Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF COOPERATION BETWEEN SCHOOL AND FAMILY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Eritsyan G.B. 1 Lalazaryan N.B. 2
1 School No.2after Khachatur Abovyan
2 School No.106 after Wartananc Aspetner
Only collaborative and well-coordinated work of both teachers and parents can give a noticeably positive dynamics in the process of teaching primary schoolchildren. The problem of academic failure was and remains the most pressing issue for both teachers and parents. To solve this problem, the classics of pedagogy and psychology have proposed a number of methods and approaches. The general axiomatic way of solving this problem practically does not exist due to the fact that the reasons for the emergence of children's academic failure are extremely diverse. As our studies have shown, with close cooperation of teachers and parents, it is possible to achieve certain success in solving issues related to the difficulties in mastering the primary school curriculum which will lead to improved students’ performance in general. To solve this problem, we planned and conducted, at least twice a week, extracurricular activities with unsuccessful children. In drawing up the program of extracurricular activities, both teachers and a school psychologist and a representative of the parents of unsuccessful children should participate. The program of extracurricular activities includes, along with questions on the subjects of the school curriculum, questions for overall development. In the process of extracurricular activities, the results of children's learning are checked in two stages, for which lists of questions are drawn up corresponding to two tasks. The first task is made up of general introductory questions. The second task consists of questions on the subjects of the school curriculum corresponding to the given academic year.
academic failure
extracurricular activities
complete family
single-parent family
curriculum
study
academic performance
analysis results
points

Успешное решение задачи воспитания и всестороннего развития детей возможно только в условиях активного взаимодействия семьи и школы.

С.Т. Шацкий был убежден, что культуру быта, которую ребенок приобретает в школе, он обязательно внесет и в быт своей семьи [1, с. 56–57].

Л.В. Бойбордова считает, что формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей – длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:

1) обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

2) организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей;

3) гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей школьника;

4) интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

5) управление взаимодействием детей и родителей [2, с. 156–158; 3, с. 12–19] .

Рассмотрим основные требования по перечисленным выше принципам:

1) создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу:

– взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

– учет личных проблем и трудностей, возникающих у родителей в воспитании детей;

– способность к оказанию психологической поддержки;

2) формирование общего воспитательного поля вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;

– взаимная договоренность между родителями и педагогами по основным направлениям воспитания школьника;

– единство требований и стиля отношения к ребенку;

– совместная деятельность педагога, детей и родителей;

3) опора на положительные качества родителей и детей;

– осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей;

– доверие к воспитательным возможностям родителей;

– недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;

– опора на сильные стороны семейного воспитания;

4) в этом принципе предусматриваются взаимное доверие и уважение, поддержка, помощь, ответственность по отношению друг к другу. В начале процесса развития ребенка доминирует семья. Когда ребенок идет в школу, на него также начинают воздействовать педагоги и одноклассники. В процессе формирования и развития ребенка участвуют не только семья и школа, но и окружающая его социальная среда.

Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей связано с эффектом раннего воспитания, согласно которому основы личного развития человека закладываются в раннем детстве, иногда даже до пятилетнего возраста [4].

П.П. Блонским было отмечено, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей [5] .

В воспитательной работе, особенно со школьниками младших классов, контакты между педагогами и родителями имеют важное значение [6]. В среднем, 69% опрошенных родителей учеников начальных классов являются сторонниками необходимости тесного сотрудничества с педагогами. Родители должны всемерно поддерживать авторитет учителя в глазах ребенка, критика школьных педагогов в присутствии детей является совершенно неприемлемой. Из опрошенных родителей 77% считают, что критика в адрес педагогов в присутствии детей всегда приводит к возникновению и углублению недопонимания, в целом способствуя появлению негативных взаимоотношений между учениками и учителями.

С целью приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

– различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);

– совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, празднования дней рождений);

– совместные с родителями семинары по темам, связанным с патриотическим воспитанием школьников, а также с приобщением последних к новшествам и достижениям научно-технического прогресса в понятном и соответствующем их возрасту и интеллектуальной подготовке контексте.

При тесных и плодотворных взаимоотношениях между классным руководителем и родителями значительно облегчаются разработки мероприятий, направленных на борьбу как с полной, так и с частичной неуспеваемостью учащихся.

Перед началом учебного года предлагается проводить дифференцирование неуспевающих школьников в соответствии с их общими знаниями, навыками и способностями согласно их возрасту. Дифференцирование дает возможность под началом классного руководителя при активном участии педагогов-предметников, школьного психолога и представителя родителей разработать план мероприятий для организации внеклассных занятий для неуспевающих детей. Указанный метод является новым, не имеющим аналога в научной литературе. Уровень знания неуспевающих детей проверяется заданием № 1.

Задание № 1

1. Фамилия, имя и отчество родителей.

2. Количество и наименования предметов школьной программы.

3. Времена года.

4. Число дней в году.

5. Число часов в сутки.

6. Число минут в часе.

7. Число секунд в минуте.

8. Число месяцев в году.

9. Число мальчиков и девочек в вашем классе.

10. Адрес вашей школы.

По указанному заданию проверялись неуспевающие дети из полных и неполных семьей, четырех классов – 3а, 3б, 3в, 3г школы № 2 им. Х. Абовяна г. Еревана РА. Ниже приводится число неуспевающих детей полных и неполных семьей:

3а – неуспевающих учеников 5: 3 из полных и 2 из неполных семей;

3б – неуспевающих ученика 4: 3 из полных и 1 из неполной семьи;

3в – неуспевающих ученика 4: 2 из полных и 2 из неполных семей;

3г – неуспевающих учеников 6: 2 из полных и 4 из неполных семей.

За правильный ответ на каждый вопрос присуждается 1 балл.

Ниже в таблице 1 приводятся результаты опросов детей по заданию № 1.

Таблица 1

Результаты опросов детей из полных и неполных семей по заданию № 1

 

 

КЛАССЫ

 

ИМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, СОЦ.ПОЛОЖЕНИЕ

 

ОТВЕТЫ ПО БАЛЛАМ

ОБЩ.

НОМЕРА ВОПРОСОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

Из полных семей 1. Артур 2. Нвард 3. Сурен

Из неполных семьей 1. Роза

2. Сона

 

1,0 - -

- -

 

1,0 - -

 

-

1,0

- 1,0 –

 

- 1,0

 

- - 1,0

 

1,0 -

 

- 1,0 -

 

- -

 

1,0 - 1,0

 

- -

- - 1,0

 

- -

 

- - 1,0

 

1,0 -

 

1,0 1, 0 1, 0

 

1,0 1, 0

 

 

1,0

1,0

-

 

-

-

5,0 4,0 5,0

 

3,0 3, 0

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

1,0

2,0

2,0

2,0

1,0

2,0

1,0

2,0

5,0

2,0

20,0

 

Из полных семьей 1. Николай 2. Таня

3. Лаура Из неполных семьей 1. Анушик

 

1,0 1, 0

-

 

-

1,0 - 1,0

 

-

- - 1,0

 

-

1,0 1, 0 1,0

 

-

- - 1,0

 

1,0

1,0 1, 0 -

 

-

- - -

 

-

1,0 1, 0 1,0

 

-

1,0 1, 0 1,0

 

1,0

- - -

 

-

 

6,0 5,0 6,0

 

2,0

ИТОГО

 

2,0

2,0

1,0

3,0

2,0

2,0

-

3,0

4,0

-

19,0

 

 

Из полных семьей 1. Артем

2. Сильва

 

-

1,0

1,0 -

- -

1,0 1, 0

- -

- -

-

1,0

1,0 –

- 1,0

1,0 -

4,0

4,0

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

Из неполных семьей 1. Варсеник

2. Элиза

 

- 1,0

 

1,0 -

 

- -

 

1,0 -

 

- -

 

- -

 

- -

 

- 1,0

 

1,0 1, 0

 

-

-

 

3,0

3,0

ИТОГО

 

2,0

2,0

-

3,0

-

-

1,0

2,0

3,0

1,0

14,0

 

 

 

 

Из полных семьей 1. Ншан 2. Владимир Из неполных семьей 1. Нуне

2. Света

3. Аревик 4. Вазген

 

1,0

-

 

 

1,0

-

-

-

1,0

1,0

 

1,0

-

1,0

1,0

 

1,0

-

 

1,0

-

-

-

 

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0

1,0

 

-

1,0

 

-

1,0

-

-

 

1,0

-

 

-

-

-

1,0

 

-

-

 

-

-

-

-

 

1,0

1,0

 

1,0

1,0

1,0

-

 

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0

1,0

 

-

1,0

 

-

-

-

-

5,0

6,0

 

6,0

4,0

4,0

4,0

ИТОГО

 

2,0

5,0

2,0

5,0

2,0

2,0

-

5,0

5,0

1,0

29,0

Задания считаются выполненными, если число правильных ответов на вопросы, представленные в таблице 1, как по классам, так и в отдельности школьниками, составляет не менее 50%.

Проведем анализ результатов, представленных в таблице 1, по отдельным классам.

1. 3a – суммарные баллы, полученные школьниками, от теоретического. Составляют 40% (20/50•100). В данном классе только два ученика (Артур и Сурен) смогли ответить на вопросы на 50%. Ответы остальных школьников (3 девочек) не оценивались. Доля баллов, полученных детьми из полных семей, – 0,7,а из неполных семей – 0,3. Доля положительных ответа на вопросы у мальчиков равна 0,59, а у девочек – 0,41. Из этих данных следует, что мальчики в 1,5 раза лучше справились с заданием.

2. 3b – суммарные баллы, полученные школьниками, от теоретического составляют 47,5% (19/40•100). В классе трое школьников (Николай, Таня и Лаура) смогли набрать более 50%. В этом классе только Анушик набрала всего 2,0 балла. Доля баллов, набранных школьниками из полных семей, – 0,89, из неполных семей – 0,11. В среднем мальчики в 8,1 раза лучше справились с заданием, чем Анушик – ученица, набравшая самые низкие баллы.

3. 3в – ответы школьников на вопросы задания составили 35% от теоретического (14/40•100). Доля баллов детей из полных семей – 0,57,из неполных семей – 0,43. Доля баллов мальчиков – 0,54, а девочек – 0,46. Мальчики в 1,17 раза лучше справились с заданием, чем девочки.

4. 3г – Ответы детей на вопросы задания 48,33 % от теоретического (29/60•100). Доля баллов детей полных семей составляет 0,55, а из неполных семей – 0,45. Доля баллов мальчиков – 0,52, а девочек – 0,48. Мальчики справились с заданием в 1,1 раза лучше, чем девочки.

Таким образом, из четырех классов (3a, 3б, 3в, 3г) – 18 опрошенных неуспевающих детей – только 8 школьников показали относительно неплохие знания по общим, сравнительно несложным вопросам. Из указанного числа детей только 5 входят в категорию полностью неуспевающих (эти дети набрали до 4 баллов).

Далее классный руководитель разрабатывает стратегию мероприятий по организации внеклассных занятий с неуспевающими детьми, как уже упоминалось выше, при активном участии педагогов-предметников, психолога и представителей родителей.

Уровень знания неуспевающих детей после завершения внеклассных занятий проверяется заданием № 2.

Вопросы на задания № 2

1. Количество букв в армянском алфавите.

2. Гласные и согласные буквы в армянском алфавите.

3. Составьте предложение из заданных слов: зеленый, поляна, цветы.

4. На дереве сидели 10 воробьев и 5 голубей. Улетели 7 воробьев и 3 голубя. Сколько птиц осталось сидеть на дереве?

5. Из чисел от 1 до 20 выбрать те, которые делятся на 2.

6. Какой самый большой океан?

7. Назвать времена года.

8. Чем отличаются фрукты от овощей?

9. Назвать травоядных и плотоядных животных.

10. Назвать домашних и диких животных.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Таблица 2

Вопросы и ответы на задания № 2

 

 

КЛАССЫ

 

ИМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, СОЦ. ПОЛОЖЕНИЕ

 

 

ОТВЕТЫ ПО БАЛЛАМ

ОБЩ.

НОМЕРА ВОПРОСОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

Из полных семей 1. Артур 2. Нвард 3. Сурен Из неполных семей 1. Роза

2. Сона

 

1,0 1, 0 1, 0

 

1,0

1,0

1,0 1, 0 -

 

-

-

- 1,0 1, 0

 

-

1,0 - 1,0

 

- -1,0

1

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0 1, 0

-

 

1,0 -

- 1,0 1, 0

 

- -

 

- 1,01,0

 

1,0 1, 0

 

1,0 - -

 

1,0 1, 0

 

 

1,0

1,0

1,0

 

1,0

-

7,0 7, 0 7, 0

 

6,0 5,0

ИТОГО

 

5,0

2,0

3,0

2,0

4,0

3,0

2,0

4,0

3,0

4,0

32,0

 

Из полных семей 1. Николай 2. Таня

3. Лаура Из неполных семей 1. Анушик

 

1,0 1, 0 1,0

 

-

1,0 1,01,0

 

-

- 1,0 -

 

-

1,0 - -

 

-

1,0 - -

 

-

1,0 1, 0 1,0

 

-

1,0 - -

 

1,0

1,0 1, 0 1, 0

 

1,0

1,0 1, 0 1,0

 

-

1,0

1,0 1, 0

 

1,0

9,0 7,0 6,0

 

3,0

ИТОГО

 

3,0

3,0

1,0

1,0

2,0

3,0

2,0

4,0

3,0

4,0

25,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

 

Из полных семьей 1. Артем

2. Сильва

Из неполных семьей 1. Варсеник

2. Элиза

1,0 1, 0

 

1,0 1, 0

1,0 -

 

- -

1,0 -

- -

- 1,0

 

- -

- 1,0

 

- -

- -

 

1,0 -

1,0 -

 

1,0 1, 0

1,0 1, 0

 

- 1,0

- 1,0

 

- 1,0

1,0 1, 0

 

1,0

1,0

6,0

6,0

 

4,0

5,0

ИТОГО

 

4,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

3,0

3,0

2,0

4,0

21,0

 

 

 

Из полных семьей 1. Ншан 2. Владимир Из неполных семьей 1. Нуне

2. Света

3. Аревик 4. Вазген

1,0

1,0

 

1,0

-

1,0

1,0

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0

-

 

-

-

 

1,01,0

-

1,0

 

1,0

1,0

 

-

-

-

-

 

1,0

1,0

 

1,0

-

1,0

1,0

 

-

-

 

1,0

1,0

-

1,0

 

1,0

-

 

-

-

-

-

 

1,0

1,0

 

1,0

1,0

1,0

1,0

 

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0

-

 

1,0

1,0

 

1,0

1,0

1,0

1,0

6,0

7,0

 

8,0

6,0

6,0

6,0

ИТОГО

 

5,0

4,0

3,0

2,0

5,0

3,0

1,0

6,0

4,0

6,0

39,0

Задание считается выполненным, если число правильных ответов составляет не менее 50% от общих вопросов. Из таблицы 2 следует, что все классы справились с вопросами задания № 2. Сравнивая данные, приведенные в таблицах 1 и 2, можно заметить положительную роль внеклассных занятий в динамике сокращения числа неуспевающих школьников. Таким образом, совместная целенаправленная и плодотворная работа педагогов и родителей с использованием метода внеклассных занятий привела к существенному снижению числа отстающих школьников (с 18 до 2).

Две ученицы – Анушик из класса 3б и Варсеник из класса 3в – даже после проведения внеклассных занятий оставались неуспевающими. Семьи этих девочек достаточно большие, многодетные, притом что матери являются единственными кормильцами. Следовательно, в силу своей занятости на работе они физически не успевают заниматься с детьми и сотрудничать с соответствующими педагогами. С такими учениками предлагается готовить домашние задания во время внеклассных занятий, в присутствии классного руководителя или соответствующего педагога, что поможет компенсировать нехватку должного внимания и контроля со стороны родителей в ходе учебного процесса.

Выводы

1. Система внеклассных занятий может стать ключевой для решения проблем неуспеваемости учеников. Для этого необходимо привлечение как педагогов-предметников и классных руководителей, так и родителей неуспевающих детей.

2. План работы внеклассных занятий с неуспевающими детьми должен обсуждаться на педагогическом совете и утверждаться руководителем школы, а ход ее выполнения вносится в обязанности классного руководителя.

3. Приобретенные знания детей после проведенных внеклассных занятий проверяются путем заданий, составленных из вопросов, охватывающих основные предметы школьной программы, соответствующей данному учебному году.