Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛУБ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Черномазов И.С. 1
1 ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
В статье раскрывается воспитательная составляющая системы подготовки офицеров силовых структур. Представлен историографический анализ проблемы наставничества в российской армии. Дана терминологическая характеристика наставничества, представлены ее компонентный состав и содержательное наполнение. Актуализирована роль наставничества в системе воспитания молодых офицеров. Проведен анализ исследований, характеризующих реализацию системы наставничества в процессе становления молодого военного специалиста. Доказана необходимость организации клуба наставничества в системе непрерывного образования молодых офицеров. Представлена модель организации клуба наставничества в системе непрерывного военного образования. Предложена система, позволяющая обобщать и коммуницировать информацию об объекте воспитания. Раскрыта составная структура взаимодействия субъектов образовательного процесса, задействованных в процессе воспитания молодых офицеров как в военной образовательной организации высшего образования, так и в воинских частях и подразделениях военных ведомств. Выделены положительные стороны внедрения модели клуба наставничества в образовательный процесс. В качестве положительных моментов выделены систематизация деятельности наставников, задействованных в образовательном процессе; сокращение сроков адаптации молодых специалистов в воинских частях и подразделениях силовых ведомств; обобщение информации о профессиональной деятельности молодых военных специалистов.
воспитательная работа
курсант
военный вуз
офицер
наставничество
военно-профессиональная деятельность
трансляция военно-педагогического опыта
1. Долгушева А.Н., Кадневский В.М., Сергиенко В.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского государственного университета. 2013. № 4. С. 264-268.
2. Ковалев А.А. Организация системы наставничества молодых офицеров силовых структур // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 1. С. 167-170.
3. Радостина Н.Б. Исторический аспект развития профессионального наставничества // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: сб. матер. Всеросс. науч. практ. конф. Нижний Новгород, 2017. С. 90-95.
4. Демьянов А.А., Руденко А.Е., Бъядовский Д.А. Организация руководства (наставничества) солдат (операторов) научной работы в научно-исследовательском отделе // Образование. Наука. Карьера: сб. матер. Междунар. науч. метод. конф. Курск, 2018. С. 235-241.
5. Ташпекова А.Т. Традиции наставнической деятельности в истории саратовского военного ордена Жукова краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № S. Т. 3. С. 139-142.
6. Шуманский И.И. Наставничества как одна из форм организации индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими (на примере организации наставничества в УИС) // Развитие военной педагогики в XXI веке: сб. матер. VI Межвуз. науч. практ. конф. СПб, 2019. С. 520-525.
7. Приказ директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. № 625 дсп «Об утверждении временного наставления по организации морально-психологического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: rosguard.gov.ru (дата обращения: 12.03.2021).
8. Приказ министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104464/ (дата обращения: 12.03.2021).
9. Интервью Ю.С. Белановского. Духовное наставничество в военном вузе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=belanovskiy_y_s (дата обращения: 15.03.2021).
10. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола. М.: Директ-Медиа, 2012. 33 с.
11. Петровская Е.С. Институт наставничества в военном летном вузе // Поволжский педагогический вестник. 2019. № 1. Т. 7. С. 65-70.
12. Лымарев В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2015. 219 с.
13. Полковников А.В. Формирование инженерной культуры курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2019. 209 с.
14. Чуйков Ю.М. Наставничество в военном вузе: потенциальное и актуальное // Вестник КГУ им. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. № 2. С. 213-216.
15. Сафонов А.А., Петровская Е.С. Актуальность реализации педагогической системы наставничества в высшем учебном заведении // Концепции современного образования: время перемен: сб. науч. тр. Казань, 2020. С. 176-182.
16. Болтыков О.В. Наставничество как одно из условий эффективной реализации программы формирования гражданской идентичности у курсанта военного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 49-51.
17. Чарина Е.В. Отношения в системе «наставник – молодой специалист» в процессе профессионализации: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2004. 160 с.
18. Хомченко А.И. Формирование профессионального опыта у курсантов военного вуза в процессе практической подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2019. 232 с.
19. Богданов И.В. Психологические основы формирования военно-профессионального опыта у воинов-операторов: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1999. 262 с.

Система подготовки офицеров славится богатой историей и в настоящее время имеет специфический стиль, характеризующийся консервативными настроениями. Ключевым направлением деятельности данной системы наряду с обучением будущих офицеров является их воспитание. Образовательная модель подготовки военных специалистов находится в прямой зависимости с развитием технологий, направленных на совершенствование оборонно-промышленного комплекса государства. Воспитательная составляющая системы военного образования имеет более сложную структуру и требует систематического поиска новых путей, способов и средств формирования личностных качеств будущих офицеров – защитников Отечества.

Целью научного исследования являются разработка и теоретическое описание модели клуба наставничества, которая позволяет повысить эффективность процесса воспитания в системе непрерывного военного образования в системе «военная образовательная организация высшего образования – воинская часть».

В целях уточнения специфики и особенностей практической реализации модели клуба наставничества в системе непрерывного военного образования необходимо решить определенный ряд задач.

1. Провести историографический анализ проблемы воспитания офицеров российской армии в целом и наставничества как одной из ключевых составляющих воспитательного процесса.

2. Обобщить позицию научно-педагогического сообщества о сущности наставничества, его компонентном составе, содержательном наполнении и функционале.

3. Разработать систему наставничества, позволяющую обобщать и коммуницировать конфиденциальную информацию о свойствах и качествах объекта воспитания в военно-профессиональной среде.

Материал и методы исследования

Историографический анализ проблемы воспитания военных кадров [1–3] позволяет сделать вывод, что институт наставничества не является новой вехой в системе становления молодых офицеров. Ряд ученых рассматривали систему наставничества как один из способов воспитания будущих офицеров. А.А. Демьянов [4] предлагает рассматривать наставничество как способ руководства научной работой в учебно-научных подразделениях. Система наставничества в одной из военных образовательных организаций высшего образования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации обобщена в исследовании А.Т. Ташпековой [5]. В свою очередь, И.И. Шуманский [6] рассматривает наставничество как одну из форм индивидуальной воспитательной работы, сущность которой раскрывается в ведомственных нормативно-правовых актах [7]. Однако рассмотрение системы наставничества в контексте непрерывного военного образования научным психолого-педагогическим сообществом должным образом не раскрыто. В свою очередь, поддержание высокого уровня морально-психологического состояния выделяется руководством военных ведомств [8] как один из важнейших видов обеспечения, напрямую влияющих на успешность выполнения служебных, служебно-боевых и оперативно-служебных задач. Соответственно, значимость клуба наставничества в повышении эффективности воспитательного процесса видится в организации взаимодействия между наставниками, совместном формировании личностной и профессиональной характеристики воспитанников с выделением их сильных и слабых личностных качеств.

Ю.С. Белановский [9], анализируя историю развития института наставничества, обращается к опыту военных педагогов-воспитателей (А.В. Суворова, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева) и уточняет, что наставничество имело постоянную поддержку государства и трактовалось как основная форма воспитания молодых офицеров. Высокая скорость и нелинейная структура развития общества и технологий определяют необходимость внедрения нового подхода к проблеме воспитания офицеров силовых структур. Соответственно, роль офицера-наставника, его предназначение и функции трансформируются вследствие объективных причин.

К.Д. Ушинский, анализируя сущность наставничества, говорит об умении реализовать творческий и душевный подъем обучающегося [10].

Е.С. Петровская [11] утверждает, что в системе военного вуза суть наставничества сводится к педагогическому сопровождению, направленному на освоение профессиональных (военно-профессиональных) компетенций обучающимися, понимание системы Вооруженных сил как социального института, проектирование собственной учебно-профессиональной траектории.

В.Н. Лымарев [12] отдает предпочтение мотивации, обсуждая значение наставничества в системе подготовки военных специалистов. Ученый выделяет функции наставника и определяет его главной задачей формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсанта военной образовательной организации высшего образования. В свою очередь, А.В. Полковников [13] доказывает значимость системы наставничества в формировании профессиональной культуры будущего офицера, которая играет важную руль на этапе становления молодого специалиста и продвижения его по карьерной лестнице. Соответственно, диагностика уровня сформированности профессиональной культуры офицера-выпускника позволяет дать оценку профессиональной деятельности офицера-наставника.

Ю.М. Чуйков, характеризуя наставничество в целом и сущность наставника в частности, отмечает важность личного опыта субъекта воспитания [14]. Следуя логике автора, отметим, что наставничество и пропаганда передового военно-педагогического опыта – это способы воспитания, характеризующиеся неразрывной связью и общей педагогической целью.

Вопросы проектирования педагогической системы наставничества в высшем военном учебном заведении раскрываются в исследовании А.А. Сафонова [15]. О.В. Болтыков рассматривает применение системы наставничества как способ формирования гражданской идентичности курсантов военных образовательных организаций [16]. В.М. Кларин, выделяя роль наставничества в контексте промышленно-производственной сферы, указывает на его адаптационную функцию, что, несомненно, значимо для реализации молодого специалиста в новых трудовых условиях. Однако попыток рассмотреть реализацию модели наставничества в военно-профессиональной системе среде в системе «военная образовательная организация – воинская часть» до настоящего времени предпринято не было. Так, подчеркивая сущность феномена наставничества в контексте военно-профессионального образования, определим его как вид педагогической деятельности, в структуре которого существуют субъект-субъектные взаимоотношения, направленные на передачу знаний и опыта от старшего участника воспитательных отношений младшему.

Система наставничества как способ воспитания офицерских кадров не теряет актуальности и в процессе становления молодых офицеров, выполняющих должностные обязанности в воинских частях и подразделениях силовых структур. Соответственно, возникает необходимость рассмотрения проблемы в контексте непрерывного образования. Модель клуба наставничества, представленная на рисунке, раскрывает взаимосвязь субъектов воспитательного процесса и позволяет обеспечить обмен информацией между субъектами процесса воспитания.

Модель клуба наставничества, направленная на обобщение конфиденциальной информации и обмен ею между субъектами процесса воспитания

Необходимость реализации данной модели в системе непрерывного образования предполагает смену наставника при достижении воспитанником определенного уровня квалификации. Так, создание клуба наставничества позволит систематизировать деятельность наставника и ускорить адаптацию молодых офицеров, прибывших из военных образовательных организаций высшего образования для дальнейшего прохождения военной службы.

Содержательное наполнение деятельности наставника в каждом случае уникально, однако видится возможным выделение его ключевых функций и профессионально значимых качеств с целью придания разработанной системе универсальности. Это обеспечивает возможность смены наставника. Анализ научных исследований позволяет нам выделить функции наставника в современных реалиях подготовки военного специалиста.

Содержание таблицы раскрывает ключевые функции офицера-наставника.

Перечень и основные характеристики ключевых функций офицера-наставника в контексте военно-профессиональной деятельности

№ п/п

Перечень функций

Описание функций

1.

Мотивирующая функция

Направлена на побуждение воспитанника к профессиональной деятельности и к профессиональному росту, на формирование мотивов к профессиональной деятельности

2.

Воспитывающая функция

Характеризует приобщение воспитанника к корпоративным традициям и ценностям военно-профессиональной деятельности

3.

Направляющая функция

Предполагает сопровождение целеполагания наставника в контексте его профессионально-личностного роста

4.

Корректирующая функция

Предполагает корректировку целей, действий, решений воспитанника в процессе военно-профессиональной деятельности

5.

Профилактическая функция

Направлена на профилактику негативных проявлений в профессиональной деятельности субъекта воспитания, осознание полноты социальной ответственности за принимаемые профессиональные решения

Мотивирующая функция направлена на формирование у курсантов военных образовательных организаций высшего образования потребности к освоению основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности.

Е.В. Чарина отмечает, что адаптация является конечным результатом наставнической деятельности [17]. Рассматривая предмет адаптации в контексте системы непрерывного взаимодействия субъектов воспитания, отметим, что возвращение к вопросу адаптации происходит не единожды. Он может быть рассмотрен как в формате учебной (профессиональной деятельности), так и в личностной сфере.

Проблематика пропаганды актуального военно-педагогического опыта подробно раскрывается в исследовании А.И. Хомченко [18]. Автор утверждает, что одним из механизмов формирования опыта является трансформация внешнего общественного профессионального опыта, характеризующего актуальный уровень сформированности профессиональной деятельности во внутренний субъектный профессиональный опыт. Научные выводы исследований И.В. Богданова [19] актуализируют наличие целостных ситуаций-сценариев, которые приобретают содержательное наполнение по мере формирования у субъекта военно-профессионального опыта. Ситуации-сценарии имеют свойство обновления в соответствии с актуализацией получаемой профессиональной информации. Комплекс данных ситуаций можно охарактеризовать как субъектный образ военно-профессиональной деятельности.

Научным сообществом принято классифицировать военно-педагогический опыт и включать в него следующие категории: а) исторический опыт (историческое наследие военно-педагогической деятельности) – современный опыт (предопределяет развитие всей системы военного образования, включая его учебную и воспитательную составляющие); б) личный опыт (формируется в ходе непосредственного участия офицерского состава в выполнении служебных, служебно-боевых и оперативно-служебных задач в процессе воинской службы) – опосредованный опыт (находит обобщение в руководящих документах, локальных нормативных актах, методических рекомендациях и иных документах, имеющих рекомендательный характер); в) индивидуальный опыт (военно-педагогический опыт, приобретенный отдельными руководителями всех звеньев) – коллективный опыт (опыт, полученный подразделением).

Спроектированная модель позволит пропагандировать общественный военно-педагогический опыт и укрепить его в сознании субъекта воспитания. Соответственно, интеграция пропаганды военно-педагогического опыта в процесс познания воспитанником военно-профессиональной деятельности позволит повысить эффективность профессионального становления офицера-специалиста. Напротив, смысловая составляющая пропаганды военно-педагогического опыта заключается в постоянном развитии личностных смыслов осознания профессиональной деятельности, т.е. предполагает профессиональное становление. Таким образом, следуя логике вышесказанного, отмечаем, что целью пропаганды военно-педагогического опыта являются формирование, изменение, становление и развитие личностных смыслов профессиональной деятельности.

Реализация клуба наставничества и пропаганды военно-профессионального опыта в системе непрерывного военного образования включает в себя три ключевых этапа (адаптация, обучение и сопровождение), последовательность реализации которых не имеет четкой расстановки.

Этап адаптации характеризуется приспособлением субъекта воспитательного процесса к условиям жизни в образовательной среде военного вуза (в профессиональной среде воинской части, подразделения), осознанием требований к новой организационной системе.

Этап обучения реализуется в процессе освоения субъектом воспитательного процесса основной профессиональной образовательной программы по изучаемой специальности, а также в процессе изучения функциональных обязанностей по занимаемой должности, исполнения пунктов, закрепленных в плане ввода в должность.

Реализация этапа сопровождения характеризуется оказанием помощи субъекту воспитательного процесса в принятии решений, изучении подчиненного личного состава, формировании авторитета в воинском коллективе, личностном и профессиональном становлении.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что сложная структура процесса воспитания личности будущего офицера требует индивидуального анализа каждой педагогической ситуации. Однако доказательность эффективности процесса воспитания в его непрерывности требует переноса функций наставника в качественно иную военно-профессиональную среду. Смоделированная система (с выделенными функциями офицера наставника) позволит, во-первых, придать деятельности наставника системный формат; во-вторых, структурировать и «сгладить» процесс смены субъекта воспитания; в-третьих, обеспечить взаимосвязь воспитательного процесса в организационной системе «учебная деятельность – профессиональная деятельность».


Библиографическая ссылка

Черномазов И.С. КЛУБ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30664 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674