Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В «СТРАНЕ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»

Веремчук А.С. 1 Виватенко С.В. 1 Терехова В.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
В статье рассматриваются особенности японского воспитания и его влияние на психику ребенка. Важное место в работе занимает рассмотрение принципов воспитания согласно давним японским традициям. Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как эмоциональная нагрузка, психические расстройства, депрессии, связанные с методами и традициями; анализируется то, каким может вырасти человек, имеющий подобное воспитание . В основной части статьи дается подробное описание того, как традиции оказали свое влияние на современный педагогический и воспитательный процесс . Особое внимание в работе уделяется вопросам различного подхода к воспитанию в зависимости от возраста ребенка. В проводимом исследовании раскрываются достоинства и недостатки японского воспитания, основанного на традициях японского общества. Автор подробно анализирует противоречия японской методики воспитания, которые приводят к трудностям самовыражения личности, а также к такому явлению, как эскапизм, желанию уйти в другой – виртуальный – мир игр и аниме, которыми полнится японская индустрия. В заключение кратко разбираются суть японского воспитания и его влияние на ребенка и его психику.
японское воспитание
традиции
психика ребенка
методика «икудзи»
«хикикомори»
1. Прасол А. Япония. Лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере. М.: Наталис, 2008. 360 с.
2. Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) / Рос. акад. наук, Ин-т философии / Отв. ред. Н.И. Киященко. М.: ИФРАН, 1998. 302 с.
3. Козлов Н.И. Японское воспитание. [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/yaponskoe–vospitanie (дата обращения: 25.03.2021).
4. Такаси И. Несколько слов о развитии и воспитании. Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе: пер. с яп. / Общ. ред. и послесл. В.Т. Нанивской. М.: Прогресс, 1987. 240 с.
5. Комольцева Н. Удивительная страна Япония. Парадоксы Японского воспитания. [Электронный ресурс]. URL: http://ourboys.ru/japan (дата обращения: 22.03.2021).
6. Груздева М.В. Воспитание позитивных качеств национального характера в Японии // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. № 2. С. 211-221.
7. Юка Ямамото. Японские дети слушают старших и едят рис. М.: Array Литагент «АСТ», 2015. 288 с.
8. В Японии резко возросло число самоубийств среди детей и подростков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/news–46104323 (дата обращения: 23.03.2021).
9. Суицид является ведущей причиной смерти подростков в Японии. [Электронный ресурс]. URL: https://mishajp.livejournal.com/6143481.html (дата обращения: 28.03.2021).
10. Портякова Н. Наложением рук: почему японцы прощаются с жизнью 2018г. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/808974/nataliia-portiakova/nalozheniem-ruk-pochemu-iapontcy-proshchaiutsia-s-zhizniu (дата обращения: 28.03.2021).

Роль воспитания и образования в жизни ребенка очень важна, от правильного подхода зависит вся дальнейшая жизнь человека. На самых ранних этапах развития необходимо сформировать в ребенке базовые навыки и тщательно следить за влияющими на его воспитание факторами. В Стране восходящего солнца, как принято называть Японию, воспитание и обучение имеют самобытный характер, что существенно отличает их от воспитания и обучения в других странах, они основаны на почитании и уважении своих традиционных ценностей, культурных норм и обычаев. Это заметно выражается на протяжении нескольких веков в системе образования Японии, в основе которого лежит нравственное воспитание. Семья, государство и в целом японское общество возводят систему образования и воспитания в культ.

Цель исследования – изучить особенности японского воспитания, основанные на вековых традициях, а также проанализировать противоречия принципов воспитания, приводящие к трудностям и расстройствам психики в современных условиях.

Материал и методы исследования. Для исследования были использованы диалектический метод, анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, актуализация. Изучены научные статьи, материалы научных семинаров, форумов, что позволило определить основные особенности воспитания и образования в Японии.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование выявило психолого-педагогические проблемы японского воспитания в новых условиях модернизации и глобализации. Имеет место конфликт между традициями коллективного сознания и требованиями современности. Четко прослеживаются ориентированность воспитания человека как части общества, нацеленность на групповую сплоченность, сохранение национальных традиций, при которых формируется личность с высоким чувством ответственности и дисциплинированности. Но при этом не ценится личная творческая инициатива, нет индивидуальности, состязательности, возникают сложности в межличностных отношениях; дети, испытывая трудности, часто впадают в депрессию и чувствуют себя несчастными.

В современной Японии внимательно относятся к своей истории и традициям, все культурные нормы, унаследованные предыдущими поколениями, японцы стараются сохранить и передать младшему поколению. Японец с раннего детства усиленно учится – сначала для того, чтобы поступить в престижную школу, затем – по конкурсу пройти в лучший университет, а после – устроиться в самую процветающую корпорацию. В Японии существует давний принцип «пожизненного найма», который предоставляет человеку право только один раз занять достойное место в обществе. Именно образование является гарантом успеха в жизни.

Отличительная черта японского воспитания заключается в том, что отношение к ребенку меняется в зависимости от его возраста. Рассмотрим основные особенности воспитания в традиционной японской семье.

Отношения японских родителей к своим детям базируются на глубоких традициях своих предков, которых они очень чтут. Традиционное японское воспитание состоит из множества правил, методов и принципов, унаследованных от предыдущих поколений. Можно выделить главные принципы – это безграничная любовь к детям, уважение интересов других, терпеливость и спокойствие, личный пример, акцент не на индивидуальность, а на коллективность. Эти принципы возникли в Стране восходящего солнца еще в XVII в., основными родоначальниками японской педагогики считаются Тодзю Накаэ (1608–1648) и Экикэн Каибара (1630–1714). С тех времен сохранен основной принцип: «Нельзя из ребенка сразу сделать взрослого, каждому возрасту должны предъявляться свои требования, ограничения в поведении нужно вводить постепенно» [1, с. 169].

Основную методику воспитания детей в Японии можно обозначить одним словом – «икудзи», где главным признаком построения всего японского общества является «не индивидуализм, а сотрудничество». Это не только комплекс педагогических методик, а целое сформированное мировоззрение, нацеленное на воспитание и обучение будущих поколений. Эта система направлена на то, чтобы наставить «дитя солнца» на правильный путь. Важно, чтобы ребенок максимально комфортно влился в тяжелую взрослую жизнь и мог уживаться с другими людьми. В японском воспитании прослеживаются групповое сознание, ориентированность на воспитание человека как части общества, где интересы коллектива превалируют над личными интересами. Это своеобразное подавление личности, абсолютный уход от европейского индивидуализма.

В детском возрасте большая роль в воспитании детей отводится женщине, это является ее основным занятием. Как и во всех восточных странах, в Японии существует традиция – главой семьи является мужчина, большую часть времени он находится на работе, зарабатывая деньги, а женщина берет на себя роль хранительницы очага. Быть хорошей матерью является основным долгом каждой японской женщины. С появлением на свет малыша женщины уходят с постоянной работы и полностью погружаются в воспитательный процесс. С приходом европейских ценностей японские женщины стремятся совместить работу с семейными обязанностями, но всегда дом и семья будут для них на первом месте. Как правило, женщины работают неполный рабочий день (4 часа), и часто можно увидеть такую работающую маму с младенцем на руках. Бабушкам и дедушкам в Японии не принято оставлять детей на воспитание, японцы считают, что нельзя перекидывать свои родительские обязанности на других, пусть даже и родных, людей. Не приветствуются по этой же причине и детские сады, хотя они и существуют. По японским традициям, воспитанием занимается именно мать, а отец, погруженный в работу, уделяет внимание ребенку только на выходных.

Одной из выделяющихся черт системы «Икудзи» служит то, что все дети – очень желанные. Появление ребенка в семье является самым долгожданным событием и настоящим праздником, родители оповещают всех друзей, родственников о своем счастье и начинают принимать поздравления и подарки. Традиционно в японских семьях «даже имя младенцу выбирают исходя из двух условий: оно должно красиво звучать, и образующие его иероглифы должны иметь хороший смысл» [2, с. 189]. Для вступающего в мир человека «весь строй бытия, все чувства и восприятия организуются красотой» [2, с. 189].

Традиционные японские ценности наложили на эту систему свой отпечаток: в ней говорится о единстве матери и ребенка.  По-японски маму называют «амаэ», что означает «опекать», «баловать», «сердечно связаться». Это выражается в чувстве взаимной привязанности, ребенок чувствует очень сильную связь со своей матерью. В течение первого года жизни ребенок постоянно находится рядом с мамой, он чувствует ее заботу, тепло, ощущает себя в безопасности, а мать понимает потребности, настроение, чувства ребенка, она постоянно рядом с ним, беседует, рассказывает о мире, ему спокойно и приятно с ней.

Японские мамы носят на себе детей практически с самого рождения с помощью специальных бандажей, мамы активно гуляют с новорожденными повсюду – посещают магазины, парки, рестораны, а малыши в это время мирно спят. Японские модельеры специально разработали много средств для ношения детей: слинги с кольцами, слинги-карманы, кенгуруши, шарфы, специальные куртки, усовершенствуются традиционные онбухимо и оби. Когда малыш подрастает и начинает ходить, мама также находится рядом с ним – рассказывает ему сказки, поет песни, придумывает игры и т.д. Мама и ребенок сильно привязываются друг к другу, именно поэтому в Японии дети рано начинают говорить.

До 5 лет к малышу относятся как к королю, он пользуется полной свободой действий. Это связано с тем, что в этот период формируется личность ребенка. Ему ничего не запрещают, не ругают, не кричат, не применяют физического насилия, наоборот, пытаются объяснить, что его действия могут быть плохими или опасными. Такое отношение к детям в этом возрасте касается не только родителей, но и общества в целом. Детям прощается все, вместо «палочного» метода воспитания родитель выходит на диалог с ребенком, пытаясь донести до него понимание произошедшего. Делается ставка на развитие его интеллекта и повышение сознательности его действий. Постепенно уровень загруженности ребенка повышается.

Однако немаловажно сформировать уважение ко всем окружающим: родители на собственном примере показывают ребенку, как нужно относиться к старшим, что интересы общества нужно ставить выше своих. В связи с этим самым страшным моральным наказанием для детей оказывается  угроза отчуждения от родителей, семьи, коллектива. И, если ребенок себя плохо ведет, то достаточно сказать: «Если ты будешь себя так вести, от тебя все отвернутся». Японцы, как взрослые, так и дети, боятся одиночества, так как традиционно привыкли жить малыми общинами, сообща.

С детства в детях воспитывают уважение к старшим, любовь и благодарность к родителям, которые их вырастили, выкормили. Очень сильны традиции теплого общения между родными людьми, ребенок очень привязан к сестре, брату, бабушке и  дедушке. Большое значение в воспитании детей придают поведению, умению держать себя в обществе, манерам, ритуалам, воспитанности. Основа воспитания – это предельная вежливость, сдержанность, спокойствие, послушание, умение контролировать свои эмоции. Это учит их самостоятельности и ответственности. Особую роль отводят уважению и поддержанию традиций.

В Японии не обязательно отдавать ребенка в детский сад, он не является непременной ступенью образования. Дети принимаются в детский сад только по веским причинам, так как больше ценится именно домашнее воспитание. Прием детей начинается с 3–4 лет, в большинстве случаев детские сады частные. Детей в группах очень мало –  6–8 человек. И каждые полгода  состав групп меняется, так же как меняются и воспитатели. Считается, что это способствует социализации ребенка и отсутствию чрезмерной привязанности к воспитателям. В некоторой степени такая динамичность окружения сохраняется и в школе, и в более взрослой жизни. Это своеобразный способ подготовить ребенка к адаптации в социуме. Однако это может быть немного трудным, так как все друзья или новые знакомые довольно быстро уходят и сложно построить с ними более прочные связи [3]. Интересно, что в таких дошкольных образовательных учреждениях Японии задачей воспитания считается не просто развитие ребенка, а правильное формирование его характера, «накопление духовных качеств, которое протекает в неразрывной связи с историческим развитием» [4, с. 15].

Очень большое внимание как в детских садах, так и дома уделяют воспитанию у ребенка вежливости. Вся культура Японии пропитана ею: японский язык очень богат выражениями почтения, особенно почтения к старшим. К примеру, нет таких понятий, как «брат» и «сестра», обязательно выделяются старший брат и старшая сестра, младший брат и младшая сестра. Язык даже имеет подразделение на три формы речи: простая, на которой часто говорят только с близкими друзьями и одногодками, вежливая – для повседневного использования и особо вежливая – для официальных ситуаций. Культура уважения настолько сильна, что даже то, на какой градус человек поклонился своему начальнику, имеет большое значение. Детей в детских садах обязательно должны начать обучать многочисленным выражениям вежливости и учить тому, в каких ситуациях и как правильно кланяться. Японцы сопровождают поклоном каждое «спасибо», кланяются при встрече, кланяются перед едой, при выносе государственного флага. Это связано с японской традицией: младшие должны слушаться старших и выражать им почтение. Уделяется немалое внимание рациону ребенка и его физическим упражнениям, выносливости – это, например, ежемесячные походы всем детским садом на природу, в храм и т.д. Это сохраняется и в школьные годы, дети вместе с одноклассниками и преподавателями ездят дальше, но реже [5]. Также в японской методике воспитания заложена идея – находить компромисс в противоречиях, уметь разрешать конфликты, избегать соперничества, так как «победа одно­го может означать потерю лица другого». Дети должны уметь жить в коллективе, поэтому в ссоры детей здесь не принято вмешиваться.

С 5 до 15 лет японский ребенок воспитывается в строгости и дисциплине, у него появляется множество запретов и ограничений. В Японии очень важным считается соблюдение правил, их огромное количество, и они распространяются на все сферы жизни человека. Существует жесткая регламентация в поведении ребенка – уважение и почтение к старшим, строгие требования к внешнему виду – строгая школьная форма, не разрешается делать макияж, делать пирсинг, тату, красить волосы, запрещено пользоваться сотовым телефоном во время обучения. Основная цель этого воспитания – взрастить достойного члена общества. Основные принципы в современных японских школах строятся на основе любви к родине и уважения к культуре, традициям своего народа. Это, по убеждению японцев, должно помочь «нации построить нравственно красивую страну» [6].

В японских школах очень велика нагрузка на учеников и главной особенностью является то, что дети проводят в школе практически все время, с утра до вечера. После занятий они посещают разнообразные школьные кружки по интересам. Для этого даже выделены специальные часы после занятий и общеобязательной уборки помещений, приучающей юных японцев к чистоплотности и самодисциплине. Помимо обычной школы, в японском образовании предусмотрены дополнительные занятия с репетитором, помогающие ликвидировать  пробелы в знаниях и повысить успеваемость. В этом тоже прослеживается современный общемировой тренд к «образованию в течение всей жизни».

В старшем возрасте основным принципом воспитания детей становится  равенство всех членов социума независимо от их социального статуса и финансового положения: «Не выделяйся, будь как все». Многие школьники уже начинают работать, есть целый спектр деятельности, которой они могут заниматься без ущерба для учебы. В этом четко проявляются основные черты воспитания японской личности – это самовоспитание и самосовершенствование. Главным средством духовного развития человека в Японии выступают «труд и волевая концентрация – то, что является неотъемлемой частью национального характера японцев» [6].

Несмотря на высокий уровень развития жизни японцев, это не спасает их от психических расстройств. Многие японцы в молодом возрасте страдают депрессией и имеют различные варианты зависимостей, например трудоголизм, алкоголизм, пристрастие подростков к наркотикам, азартным играм. Рассмотрим основные минусы японского воспитания.

Нагрузка физическая и эмоциональная, резкая смена отношения и требований к ребенку в школьном возрасте на очень высокие требования и строгое отношение сильно влияют на его эмоции и психическое состояние. Безусловно, здесь сказываются приход массовой культуры Запада, культ денег, развлечений, индивидуализм, которые являются полной противоположностью ценностей традиционной японской культуры. Погружение молодого человека в общество равных ему, которые будут осуждать его, возможно, даже избегать или насмехаться из-за каких-либо отклонений от нормы, может нанести удар по его психике.

В Японии уже давно существует такая проблема, как «идзимэ» – групповая травля неугодных, выделяющихся и просто в чем-то не соответствующих стандарту детей. Как пишет Ямамото Юка в своей книге «Японские дети слушают старших и едят рис»: «Причиной идзимэ может стать что угодно. Достаточно не так одеться, не так что-то сказать, а иногда и вовсе просто не поучаствовать в том, в чем участвуют все. Подобный “выделившийся” школьник может мгновенно стать объектом насмешек, а если он тут же не исправится, то и травли. Причем участвуют в этой травле все – и девочки, и мальчики, и враги, и друзья, потому что тот, кто останется в стороне, рискует сам стать следующей жертвой идзимэ» [7].

В Японии отмечается большой уровень суицидов. Согласно данным статистики с 1972 по 2013 гг., именно в подростковые годы в Японии, особенно в старшей школе, ребенок больше подвержен риску суицида с начала учебного года, а общий уровень суицида детей в эти годы значительно возрос в 1990-е гг. Основными причинами самоубийств являются требовательность со стороны общества и родителей, издевательства со стороны сверстников [8]. Согласно данным Министерства здравоохранения Японии, в 2018 г. более 57 человек в день заканчивали жизнь самоубийством, из них хотя бы один был младше 19 лет. За 2019 г. было зарегистрировано 659 случаев самоубийств среди людей в возрасте 10–19 лет, что на 60 больше, чем в 2018 г. [9].

Министерство образования, безусловно, обеспокоено участившимися случаями идзимэ и психических расстройств среди школьников, предпринимает соответствующие меры по предотвращению этих явлений – консультации психологов, адвокатов, разработки различных методик (например, «Сочинения о жизни»), подключение технических средств и т.п.

Японская культура настолько сильна, что японское воспитание трудно с чем-то перепутать; система японского воспитания является, судя по данным различных статистик, одной из самых успешных  педагогических систем воспитания. Однако оно может оказать сильнейшее влияние на психическое состояние ребенка. С детства идет формирование системы ценностей, а требования к тому, каким человек в итоге должен стать, невероятно сильны. Все решает общество, важно только то, что окажется лучшим для общества. Жесткость рамок пусть и может привести к высокой самодисциплинированности, но также может заставить человека подавить свое «я», поддаться влиянию общества. Но в то же время нельзя не отметить и то, что японское воспитание также считается одним из самых культурных с точки зрения этики. Вежливость, уважение к старшим, трудолюбие, ответственность – все это закладывается на подсознательном уровне, что, несомненно, можно отнести к положительным факторам.

Традиционное воспитание детей в Стране восходящего солнца делится на три этапа взросления личности:

1) в возрасте от 0 до 5 лет отношение к ребенку можно сравнить с отношением к императору. Его балуют, окружают заботой и любовью, ничего не запрещают;

2) от 6 до 15 лет требования к ребенку резко возрастают, а отношение сменяется на отношение как к слуге. Появляются высокая нагрузка в школе, суровые требования к поведению, дисциплине и соответствию своей социальной роли;

3) в возрасте от 16 лет и старше ребенка уже принято считать равным. Главное значение придается работе в коллективе и признанию.

Как показывает практика, такой подход к воспитанию часто формирует целостную и строго дисциплинированную личность.

Эта система имеет как минусы, так и плюсы: труден переход от вседозволенности к строгим требованиям, это резкое погружение в напряженную среду, полную правил, может стать очень тяжелым этапом в развитии ребенка.

Чрезмерно строгие правила на втором этапе мешают самовыражению, загоняют личность в рамки общепринятых стандартов. Это может быть и хорошо, к примеру ребенок не станет делать ничего опасного, но это может и погасить в человеке какие-то его задатки и особенности, препятствовать их развитию из-за требования «быть как все». Впрочем, в японском воспитании все же есть методы, как это компенсировать: те же школьные кружки, позволяющие найти друзей и свое призвание, развить не только те таланты, которые требует общество.

Человек должен быть частью общества и работать как его отлаженная часть. С одной стороны, коллективное мышление приводит к эффективному выполнению общих задач, к успеху страны в целом, но, с другой – оно может оказаться очень эмоционально и физически подавляющим на уровне индивида. Подобные социальные требования могут также привести к эскапизму, желанию уйти из этого мира в другой, более интересный мир игр и аниме, которыми недаром полнится японская индустрия. В их языке даже существует такой термин, которому в других языках практически не найти аналогов: «хикикомори» (в переводе с японского – «нахождение в уединении»). Этим термином называют людей-затворников, не выдержавших социального давления и запершихся от мира в темной комнате или подвале. Они десятилетиями могут жить на обеспечении родителей, отказываясь учиться или работать. Это очень частое явление в Японии и одна из опасностей, с которой можно столкнуться при неправильном воспитании ребенка. Японское воспитание настолько сильно завязано на социальной роли, что для человека потеря работы может быть страшнее смерти. К сожалению, в Японии за последние несколько десятилетий наблюдался рост суицидов, связанных с увольнением, и смертей от переработки – «кароси». Статистика показывает, что наиболее часто японцы сводят счеты с жизнью в возрасте от 15 до 39 лет [10].

Заключение. В целом японская система воспитания показывает свою успешность, гражданам из поколения в поколение прививаются лучшие качества и ценности японского национального характера. Наряду с открытием страны для всего остального мира Япония прошла этап серьезного улучшения качества образования, науки и техники и всего за 100 лет вырвалась в лидеры по множеству показателей, опередив другие продвинутые страны. Каждый этап японского воспитания предполагает закономерное перетекание к следующему, и все они в итоге формируют единую, гармоничную личность с высоким чувством ответственности, дисциплинированности и принадлежности к коллективу. Главное во всем процессе воспитания – чувствовать меру и всегда понимать, что ситуацию можно и нужно контролировать.


Библиографическая ссылка

Веремчук А.С., Виватенко С.В., Терехова В.И. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В «СТРАНЕ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА» // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30716 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674