Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

HISTORY OF HIGHER PHARMACEUTICAL EDUCATION IN THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: ON THE MATERIALS OF THE PUBLICATIONS OF THE SCIENTIST AND TEACHER A.S. GINZBERG

Stepanov S.V. 1 Vorobeva S.A. 1 Zavershinskaya N.A. 1
1 Saint-Petersburg State Chemical Pharmaceutical University
The article traces the history of higher pharmaceutical education at the beginning of the 20th century. based on the analysis of publications of the scientist-chemist and teacher Alexander Semenovich Ginsberg (1870–1937). By the 1900s. a significant crisis was outlined in the training of personnel for pharmacies, since the existing system was not unified with other specialties of higher education. In the course of the study, the key pedagogical problems of higher pharmaceutical education were highlighted, which he repeatedly touched upon in his articles: age qualification, work experience in a pharmacy, the role of chemistry in the educational process, the ratio of special and general scientific disciplines, training for the chemical-pharmaceutical industry and problems of professional ethics. In the professional environment and among officials, there were heated discussions about the ways of developing higher education in the field of pharmacy. From representatives of professional circles, a bright position that characterizes them as a whole was taken by the scientist and teacher of higher medical educational institutions A.S. Ginsberg. Before the Great Russian Revolution of 1917, he participated in state and public programs for creating a sectoral institute, the idea of which was repeatedly put forward both by scientists and practitioners and by decisions of the State Duma, but it was not destined to be realized. A full-fledged university was created only in 1919 - the Petrograd Chemical and Pharmaceutical Institute (now the St. Petersburg Chemical and Pharmaceutical University), the founder and first director of which was A.S. Ginsberg. In the formation of the educational process of the branch universities of the medical and pharmaceutical profile, first created in the USSR, pedagogical views, published and tested in educational activities before the revolution of 1917, were of considerable importance.
a.s. ginsberg
pedagogical views
pharmaceutical education
pharmaceutical chemistry teaching
saint petersburg university of chemistry and pharmacy

История возникновения многих университетов тесно связана с творчеством мыслителей, ставших их основателями и давших серьезный толчок развитию культуры, науки, просвещения, вопросам подготовки кадров и профессионального образования, со своими идеями они выступали на страницах профессиональных и универсальных изданий. История фармацевтического образования и подготовки фармацевтических кадров в России является одним из важнейших компонентов формирования профессионального сознания специалистов-фармацевтов.

В последнее десятилетие вопросы истории фармацевтического образования получают развитие как в историко-медицинских, так и в историко-фармацевтических исследованиях, среди публикаций последних лет наибольший интерес представляют статьи Н.Н. Коротеевой, М.С. Сергеевой, П. С. Гурьянова и др. [1–4]. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесла доктор исторических наук Н.Н. Коротеева, рассмотревшая в своей монографии «История фармации (XVI – начало XX вв.)» основные вехи истории фармацевтического образования [5]. Проблемы фармацевтического образования рубежа XIX – начала ХХ вв. рассмотрены в диссертационном исследовании Н.Н. Аловой [6]. Одному из основателей высшего фармацевтического образования в России А.С. Гинзбергу посвящена отдельная биографическая статья, но из-за широты его деятельности развернутая характеристика педагогических взглядов ученого не получила развития [7].

Цель исследования – проанализировать историю профессионального фармацевтического образования в России в начале ХХ в., взгляды профессиональной общественности на путь развития высшего образования, а также выявить вклад преподавателя курса фармацевтической химии А.С. Гинзберга (1870–1937) в решение организационных и учебно-методических проблем фармацевтического образования, которые нашли практическое воплощение в последующей истории фармацевтического образования в СССР.

Материалы исследования основываются на анализе работ А.С. Гинзберга о профессиональном образовании, вышедших в 1900–1915 гг., которые первоначально были опубликованы в профессиональных изданиях по медицине и фармации: «Русский врач», «Фармацевтический журнал», затем вышли в виде отдельных брошюр-оттисков.

Методологическую основу исследования составляют принципы исторического научного познания: историзм, системность, преемственность, методами исследования являются контент-анализ, сравнительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Основоположником фармацевтического образования в нашей стране в ХХ в. является выдающийся ученый, доктор химических наук, профессор Александр Семенович Гинзберг (1870–1937). Помимо научных трудов по фармацевтической химии, фармакологии, органической химии, он создал труды о фармацевтическом образовании, являлся участником дискуссий на эту тему в научных, педагогических и профессиональных кругах 1900–1910-х гг., основоположником подхода к обучению провизоров [8, с. 266].

В 1919 г. именно он стал директором первого в России специального фармацевтического вуза – Петроградского химико-фармацевтического института (ныне Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет). Выпускник Варшавского университета А.С. Гинзберг после защиты магистерской диссертации в 1897 г. в Императорской медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова) посвятил всю свою жизнь преподаванию химии и фармации. В 1898 г. стал преподавателем кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии Женского медицинского института (ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова). Александр Семенович параллельно вел занятия как приват-доцент Императорской медико-хирургической академии.

Открытие в 1897 г. Санкт-Петербургского женского медицинского института – важный этап в развитии высшего фармацевтического образования. В институт принимались девушки и женщины не моложе 21 года, в рамках медицинской подготовки был учрежден курс подготовки к фармацевтической деятельности. С 1906 г. институту было предоставлено право «производить испытание лиц женского пола на звание провизора, аптекарского помощника, а также на степень магистра фармации, с выдачею соответственных дипломов», что было беспрецедентно для дореволюционной высшей школы [5, с. 165].

В процессе преподавания фармацевтической химии на кафедре фармакогнозии Женского медицинского института в 1898–1900 гг. А.С. Гинзберг пришел к выводу, что преподавание химии для врачей в целом было несистематичным, он выступил с предложением пересмотра учебного плана. Александр Семенович предложил изменить преподавание некоторых общенаучных дисциплин и объем часов на изучение  того или иного вида химии [9, с. 1–3].

Первая проблемная статья Гинзберга, опубликованная в 20-м номере еженедельной газеты «Русский врач», – «О постановке преподавания общей и прикладной химии в наших медицинских школах» (1902), была текстом сообщения на XI Съезде естествоиспытателей и врачей (20–30 декабря 1901 г., Санкт-Петербург).

По его мнению, проблема медицинских школ заключалась не в отсутствии химических кафедр, а в недостатке учебных часов по химическим дисциплинам. Он предложил новую структуру учебного процесса. На первом курсе необходимо преподавать всю теоретическую основу: неорганическую, органическую и аналитическую химию, основы теории и систематику. На первом курсе не нужно пытаться обучить всей химии целиком, а на втором курсе следует читать физиологическую и фармацевтическую химию и гигиену [9, с. 1–3].

В другой статье «К вопросу об однообразии систематики (с дидактической точки зрения) отделов фармации в современных медицинских и фармацевтических школах» (1902) он пришел на основе практической деятельности в качестве педагога к следующему выводу: «Фармацевтическая химия и фармакогнозия должны преподаваться студентам-медикам и фармацевтам разно; первые должны удовлетворительно ознакомиться с основами обоих предметов и с главнейшими удобоисполнимыми приемами; вторые должны быть основательно знакомы с подробностями и теоретической и практической стороны этих главных ветвей фармации» [10, с. 5]. При этом «практические занятия и материал, изучаемый особенно фармацевтами при кафедрах фармацевтической химии и фармакогнозии, должны быть значительно расширены, теснее переплетаясь с соседними областями этих же специальностей» [10, с. 5]. Гинзберг призывал углубить профессиональную подготовку фармацевтов по одному из главных для них предметов – фармацевтической химии. Таким образом, в отечественной педагогике он один из первых поставил вопрос о соотношении общенаучных и специальных знаний в подготовке фармацевтов.

В статье «О системе среднего и высшего образования фармацевтов и о форме согласования ее с вводимыми реформами Министерства Народного Просвещения» (1902) А.С. Гинзберг негативно отозвался об уменьшении требования к минимальному образованию фармацевтов – четырехклассное образование. Он считал, что фармацевты должны иметь гимназическое образование не менее 7 классов, требовал пресечь поступление в аптеки «14-ти летнего мальчика, едва окончившего 4 класса» [11, с. 492].

Вопрос о реформе высшего фармацевтического образования волновал Гинзберга, главной проблемой он считал унификацию высшего фармацевтического образования под единые стандарты высшей школы в России [11, с. 492–493].

В начале ХХ в. подготовка фармацевтов значительно отличалась от подготовки других специалистов, так как не существовало специализированного факультета, обучение велось по медицинским специальностям. Высшее ученое звание магистра фармации защищали в виде диссертации в Медико-хирургической академии или в нескольких университетах страны.

В своих статьях и выступлениях А.С. Гинзберг постоянно ратовал за практическое обучение фармацевтов, называл аптеки школами. По его мнению, практическое освоение фармации способствовало бы 3 целям: 1) подготовка для аптек специалистов; 2) работа в аптеке профессионалов, пользующихся уважением как врачей, так и посетителей; 3) адаптация теоретически приготовленных фармацевтов к требованиям практической жизни и фармацевтической деятельности [11, с. 493].

Необходимость открытия самостоятельного учебного заведения для фармацевтов осознавалась как профессиональной общественностью, так и учеными-педагогами медицинских вузов и факультетов. Значительная часть общественности понимала, что законодательная база образования, принятая в «Уставе врачебном» (1857 г.), окончательно устарела к началу ХХ в.

В начале ХХ в. Александр Семенович участвовал в разработке нескольких проектов создания специализированного учебного заведения, призванного обеспечить аптечное дело высокообразованными специалистами.

В 1900 г. А.С. Гинзберг вместе с петербургскими провизорами М.Б. Трофимовым и Б.М. Шаскольским состоял в комиссии при Санкт-Петербургском фармацевтическом обществе, где они разработали проект фармацевтического института с 4-летним курсом обучения. Для его постройки и оборудования требовалась сумма около 300 000 рублей и ежегодно 95 000 рублей [12, с. 409]. Подобных сумм у общества не было, и проект так и остался на бумаге.

В 1904 г. школьная комиссия при обществе разработала проект преобразования лаборатории общества в Фармацевтический институт, который должен был стать площадкой для практических занятий, а Военно-медицинская академия должна была обеспечить теоретическую подготовку. Только через 7 лет, в 1911 г., в Государственную думу был внесен проект закона о реформе фармацевтического дела, который предлагал трехлетнее образование фармацевтов с широким спектром практических занятий, но закон так и не был принят депутатами.

В 1910 г. в профессиональном сообществе шла бурная дискуссия о будущем фармацевтического образования, в ходе которой были предложены две противоположные точки зрения. Первая заключалась в том, что было необходимо готовить специалистов при университетах и военно-медицинской академии, вторая признавала целесообразным создать самостоятельный фармацевтический институт. В этой дискуссии А.С. Гинзберг придерживался мнения, что не так важно, где учить, а необходимо обеспечить фундаментальную подготовку и наличие обязательного годичного стажа работы в аптеке.

Согласно проекту Министерства народного просвещения, аптекарей планировали готовить на курсах университетов, Военно-Медицинской академии и Санкт-Петербургского женского медицинского института. А.С. Гинзберг считал, что для получения звания кандидата фармации или магистра необходим годичный стаж работы в аптеке [13, с. 12].

В 1913 г. на Российском фармацевтическом съезде в Петербурге обсуждались проблемы реформы фармацевтического образования, его выделение в отдельную специальность. На съезде А.С. Гинзберг обозначил одну из ключевых проблем подготовки кадров для фармации – несовершенство отбора на курсы провизоров и фармацевтов. Александр Семенович считал, что необходимо: «привлекать к аптечной деятельности здоровые и образованные элементы нашего юношества <…> пора прекратить доступ в корпорацию еще незрелых и не получивших законченного среднего образования элементов» [13, с. 5]. А.С. Гинзберг отстаивал уровень образования не ниже полного среднего учебного заведения: «<…>озабочиваясь созданием образованных фармацевтов, целесообразно искать равнодействующую между интересами молодого фармацевта и интересами аптеки <…> несправедливо и рискованно было бы лишать современные аптеки молодых, еще не строго квалифицированных рабочих рук», – писал А.С. Гинзберг [13, с. 5].

Приобретение в аптеке практического опыта, по мнению Гинзберга, позволит молодым людям в процессе получения высшего образования критически и сознательно осуществлять учебную деятельность. Александр Семенович подчеркивал, что фармацевтическая профессия может привлекать лиц из необеспеченных слоев общества, так как «по окончании среднего учебного заведения <можно>поступить в аптеку и немедленно зарабатывать деньги» [13, с. 6]. В области программы обучения Гинзберг считал, что необходимо увеличить курс обучения в высших фармацевтических отделениях с 3 до 4 лет, а также пересмотреть все программы и общую постановку дела.

Итогом прошений и предложений от фармацевтического сообщества стало принятие в 1915 г. министерством народного просвещения резолюции, по которой в условиях военного времени и при недостатке кадров было необходимо организовать химико-фармацевтические курсы при Новороссийском и Томском университетах и Петроградском женском медицинском институте. По проекту министерства, по окончании курсов и прохождении годичной практики выпускникам присваивалась степень провизора. Из-за нехватки учебных мест вузы отказались от открытия курсов.

Петроградский университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), как свидетельствовал А.С. Гинзберг, отказался от этого проекта Министерства народного просвещения, так как руководство планировало на химическом отделении открыть кафедру фармацевтической химии и фармакологии для ознакомления будущих химиков, начиная с 4-го курса, с вопросами фармации [12, с. 419]. В итоге кафедра так и не была создана.

Единственным полноценным учебным заведением, где систематично занимались подготовкой фармацевтических кадров, был частный Психоневрологический институт, открытый В.М. Бехтеревым в 1907 г. В 1915 г. при институте было организовано фармацевтическое отделение на медицинском факультете с трехлетним курсом обучения. Как особо отмечал его декан А.С. Гинзберг в 1915–1919 гг., в ходе обучения давалось «не только профессиональное образование, но и довольно широкое гуманитарно-социологическое» [12, с. 419]. На него он возлагал большие надежды, по его мнению, оно призвано «вершить свою судьбу на пользу страждущих и здоровых, на пользу населения и производительных его сил» [12, с. 421].

В годы Первой мировой войны Александр Семенович был обеспокоен отсутствием в России химико-фармацевтической промышленности, тем, что в США, Германии, Франции, Швейцарии и Великобритании она была создана частной инициативой фармацевтов, которые зарабатывают огромные деньги, экспортируя лекарства в Россию [14, с. 7–9].

В статье «О новых направлениях в вопросе фармацевтического образования» (1915) он высказал свою мысль, что фармацевты нужны и для развития сельского хозяйства, которое являлась основным видом деятельности населения аграрной России. Александр Семенович считал, что специалисты отрасли могут «с легкостью указать, где и как следовало бы развивать культуры лекарственных растений, где полезно будет развивать душистые растения, как повышать урожайность и пр.» [12, с. 8].

А.С. Гинзберг уделял серьезное внимание методическому обеспечению образовательного процесса, публиковал свои педагогические работы в области фармацевтических специальных дисциплин, в 1914 г. вышли его программы аттестации в Женском медицинском институте по фармацевтической химии и фармакогнозии [15, 16].

Заключение

В начале ХХ в. высшее фармацевтическое образование находилось в стадии реформирования, в профессиональной печати и на государственном уровне шли бурные дискуссии относительно его будущего. В данной работе дана развернутая характеристика педагогических работ ученого-химика А.С. Гинзберга. В них он рассматривал проблемы профессиональной этики, воспитания не только специалиста, но и человека – гражданина своего Отечества. Он призывал аптекарей не только заниматься продажей лекарств и прибыли, но и «активно участвовать в государственно важном деле охранения народного здравия» [12, c. 8]. Он считал, что при аптеках необходимо развивать лаборатории, которые позволяли бы вести поиск болезней и снять часть работы с врачей.

Сквозь призму его статей можно проследить историю фармацевтического образования, выявить влияние работ Гинзберга на дальнейшее его развитие. В своих педагогических статьях он отстаивал высокий образовательный уровень для фармацевтов, призывал расширить как специальную, так и общенаучную подготовку, в том числе и гуманитарную. В процессе образования ведущую роль отдавал химии – не только фармацевтической, но другим ее видам, отстаивал расширение программы лабораторных работ. Одну из насущных проблем в подготовке специалиста в высшей школе он видел в отсутствии годичного стажа работы в аптеке, позволяющего молодым людям более осознанно получать образование.

В истории высшего фармацевтического образования А.С. Гинзберг внес весомый вклад в разработку системы подготовки кадров, его педагогические работы – фундамент профессионального образования, а многие его идеи нашли отражение не только в публикациях в журналах и брошюрах, но и в дальнейшем пути создания и организации учебных заведений медико-фармацевтического профиля.