Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Андриенкова Ю.Д. 1 Медведев П.Н. 2 Малий Д.В. 2
1 ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
2 ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого"
В статье приводятся результаты анализа систем проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся высших образовательных организаций в форме федерального интернет-экзамена и форме демонстрационного экзамена по стандартам «Worldskills Russia». Авторами предложен новый подход к оцениванию сформированности теоретических и практических навыков обучающихся (выпускников) в форме проведения демонстрационного экзамена как наиболее эффективного инструмента. Применялся сравнительный анализ системы проведения федерального интернет-экзамена, осуществляющего независимую оценку качества подготовки обучающихся высшей школы, с демонстрационным экзаменом по стандартам «Worldskills Russia». Выявлено, что федеральный интернет-экзамен, несмотря на то, что предусматривает внешнюю экспертизу проверки заданий, носит теоретический характер, что затрудняет определение уровня сформированности практических навыков у обучающихся. Авторами выявлен комплекс условий эффективного внедрения системы демонстрационного экзамена в образовательный процесс высших учебных заведений. Подтверждено предположение о том, что внедрение технологий «Worldskills Russia» в образовательный процесс высших учебных заведений будет способствовать эффективной практико-ориентированной подготовке обучающихся высших учебных заведений к решению профессиональных задач с учетом современных требований работодателей. Статья адресована преподавателям высших учебных заведений, педагогам системы дополнительного профессионального образования, аспирантам, магистрантам, обучающимся педагогических вузов, другим работникам сферы образования.
демонстрационный экзамен
федеральный интернет-экзамен выпускников бакалавриата
современный работодатель
профориентация выпускников высшей школы
независимая оценка качества подготовки выпускников
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.03.2021).
2. Федеральный Интернет-экзамен для выпускников бакалавриата. [Электронный ресурс]. URL: http://bakalavr.i-exam.ru/ (дата обращения: 22.03.2021).
3. Наводнов В.Г. Квалиметрия бакалавриата: интервью о федеральном Интернет-экзамене для выпускников бакалавриата // Аккредитация в образовании. 2015. № 77. С. 7-12.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр»): утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 41. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 21.03.2021).
5. Worldskills. Результаты демонстрационного экзамена за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/demonstraczionnyij-ekzamen-2020/rezultatyi/ (дата обращения: 22.03.2021).
6. Worldskills. Демонстрационный экзамен как объективная оценка знаний и новые возможности для выпускников. [Электронный ресурс] URL: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/demonstraczionnyij-ekzamen-kak-obektivnaya-oczenka-znanij-i-novyie-vozmozhnosti-dlya-vyipusknikov-vuzov.html (дата обращения: 22.03.2021).
7. Паспорт компетенции. [Электронный ресурс]. URL: https://promo.sp.worldskills.ru/ (дата обращения: 22.03.2021).
8. Worldskills. Демонстрационный экзамен – эффективный инструмент оценки в системе высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/demonstraczionnyij-ekzamen-–-effektivnyij-instrument-oczenki-v-sisteme-vyisshego-obrazovaniya.html (дата обращения: 22.03.2021).

Подготовка обучающихся в вузе в настоящее время направлена не только на формирование у них определенной системы знаний, умений и навыков, но и на развитие конкретных практических навыков, требуемых работодателем и необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Происходящие в настоящее время инновационные изменения в высшем образовании предъявляют особые требования к системе обеспечения и оценке качества подготовки обучающихся, включающей степень их соответствия ФГОС и уровень достижения планируемых результатов. Наука и техника в современных условиях характеризуются высоким уровнем и темпом развития, что, в свою очередь, повышает роль и значение практической подготовки обучающихся в реальной ситуации, а оценка качества профессиональной подготовки становится ключевым звеном в реализации образовательных программ. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения, так как образовательным организациям высшего образования необходимо готовить выпускников, способных творчески мыслить, оперативно и качественно решать профессиональные задачи.

По поручению Президента РФ от 22 мая 2014 г. № Пр-1148 Министерством образования и науки были внесены предложения по внедрению в образовательную деятельность организаций высшего образования механизма осуществления независимой оценки знаний обучающихся в рамках проведения их промежуточной аттестации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95.1) каждый год в высших учебных заведениях проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся [1]. Данный Закон регулирует процесс проведения экспертизы знаний обучающихся, осуществления контроля качества, а также принятие мер по модернизации образовательного процесса и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Результаты независимой оценки не являются условием для приостановления деятельности образовательного учреждения или лишения его лицензии. Однако на основании этих результатов могут формироваться рейтинги организаций.

Цель исследования: провести сравнительный анализ систем федерального интернет-экзамена, осуществляющего независимую оценку качества подготовки обучающихся высшей школы, и демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills Russia и выделить комплекс педагогических условий, направленных на имплементацию технологий Worldskills в образовательный процесс, процедуры текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Материал и методы исследования. Применялся метод сравнительного анализа независимой оценки качества образования обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) проводится на добровольной основе, при желании обучающихся проверить свои знания и реализуется с использованием междисциплинарных педагогических измерительных материалов (ПИМ), которые разрабатываются профессорско-преподавательским составом ведущих вузов России [2]. Все материалы, которые выдаются выпускникам для проверки знаний, проходят процедуру внешней экспертизы. По состоянию на 2020 г. в интернет-экзамене приняли участие 132 вуза из 55 регионов РФ и СНГ по 22 направлениям подготовки (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение вузов по направлениям подготовки

Рис. 2. Распределение результатов по направлениям подготовки за 2020 г.

В связи со сложными эпидемиологическими условиями в 2021 г. ФИЭБ разрешили проводить в двух форматах: очно в вузе на базовой площадке одновременно во всех вузах с видеотрансляцией в сети Интернет и дистанционно с применением технологии прокторинга (идентификации личности по паспорту), включая видеозапись с экрана.

Как проходит процесс сдачи такого экзамена? Выпускник проходит регистрацию на сайте, ему предоставляется доступ к экзаменационному билету, который включает в себя 2 части: 1-я часть – тестирование в количестве 20 заданий по дисциплинам, соответствующим направлению подготовки обучающихся, которые они выбирают самостоятельно; 2-я часть – кейс-задания (практико-ориентированная ситуация), связанные с будущей деятельностью обучающегося, которые позволяют выявить его готовность к решению профессиональных задач. 1-я часть оценивается в 40 баллов, 2-я часть – в 60 баллов. В сумме за правильно выполненные задания обучающийся может получить максимально 100 баллов.

Для успешной сдачи экзамена на сайте предлагается доступ к тренажеру ФИЭБ. По итогам сдачи экзамена обучающиеся вузов получают именные сертификаты с баллами, которые в зависимости от суммы полученных баллов имеют разный вид: золотой, серебряный и бронзовый. Золотой сертификат дается 10% участников от общего числа, набравшим наибольшее количество баллов, серебряный – 15% участников по убыванию набранных баллов, бронзовый – 25%, и оставшиеся 50% обучающихся получают сертификат за участие [3, c. 8]. На рисунке 3 можно увидеть распределение обучающихся по результатам сдачи ФИЭБ.

Рис. 3. Распределение обучающихся, принявших участие в сдаче ФИЭБ, в зависимости от результатов

Сертификат может быть учтен при сдаче выпускного Государственного экзамена, при приеме в магистратуру, при трудоустройстве на работу.

На финале IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы “Worldskills Russia”» остро была освещена проблема профориентации выпускников, окончивших высшие учебные заведения. Как отметила Екатерина Татаренко,заместитель официального делегата Департамента исследований, разработок и развития образовательных организаций – Офиса официального делегата Союза «Молодые профессионалы “Worldskills Russia”», недостаток практических навыков отмечается работодателями как слабое место у выпускников вузов.

Подводя промежуточные итоги, важно отметить, что федеральный интернет-экзамен, несмотря на то, что имеет внешнюю экспертизу проверки заданий, носит теоретический характер, что затрудняет определение уровня сформированности практических навыков у студентов бакалавриата. Непосредственно рассматривая направления 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), отметим, что в программе ФИЭБ предлагаются дисциплины на выбор студента, связанные с методикой преподавания, которые оцениваются только в виде теста, без демонстрации практических навыков [4].

Демонстрационный экзамен был внедрен в 2017 г. как пилотный проект в СПО. В 2020 г. в Российской Федерации сдал демонстрационный экзамен по программам среднего профессионального образования 66 361 человек, по программам высшего образования в качестве промежуточной аттестации при неактуализированном ФГОС – 347 человек [5]. Приняли участие следующие вузы: ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»; Саровский физико-технический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»; Балаковский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»; ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»; ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет».

Демонстрационный экзамен проводится с использованием комплектов оценочной документации (КОД), представляющих собой комплекс требований стандартизированной формы к выполнению заданий определенного уровня, оборудованию, оснащению и застройке площадки, составу экспертных групп и методике проведения оценки экзаменационных работ. Уникальность и особенность демонстрационного экзамена состоят в его принципах. Предлагаемые задания имеют основу конкурсных заданий Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» «Worldskills Russia» соответствующего года и разрабатываются независимыми экспертами. Материалы заданий выдаются за день до проведения экзамена, что говорит о надежности и секретности. Каждая компетенция имеет техническое описание, которое содержит требования к конкурсному заданию, к технике безопасности и охране труда, а также к площадке (материалам и оборудованию). Требования к площадке (преимущественно к оборудованию) также прописываются в инфраструктурном листе. Евгений Модонов, заместитель директора Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы “Worldskills Russia”», отметил, что «площадки могут организовываться и на базе образовательных организаций, и на базе предприятий» [6]. Во время проведения экзамена практические навыки участников оценивают сертифицированные эксперты «Worldskills Russia», которые имеют опыт проведения чемпионатов. Еще один важный принцип – своя цифровая платформа, куда вносятся результаты демонстрационного экзамена. Как в ФИЭБ, так и после проведения демонстрационного экзамена участнику (выпускнику) выдается skills passport (рис. 4), который характеризует уровень освоения профессии [7]. Это важная составляющая для работодателя, который заинтересован в качественном персонале. Именно skills passport помогает ему определить, насколько готов его будущий сотрудник к трудовой деятельности, будет ли он соответствовать своей должности, способен ли работать на современном оборудовании, владеет ли необходимыми профессиональными навыками.

Рис. 4. Пример Skills Passport

В рамках финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы «Worldskills Russia» Екатерина Татаренко отметила преимущества демонстрационного экзамена: «“Worldskills Russia” – это, прежде всего, не про рабочие профессии, а про практико-ориентированную подготовку. Недостаток практических навыков отмечается работодателями как слабое место у выпускников вузов. Проведение демонстрационного экзамена повышает востребованность выпускников, его прохождение дает преимущество перед другими обучающимися, участники быстрее адаптируются на производстве и выходят на высокий уровень производительности, являются более востребованными. А образовательные организации могут выстраивать правильное взаимодействие с предприятиями» [8].

На основании результатов проведенного сравнительного анализа мы выделили комплекс условий эффективного внедрения демонстрационного экзамена в качестве промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся как наиболее объективного индикатора определения независимой оценки качества образования обучающихся в образовательных процесс высших учебных заведений:

–организационно-управленческие: определены нормативные условия в виде дополнительных локальных нормативно-правовых актов; разработаны шаблоны договоров о партнерстве, необходимые для имплементации технологий «Worldskills Russia» в образовательный процесс;

–организационно-методические: определены технологические рекомендации к обеспечению образовательной организации современными средствами ИКТ; разработаны методические рекомендации по внесению изменений в учебные планы и модернизации содержания рабочих учебных программ; разработаны мотивационные условия для преподавателей, а именно сформулированы конкретные пункты для внесения в эффективные контракты преподавателей, определяющие условия оплаты труда;

–квалификационные: определен перечень программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, необходимых для имплементации технологий «Worldskills Russia» в образовательный процесс вуза.

Заключение. На сегодняшний день «Worldskills Russia» – это одна из крупнейших международных организаций, которая помогает в создании, развитии и продвижении международной системы карьерных путей для молодых людей во всех отраслях промышленности, которые могли бы быть адаптированы для удовлетворения потребностей стран и регионов, находящихся на различных этапах экономического развития и роста.

Проведенные эксперименты по внедрению демонстрационного экзамена в регионах позволяют отметить, что такая форма итоговой государственной аттестации мотивирует обучающихся, поскольку проверка их знаний проводится на основе экспертной оценки сторонних сертифицированных специалистов, а также повышает заинтересованность и личную вовлеченность выпускника в процесс дальнейшего трудоустройства. Кроме того, экзамен помогает выявить пробелы, скорректировать и актуализировать не только образовательные программы, но и программы подготовки педагогических кадров. Сами обучающиеся, прошедшие процедуру демонстрационного экзамена, отмечают, что skills passport способствовал их успешному трудоустройству, поскольку работодатели имели возможность ознакомиться с образовательными результатами своих будущих сотрудников и получить уверенность в объективности оценки их профессиональной компетентности.


Библиографическая ссылка

Андриенкова Ю.Д., Медведев П.Н., Малий Д.В. К ВОПРОСУ О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30728 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674