Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MENTORING CLUB AS ONE OF THE CONDITIONS FOR FORMING OFFICERS OF THE RUSSIAN ARMY IN THE PROCESS OF LIFELONG EDUCATION

Chernomazov I.S. 1
1 The Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation
The article reveals the educational component of the training system for officers of power structures. The historiographic analysis of the problem of mentoring in the Russian army is presented. A terminological characteristic of mentoring is given, its component composition and content are presented. The role of mentoring in the system of educating young officers has been updated. The analysis of studies characterizing the implementation of the mentoring system in the process of becoming a young military specialist is carried out. The necessity of organizing a mentoring club in the system of continuing education for young officers has been proved. A model of organizing a mentoring club in the system of continuous military education is presented. The proposed system allows to generalize and communicate information about the object of education. The article reveals the composite structure of interaction between the subjects of the educational process involved in the process of educating young officers both in the military educational organization of higher education and in military units and subdivisions of military departments. The positive aspects of introducing the mentoring club model into the educational process are highlighted. Of the positive aspects, the systematization of the activities of mentors involved in the educational process is highlighted; shortening the adaptation time for young specialists in military units and subdivisions of law enforcement agencies; generalization of information on the professional activities of young military specialists.
educational work
cadet
military University
officer
mentoring
military professional activity
broadcast of military pedagogical experience

Система подготовки офицеров славится богатой историей и в настоящее время имеет специфический стиль, характеризующийся консервативными настроениями. Ключевым направлением деятельности данной системы наряду с обучением будущих офицеров является их воспитание. Образовательная модель подготовки военных специалистов находится в прямой зависимости с развитием технологий, направленных на совершенствование оборонно-промышленного комплекса государства. Воспитательная составляющая системы военного образования имеет более сложную структуру и требует систематического поиска новых путей, способов и средств формирования личностных качеств будущих офицеров – защитников Отечества.

Целью научного исследования являются разработка и теоретическое описание модели клуба наставничества, которая позволяет повысить эффективность процесса воспитания в системе непрерывного военного образования в системе «военная образовательная организация высшего образования – воинская часть».

В целях уточнения специфики и особенностей практической реализации модели клуба наставничества в системе непрерывного военного образования необходимо решить определенный ряд задач.

1. Провести историографический анализ проблемы воспитания офицеров российской армии в целом и наставничества как одной из ключевых составляющих воспитательного процесса.

2. Обобщить позицию научно-педагогического сообщества о сущности наставничества, его компонентном составе, содержательном наполнении и функционале.

3. Разработать систему наставничества, позволяющую обобщать и коммуницировать конфиденциальную информацию о свойствах и качествах объекта воспитания в военно-профессиональной среде.

Материал и методы исследования

Историографический анализ проблемы воспитания военных кадров [1–3] позволяет сделать вывод, что институт наставничества не является новой вехой в системе становления молодых офицеров. Ряд ученых рассматривали систему наставничества как один из способов воспитания будущих офицеров. А.А. Демьянов [4] предлагает рассматривать наставничество как способ руководства научной работой в учебно-научных подразделениях. Система наставничества в одной из военных образовательных организаций высшего образования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации обобщена в исследовании А.Т. Ташпековой [5]. В свою очередь, И.И. Шуманский [6] рассматривает наставничество как одну из форм индивидуальной воспитательной работы, сущность которой раскрывается в ведомственных нормативно-правовых актах [7]. Однако рассмотрение системы наставничества в контексте непрерывного военного образования научным психолого-педагогическим сообществом должным образом не раскрыто. В свою очередь, поддержание высокого уровня морально-психологического состояния выделяется руководством военных ведомств [8] как один из важнейших видов обеспечения, напрямую влияющих на успешность выполнения служебных, служебно-боевых и оперативно-служебных задач. Соответственно, значимость клуба наставничества в повышении эффективности воспитательного процесса видится в организации взаимодействия между наставниками, совместном формировании личностной и профессиональной характеристики воспитанников с выделением их сильных и слабых личностных качеств.

Ю.С. Белановский [9], анализируя историю развития института наставничества, обращается к опыту военных педагогов-воспитателей (А.В. Суворова, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева) и уточняет, что наставничество имело постоянную поддержку государства и трактовалось как основная форма воспитания молодых офицеров. Высокая скорость и нелинейная структура развития общества и технологий определяют необходимость внедрения нового подхода к проблеме воспитания офицеров силовых структур. Соответственно, роль офицера-наставника, его предназначение и функции трансформируются вследствие объективных причин.

К.Д. Ушинский, анализируя сущность наставничества, говорит об умении реализовать творческий и душевный подъем обучающегося [10].

Е.С. Петровская [11] утверждает, что в системе военного вуза суть наставничества сводится к педагогическому сопровождению, направленному на освоение профессиональных (военно-профессиональных) компетенций обучающимися, понимание системы Вооруженных сил как социального института, проектирование собственной учебно-профессиональной траектории.

В.Н. Лымарев [12] отдает предпочтение мотивации, обсуждая значение наставничества в системе подготовки военных специалистов. Ученый выделяет функции наставника и определяет его главной задачей формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсанта военной образовательной организации высшего образования. В свою очередь, А.В. Полковников [13] доказывает значимость системы наставничества в формировании профессиональной культуры будущего офицера, которая играет важную руль на этапе становления молодого специалиста и продвижения его по карьерной лестнице. Соответственно, диагностика уровня сформированности профессиональной культуры офицера-выпускника позволяет дать оценку профессиональной деятельности офицера-наставника.

Ю.М. Чуйков, характеризуя наставничество в целом и сущность наставника в частности, отмечает важность личного опыта субъекта воспитания [14]. Следуя логике автора, отметим, что наставничество и пропаганда передового военно-педагогического опыта – это способы воспитания, характеризующиеся неразрывной связью и общей педагогической целью.

Вопросы проектирования педагогической системы наставничества в высшем военном учебном заведении раскрываются в исследовании А.А. Сафонова [15]. О.В. Болтыков рассматривает применение системы наставничества как способ формирования гражданской идентичности курсантов военных образовательных организаций [16]. В.М. Кларин, выделяя роль наставничества в контексте промышленно-производственной сферы, указывает на его адаптационную функцию, что, несомненно, значимо для реализации молодого специалиста в новых трудовых условиях. Однако попыток рассмотреть реализацию модели наставничества в военно-профессиональной системе среде в системе «военная образовательная организация – воинская часть» до настоящего времени предпринято не было. Так, подчеркивая сущность феномена наставничества в контексте военно-профессионального образования, определим его как вид педагогической деятельности, в структуре которого существуют субъект-субъектные взаимоотношения, направленные на передачу знаний и опыта от старшего участника воспитательных отношений младшему.

Система наставничества как способ воспитания офицерских кадров не теряет актуальности и в процессе становления молодых офицеров, выполняющих должностные обязанности в воинских частях и подразделениях силовых структур. Соответственно, возникает необходимость рассмотрения проблемы в контексте непрерывного образования. Модель клуба наставничества, представленная на рисунке, раскрывает взаимосвязь субъектов воспитательного процесса и позволяет обеспечить обмен информацией между субъектами процесса воспитания.

Модель клуба наставничества, направленная на обобщение конфиденциальной информации и обмен ею между субъектами процесса воспитания

Необходимость реализации данной модели в системе непрерывного образования предполагает смену наставника при достижении воспитанником определенного уровня квалификации. Так, создание клуба наставничества позволит систематизировать деятельность наставника и ускорить адаптацию молодых офицеров, прибывших из военных образовательных организаций высшего образования для дальнейшего прохождения военной службы.

Содержательное наполнение деятельности наставника в каждом случае уникально, однако видится возможным выделение его ключевых функций и профессионально значимых качеств с целью придания разработанной системе универсальности. Это обеспечивает возможность смены наставника. Анализ научных исследований позволяет нам выделить функции наставника в современных реалиях подготовки военного специалиста.

Содержание таблицы раскрывает ключевые функции офицера-наставника.

Перечень и основные характеристики ключевых функций офицера-наставника в контексте военно-профессиональной деятельности

№ п/п

Перечень функций

Описание функций

1.

Мотивирующая функция

Направлена на побуждение воспитанника к профессиональной деятельности и к профессиональному росту, на формирование мотивов к профессиональной деятельности

2.

Воспитывающая функция

Характеризует приобщение воспитанника к корпоративным традициям и ценностям военно-профессиональной деятельности

3.

Направляющая функция

Предполагает сопровождение целеполагания наставника в контексте его профессионально-личностного роста

4.

Корректирующая функция

Предполагает корректировку целей, действий, решений воспитанника в процессе военно-профессиональной деятельности

5.

Профилактическая функция

Направлена на профилактику негативных проявлений в профессиональной деятельности субъекта воспитания, осознание полноты социальной ответственности за принимаемые профессиональные решения

Мотивирующая функция направлена на формирование у курсантов военных образовательных организаций высшего образования потребности к освоению основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности.

Е.В. Чарина отмечает, что адаптация является конечным результатом наставнической деятельности [17]. Рассматривая предмет адаптации в контексте системы непрерывного взаимодействия субъектов воспитания, отметим, что возвращение к вопросу адаптации происходит не единожды. Он может быть рассмотрен как в формате учебной (профессиональной деятельности), так и в личностной сфере.

Проблематика пропаганды актуального военно-педагогического опыта подробно раскрывается в исследовании А.И. Хомченко [18]. Автор утверждает, что одним из механизмов формирования опыта является трансформация внешнего общественного профессионального опыта, характеризующего актуальный уровень сформированности профессиональной деятельности во внутренний субъектный профессиональный опыт. Научные выводы исследований И.В. Богданова [19] актуализируют наличие целостных ситуаций-сценариев, которые приобретают содержательное наполнение по мере формирования у субъекта военно-профессионального опыта. Ситуации-сценарии имеют свойство обновления в соответствии с актуализацией получаемой профессиональной информации. Комплекс данных ситуаций можно охарактеризовать как субъектный образ военно-профессиональной деятельности.

Научным сообществом принято классифицировать военно-педагогический опыт и включать в него следующие категории: а) исторический опыт (историческое наследие военно-педагогической деятельности) – современный опыт (предопределяет развитие всей системы военного образования, включая его учебную и воспитательную составляющие); б) личный опыт (формируется в ходе непосредственного участия офицерского состава в выполнении служебных, служебно-боевых и оперативно-служебных задач в процессе воинской службы) – опосредованный опыт (находит обобщение в руководящих документах, локальных нормативных актах, методических рекомендациях и иных документах, имеющих рекомендательный характер); в) индивидуальный опыт (военно-педагогический опыт, приобретенный отдельными руководителями всех звеньев) – коллективный опыт (опыт, полученный подразделением).

Спроектированная модель позволит пропагандировать общественный военно-педагогический опыт и укрепить его в сознании субъекта воспитания. Соответственно, интеграция пропаганды военно-педагогического опыта в процесс познания воспитанником военно-профессиональной деятельности позволит повысить эффективность профессионального становления офицера-специалиста. Напротив, смысловая составляющая пропаганды военно-педагогического опыта заключается в постоянном развитии личностных смыслов осознания профессиональной деятельности, т.е. предполагает профессиональное становление. Таким образом, следуя логике вышесказанного, отмечаем, что целью пропаганды военно-педагогического опыта являются формирование, изменение, становление и развитие личностных смыслов профессиональной деятельности.

Реализация клуба наставничества и пропаганды военно-профессионального опыта в системе непрерывного военного образования включает в себя три ключевых этапа (адаптация, обучение и сопровождение), последовательность реализации которых не имеет четкой расстановки.

Этап адаптации характеризуется приспособлением субъекта воспитательного процесса к условиям жизни в образовательной среде военного вуза (в профессиональной среде воинской части, подразделения), осознанием требований к новой организационной системе.

Этап обучения реализуется в процессе освоения субъектом воспитательного процесса основной профессиональной образовательной программы по изучаемой специальности, а также в процессе изучения функциональных обязанностей по занимаемой должности, исполнения пунктов, закрепленных в плане ввода в должность.

Реализация этапа сопровождения характеризуется оказанием помощи субъекту воспитательного процесса в принятии решений, изучении подчиненного личного состава, формировании авторитета в воинском коллективе, личностном и профессиональном становлении.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что сложная структура процесса воспитания личности будущего офицера требует индивидуального анализа каждой педагогической ситуации. Однако доказательность эффективности процесса воспитания в его непрерывности требует переноса функций наставника в качественно иную военно-профессиональную среду. Смоделированная система (с выделенными функциями офицера наставника) позволит, во-первых, придать деятельности наставника системный формат; во-вторых, структурировать и «сгладить» процесс смены субъекта воспитания; в-третьих, обеспечить взаимосвязь воспитательного процесса в организационной системе «учебная деятельность – профессиональная деятельность».