Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Ерицян Г.Б. 1 Лалазарян Н.Б. 2
1 Школа № 2 им. Х. Абовяна
2 Школа № 106 им. Вартананц Аспетнер
Только совместная слаженная работа педагогов и родителей может создать положительную динамику процесса обучения школьников младших классов. Проблема неуспеваемости была и остается самым актуальным вопросом как для педагогов, так и для родителей. Для решения этой проблемы классиками педагогики и психологии предложен ряд методов, способов и подходов. Общего аксиоматичного способа решения этой проблемы практически не существует из-за того, что причины возникновения неуспеваемости у детей чрезвычайно разнообразны. Как показали проведенные нами исследования, добиться определенных успехов в решении вопросов, связанных с трудностями усвоения школьниками программы начальных классов, возможно при тесном сотрудничестве педагогов и родителей, что приведет к повышению показателей успеваемости в целом. Для решения этой задачи нами планировались и проводились минимум два раза в неделю внеклассные занятия с неуспевающими детьми. В составлении программы внеклассных занятий должны участвовать как педагоги и школьный психолог, так и представитель из числа родителей неуспевающих детей. В программу внеклассовых занятий включаются наряду с вопросами по предметам школьной программы вопросы для общего развития. В процессе внеклассных занятий результаты учебы детей проверяются в два этапа, для чего составляются списки вопросов, соответствующих двум заданиям. Первое задание составляется из общих ознакомительных вопросов, второе задание состоит из вопросов по предметам школьной программы, соответствующей данному учебному году.
неуспеваемость
внеклассные занятия
полная семья
неполная семья
учебная программа
учеба
успеваемость
результаты
анализа
баллы
1. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы. Избр. пед. соч. в 2 т. М., 1980. Т. 2. 416 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
3. Хапачева С.М., Аллахвердян Д.А. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности младшего школьника // Образование наука. Инновации. 2015. № 4 (42). С. 12-19.
4. Петровичева А.А. Взаимодействия семьи, школы и социума. Педагогика // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 723-727.
5. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам ХХХVI Международ. науч.-практ. конф. / Ответственный редактор: Гулин А.И. Новосибирск: СиБАК. 2014. № 1 (36). 224 с.
6. Иванова Е.А. Взаимодействие семьи и школы по воспитанию несовершеннолетних // Молодой ученый. 2016. № 28 (152). С. 821-824.

Успешное решение задачи воспитания и всестороннего развития детей возможно только в условиях активного взаимодействия семьи и школы.

С.Т. Шацкий был убежден, что культуру быта, которую ребенок приобретает в школе, он обязательно внесет и в быт своей семьи [1, с. 56–57].

Л.В. Бойбордова считает, что формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей – длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:

1) обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

2) организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей;

3) гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей школьника;

4) интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

5) управление взаимодействием детей и родителей [2, с. 156–158; 3, с. 12–19] .

Рассмотрим основные требования по перечисленным выше принципам:

1) создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу:

– взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

– учет личных проблем и трудностей, возникающих у родителей в воспитании детей;

– способность к оказанию психологической поддержки;

2) формирование общего воспитательного поля вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;

– взаимная договоренность между родителями и педагогами по основным направлениям воспитания школьника;

– единство требований и стиля отношения к ребенку;

– совместная деятельность педагога, детей и родителей;

3) опора на положительные качества родителей и детей;

– осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей;

– доверие к воспитательным возможностям родителей;

– недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;

– опора на сильные стороны семейного воспитания;

4) в этом принципе предусматриваются взаимное доверие и уважение, поддержка, помощь, ответственность по отношению друг к другу. В начале процесса развития ребенка доминирует семья. Когда ребенок идет в школу, на него также начинают воздействовать педагоги и одноклассники. В процессе формирования и развития ребенка участвуют не только семья и школа, но и окружающая его социальная среда.

Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей связано с эффектом раннего воспитания, согласно которому основы личного развития человека закладываются в раннем детстве, иногда даже до пятилетнего возраста [4].

П.П. Блонским было отмечено, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей [5] .

В воспитательной работе, особенно со школьниками младших классов, контакты между педагогами и родителями имеют важное значение [6]. В среднем, 69% опрошенных родителей учеников начальных классов являются сторонниками необходимости тесного сотрудничества с педагогами. Родители должны всемерно поддерживать авторитет учителя в глазах ребенка, критика школьных педагогов в присутствии детей является совершенно неприемлемой. Из опрошенных родителей 77% считают, что критика в адрес педагогов в присутствии детей всегда приводит к возникновению и углублению недопонимания, в целом способствуя появлению негативных взаимоотношений между учениками и учителями.

С целью приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

– различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);

– совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, празднования дней рождений);

– совместные с родителями семинары по темам, связанным с патриотическим воспитанием школьников, а также с приобщением последних к новшествам и достижениям научно-технического прогресса в понятном и соответствующем их возрасту и интеллектуальной подготовке контексте.

При тесных и плодотворных взаимоотношениях между классным руководителем и родителями значительно облегчаются разработки мероприятий, направленных на борьбу как с полной, так и с частичной неуспеваемостью учащихся.

Перед началом учебного года предлагается проводить дифференцирование неуспевающих школьников в соответствии с их общими знаниями, навыками и способностями согласно их возрасту. Дифференцирование дает возможность под началом классного руководителя при активном участии педагогов-предметников, школьного психолога и представителя родителей разработать план мероприятий для организации внеклассных занятий для неуспевающих детей. Указанный метод является новым, не имеющим аналога в научной литературе. Уровень знания неуспевающих детей проверяется заданием № 1.

Задание № 1

1. Фамилия, имя и отчество родителей.

2. Количество и наименования предметов школьной программы.

3. Времена года.

4. Число дней в году.

5. Число часов в сутки.

6. Число минут в часе.

7. Число секунд в минуте.

8. Число месяцев в году.

9. Число мальчиков и девочек в вашем классе.

10. Адрес вашей школы.

По указанному заданию проверялись неуспевающие дети из полных и неполных семьей, четырех классов – 3а, 3б, 3в, 3г школы № 2 им. Х. Абовяна г. Еревана РА. Ниже приводится число неуспевающих детей полных и неполных семьей:

3а – неуспевающих учеников 5: 3 из полных и 2 из неполных семей;

3б – неуспевающих ученика 4: 3 из полных и 1 из неполной семьи;

3в – неуспевающих ученика 4: 2 из полных и 2 из неполных семей;

3г – неуспевающих учеников 6: 2 из полных и 4 из неполных семей.

За правильный ответ на каждый вопрос присуждается 1 балл.

Ниже в таблице 1 приводятся результаты опросов детей по заданию № 1.

Таблица 1

Результаты опросов детей из полных и неполных семей по заданию № 1

 

 

КЛАССЫ

 

ИМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, СОЦ.ПОЛОЖЕНИЕ

 

ОТВЕТЫ ПО БАЛЛАМ

ОБЩ.

НОМЕРА ВОПРОСОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

Из полных семей 1. Артур 2. Нвард 3. Сурен

Из неполных семьей 1. Роза

2. Сона

 

1,0 - -

- -

 

1,0 - -

 

-

1,0

- 1,0 –

 

- 1,0

 

- - 1,0

 

1,0 -

 

- 1,0 -

 

- -

 

1,0 - 1,0

 

- -

- - 1,0

 

- -

 

- - 1,0

 

1,0 -

 

1,0 1, 0 1, 0

 

1,0 1, 0

 

 

1,0

1,0

-

 

-

-

5,0 4,0 5,0

 

3,0 3, 0

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

1,0

2,0

2,0

2,0

1,0

2,0

1,0

2,0

5,0

2,0

20,0

 

Из полных семьей 1. Николай 2. Таня

3. Лаура Из неполных семьей 1. Анушик

 

1,0 1, 0

-

 

-

1,0 - 1,0

 

-

- - 1,0

 

-

1,0 1, 0 1,0

 

-

- - 1,0

 

1,0

1,0 1, 0 -

 

-

- - -

 

-

1,0 1, 0 1,0

 

-

1,0 1, 0 1,0

 

1,0

- - -

 

-

 

6,0 5,0 6,0

 

2,0

ИТОГО

 

2,0

2,0

1,0

3,0

2,0

2,0

-

3,0

4,0

-

19,0

 

 

Из полных семьей 1. Артем

2. Сильва

 

-

1,0

1,0 -

- -

1,0 1, 0

- -

- -

-

1,0

1,0 –

- 1,0

1,0 -

4,0

4,0

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

Из неполных семьей 1. Варсеник

2. Элиза

 

- 1,0

 

1,0 -

 

- -

 

1,0 -

 

- -

 

- -

 

- -

 

- 1,0

 

1,0 1, 0

 

-

-

 

3,0

3,0

ИТОГО

 

2,0

2,0

-

3,0

-

-

1,0

2,0

3,0

1,0

14,0

 

 

 

 

Из полных семьей 1. Ншан 2. Владимир Из неполных семьей 1. Нуне

2. Света

3. Аревик 4. Вазген

 

1,0

-

 

 

1,0

-

-

-

1,0

1,0

 

1,0

-

1,0

1,0

 

1,0

-

 

1,0

-

-

-

 

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0

1,0

 

-

1,0

 

-

1,0

-

-

 

1,0

-

 

-

-

-

1,0

 

-

-

 

-

-

-

-

 

1,0

1,0

 

1,0

1,0

1,0

-

 

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0

1,0

 

-

1,0

 

-

-

-

-

5,0

6,0

 

6,0

4,0

4,0

4,0

ИТОГО

 

2,0

5,0

2,0

5,0

2,0

2,0

-

5,0

5,0

1,0

29,0

Задания считаются выполненными, если число правильных ответов на вопросы, представленные в таблице 1, как по классам, так и в отдельности школьниками, составляет не менее 50%.

Проведем анализ результатов, представленных в таблице 1, по отдельным классам.

1. 3a – суммарные баллы, полученные школьниками, от теоретического. Составляют 40% (20/50•100). В данном классе только два ученика (Артур и Сурен) смогли ответить на вопросы на 50%. Ответы остальных школьников (3 девочек) не оценивались. Доля баллов, полученных детьми из полных семей, – 0,7,а из неполных семей – 0,3. Доля положительных ответа на вопросы у мальчиков равна 0,59, а у девочек – 0,41. Из этих данных следует, что мальчики в 1,5 раза лучше справились с заданием.

2. 3b – суммарные баллы, полученные школьниками, от теоретического составляют 47,5% (19/40•100). В классе трое школьников (Николай, Таня и Лаура) смогли набрать более 50%. В этом классе только Анушик набрала всего 2,0 балла. Доля баллов, набранных школьниками из полных семей, – 0,89, из неполных семей – 0,11. В среднем мальчики в 8,1 раза лучше справились с заданием, чем Анушик – ученица, набравшая самые низкие баллы.

3. 3в – ответы школьников на вопросы задания составили 35% от теоретического (14/40•100). Доля баллов детей из полных семей – 0,57,из неполных семей – 0,43. Доля баллов мальчиков – 0,54, а девочек – 0,46. Мальчики в 1,17 раза лучше справились с заданием, чем девочки.

4. 3г – Ответы детей на вопросы задания 48,33 % от теоретического (29/60•100). Доля баллов детей полных семей составляет 0,55, а из неполных семей – 0,45. Доля баллов мальчиков – 0,52, а девочек – 0,48. Мальчики справились с заданием в 1,1 раза лучше, чем девочки.

Таким образом, из четырех классов (3a, 3б, 3в, 3г) – 18 опрошенных неуспевающих детей – только 8 школьников показали относительно неплохие знания по общим, сравнительно несложным вопросам. Из указанного числа детей только 5 входят в категорию полностью неуспевающих (эти дети набрали до 4 баллов).

Далее классный руководитель разрабатывает стратегию мероприятий по организации внеклассных занятий с неуспевающими детьми, как уже упоминалось выше, при активном участии педагогов-предметников, психолога и представителей родителей.

Уровень знания неуспевающих детей после завершения внеклассных занятий проверяется заданием № 2.

Вопросы на задания № 2

1. Количество букв в армянском алфавите.

2. Гласные и согласные буквы в армянском алфавите.

3. Составьте предложение из заданных слов: зеленый, поляна, цветы.

4. На дереве сидели 10 воробьев и 5 голубей. Улетели 7 воробьев и 3 голубя. Сколько птиц осталось сидеть на дереве?

5. Из чисел от 1 до 20 выбрать те, которые делятся на 2.

6. Какой самый большой океан?

7. Назвать времена года.

8. Чем отличаются фрукты от овощей?

9. Назвать травоядных и плотоядных животных.

10. Назвать домашних и диких животных.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Таблица 2

Вопросы и ответы на задания № 2

 

 

КЛАССЫ

 

ИМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, СОЦ. ПОЛОЖЕНИЕ

 

 

ОТВЕТЫ ПО БАЛЛАМ

ОБЩ.

НОМЕРА ВОПРОСОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

Из полных семей 1. Артур 2. Нвард 3. Сурен Из неполных семей 1. Роза

2. Сона

 

1,0 1, 0 1, 0

 

1,0

1,0

1,0 1, 0 -

 

-

-

- 1,0 1, 0

 

-

1,0 - 1,0

 

- -1,0

1

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0 1, 0

-

 

1,0 -

- 1,0 1, 0

 

- -

 

- 1,01,0

 

1,0 1, 0

 

1,0 - -

 

1,0 1, 0

 

 

1,0

1,0

1,0

 

1,0

-

7,0 7, 0 7, 0

 

6,0 5,0

ИТОГО

 

5,0

2,0

3,0

2,0

4,0

3,0

2,0

4,0

3,0

4,0

32,0

 

Из полных семей 1. Николай 2. Таня

3. Лаура Из неполных семей 1. Анушик

 

1,0 1, 0 1,0

 

-

1,0 1,01,0

 

-

- 1,0 -

 

-

1,0 - -

 

-

1,0 - -

 

-

1,0 1, 0 1,0

 

-

1,0 - -

 

1,0

1,0 1, 0 1, 0

 

1,0

1,0 1, 0 1,0

 

-

1,0

1,0 1, 0

 

1,0

9,0 7,0 6,0

 

3,0

ИТОГО

 

3,0

3,0

1,0

1,0

2,0

3,0

2,0

4,0

3,0

4,0

25,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

 

Из полных семьей 1. Артем

2. Сильва

Из неполных семьей 1. Варсеник

2. Элиза

1,0 1, 0

 

1,0 1, 0

1,0 -

 

- -

1,0 -

- -

- 1,0

 

- -

- 1,0

 

- -

- -

 

1,0 -

1,0 -

 

1,0 1, 0

1,0 1, 0

 

- 1,0

- 1,0

 

- 1,0

1,0 1, 0

 

1,0

1,0

6,0

6,0

 

4,0

5,0

ИТОГО

 

4,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

3,0

3,0

2,0

4,0

21,0

 

 

 

Из полных семьей 1. Ншан 2. Владимир Из неполных семьей 1. Нуне

2. Света

3. Аревик 4. Вазген

1,0

1,0

 

1,0

-

1,0

1,0

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0

-

 

-

-

 

1,01,0

-

1,0

 

1,0

1,0

 

-

-

-

-

 

1,0

1,0

 

1,0

-

1,0

1,0

 

-

-

 

1,0

1,0

-

1,0

 

1,0

-

 

-

-

-

-

 

1,0

1,0

 

1,0

1,0

1,0

1,0

 

-

1,0

 

1,0

1,0

1,0

-

 

1,0

1,0

 

1,0

1,0

1,0

1,0

6,0

7,0

 

8,0

6,0

6,0

6,0

ИТОГО

 

5,0

4,0

3,0

2,0

5,0

3,0

1,0

6,0

4,0

6,0

39,0

Задание считается выполненным, если число правильных ответов составляет не менее 50% от общих вопросов. Из таблицы 2 следует, что все классы справились с вопросами задания № 2. Сравнивая данные, приведенные в таблицах 1 и 2, можно заметить положительную роль внеклассных занятий в динамике сокращения числа неуспевающих школьников. Таким образом, совместная целенаправленная и плодотворная работа педагогов и родителей с использованием метода внеклассных занятий привела к существенному снижению числа отстающих школьников (с 18 до 2).

Две ученицы – Анушик из класса 3б и Варсеник из класса 3в – даже после проведения внеклассных занятий оставались неуспевающими. Семьи этих девочек достаточно большие, многодетные, притом что матери являются единственными кормильцами. Следовательно, в силу своей занятости на работе они физически не успевают заниматься с детьми и сотрудничать с соответствующими педагогами. С такими учениками предлагается готовить домашние задания во время внеклассных занятий, в присутствии классного руководителя или соответствующего педагога, что поможет компенсировать нехватку должного внимания и контроля со стороны родителей в ходе учебного процесса.

Выводы

1. Система внеклассных занятий может стать ключевой для решения проблем неуспеваемости учеников. Для этого необходимо привлечение как педагогов-предметников и классных руководителей, так и родителей неуспевающих детей.

2. План работы внеклассных занятий с неуспевающими детьми должен обсуждаться на педагогическом совете и утверждаться руководителем школы, а ход ее выполнения вносится в обязанности классного руководителя.

3. Приобретенные знания детей после проведенных внеклассных занятий проверяются путем заданий, составленных из вопросов, охватывающих основные предметы школьной программы, соответствующей данному учебному году.


Библиографическая ссылка

Ерицян Г.Б., Лалазарян Н.Б. РОЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30666 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674