Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF RAISING CHILDREN IN THE " LAND OF THE RISING SUN»

Veremchuk A.S. 1 Vivatenko S.V. 1 Terekhova V.I. 1
1 St. Petersburg State Institute of Film and Television
The article examines the features of Japanese education and its impact on the child's psyche. A large place in the work is occupied by the consideration of the principles of their education. The research is conducted through the consideration of such problems as the emotional burden associated with their methods and traditions, and analyzes how a person with such an upbringing can grow up. The main part of the article provides a detailed description of how traditions have influenced the modern pedagogical and educational process. Special attention is paid to the issues of different approaches to education, depending on the age of the child. The study reveals the pros and cons, advantages and disadvantages of Japanese education, based on the traditions of Japanese society. The author reveals in detail the contradictions of the Japanese method of education, which lead to difficulties in self-expression of the individual, as well as to such a phenomenon as escapism, the desire to go to another in the virtual world of games and anime, which is full of the Japanese industry. In conclusion, we briefly analyze the essence of Japanese education and the impact it has on the child and his psyche.
japanese education
traditions
child's psyche
method "ikuji"
"hikikomori".

Роль воспитания и образования в жизни ребенка очень важна, от правильного подхода зависит вся дальнейшая жизнь человека. На самых ранних этапах развития необходимо сформировать в ребенке базовые навыки и тщательно следить за влияющими на его воспитание факторами. В Стране восходящего солнца, как принято называть Японию, воспитание и обучение имеют самобытный характер, что существенно отличает их от воспитания и обучения в других странах, они основаны на почитании и уважении своих традиционных ценностей, культурных норм и обычаев. Это заметно выражается на протяжении нескольких веков в системе образования Японии, в основе которого лежит нравственное воспитание. Семья, государство и в целом японское общество возводят систему образования и воспитания в культ.

Цель исследования – изучить особенности японского воспитания, основанные на вековых традициях, а также проанализировать противоречия принципов воспитания, приводящие к трудностям и расстройствам психики в современных условиях.

Материал и методы исследования. Для исследования были использованы диалектический метод, анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, актуализация. Изучены научные статьи, материалы научных семинаров, форумов, что позволило определить основные особенности воспитания и образования в Японии.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование выявило психолого-педагогические проблемы японского воспитания в новых условиях модернизации и глобализации. Имеет место конфликт между традициями коллективного сознания и требованиями современности. Четко прослеживаются ориентированность воспитания человека как части общества, нацеленность на групповую сплоченность, сохранение национальных традиций, при которых формируется личность с высоким чувством ответственности и дисциплинированности. Но при этом не ценится личная творческая инициатива, нет индивидуальности, состязательности, возникают сложности в межличностных отношениях; дети, испытывая трудности, часто впадают в депрессию и чувствуют себя несчастными.

В современной Японии внимательно относятся к своей истории и традициям, все культурные нормы, унаследованные предыдущими поколениями, японцы стараются сохранить и передать младшему поколению. Японец с раннего детства усиленно учится – сначала для того, чтобы поступить в престижную школу, затем – по конкурсу пройти в лучший университет, а после – устроиться в самую процветающую корпорацию. В Японии существует давний принцип «пожизненного найма», который предоставляет человеку право только один раз занять достойное место в обществе. Именно образование является гарантом успеха в жизни.

Отличительная черта японского воспитания заключается в том, что отношение к ребенку меняется в зависимости от его возраста. Рассмотрим основные особенности воспитания в традиционной японской семье.

Отношения японских родителей к своим детям базируются на глубоких традициях своих предков, которых они очень чтут. Традиционное японское воспитание состоит из множества правил, методов и принципов, унаследованных от предыдущих поколений. Можно выделить главные принципы – это безграничная любовь к детям, уважение интересов других, терпеливость и спокойствие, личный пример, акцент не на индивидуальность, а на коллективность. Эти принципы возникли в Стране восходящего солнца еще в XVII в., основными родоначальниками японской педагогики считаются Тодзю Накаэ (1608–1648) и Экикэн Каибара (1630–1714). С тех времен сохранен основной принцип: «Нельзя из ребенка сразу сделать взрослого, каждому возрасту должны предъявляться свои требования, ограничения в поведении нужно вводить постепенно» [1, с. 169].

Основную методику воспитания детей в Японии можно обозначить одним словом – «икудзи», где главным признаком построения всего японского общества является «не индивидуализм, а сотрудничество». Это не только комплекс педагогических методик, а целое сформированное мировоззрение, нацеленное на воспитание и обучение будущих поколений. Эта система направлена на то, чтобы наставить «дитя солнца» на правильный путь. Важно, чтобы ребенок максимально комфортно влился в тяжелую взрослую жизнь и мог уживаться с другими людьми. В японском воспитании прослеживаются групповое сознание, ориентированность на воспитание человека как части общества, где интересы коллектива превалируют над личными интересами. Это своеобразное подавление личности, абсолютный уход от европейского индивидуализма.

В детском возрасте большая роль в воспитании детей отводится женщине, это является ее основным занятием. Как и во всех восточных странах, в Японии существует традиция – главой семьи является мужчина, большую часть времени он находится на работе, зарабатывая деньги, а женщина берет на себя роль хранительницы очага. Быть хорошей матерью является основным долгом каждой японской женщины. С появлением на свет малыша женщины уходят с постоянной работы и полностью погружаются в воспитательный процесс. С приходом европейских ценностей японские женщины стремятся совместить работу с семейными обязанностями, но всегда дом и семья будут для них на первом месте. Как правило, женщины работают неполный рабочий день (4 часа), и часто можно увидеть такую работающую маму с младенцем на руках. Бабушкам и дедушкам в Японии не принято оставлять детей на воспитание, японцы считают, что нельзя перекидывать свои родительские обязанности на других, пусть даже и родных, людей. Не приветствуются по этой же причине и детские сады, хотя они и существуют. По японским традициям, воспитанием занимается именно мать, а отец, погруженный в работу, уделяет внимание ребенку только на выходных.

Одной из выделяющихся черт системы «Икудзи» служит то, что все дети – очень желанные. Появление ребенка в семье является самым долгожданным событием и настоящим праздником, родители оповещают всех друзей, родственников о своем счастье и начинают принимать поздравления и подарки. Традиционно в японских семьях «даже имя младенцу выбирают исходя из двух условий: оно должно красиво звучать, и образующие его иероглифы должны иметь хороший смысл» [2, с. 189]. Для вступающего в мир человека «весь строй бытия, все чувства и восприятия организуются красотой» [2, с. 189].

Традиционные японские ценности наложили на эту систему свой отпечаток: в ней говорится о единстве матери и ребенка.  По-японски маму называют «амаэ», что означает «опекать», «баловать», «сердечно связаться». Это выражается в чувстве взаимной привязанности, ребенок чувствует очень сильную связь со своей матерью. В течение первого года жизни ребенок постоянно находится рядом с мамой, он чувствует ее заботу, тепло, ощущает себя в безопасности, а мать понимает потребности, настроение, чувства ребенка, она постоянно рядом с ним, беседует, рассказывает о мире, ему спокойно и приятно с ней.

Японские мамы носят на себе детей практически с самого рождения с помощью специальных бандажей, мамы активно гуляют с новорожденными повсюду – посещают магазины, парки, рестораны, а малыши в это время мирно спят. Японские модельеры специально разработали много средств для ношения детей: слинги с кольцами, слинги-карманы, кенгуруши, шарфы, специальные куртки, усовершенствуются традиционные онбухимо и оби. Когда малыш подрастает и начинает ходить, мама также находится рядом с ним – рассказывает ему сказки, поет песни, придумывает игры и т.д. Мама и ребенок сильно привязываются друг к другу, именно поэтому в Японии дети рано начинают говорить.

До 5 лет к малышу относятся как к королю, он пользуется полной свободой действий. Это связано с тем, что в этот период формируется личность ребенка. Ему ничего не запрещают, не ругают, не кричат, не применяют физического насилия, наоборот, пытаются объяснить, что его действия могут быть плохими или опасными. Такое отношение к детям в этом возрасте касается не только родителей, но и общества в целом. Детям прощается все, вместо «палочного» метода воспитания родитель выходит на диалог с ребенком, пытаясь донести до него понимание произошедшего. Делается ставка на развитие его интеллекта и повышение сознательности его действий. Постепенно уровень загруженности ребенка повышается.

Однако немаловажно сформировать уважение ко всем окружающим: родители на собственном примере показывают ребенку, как нужно относиться к старшим, что интересы общества нужно ставить выше своих. В связи с этим самым страшным моральным наказанием для детей оказывается  угроза отчуждения от родителей, семьи, коллектива. И, если ребенок себя плохо ведет, то достаточно сказать: «Если ты будешь себя так вести, от тебя все отвернутся». Японцы, как взрослые, так и дети, боятся одиночества, так как традиционно привыкли жить малыми общинами, сообща.

С детства в детях воспитывают уважение к старшим, любовь и благодарность к родителям, которые их вырастили, выкормили. Очень сильны традиции теплого общения между родными людьми, ребенок очень привязан к сестре, брату, бабушке и  дедушке. Большое значение в воспитании детей придают поведению, умению держать себя в обществе, манерам, ритуалам, воспитанности. Основа воспитания – это предельная вежливость, сдержанность, спокойствие, послушание, умение контролировать свои эмоции. Это учит их самостоятельности и ответственности. Особую роль отводят уважению и поддержанию традиций.

В Японии не обязательно отдавать ребенка в детский сад, он не является непременной ступенью образования. Дети принимаются в детский сад только по веским причинам, так как больше ценится именно домашнее воспитание. Прием детей начинается с 3–4 лет, в большинстве случаев детские сады частные. Детей в группах очень мало –  6–8 человек. И каждые полгода  состав групп меняется, так же как меняются и воспитатели. Считается, что это способствует социализации ребенка и отсутствию чрезмерной привязанности к воспитателям. В некоторой степени такая динамичность окружения сохраняется и в школе, и в более взрослой жизни. Это своеобразный способ подготовить ребенка к адаптации в социуме. Однако это может быть немного трудным, так как все друзья или новые знакомые довольно быстро уходят и сложно построить с ними более прочные связи [3]. Интересно, что в таких дошкольных образовательных учреждениях Японии задачей воспитания считается не просто развитие ребенка, а правильное формирование его характера, «накопление духовных качеств, которое протекает в неразрывной связи с историческим развитием» [4, с. 15].

Очень большое внимание как в детских садах, так и дома уделяют воспитанию у ребенка вежливости. Вся культура Японии пропитана ею: японский язык очень богат выражениями почтения, особенно почтения к старшим. К примеру, нет таких понятий, как «брат» и «сестра», обязательно выделяются старший брат и старшая сестра, младший брат и младшая сестра. Язык даже имеет подразделение на три формы речи: простая, на которой часто говорят только с близкими друзьями и одногодками, вежливая – для повседневного использования и особо вежливая – для официальных ситуаций. Культура уважения настолько сильна, что даже то, на какой градус человек поклонился своему начальнику, имеет большое значение. Детей в детских садах обязательно должны начать обучать многочисленным выражениям вежливости и учить тому, в каких ситуациях и как правильно кланяться. Японцы сопровождают поклоном каждое «спасибо», кланяются при встрече, кланяются перед едой, при выносе государственного флага. Это связано с японской традицией: младшие должны слушаться старших и выражать им почтение. Уделяется немалое внимание рациону ребенка и его физическим упражнениям, выносливости – это, например, ежемесячные походы всем детским садом на природу, в храм и т.д. Это сохраняется и в школьные годы, дети вместе с одноклассниками и преподавателями ездят дальше, но реже [5]. Также в японской методике воспитания заложена идея – находить компромисс в противоречиях, уметь разрешать конфликты, избегать соперничества, так как «победа одно­го может означать потерю лица другого». Дети должны уметь жить в коллективе, поэтому в ссоры детей здесь не принято вмешиваться.

С 5 до 15 лет японский ребенок воспитывается в строгости и дисциплине, у него появляется множество запретов и ограничений. В Японии очень важным считается соблюдение правил, их огромное количество, и они распространяются на все сферы жизни человека. Существует жесткая регламентация в поведении ребенка – уважение и почтение к старшим, строгие требования к внешнему виду – строгая школьная форма, не разрешается делать макияж, делать пирсинг, тату, красить волосы, запрещено пользоваться сотовым телефоном во время обучения. Основная цель этого воспитания – взрастить достойного члена общества. Основные принципы в современных японских школах строятся на основе любви к родине и уважения к культуре, традициям своего народа. Это, по убеждению японцев, должно помочь «нации построить нравственно красивую страну» [6].

В японских школах очень велика нагрузка на учеников и главной особенностью является то, что дети проводят в школе практически все время, с утра до вечера. После занятий они посещают разнообразные школьные кружки по интересам. Для этого даже выделены специальные часы после занятий и общеобязательной уборки помещений, приучающей юных японцев к чистоплотности и самодисциплине. Помимо обычной школы, в японском образовании предусмотрены дополнительные занятия с репетитором, помогающие ликвидировать  пробелы в знаниях и повысить успеваемость. В этом тоже прослеживается современный общемировой тренд к «образованию в течение всей жизни».

В старшем возрасте основным принципом воспитания детей становится  равенство всех членов социума независимо от их социального статуса и финансового положения: «Не выделяйся, будь как все». Многие школьники уже начинают работать, есть целый спектр деятельности, которой они могут заниматься без ущерба для учебы. В этом четко проявляются основные черты воспитания японской личности – это самовоспитание и самосовершенствование. Главным средством духовного развития человека в Японии выступают «труд и волевая концентрация – то, что является неотъемлемой частью национального характера японцев» [6].

Несмотря на высокий уровень развития жизни японцев, это не спасает их от психических расстройств. Многие японцы в молодом возрасте страдают депрессией и имеют различные варианты зависимостей, например трудоголизм, алкоголизм, пристрастие подростков к наркотикам, азартным играм. Рассмотрим основные минусы японского воспитания.

Нагрузка физическая и эмоциональная, резкая смена отношения и требований к ребенку в школьном возрасте на очень высокие требования и строгое отношение сильно влияют на его эмоции и психическое состояние. Безусловно, здесь сказываются приход массовой культуры Запада, культ денег, развлечений, индивидуализм, которые являются полной противоположностью ценностей традиционной японской культуры. Погружение молодого человека в общество равных ему, которые будут осуждать его, возможно, даже избегать или насмехаться из-за каких-либо отклонений от нормы, может нанести удар по его психике.

В Японии уже давно существует такая проблема, как «идзимэ» – групповая травля неугодных, выделяющихся и просто в чем-то не соответствующих стандарту детей. Как пишет Ямамото Юка в своей книге «Японские дети слушают старших и едят рис»: «Причиной идзимэ может стать что угодно. Достаточно не так одеться, не так что-то сказать, а иногда и вовсе просто не поучаствовать в том, в чем участвуют все. Подобный “выделившийся” школьник может мгновенно стать объектом насмешек, а если он тут же не исправится, то и травли. Причем участвуют в этой травле все – и девочки, и мальчики, и враги, и друзья, потому что тот, кто останется в стороне, рискует сам стать следующей жертвой идзимэ» [7].

В Японии отмечается большой уровень суицидов. Согласно данным статистики с 1972 по 2013 гг., именно в подростковые годы в Японии, особенно в старшей школе, ребенок больше подвержен риску суицида с начала учебного года, а общий уровень суицида детей в эти годы значительно возрос в 1990-е гг. Основными причинами самоубийств являются требовательность со стороны общества и родителей, издевательства со стороны сверстников [8]. Согласно данным Министерства здравоохранения Японии, в 2018 г. более 57 человек в день заканчивали жизнь самоубийством, из них хотя бы один был младше 19 лет. За 2019 г. было зарегистрировано 659 случаев самоубийств среди людей в возрасте 10–19 лет, что на 60 больше, чем в 2018 г. [9].

Министерство образования, безусловно, обеспокоено участившимися случаями идзимэ и психических расстройств среди школьников, предпринимает соответствующие меры по предотвращению этих явлений – консультации психологов, адвокатов, разработки различных методик (например, «Сочинения о жизни»), подключение технических средств и т.п.

Японская культура настолько сильна, что японское воспитание трудно с чем-то перепутать; система японского воспитания является, судя по данным различных статистик, одной из самых успешных  педагогических систем воспитания. Однако оно может оказать сильнейшее влияние на психическое состояние ребенка. С детства идет формирование системы ценностей, а требования к тому, каким человек в итоге должен стать, невероятно сильны. Все решает общество, важно только то, что окажется лучшим для общества. Жесткость рамок пусть и может привести к высокой самодисциплинированности, но также может заставить человека подавить свое «я», поддаться влиянию общества. Но в то же время нельзя не отметить и то, что японское воспитание также считается одним из самых культурных с точки зрения этики. Вежливость, уважение к старшим, трудолюбие, ответственность – все это закладывается на подсознательном уровне, что, несомненно, можно отнести к положительным факторам.

Традиционное воспитание детей в Стране восходящего солнца делится на три этапа взросления личности:

1) в возрасте от 0 до 5 лет отношение к ребенку можно сравнить с отношением к императору. Его балуют, окружают заботой и любовью, ничего не запрещают;

2) от 6 до 15 лет требования к ребенку резко возрастают, а отношение сменяется на отношение как к слуге. Появляются высокая нагрузка в школе, суровые требования к поведению, дисциплине и соответствию своей социальной роли;

3) в возрасте от 16 лет и старше ребенка уже принято считать равным. Главное значение придается работе в коллективе и признанию.

Как показывает практика, такой подход к воспитанию часто формирует целостную и строго дисциплинированную личность.

Эта система имеет как минусы, так и плюсы: труден переход от вседозволенности к строгим требованиям, это резкое погружение в напряженную среду, полную правил, может стать очень тяжелым этапом в развитии ребенка.

Чрезмерно строгие правила на втором этапе мешают самовыражению, загоняют личность в рамки общепринятых стандартов. Это может быть и хорошо, к примеру ребенок не станет делать ничего опасного, но это может и погасить в человеке какие-то его задатки и особенности, препятствовать их развитию из-за требования «быть как все». Впрочем, в японском воспитании все же есть методы, как это компенсировать: те же школьные кружки, позволяющие найти друзей и свое призвание, развить не только те таланты, которые требует общество.

Человек должен быть частью общества и работать как его отлаженная часть. С одной стороны, коллективное мышление приводит к эффективному выполнению общих задач, к успеху страны в целом, но, с другой – оно может оказаться очень эмоционально и физически подавляющим на уровне индивида. Подобные социальные требования могут также привести к эскапизму, желанию уйти из этого мира в другой, более интересный мир игр и аниме, которыми недаром полнится японская индустрия. В их языке даже существует такой термин, которому в других языках практически не найти аналогов: «хикикомори» (в переводе с японского – «нахождение в уединении»). Этим термином называют людей-затворников, не выдержавших социального давления и запершихся от мира в темной комнате или подвале. Они десятилетиями могут жить на обеспечении родителей, отказываясь учиться или работать. Это очень частое явление в Японии и одна из опасностей, с которой можно столкнуться при неправильном воспитании ребенка. Японское воспитание настолько сильно завязано на социальной роли, что для человека потеря работы может быть страшнее смерти. К сожалению, в Японии за последние несколько десятилетий наблюдался рост суицидов, связанных с увольнением, и смертей от переработки – «кароси». Статистика показывает, что наиболее часто японцы сводят счеты с жизнью в возрасте от 15 до 39 лет [10].

Заключение. В целом японская система воспитания показывает свою успешность, гражданам из поколения в поколение прививаются лучшие качества и ценности японского национального характера. Наряду с открытием страны для всего остального мира Япония прошла этап серьезного улучшения качества образования, науки и техники и всего за 100 лет вырвалась в лидеры по множеству показателей, опередив другие продвинутые страны. Каждый этап японского воспитания предполагает закономерное перетекание к следующему, и все они в итоге формируют единую, гармоничную личность с высоким чувством ответственности, дисциплинированности и принадлежности к коллективу. Главное во всем процессе воспитания – чувствовать меру и всегда понимать, что ситуацию можно и нужно контролировать.