Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF LABOR EDUCATION OF STUDENTS IN THE SOVIET SCHOOL IN 1920-1930.

Abulkairova G.B. 1 Allagulov A.M. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The article deals with the experience of working on the labor education of schoolchildren in Soviet schools. The analysis of modern normative legal documents shows that the labor education of schoolchildren is again a priority of the state policy in the field of education. On the basis of historical and pedagogical data, the process of formation of the system of labor education in 1920-1930 is built. The material of the article demonstrates the presence of some conceptual contradictions within the Soviet system of labor education, but at the same time, pedagogical ideas relevant to the modern theory and practice of education are highlighted. The main stages of the transformation of labor education in the Soviet era are described. Teachers focus their attention on the turning points in the development of education, make the conclusion that the causes and consequences of labor education is its content. This time interval is described by the authors as a period in which work positively affects the formation of the worldview of the students ' personality. The authors, solving the problems of improving the effectiveness of labor education of younger schoolchildren, recommend using such forms and methods of work in teaching: story-role-playing games; watching videos; cultural trips, excursions; contests, quizzes; dramatizations; problem-value discussions; holidays; circles; quizzes; literary and musical compositions; dramatizations; project methods. Compared to the upbringing of the younger generation, this is secondary. Applying labor education in the educational process, you can count on the fact that students will grow up full-fledged, will be able to get satisfaction from life, their attitude will change not only to themselves, but also to others. Nothing forms a person like work, it is he who unites the team, socializes.
labor
labor education of pupils of the soviet school of historical and pedagogical experience of educational policy

Проблема трудового воспитания современных школьников обусловлена потребностью подготовленных высококвалифицированных специалистов для «осуществления научно-технического логического и социально-экономического развития Российской Федерации» [1]. Согласно точке зрения исследователя К.Ш. Ахиярова, главным условием самореализации и самоактуализации личности выступает труд во всех формах его проявления.

Трудовое воспитание младших школьников в его органической взаимосвязи с профессиональной ориентацией представляет собой педагогически целесообразный процесс подготовки обучающихся к полноценной жизни (К.Ш. Ахияров) [2]. В России в 1990-е гг. воспитание было не таким востребованным, но это продолжалось недолгое время. Воспитание школьников вскоре изменилось. Приоритетным в государственной политике с 2015 г. в сфере воспитания стало «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности».  Данная стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. была разработана Министерством образования и науки Российской Федерации.

Цель исследования. Рассмотреть опыт работы по трудовому воспитанию школьников в советских школах и проанализировать современные нормативные правовые документы трудового воспитания в советской школе.

Материалы и методы исследования. Актуализируется историко-педагогический опыт трудового воспитания школьников, позволяющий выявить продуктивные педагогические идеи для современной теории и практики воспитания.

В этой связи актуализируется историко-педагогический опыт трудового воспитания школьников, позволяющий выявить продуктивные педагогические идеи для современной теории и практики воспитания. 29 октября 2020 г. на XXХIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО ее председатель, известный историк образования М.В. Богуславский высказал мысль о том, что современная жизнь российского общества становится все более исторической. «Реминисценции прошлого разных эпох не только становятся мировоззренческой основой современной жизни, но и наполняют всю духовную атмосферу общества» [3]. Действительно, в последние годы в педагогической науке появляется все больше исследований, посвященных организации трудового воспитания, в том числе в ее историко-педагогической интерпретации.

Обращение к периоду 1920–1930-х гг. неслучайно, так как именно в это время происходит обоснование концептуальной модели единой трудовой школы. Организация трудового воспитания школьников имела идеологическую установку, которая определяла отношение к труду как к ценности. Как отмечал В.И. Ленин: «...впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя» [3].

Систему трудового воспитания удалось выстроить не сразу, так как реализация данного подхода далась школьникам нелегко. «Учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мыть полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках. Школу сплошь и рядом превращали в какую-то мастерскую, где не умеющие учителя обучали детей строгать, лепить, кроить» (Н.К. Крупская) [4].

Н.К. Крупская утверждала, что «опасность превращения школы “в какую-то мастерскую” заключалась в потенциальном психологическом отторжении детьми всего, что связано с трудом вообще и трудовым воспитанием» [4].

Мы согласны с мнением А.С. Макаренко, что воспитание изменяет не только человека, но и окружающий мир. «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата» [5]. При этом большая роль в становлении личности отводилась производительному труду. В своей работе «Коллектив и воспитание личности» он определил важность трудового воспитания не только для общества, но и для личности.

А.С. Макаренко признавал, что труд должен быть только во благо детям, а не в ущерб, никаким образом не должны страдать знания. В процессе труда, прилагая усилия, человек достигает определенной цели. И это должно было не останавливать ребенка на достигнутом, а стимулировать его к большему, к лучшему. Нельзя было допускать, чтобы воспитательный процесс не имел  воздействия на учащихся, главное – не впустую была затрачена энергия детей [5].

После завершения гражданской войны советское государство вышло на «новый этап», настало мирное время, и в воспитательную концепцию системы образования внесли коррективы. В 1923–1925 гг. Государственный ученый совет утвердил первые учебные планы, и в них был уже включен раздел «Труд». В это время данный раздел учебного плана являлся самым практичным и значимым в процессе воспитания. Детям, живущим в сельской местности, был хорошо знаком физический труд. Программа обучения была построена таким образом, что школьников начальных классов привлекали к сезонным сельскохозяйственным работам. Школьники начального образования, выполняя сезонные сельскохозяйственные работы, заостряли внимание учителя на тяжести и «отчужденности» труда, характерного для дореволюционного периода.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривая трудовое воспитание в данный период времени (1920–1930 гг.), мы пришли к выводу, что оно выделялось на фоне советского и современного воспитания школьников.  Оно нуждалось в пересмотре методов. Историко-педагогический аспект образования способствовал возникновению у школьников интереса к труду. Для них в учебниках были изложены мысли и представлены изображения о «превращении» обезьяны в человека. Дети воспринимали это как необыкновенный, загадочный, интересный, таинственный мир.  И поэтому трудовое воспитание школьников данным методом являлось эффективным, так как именно в этом возрастном периоде дети легче воспринимают воспитательный процесс.  

В 1920 г. образовательные школы, возглавляя пионерскую организацию, трудовое воспитание ставили на первое место. Государственный ученый совет (ГУС) принимал активное участие в формировании у детей социальных отношений и проводил воспитательную работу с детьми. Главной задачей государства было трудовое воспитание школьников: «…на почве увязки образовательной работы школы с окружающей действительностью и физического труда с умственным» [1].

При вступлении школьников во взрослую жизнь их проверяли на положительное отношение к труду, смотрели, готов ли они вступить в счастливую жизнь, перейти на следующий этап своей новой жизни. Данный метод не привел к положительному результату, в этом порыве государство не думало о последствиях.

Посредством трудового воспитания у школьников должно было сформироваться мировоззрение личности и стать опорой в жизни ребенка «основа, определяющая изучение окружающей действительности природы и общества» [6].

В 1928 г. в школах проводилась проверка Государственным ученым советом: выявлялось трудовое политехническое воспитание, а главное внимание было обращено на общественно-полезный труд школьников. По результатам проверки можно сказать, что трудовое воспитание присутствовало в образовательных школах. На основании данной проверки членами Государственного ученого совета была выписана справка, в которой отмечено, что «школа скоро поняла недостаток такого рода работ при отсутствии оборудования и трудовой выучки у учителя».

Постепенно работа по трудовому воспитанию выстраивалась, детей приучали к небольшим и посильным для данного возраста трудовым занятиям. Ранний школьный возраст – самый благоприятный период приучать детей к обслуживанию самих себя. Педагоги помогали школьникам понять, что труд по самообслуживанию является обязательным. На занятиях они знакомили детей с разнообразным миром профессий, формируя стремление и интерес к труду.

На этом этапе трудовое воспитание не останавливалось, от самообслуживания расширилось до обслуживания группы в целом. Ученики стали проявлять инициативу помочь по дому маме: погладить белье, почистить обувь, убрать свою комнату, одеть младшего брата или сестру. Для начала главное – организовать работу, направить ребенка в правильное русло.

Данный метод воспитания начали использовать многие школы, труд ставили на первое место в работе по воспитанию, но не все педагоги поддерживали данную идею. Встречались такие педагоги, которым трудовое воспитание казалось лишним в образовательной деятельности. Они не акцентировали свое внимание на идейных аспектах трудового воспитания, ограничивали организацию практических работ. Таким образом, данный подход не был эффективным и не давал высоких результатов; приходилось обращать внимание только на тех педагогов, которые поддерживали данный метод работы.

С.О. Кильколых в своих исследованиях дала определение понятию «трудовое воспитание», она подкорректировала задачи и описала их в более широком смысле. В определении автор обращает внимание на то, что педагоги и пионервожатые преувеличивали организацию труда у школьников. «Обычно вопрос о трудовом воспитании сводится для городских отрядов к вопросу о мастерских. Иногда еще добавляется момент “общественно-трудовой работы” на фабрике, в своем районе, в городе и т.д., но вытягивают, все-таки мастерские. “Мастерские” – вот что понимают под труд воспитанием большинство вожатых» [7].

Данное определение С.О. Кильколых многое изменило в стране, в образовании приоритетными стали следующие направления: создание в школах мастерских по столярному, швейному или слесарному делу. Но самого главного, к чему стремились, не добились: у детей не сформировались устойчивые «трудовые навыки». С.О. Кильколых утверждает, что «данная работа со школьниками не приведет к результату, не сформируются  представления о характере труда, так как – они (мастерские) дают неверные, неправильные “трудовые навыки”, неумение обращаться с инструментами, развивают кустарщину… Словом эффект получается обратный»[7].

В 1929 г. Наркомпрос РСФСР утвердил новые комплексно-проектные программы, и трудовое воспитание для школьников стало выступать как метод «Проект». Западные школы использовали данный метод «Проект» только на практике. Советских педагогов также заинтересовал данный метод, они пришли к единому мнению, что «Проект» способен решить эту воспитательную задачу, сформировав у школьников позитивное отношение к труду.

Далее в 1930 г. наступил кадровый голод, школам приходилось перестаиваться на политехническое воспитание.  25 августа 1931 г. вышло постановление  ЦК ВКП(б), в котором было утверждено, что «коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук...» [8]. Основными были названы задачи, способствовавшие практическому применению полученных на уроках знаний: «соединение обучения с производительным трудом необходимо проводить на такой основе, чтобы весь общественно-производительный труд учащихся был подчинен учебным и воспитательным целям школы» [8].

Данный метод, выступая главным элементом трудового воспитания в этот период времени, не показал положительного результата. Исторические данные свидетельствуют, что «практицизм американского типа» не сможет стать для школьников основной частью трудового воспитания.

В 1930-х гг. школу не освобождали от распространенных в нем методов управления, в процессе трудового воспитания нашлось место и методам принуждения. Правда, в отличие от «взрослых» форм, они не были столь жестокими. Так, учителям и школьному коллективу рекомендовалось организовать строгий контроль над четким исполнением учащимися всех возлагаемых на них видов деятельности.

Благодаря трудовому воспитанию школьники воспринимали себя как первопроходцев, прокладывавших дорогу в «светлое будущее». Это способствовало тому, что «у молодых людей, вступивших в самостоятельную жизнь в 1920–1930-е годы, выработались личностные качества, позволившие им не только завершить раннеиндустриальную модернизацию страны и осуществить переход к модернизации позднеиндустриальной, но и вынести на своих плечах все тяготы Великой войны с человеконенавистнической системой нацизма и победить» (С.Г. Новиков) [9].

Решая проблемы повышения эффективности трудового воспитания младших школьников, необходимо учитывать и такие формы и методы работы, как: сюжетно-ролевые игры; просмотр видеофильмов; культпоходы, экскурсии; конкурсы, викторины; инсценировки; проблемно-ценностные дискуссии; праздники; кружки; викторины; литературно-музыкальные композиции; драматизации; проектные методы; дни «трудового десанта»; тематические классные часы; профилактические беседы; акции и рейды и др. (А.М. Гукасова) [10].

Таким образом, можно отметить, что трудовое воспитание на данный момент времени является актуальным, так как цель государства – обеспечить школьников качественным образованием. Например, коррекционная педагогика учитывает психологические особенности ребенка, у таких детей отмечаются повышенная степень девиации и педагогическая запущенность. Но хотелось бы обратить внимание, что именно таким детям  трудовая деятельность дается легче и проще, чем учебная. С помощью трудовой деятельности мы сможем воспитать у ребенка ответственность, уважение к чужому труду, стремление к достижениям.  Поведение школьников заметно изменилось, они стараются, стремятся к лучшему, заинтересованы в выполнение общественных дел, хотят быть полезными и нужными. Хочется отметить, что трудовое воспитание важно для всех детей (обычных детей и детей с отклонениями) в начальном образовании, так как оно развивает физические и психические качества ребенка.

Заключение. Благодаря трудовому воспитанию школьники воспринимали себя как первопроходцев, прокладывающих дорогу в «светлое будущее». Это способствовало тому, что у молодых людей, вступивших в самостоятельную жизнь в 1920–1930-е гг., выработались личностные качества, позволившие им не только завершить раннеиндустриальную модернизацию страны и осуществить переход к модернизации позднеиндустриальной, но и вынести на своих плечах все тяготы Великой войны с человеконенавистнической системой нацизма и победить (С.Г. Новиков) [9].

Рассматривая опыт работы по трудовому воспитанию школьников в советских школах, можно сделать вывод, что в данный временной период происходит обоснование концептуальной модели единой трудовой школы. Организация трудового воспитания школьников имела идеологическую установку, которая определяла отношение к труду как к ценности.