Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА ХХ В.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПУБЛИКАЦИЙ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА А.С. ГИНЗБЕРГА

Степанов С.В. 1 Воробьева С.А. 1 Завершинская Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России
В статье прослежена история высшего фармацевтического образования в начале ХХ в. на основе анализа публикаций ученого-химика и педагога Александра Семеновича Гинзберга (1870–1937). К 1900-м гг. наметился существенный кризис в подготовке кадров для аптек, так как существовавшая система не была унифицирована с другими специальностями высшего образования. В ходе исследования выделены ключевые педагогические проблемы высшего фармацевтического образования, неоднократно затронутые им в статьях: возрастной ценз, наличие стажа работы в аптеке, роль химии в образовательном процессе, соотношение специальных и общенаучных дисциплин, подготовка кадров для химико-фармацевтической промышленности и проблемы профессиональной этики. В профессиональной среде и среди чиновников шли бурные дискуссии относительно путей развития высшего образования в области фармации. Среди представителей профессиональных кругов яркую позицию, характеризующую их в целом, занял ученый и преподаватель высших медицинских учебных заведений А.С. Гинзберг. До Великой российской революции 1917 г. он участвовал в государственных и общественных программах создания отраслевого института, идея которого неоднократно выдвигалась как учеными и практиками, так и в решениях Государственной Думы, но ей не суждено было быть реализованной. Полноценный вуз был создан лишь в 1919 г. – Петроградский химико-фармацевтический институт (ныне Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет), отцом-основателем и первым директором которого стал А.С. Гинзберг. В становлении образовательного процесса во впервые созданных в СССР отраслевых вузах медико-фармацевтического профиля имели немалое значение педагогические воззрения, опубликованные и апробированные в учебной деятельности до революции 1917 г.
а.с. гинзберг
Педагогические взгляды
фармацевтическое образование
преподавание фармацевтической химии
санкт-петербургский химико-фармацевтический университет
1. Коротеева Н. Н. Становление и развитие фармацевтического образования в России в XVII начале XX вв. // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 2 (78). С. 161-166.
2. Сергеева М.С. История фармацевтического образования в России: традиции и современность // Роль медицинских вузов в подготовке медицинских кадров: исторические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой открытию музея истории Иркутского государственного медицинского университета, в рамках празднования 355-летия города Иркутска. Иркутск: "Иркутский государственный медицинский университет", 2016. С. 141-146.
3. Гурьянов П.С. История фармации и проблемы фармацевтического образования // История медицины в собраниях архивов, библиотек и музеев: материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., и VII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Волгоградского государственного медицинского университета. Волгоград, 2020. С. 263-271.
4. Лагуткина Т.П., Лоскутова Е.Е., Косова И.В., Дорофеева В.В., Грибкова Е.И. Модернизация содержания обучения истории фармации в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8801 (дата обращения: 20.03.2021).
5. Коротеева Н.Н. История фармации (XVI - начало XX вв.). Курск: Курский государственный технический университет, 2006. 303 с.
6. Алова Н.Н. Подготовка и использование фармацевтических кадров (XIX - XX - XXI века) на примере Санкт-Петербурга: автореф. дис. … канд. фарм. наук. Санкт-Петербург, 2004. 24 с.
7. Наркевич И.А., Звягин Ю.Ю, Воробьева С.А., Перелыгин В.В., Доброва Д.О. Он создал современного фармаколога // Формулы фармации. 2019. Т. 1. № 1. С. 95-102.
8. Ботанико-фармакогностический словарь / Под ред. К.Ф. Блиновой, Г.П. Яковлева. М. : Высш. школа, 1990. 270 с.
9. Гинзберг А.С. О постановке преподавания общей и прикладной химии в наших медицинских школах: (Сообщ. на XI Съезде естествоиспытателей и врачей). СПб.: тип. Я. Трей, ценз. 1902. 10 с.
10. Гинзберг А.С. К вопросу об однообразии систематики (с дидактической точки зрения) отделов фармации в современных медицинских и фармацевтических школах. СПб.: тип. Я. Трей, 1902. 5 с.
11. Гинзберг А.С. О системе среднего и высшего образования фармацевтов и о форме согласования ее с вводимыми реформами Министерства Народного Просвещения // Фармацевтический журнал. 1902. № 29. 17 июля. С. 477-478; № 30. 24 июля. С. 492-493.
12. Гинзберг А.С. О новых направлениях в вопросе фармацевтического образования // Фармацевтический журнал. 1915. № 42. С. 409-411; № 43. С. 419-421.
13. Гинзберг А.С. К вопросу об общем и специальном образовании фармацевтов: Докл. проф. А.С. Гинзберга на Рос.фармацевт. съезде. СПб.: Типо-лит. А. Винеке, 1913. 12 с.
14. Гинзберг А.С. О лекарственной помощи в Англии и С.-Американских С. Штатах. СПб.: тип. Я. Трей, 1911. 8 с.
15. Штаерман М.Я. Конспект по фармакогнозии и фармацевтической химии: Сост. по Mentin'у и лекциям проф. А.С. Гинзберга: Применительно к требованиям на выпускных экзаменах. СПб. : кн. маг. В.П. Анисимова, 1914. 97 с.
16. Гинзберг А.С. Программа по фармацевтической химии. СПб.: Бюро труда Ж.М.И., 1914. 8 с.

История возникновения многих университетов тесно связана с творчеством мыслителей, ставших их основателями и давших серьезный толчок развитию культуры, науки, просвещения, вопросам подготовки кадров и профессионального образования, со своими идеями они выступали на страницах профессиональных и универсальных изданий. История фармацевтического образования и подготовки фармацевтических кадров в России является одним из важнейших компонентов формирования профессионального сознания специалистов-фармацевтов.

В последнее десятилетие вопросы истории фармацевтического образования получают развитие как в историко-медицинских, так и в историко-фармацевтических исследованиях, среди публикаций последних лет наибольший интерес представляют статьи Н.Н. Коротеевой, М.С. Сергеевой, П. С. Гурьянова и др. [1–4]. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесла доктор исторических наук Н.Н. Коротеева, рассмотревшая в своей монографии «История фармации (XVI – начало XX вв.)» основные вехи истории фармацевтического образования [5]. Проблемы фармацевтического образования рубежа XIX – начала ХХ вв. рассмотрены в диссертационном исследовании Н.Н. Аловой [6]. Одному из основателей высшего фармацевтического образования в России А.С. Гинзбергу посвящена отдельная биографическая статья, но из-за широты его деятельности развернутая характеристика педагогических взглядов ученого не получила развития [7].

Цель исследования – проанализировать историю профессионального фармацевтического образования в России в начале ХХ в., взгляды профессиональной общественности на путь развития высшего образования, а также выявить вклад преподавателя курса фармацевтической химии А.С. Гинзберга (1870–1937) в решение организационных и учебно-методических проблем фармацевтического образования, которые нашли практическое воплощение в последующей истории фармацевтического образования в СССР.

Материалы исследования основываются на анализе работ А.С. Гинзберга о профессиональном образовании, вышедших в 1900–1915 гг., которые первоначально были опубликованы в профессиональных изданиях по медицине и фармации: «Русский врач», «Фармацевтический журнал», затем вышли в виде отдельных брошюр-оттисков.

Методологическую основу исследования составляют принципы исторического научного познания: историзм, системность, преемственность, методами исследования являются контент-анализ, сравнительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Основоположником фармацевтического образования в нашей стране в ХХ в. является выдающийся ученый, доктор химических наук, профессор Александр Семенович Гинзберг (1870–1937). Помимо научных трудов по фармацевтической химии, фармакологии, органической химии, он создал труды о фармацевтическом образовании, являлся участником дискуссий на эту тему в научных, педагогических и профессиональных кругах 1900–1910-х гг., основоположником подхода к обучению провизоров [8, с. 266].

В 1919 г. именно он стал директором первого в России специального фармацевтического вуза – Петроградского химико-фармацевтического института (ныне Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет). Выпускник Варшавского университета А.С. Гинзберг после защиты магистерской диссертации в 1897 г. в Императорской медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова) посвятил всю свою жизнь преподаванию химии и фармации. В 1898 г. стал преподавателем кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии Женского медицинского института (ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова). Александр Семенович параллельно вел занятия как приват-доцент Императорской медико-хирургической академии.

Открытие в 1897 г. Санкт-Петербургского женского медицинского института – важный этап в развитии высшего фармацевтического образования. В институт принимались девушки и женщины не моложе 21 года, в рамках медицинской подготовки был учрежден курс подготовки к фармацевтической деятельности. С 1906 г. институту было предоставлено право «производить испытание лиц женского пола на звание провизора, аптекарского помощника, а также на степень магистра фармации, с выдачею соответственных дипломов», что было беспрецедентно для дореволюционной высшей школы [5, с. 165].

В процессе преподавания фармацевтической химии на кафедре фармакогнозии Женского медицинского института в 1898–1900 гг. А.С. Гинзберг пришел к выводу, что преподавание химии для врачей в целом было несистематичным, он выступил с предложением пересмотра учебного плана. Александр Семенович предложил изменить преподавание некоторых общенаучных дисциплин и объем часов на изучение  того или иного вида химии [9, с. 1–3].

Первая проблемная статья Гинзберга, опубликованная в 20-м номере еженедельной газеты «Русский врач», – «О постановке преподавания общей и прикладной химии в наших медицинских школах» (1902), была текстом сообщения на XI Съезде естествоиспытателей и врачей (20–30 декабря 1901 г., Санкт-Петербург).

По его мнению, проблема медицинских школ заключалась не в отсутствии химических кафедр, а в недостатке учебных часов по химическим дисциплинам. Он предложил новую структуру учебного процесса. На первом курсе необходимо преподавать всю теоретическую основу: неорганическую, органическую и аналитическую химию, основы теории и систематику. На первом курсе не нужно пытаться обучить всей химии целиком, а на втором курсе следует читать физиологическую и фармацевтическую химию и гигиену [9, с. 1–3].

В другой статье «К вопросу об однообразии систематики (с дидактической точки зрения) отделов фармации в современных медицинских и фармацевтических школах» (1902) он пришел на основе практической деятельности в качестве педагога к следующему выводу: «Фармацевтическая химия и фармакогнозия должны преподаваться студентам-медикам и фармацевтам разно; первые должны удовлетворительно ознакомиться с основами обоих предметов и с главнейшими удобоисполнимыми приемами; вторые должны быть основательно знакомы с подробностями и теоретической и практической стороны этих главных ветвей фармации» [10, с. 5]. При этом «практические занятия и материал, изучаемый особенно фармацевтами при кафедрах фармацевтической химии и фармакогнозии, должны быть значительно расширены, теснее переплетаясь с соседними областями этих же специальностей» [10, с. 5]. Гинзберг призывал углубить профессиональную подготовку фармацевтов по одному из главных для них предметов – фармацевтической химии. Таким образом, в отечественной педагогике он один из первых поставил вопрос о соотношении общенаучных и специальных знаний в подготовке фармацевтов.

В статье «О системе среднего и высшего образования фармацевтов и о форме согласования ее с вводимыми реформами Министерства Народного Просвещения» (1902) А.С. Гинзберг негативно отозвался об уменьшении требования к минимальному образованию фармацевтов – четырехклассное образование. Он считал, что фармацевты должны иметь гимназическое образование не менее 7 классов, требовал пресечь поступление в аптеки «14-ти летнего мальчика, едва окончившего 4 класса» [11, с. 492].

Вопрос о реформе высшего фармацевтического образования волновал Гинзберга, главной проблемой он считал унификацию высшего фармацевтического образования под единые стандарты высшей школы в России [11, с. 492–493].

В начале ХХ в. подготовка фармацевтов значительно отличалась от подготовки других специалистов, так как не существовало специализированного факультета, обучение велось по медицинским специальностям. Высшее ученое звание магистра фармации защищали в виде диссертации в Медико-хирургической академии или в нескольких университетах страны.

В своих статьях и выступлениях А.С. Гинзберг постоянно ратовал за практическое обучение фармацевтов, называл аптеки школами. По его мнению, практическое освоение фармации способствовало бы 3 целям: 1) подготовка для аптек специалистов; 2) работа в аптеке профессионалов, пользующихся уважением как врачей, так и посетителей; 3) адаптация теоретически приготовленных фармацевтов к требованиям практической жизни и фармацевтической деятельности [11, с. 493].

Необходимость открытия самостоятельного учебного заведения для фармацевтов осознавалась как профессиональной общественностью, так и учеными-педагогами медицинских вузов и факультетов. Значительная часть общественности понимала, что законодательная база образования, принятая в «Уставе врачебном» (1857 г.), окончательно устарела к началу ХХ в.

В начале ХХ в. Александр Семенович участвовал в разработке нескольких проектов создания специализированного учебного заведения, призванного обеспечить аптечное дело высокообразованными специалистами.

В 1900 г. А.С. Гинзберг вместе с петербургскими провизорами М.Б. Трофимовым и Б.М. Шаскольским состоял в комиссии при Санкт-Петербургском фармацевтическом обществе, где они разработали проект фармацевтического института с 4-летним курсом обучения. Для его постройки и оборудования требовалась сумма около 300 000 рублей и ежегодно 95 000 рублей [12, с. 409]. Подобных сумм у общества не было, и проект так и остался на бумаге.

В 1904 г. школьная комиссия при обществе разработала проект преобразования лаборатории общества в Фармацевтический институт, который должен был стать площадкой для практических занятий, а Военно-медицинская академия должна была обеспечить теоретическую подготовку. Только через 7 лет, в 1911 г., в Государственную думу был внесен проект закона о реформе фармацевтического дела, который предлагал трехлетнее образование фармацевтов с широким спектром практических занятий, но закон так и не был принят депутатами.

В 1910 г. в профессиональном сообществе шла бурная дискуссия о будущем фармацевтического образования, в ходе которой были предложены две противоположные точки зрения. Первая заключалась в том, что было необходимо готовить специалистов при университетах и военно-медицинской академии, вторая признавала целесообразным создать самостоятельный фармацевтический институт. В этой дискуссии А.С. Гинзберг придерживался мнения, что не так важно, где учить, а необходимо обеспечить фундаментальную подготовку и наличие обязательного годичного стажа работы в аптеке.

Согласно проекту Министерства народного просвещения, аптекарей планировали готовить на курсах университетов, Военно-Медицинской академии и Санкт-Петербургского женского медицинского института. А.С. Гинзберг считал, что для получения звания кандидата фармации или магистра необходим годичный стаж работы в аптеке [13, с. 12].

В 1913 г. на Российском фармацевтическом съезде в Петербурге обсуждались проблемы реформы фармацевтического образования, его выделение в отдельную специальность. На съезде А.С. Гинзберг обозначил одну из ключевых проблем подготовки кадров для фармации – несовершенство отбора на курсы провизоров и фармацевтов. Александр Семенович считал, что необходимо: «привлекать к аптечной деятельности здоровые и образованные элементы нашего юношества <…> пора прекратить доступ в корпорацию еще незрелых и не получивших законченного среднего образования элементов» [13, с. 5]. А.С. Гинзберг отстаивал уровень образования не ниже полного среднего учебного заведения: «<…>озабочиваясь созданием образованных фармацевтов, целесообразно искать равнодействующую между интересами молодого фармацевта и интересами аптеки <…> несправедливо и рискованно было бы лишать современные аптеки молодых, еще не строго квалифицированных рабочих рук», – писал А.С. Гинзберг [13, с. 5].

Приобретение в аптеке практического опыта, по мнению Гинзберга, позволит молодым людям в процессе получения высшего образования критически и сознательно осуществлять учебную деятельность. Александр Семенович подчеркивал, что фармацевтическая профессия может привлекать лиц из необеспеченных слоев общества, так как «по окончании среднего учебного заведения <можно>поступить в аптеку и немедленно зарабатывать деньги» [13, с. 6]. В области программы обучения Гинзберг считал, что необходимо увеличить курс обучения в высших фармацевтических отделениях с 3 до 4 лет, а также пересмотреть все программы и общую постановку дела.

Итогом прошений и предложений от фармацевтического сообщества стало принятие в 1915 г. министерством народного просвещения резолюции, по которой в условиях военного времени и при недостатке кадров было необходимо организовать химико-фармацевтические курсы при Новороссийском и Томском университетах и Петроградском женском медицинском институте. По проекту министерства, по окончании курсов и прохождении годичной практики выпускникам присваивалась степень провизора. Из-за нехватки учебных мест вузы отказались от открытия курсов.

Петроградский университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), как свидетельствовал А.С. Гинзберг, отказался от этого проекта Министерства народного просвещения, так как руководство планировало на химическом отделении открыть кафедру фармацевтической химии и фармакологии для ознакомления будущих химиков, начиная с 4-го курса, с вопросами фармации [12, с. 419]. В итоге кафедра так и не была создана.

Единственным полноценным учебным заведением, где систематично занимались подготовкой фармацевтических кадров, был частный Психоневрологический институт, открытый В.М. Бехтеревым в 1907 г. В 1915 г. при институте было организовано фармацевтическое отделение на медицинском факультете с трехлетним курсом обучения. Как особо отмечал его декан А.С. Гинзберг в 1915–1919 гг., в ходе обучения давалось «не только профессиональное образование, но и довольно широкое гуманитарно-социологическое» [12, с. 419]. На него он возлагал большие надежды, по его мнению, оно призвано «вершить свою судьбу на пользу страждущих и здоровых, на пользу населения и производительных его сил» [12, с. 421].

В годы Первой мировой войны Александр Семенович был обеспокоен отсутствием в России химико-фармацевтической промышленности, тем, что в США, Германии, Франции, Швейцарии и Великобритании она была создана частной инициативой фармацевтов, которые зарабатывают огромные деньги, экспортируя лекарства в Россию [14, с. 7–9].

В статье «О новых направлениях в вопросе фармацевтического образования» (1915) он высказал свою мысль, что фармацевты нужны и для развития сельского хозяйства, которое являлась основным видом деятельности населения аграрной России. Александр Семенович считал, что специалисты отрасли могут «с легкостью указать, где и как следовало бы развивать культуры лекарственных растений, где полезно будет развивать душистые растения, как повышать урожайность и пр.» [12, с. 8].

А.С. Гинзберг уделял серьезное внимание методическому обеспечению образовательного процесса, публиковал свои педагогические работы в области фармацевтических специальных дисциплин, в 1914 г. вышли его программы аттестации в Женском медицинском институте по фармацевтической химии и фармакогнозии [15, 16].

Заключение

В начале ХХ в. высшее фармацевтическое образование находилось в стадии реформирования, в профессиональной печати и на государственном уровне шли бурные дискуссии относительно его будущего. В данной работе дана развернутая характеристика педагогических работ ученого-химика А.С. Гинзберга. В них он рассматривал проблемы профессиональной этики, воспитания не только специалиста, но и человека – гражданина своего Отечества. Он призывал аптекарей не только заниматься продажей лекарств и прибыли, но и «активно участвовать в государственно важном деле охранения народного здравия» [12, c. 8]. Он считал, что при аптеках необходимо развивать лаборатории, которые позволяли бы вести поиск болезней и снять часть работы с врачей.

Сквозь призму его статей можно проследить историю фармацевтического образования, выявить влияние работ Гинзберга на дальнейшее его развитие. В своих педагогических статьях он отстаивал высокий образовательный уровень для фармацевтов, призывал расширить как специальную, так и общенаучную подготовку, в том числе и гуманитарную. В процессе образования ведущую роль отдавал химии – не только фармацевтической, но другим ее видам, отстаивал расширение программы лабораторных работ. Одну из насущных проблем в подготовке специалиста в высшей школе он видел в отсутствии годичного стажа работы в аптеке, позволяющего молодым людям более осознанно получать образование.

В истории высшего фармацевтического образования А.С. Гинзберг внес весомый вклад в разработку системы подготовки кадров, его педагогические работы – фундамент профессионального образования, а многие его идеи нашли отражение не только в публикациях в журналах и брошюрах, но и в дальнейшем пути создания и организации учебных заведений медико-фармацевтического профиля.


Библиографическая ссылка

Степанов С.В., Воробьева С.А., Завершинская Н.А. ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА ХХ В.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПУБЛИКАЦИЙ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА А.С. ГИНЗБЕРГА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30668 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674