой оценки знаний обучающихся в рамках проведения их промежуточной аттестации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95.1) каждый год в высших учебных заведениях проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся [1]. Данный Закон регулирует процесс проведения экспертизы знаний обучающихся, осуществления контроля качества, а также принятие мер по модернизации образовательного процесса и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Результаты независимой оценки не являются условием для приостановления деятельности образовательного учреждения или лишения его лицензии. Однако на основании этих результатов могут формироваться рейтинги организаций.

Цель исследования: провести сравнительный анализ систем федерального интернет-экзамена, осуществляющего независимую оценку качества подготовки обучающихся высшей школы, и демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills Russia и выделить комплекс педагогических условий, направленных на имплементацию технологий Worldskills в образовательный процесс, процедуры текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Материал и методы исследования. Применялся метод сравнительного анализа независимой оценки качества образования обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) проводится на добровольной основе, при желании обучающихся проверить свои знания и реализуется с использованием междисциплинарных педагогических измерительных материалов (ПИМ), которые разрабатываются профессорско-преподавательским составом ведущих вузов России [2]. Все материалы, которые выдаются выпускникам для проверки знаний, проходят процедуру внешней экспертизы. По состоянию на 2020 г. в интернет-экзамене приняли участие 132 вуза из 55 регионов РФ и СНГ по 22 направлениям подготовки (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение вузов по направлениям подготовки

Рис. 2. Распределение результатов по направлениям подготовки за 2020 г.

В связи со сложными эпидемиологическими условиями в 2021 г. ФИЭБ разрешили проводить в двух форматах: очно в вузе на базовой площадке одновременно во всех вузах с видеотрансляцией в сети Интернет и дистанционно с применением технологии прокторинга (идентификации личности по паспорту), включая видеозапись с экрана.

Как проходит процесс сдачи такого экзамена? Выпускник проходит регистрацию на сайте, ему предоставляется доступ к экзаменационному билету, который включает в себя 2 части: 1-я часть – тестирование в количестве 20 заданий по дисциплинам, соответствующим направлению подготовки обучающихся, которые они выбирают самостоятельно; 2-я часть – кейс-задания (практико-ориентированная ситуация), связанные с будущей деятельностью обучающегося, которые позволяют выявить его готовность к решению профессиональных задач. 1-я часть оценивается в 40 баллов, 2-я часть – в 60 баллов. В сумме за правильно выполненные задания обучающийся может получить максимально 100 баллов.

Для успешной сдачи экзамена на сайте предлагается доступ к тренажеру ФИЭБ. По итогам сдачи экзамена обучающиеся вузов получают именные сертификаты с баллами, которые в зависимости от суммы полученных баллов имеют разный вид: золотой, серебряный и бронзовый. Золотой сертификат дается 10% участников от общего числа, набравшим наибольшее количество баллов, серебряный – 15% участников по убыванию набранных баллов, бронзовый – 25%, и оставшиеся 50% обучающихся получают сертификат за участие [3, c. 8]. На рисунке 3 можно увидеть распределение обучающихся по результатам сдачи ФИЭБ.

Рис. 3. Распределение обучающихся, принявших участие в сдаче ФИЭБ, в зависимости от результатов

Сертификат может быть учтен при сдаче выпускного Государственного экзамена, при приеме в магистратуру, при трудоустройстве на работу.

На финале IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы “Worldskills Russia”» остро была освещена проблема профориентации выпускников, окончивших высшие учебные заведения. Как отметила Екатерина Татаренко,заместитель официального делегата Департамента исследований, разработок и развития образовательных организаций – Офиса официального делегата Союза «Молодые профессионалы “Worldskills Russia”», недостаток практических навыков отмечается работодателями как слабое место у выпускников вузов.

Подводя промежуточные итоги, важно отметить, что федеральный интернет-экзамен, несмотря на то, что имеет внешнюю экспертизу проверки заданий, носит теоретический характер, что затрудняет определение уровня сформированности практических навыков у студентов бакалавриата. Непосредственно рассматривая направления 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), отметим, что в программе ФИЭБ предлагаются дисциплины на выбор студента, связанные с методикой преподавания, которые оцениваются только в виде теста, без демонстрации практических навыков [4].

Демонстрационный экзамен был внедрен в 2017 г. как пилотный проект в СПО. В 2020 г. в Российской Федерации сдал демонстрационный экзамен по программам среднего профессионального образования 66 361 человек, по программам высшего образования в качестве промежуточной аттестации при неактуализированном ФГОС – 347 человек [5]. Приняли участие следующие вузы: ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»; Саровский физико-технический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»; Балаковский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»; ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»; ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет».

Демонстрационный экзамен проводится с использованием комплектов оценочной документации (КОД), представляющих собой комплекс требований стандартизированной формы к выполнению заданий определенного уровня, оборудованию, оснащению и застройке площадки, составу экспертных групп и методике проведения оценки экзаменационных работ. Уникальность и особенность демонстрационного экзамена состоят в его принципах. Предлагаемые задания имеют основу конкурсных заданий Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» «Worldskills Russia» соответствующего года и разрабатываются независимыми экспертами. Материалы заданий выдаются за день до проведения экзамена, что говорит о надежности и секретности. Каждая компетенция имеет техническое описание, которое содержит требования к конкурсному заданию, к технике безопасности и охране труда, а также к площадке (материалам и оборудованию). Требования к площадке (преимущественно к оборудованию) также прописываются в инфраструктурном листе. Евгений Модонов, заместитель директора Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы “Worldskills Russia”», отметил, что «площадки могут организовываться и на базе образовательных организаций, и на базе предприятий» [6]. Во время проведения экзамена практические навыки участников оценивают сертифицированные эксперты «Worldskills Russia», которые имеют опыт проведения чемпионатов. Еще один важный принцип – своя цифровая платформа, куда вносятся результаты демонстрационного экзамена. Как в ФИЭБ, так и после проведения демонстрационного экзамена участнику (выпускнику) выдается skills passport (рис. 4), который характеризует уровень освоения профессии [7]. Это важная составляющая для работодателя, который заинтересован в качественном персонале. Именно skills passport помогает ему определить, насколько готов его будущий сотрудник к трудовой деятельности, будет ли он соответствовать своей должности, способен ли работать на современном оборудовании, владеет ли необходимыми профессиональными навыками.

Рис. 4. Пример Skills Passport

В рамках финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы «Worldskills Russia» Екатерина Татаренко отметила преимущества демонстрационного экзамена: «“Worldskills Russia” – это, прежде всего, не про рабочие профессии, а про практико-ориентированную подготовку. Недостаток практических навыков отмечается работодателями как слабое место у выпускников вузов. Проведение демонстрационного экзамена повышает востребованность выпускников, его прохождение дает преимущество перед другими обучающимися, участники быстрее адаптируются на производстве и выходят на высокий уровень производительности, являются более востребованными. А образовательные организации могут выстраивать правильное взаимодействие с предприятиями» [8].

На основании результатов проведенного сравнительного анализа мы выделили комплекс условий эффективного внедрения демонстрационного экзамена в качестве промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся как наиболее объективного индикатора определения независимой оценки качества образования обучающихся в образовательных процесс высших учебных заведений:

–организационно-управленческие: определены нормативные условия в виде дополнительных локальных нормативно-правовых актов; разработаны шаблоны договоров о партнерстве, необходимые для имплементации технологий «Worldskills Russia» в образовательный процесс;

–организационно-методические: определены технологические рекомендации к обеспечению образовательной организации современными средствами ИКТ; разработаны методические рекомендации по внесению изменений в учебные планы и модернизации содержания рабочих учебных программ; разработаны мотивационные условия для преподавателей, а именно сформулированы конкретные пункты для внесения в эффективные контракты преподавателей, определяющие условия оплаты труда;

–квалификационные: определен перечень программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, необходимых для имплементации технологий «Worldskills Russia» в образовательный процесс вуза.

Заключение. На сегодняшний день «Worldskills Russia» – это одна из крупнейших международных организаций, которая помогает в создании, развитии и продвижении международной системы карьерных путей для молодых людей во всех отраслях промышленности, которые могли бы быть адаптированы для удовлетворения потребностей стран и регионов, находящихся на различных этапах экономического развития и роста.

Проведенные эксперименты по внедрению демонстрационного экзамена в регионах позволяют отметить, что такая форма итоговой государственной аттестации мотивирует обучающихся, поскольку проверка их знаний проводится на основе экспертной оценки сторонних сертифицированных специалистов, а также повышает заинтересованность и личную вовлеченность выпускника в процесс дальнейшего трудоустройства. Кроме того, экзамен помогает выявить пробелы, скорректировать и актуализировать не только образовательные программы, но и программы подготовки педагогических кадров. Сами обучающиеся, прошедшие процедуру демонстрационного экзамена, отмечают, что skills passport способствовал их успешному трудоустройству, поскольку работодатели имели возможность ознакомиться с образовательными результатами своих будущих сотрудников и получить уверенность в объективности оценки их профессиональной компетентности.