Проблема трудового воспитания современных школьников обусловлена потребностью подготовленных высококвалифицированных специалистов для «осуществления научно-технического логического и социально-экономического развития Российской Федерации» [1]. Согласно точке зрения исследователя К.Ш. Ахиярова, главным условием самореализации и самоактуализации личности выступает труд во всех формах его проявления.
Трудовое воспитание младших школьников в его органической взаимосвязи с профессиональной ориентацией представляет собой педагогически целесообразный процесс подготовки обучающихся к полноценной жизни (К.Ш. Ахияров) [2]. В России в 1990-е гг. воспитание было не таким востребованным, но это продолжалось недолгое время. Воспитание школьников вскоре изменилось. Приоритетным в государственной политике с 2015 г. в сфере воспитания стало «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности». Данная стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. была разработана Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель исследования. Рассмотреть опыт работы по трудовому воспитанию школьников в советских школах и проанализировать современные нормативные правовые документы трудового воспитания в советской школе.
Материалы и методы исследования. Актуализируется историко-педагогический опыт трудового воспитания школьников, позволяющий выявить продуктивные педагогические идеи для современной теории и практики воспитания.
В этой связи актуализируется историко-педагогический опыт трудового воспитания школьников, позволяющий выявить продуктивные педагогические идеи для современной теории и практики воспитания. 29 октября 2020 г. на XXХIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО ее председатель, известный историк образования М.В. Богуславский высказал мысль о том, что современная жизнь российского общества становится все более исторической. «Реминисценции прошлого разных эпох не только становятся мировоззренческой основой современной жизни, но и наполняют всю духовную атмосферу общества» [3]. Действительно, в последние годы в педагогической науке появляется все больше исследований, посвященных организации трудового воспитания, в том числе в ее историко-педагогической интерпретации.
Обращение к периоду 1920–1930-х гг. неслучайно, так как именно в это время происходит обоснование концептуальной модели единой трудовой школы. Организация трудового воспитания школьников имела идеологическую установку, которая определяла отношение к труду как к ценности. Как отмечал В.И. Ленин: «...впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя» [3].
Систему трудового воспитания удалось выстроить не сразу, так как реализация данного подхода далась школьникам нелегко. «Учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мыть полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках. Школу сплошь и рядом превращали в какую-то мастерскую, где не умеющие учителя обучали детей строгать, лепить, кроить» (Н.К. Крупская) [4].
Н.К. Крупская утверждала, что «опасность превращения школы “в какую-то мастерскую” заключалась в потенциальном психологическом отторжении детьми всего, что связано с трудом вообще и трудовым воспитанием» [4].
Мы согласны с мнением А.С. Макаренко, что воспитание изменяет не только человека, но и окружающий мир. «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата» [5]. При этом большая роль в становлении личности отводилась производительному труду. В своей работе «Коллектив и воспитание личности» он определил важность трудового воспитания не только для общества, но и для личности.
А.С. Макаренко признавал, что труд должен быть только во благо детям, а не в ущерб, никаким образом не должны страдать знания. В процессе труда, прилагая усилия, человек достигает определенной цели. И это должно было не останавливать ребенка на достигнутом, а стимулировать его к большему, к лучшему. Нельзя было допускать, чтобы воспитательный процесс не имел воздействия на учащихся, главное – не впустую была затрачена энергия детей [5].
После завершения гражданской войны советское государство вышло на «новый этап», настало мирное время, и в воспитательную концепцию системы образования внесли коррективы. В 1923–1925 гг. Государственный ученый совет утвердил первые учебные планы, и в них был уже включен раздел «Труд». В это время данный раздел учебного плана являлся самым практичным и значимым в процессе воспитания. Детям, живущим в сельской местности, был хорошо знаком физический труд. Программа обучения была построена таким образом, что школьников начальных классов привлекали к сезонным сельскохозяйственным работам. Школьники начального образования, выполняя сезонные сельскохозяйственные работы, заостряли внимание учителя на тяжести и «отчужденности» труда, характерного для дореволюционного периода.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривая трудовое воспитание в данный период времени (1920–1930 гг.), мы пришли к выводу, что оно выделялось на фоне советского и современного воспитания школьников. Оно нуждалось в пересмотре методов. Историко-педагогический аспект образования способствовал возникновению у школьников интереса к труду. Для них в учебниках были изложены мысли и представлены изображения о «превращении» обезьяны в человека. Дети воспринимали это как необыкновенный, загадочный, интересный, таинственный мир. И поэтому трудовое воспитание школьников данным методом являлось эффективным, так как именно в этом возрастном периоде дети легче воспринимают воспитательный процесс.
В 1920 г. образовательные школы, возглавляя пионерскую организацию, трудовое воспитание ставили на первое место. Государственный ученый совет (ГУС) принимал активное участие в формировании у детей социальных отношений и проводил воспитательную работу с детьми. Главной задачей государства было трудовое воспитание школьников: «…на почве увязки образовательной работы школы с окружающей действительностью и физического труда с умственным» [1].
При вступлении школьников во взрослую жизнь их проверяли на положительное отношение к труду, смотрели, готов ли они вступить в счастливую жизнь, перейти на следующий этап своей новой жизни. Данный метод не привел к положительному результату, в этом порыве государство не думало о последствиях.
Посредством трудового воспитания у школьников должно было сформироваться мировоззрение личности и стать опорой в жизни ребенка «основа, определяющая изучение окружающей действительности природы и общества» [6].
В 1928 г. в школах проводилась проверка Государственным ученым советом: выявлялось трудовое политехническое воспитание, а главное внимание было обращено на общественно-полезный труд школьников. По результатам проверки можно сказать, что трудовое воспитание присутствовало в образовательных школах. На основании данной проверки членами Государственного ученого совета была выписана справка, в которой отмечено, что «школа скоро поняла недостаток такого рода работ при отсутствии оборудования и трудовой выучки у учителя».
Постепенно работа по трудовому воспитанию выстраивалась, детей приучали к небольшим и посильным для данного возраста трудовым занятиям. Ранний школьный возраст – самый благоприятный период приучать детей к обслуживанию самих себя. Педагоги помогали школьникам понять, что труд по самообслуживанию является обязательным. На занятиях они знакомили детей с разнообразным миром профессий, формируя стремление и интерес к труду.
На этом этапе трудовое воспитание не останавливалось, от самообслуживания расширилось до обслуживания группы в целом. Ученики стали проявлять инициативу помочь по дому маме: погладить белье, почистить обувь, убрать свою комнату, одеть младшего брата или сестру. Для начала главное – организовать работу, направить ребенка в правильное русло.
Данный метод воспитания начали использовать многие школы, труд ставили на первое место в работе по воспитанию, но не все педагоги поддерживали данную идею. Встречались такие педагоги, которым трудовое воспитание казалось лишним в образовательной деятельности. Они не акцентировали свое внимание на идейных аспектах трудового воспитания, ограничивали организацию практических работ. Таким образом, данный подход не был эффективным и не давал высоких результатов; приходилось обращать внимание только на тех педагогов, которые поддерживали данный метод работы.
С.О. Кильколых в своих исследованиях дала определение понятию «трудовое воспитание», она подкорректировала задачи и описала их в более широком смысле. В определении автор обращает внимание на то, что педагоги и пионервожатые преувеличивали организацию труда у школьников. «Обычно вопрос о трудовом воспитании сводится для городских отрядов к вопросу о мастерских. Иногда еще добавляется момент “общественно-трудовой работы” на фабрике, в своем районе, в городе и т.д., но вытягивают, все-таки мастерские. “Мастерские” – вот что понимают под труд воспитанием большинство вожатых» [7].
Данное определение С.О. Кильколых многое изменило в стране, в образовании приоритетными стали следующие направления: создание в школах мастерских по столярному, швейному или слесарному делу. Но самого главного, к чему стремились, не добились: у детей не сформировались устойчивые «трудовые навыки». С.О. Кильколых утверждает, что «данная работа со школьниками не приведет к результату, не сформируются представления о характере труда, так как – они (мастерские) дают неверные, неправильные “трудовые навыки”, неумение обращаться с инструментами, развивают кустарщину… Словом эффект получается обратный»[7].
В 1929 г. Наркомпрос РСФСР утвердил новые комплексно-проектные программы, и трудовое воспитание для школьников стало выступать как метод «Проект». Западные школы использовали данный метод «Проект» только на практике. Советских педагогов также заинтересовал данный метод, они пришли к единому мнению, что «Проект» способен решить эту воспитательную задачу, сформировав у школьников позитивное отношение к труду.
Далее в 1930 г. наступил кадровый голод, школам приходилось перестаиваться на политехническое воспитание. 25 августа 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором было утверждено, что «коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук...» [8]. Основными были названы задачи, способствовавшие практическому применению полученных на уроках знаний: «соединение обучения с производительным трудом необходимо проводить на такой основе, чтобы весь общественно-производительный труд учащихся был подчинен учебным и воспитательным целям школы» [8].
Данный метод, выступая главным элементом трудового воспитания в этот период времени, не показал положительного результата. Исторические данные свидетельствуют, что «практицизм американского типа» не сможет стать для школьников основной частью трудового воспитания.
В 1930-х гг. школу не освобождали от распространенных в нем методов управления, в процессе трудового воспитания нашлось место и методам принуждения. Правда, в отличие от «взрослых» форм, они не были столь жестокими. Так, учителям и школьному коллективу рекомендовалось организовать строгий контроль над четким исполнением учащимися всех возлагаемых на них видов деятельности.
Благодаря трудовому воспитанию школьники воспринимали себя как первопроходцев, прокладывавших дорогу в «светлое будущее». Это способствовало тому, что «у молодых людей, вступивших в самостоятельную жизнь в 1920–1930-е годы, выработались личностные качества, позволившие им не только завершить раннеиндустриальную модернизацию страны и осуществить переход к модернизации позднеиндустриальной, но и вынести на своих плечах все тяготы Великой войны с человеконенавистнической системой нацизма и победить» (С.Г. Новиков) [9].
Решая проблемы повышения эффективности трудового воспитания младших школьников, необходимо учитывать и такие формы и методы работы, как: сюжетно-ролевые игры; просмотр видеофильмов; культпоходы, экскурсии; конкурсы, викторины; инсценировки; проблемно-ценностные дискуссии; праздники; кружки; викторины; литературно-музыкальные композиции; драматизации; проектные методы; дни «трудового десанта»; тематические классные часы; профилактические беседы; акции и рейды и др. (А.М. Гукасова) [10].
Таким образом, можно отметить, что трудовое воспитание на данный момент времени является актуальным, так как цель государства – обеспечить школьников качественным образованием. Например, коррекционная педагогика учитывает психологические особенности ребенка, у таких детей отмечаются повышенная степень девиации и педагогическая запущенность. Но хотелось бы обратить внимание, что именно таким детям трудовая деятельность дается легче и проще, чем учебная. С помощью трудовой деятельности мы сможем воспитать у ребенка ответственность, уважение к чужому труду, стремление к достижениям. Поведение школьников заметно изменилось, они стараются, стремятся к лучшему, заинтересованы в выполнение общественных дел, хотят быть полезными и нужными. Хочется отметить, что трудовое воспитание важно для всех детей (обычных детей и детей с отклонениями) в начальном образовании, так как оно развивает физические и психические качества ребенка.
Заключение. Благодаря трудовому воспитанию школьники воспринимали себя как первопроходцев, прокладывающих дорогу в «светлое будущее». Это способствовало тому, что у молодых людей, вступивших в самостоятельную жизнь в 1920–1930-е гг., выработались личностные качества, позволившие им не только завершить раннеиндустриальную модернизацию страны и осуществить переход к модернизации позднеиндустриальной, но и вынести на своих плечах все тяготы Великой войны с человеконенавистнической системой нацизма и победить (С.Г. Новиков) [9].
Рассматривая опыт работы по трудовому воспитанию школьников в советских школах, можно сделать вывод, что в данный временной период происходит обоснование концептуальной модели единой трудовой школы. Организация трудового воспитания школьников имела идеологическую установку, которая определяла отношение к труду как к ценности.
Библиографическая ссылка
Абулкаирова Г.Б., Аллагулов А.М. ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В 1920-1930 ГГ. // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30643 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30643