Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE COACH'S IMAGE IN WORKING WITH YOUNG ATHLETES

Shevyreva E.G. 1, 2 Petrov A.V. 3, 4 Arkhipova D.N. 1 Petrova O.V. 1
1 State Technical University of Don
2 Southern Federal University
3 Children and youth sports school №4
4 Don State Technical University
The relevance of this topic is determined by the current problems in modern children's and youth sports, for the solution of which one of the important components is the personality of the coach. The purpose of the article is to theoretically develop significant characteristics of the image of a coach of a children's and youth sports school, as well as to conduct an empirical study based on the results of a survey of young athletes. To build this model, surveys (questionnaires, interviews) were conducted, and qualitative and quantitative content analysis was used. Significant image characteristics that form an effective image of a water sports coach are identified. The components that determine the formation of a positive professional image of a coach are identified: professionalism and competence, behavioral and communicative characteristics, moral and moral qualities, as well as kinetic characteristics. All of them should be taken into account in the process of forming and correcting the image at the stages of professional development. The identification of each factor is proposed, as well as the content of the identified factors and their percentage ratio are disclosed. Conclusions and recommendations on the formation of the image of the coach of a children's and youth sports school are formulated. The results of the study can be used to formulate practical recommendations for creating a positive image, as well as to become the basis for developing a technology for improving the professional image of a coach of a children's and youth sports school.
coach's image
image characteristics
young athletes
coach's personality
professionalism
sports achievements

Современный взгляд на тренировочный процесс предполагает не только анализ процесса влияния тренера на спортсмена и результаты соревновательной деятельности, но и определенный интерес к его личности. Если несколько десятилетий назад наличия высшего спортивно-педагогического образования было достаточно, то теперь требования к тренеру качественно изменились [1]. В последние годы фокус внимания к тренерской деятельности претерпел изменения, поскольку для эффективности тренировочного процесса большое значение имеет личность самого тренера. И в данном контексте имидж тренера влияет на эффективность его деятельности. Имидж (от англ. image) – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. [2, с. 113]. Согласно исследованиям А.Ю. Загородниковой О.Н. Степановой, О.Б. Завьяловой, Р.А. Константинова, S.E. Short, M.W. Short и иных, имидж тренера является одним из факторов, способствующих повышению результативности спортсменов [3-5]. Современные реалии диктуют необходимость разработки методов, форм и приемов для формирования эффективного имиджа тренера в процессе профессионального становления.

В рамках теории деятельности, созданной А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном, спортивная деятельность может быть представлена в виде совместной деятельности личности тренера и личности спортсмена в виде педагогической системы. При этом ее эффективность определяется не только спортивными результатами, показываемыми на соревнованиях, но и оценкой спортсменом деятельности тренера, удовлетворенностью учебно-спортивной деятельностью. Важен не только процесс межличностного взаимодействия в диаде «тренер – спортсмен», но и интерес к личности тренера в целом, а это невозможно без эффективного имиджа тренера [6]. Наличие у тренера положительно окрашенного имиджа – важный фактор успешности его профессиональной деятельности, особенно при работе с юными спортсменами, поскольку он является значимой фигурой в процессе социализации и оказывает большое влияние на становление личности подростка [7]. Не нужно также забывать, что в свете формирования рыночных отношений в сфере физической культуры имидж тренера является значимым фактором востребованности спортивной организации [8].

Исследования, проведенные  как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют, что важным фактором достижения высоких спортивных результатов являются продуктивные отношения тренера и юных воспитанников. С учетом сказанного выше теоретическое и эмпирическое изучение профессионального тренерского имиджа выступает актуальной задачей нашего исследования.

Теоретический анализ литературы по проблеме феномена имиджа позволил нам сделать вывод о социальном влиянии данного базового инструмента имиджмейкинга. При исследовании профессионального имиджа выделяют несколько подходов. Согласно одному подходу, профессиональный имидж – это собирательный образ конкретной профессии со сформированными значимыми компетенциями. Согласно другому подходу, профессиональный имидж – это динамическая система, меняющаяся в определенных условиях. Т.В. Петровская, А.И. Малиновский в своей работе использовали термин «функциональный имидж», согласно которому имидж тренера складывается из социальной роли, которую он играет для достижения командой успеха, удовлетворенности потребностей спортсменов, а также способности побуждать к повышению результативности соревновательной деятельности [9].

Представитель спортивной имиджелогии Т.Н. Бушуева дает такое определение имиджу тренера: «Целенаправленно формируемый образ – представление тренера, име­ющий характер стереотипа и оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на определенных лиц» [10, c. 14].

В настоящее время можно выделить несколько подходов к исследованию имиджа тренера:

– исследование с точки зрения восприятия (актуальный образ);

– исследование с точки зрения оценки деятельности (идеальный образ);

– исследование с точки зрения эффективности спортивного успеха (функциональный образ) [8];

– конструктивный подход.

Согласно исследованиям, проведенным О.Н. Степановой, А.Н. Николаевой, конструктивный имидж тренера имеет большое значение в работе с юными спортсменами [11, 12]. Согласно исследованиям, проведенным Ю.В. Коробейниковой, частой причиной пропуска тренировок у юных спортсменов служат конфликты с тренером, а мотивированность на занятия спортом напрямую связана с личностью и поведением тренера [13].   

Подводя итог теоретического обзора работ по проблеме имиджа спортивного тренера, можно сделать вывод о том, что формирование позитивного имиджа тренера выступает одной из основных задач в области психолого-педагогического сопровождения в сфере физической культуры и спорта. Для этой цели, на наш взгляд, необходимо провести анализ особенности восприятия детского тренера юными спортсменами (сегментом рынка, целевой аудиторией).

Целью нашего эмпирического исследования стало выявление имиджевых характеристик тренера в групповом сознании юных спортсменов.

Материал и методы исследования

Для решения поставленной задачи нами был проведено анкетирование (интервьюирование) учащихся спортивной школы Олимпийского резерва города Ростова-на-Дону. В исследовании принял участие 41 респондент – члены учебно-тренировочной группы 3-го года подготовки по плаванию (мальчики, возраст 13–14 лет), занимающиеся водными видами спорта. Юным спортсменам было предложено написать небольшое сочинение, в котором изложить свои мысли, ассоциации или суждения (высказывания), связанные с понятием «спортивный тренер». Полученные результаты были обработаны с помощью метода качественно-количественного контент-анализа, а также определен удельный вес в процентах тех или иных высказываний.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам анкетирования все высказывания были разделены на три основные группы: положительные, нейтральные и отрицательные. В таблицах 1–3 представлены проранжированные суждения респондентов.

Таблица 1

Положительные суждения о понятии «спортивный тренер» и частота в высказываниях (n=41)

Положительные суждения

Кол-во

1.       

Специалист в своем деле

32

2.       

Наставник

23

3.       

Хорошая физическая подготовка

18

4.       

Готов прийти на помощь

15

5.       

Правильно учитывает индивидуальные психические и физические возможности учащегося

15

6.       

Эрудированный

13

7.       

Специалист в своем деле

13

8.       

Учитель

12

9.       

Общительный

11

10.   

Хороший администратор

10

11.   

Ответственный, пунктуальный

10

12.   

Внимательный, чуткий

10

13.   

Может проявить моральную поддержку

9

14.   

Эксперт в своем деле

8

15.   

Пример для подражания

7

16.   

Проявляет нестандартный подход

6

17.   

Уважает коллег и спортсменов

6

18.   

Обладает чувством юмора

5

19.   

Лидер

5

20.   

Владеет знаниями в области медицины

3

21.   

Легкий на подъем

1

Общее количество положительных суждений

231

 

 Таблица 2

Негативные суждения о понятии «спортивный тренер» и частота в высказываниях (n=41)

Негативные суждения

Кол-во

1.       

Не заинтересован в гармоничном развитии спортсмена

8

2.       

Не занимается профессиональным ростом

4

3.       

Диктатор и самодур

3

4.       

Деньги превыше всего

2

5.       

Злоупотребляет алкоголем

1

Общее количество негативных суждений

18

 

Таблица 3

Нейтральные суждения о понятии «спортивный тренер» и частота в высказываниях (n=41)

Нейтральные суждения

Кол-во

1.       

В прошлом спортсмен

3

2.       

Ответственен за здоровье спортсмена

2

3.       

Выполняет обязанности  других специалистов (судейство)

2

4.       

Средних лет

1

Общее количество нейтральных суждений

8

 

Проанализировав полученные результаты по таблицам, мы можем сделать вывод о том, что количество положительных суждений (21) в 4 раза выше, чем отрицательных суждений, и в 5 раз выше числа нейтральных суждений. В целом количество положительных суждений (с учетом частоты в ответах респондентов – 231) выше количества негативных (18) и нейтральных (4). Исходя из вышесказанного очевидно превалирование положительных характеристик словосочетания «спортивный тренер» над негативными и нейтральными суждениями, поэтому можно утверждать, что среди юных спортсменов преобладает положительный профессиональный имидж спортивного тренера.

Обращают на себя внимание единичные, но резко отрицательные высказывания о тренере: «злоупотребляет алкоголем», «диктатор и самодур». Кричать во время тренировочного процесса допустимо, поскольку в этот момент эмоции могут зашкаливать, но нельзя переходить на личности, оскорблять спортсмена и нарушать установленный индивидуально-личностный контакт.

Проведенный на втором этапе нашего исследования контент-анализ суждений позволил сформировать основные имиджевые характеристики спортивного тренера. К ним относятся:

– профессионализм и компетентность (грамотное выполнение профессиональных обязанностей, авторитет в спорте, знание методики обучения и тренировки, проявление личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании, умение организовать коллектив, умение мотивировать спортсмена и команду);

– поведенческо-коммуникативные характеристики (эффективная коммуникация, стиль общения, уверенность в себе, способность доступно донести информацию спортсменам, хорошо поставленная речь и т.п.);

– морально-нравственные качества (личностные качества, педагогическое взаимодействие, знание педагогики, фанатичное отношение к деятельности);

– кинетические (внешний вид, хорошая физическая форма, харизматичность, активность, тугодум и т.п.).

 Следует обратить внимание, что поведенческо-коммуникативные и морально-нравственные характеристики имеют большое значение для создания эффективного тренерского имиджа, поскольку в детско-юношеском спорте взаимодействие в диаде «тренер – спортсмен» носит эмоционально окрашенный характер. В дальнейшем (в молодежных командах), как показывают исследования, данная характеристика уходит на второй план. Нужно помнить, что установление панибратства в подростковом возрасте недопустимо, тренер должен оставаться старшим другом и союзником юных спортсменов.

Между тем нужно помнить, что если воспитанник не демонстрирует амбиции во время тренировочного процесса, а просто «отбывает» тренировку, то относиться к таким подопечным нужно с осторожностью. Поскольку, полностью отдаваясь тренировочному процессу и впоследствии понимая, что воспитанник не хочет заниматься, тренер может «перегореть», а «перегоревшим» тренерам тяжело профессионально развиваться и думать о формировании положительного имиджа.

Выводы

Проанализировав полученные результаты, мы подготовили выводы и рекомендации для детско-юношеских школ по эффективному позиционированию тренерского состава, занимающегося со спортсменами данной возрастной категории.

1. Выбирая методы и приемы эффективного позиционирования тре­нерского состава для детей и подростков, необходимо ориентироваться на особенности восприятия его имиджа данной возрастной категорией. Проанализировав результаты интервьюирования учащихся спортивной школы Олимпийского резерва города Ростова-на-Дону, мы пришли к выводу, что чаще всего представители данной целевой аудитории акцентируют внимание на следующих личностных характеристиках тренера спор­тивной школы: «готов прийти на помощь», «обладает чувством юмора», «эрудированный», «может проявить моральную поддержку», «лидер», «внимательный, чуткий» и др.

Среди значимых профессиональных характеристик были выделены следующие: «наставник», «правильно учитывает индивидуальные психические и физические возможности учащегося», «специалист в своем деле», «учитель», «хороший администратор», «эксперт в своем деле», «владеет знаниями в области медицины». Значимые характеристики в отношении внешнего вида тренера включали в себя: «хорошая физическая подготовка», «подтянутый», «активный», «выносливый». Значимые поведенческие особенности и коммуникативные характеристики: «ответственный, пунктуальный», «диктатор и самодур», «ответственен за здоровья спортсмена», «не заинтересован в гармоничном развитии спортсмена», «нестандартный подход».

2. С целью эффективного позиционирования себя спортивному тре­неру необходимо развивать и демонстрировать в своей профессиональной деятельности наиболее значимые факторы, представленные в статистической модели: «специалист в своем деле», «наставник», «хорошая физическая форма», «правильно учитывает индивидуальные психические и физические возможности учащегося», «готов прийти на помощь». С этой целью тренеру необходимо постоянно повышать свою профессиональную компетентность  путем посещения различных курсов, прохождения стажировок, получения дополнительных специализированных знаний, овладения современными техниками и методиками развития и обучения юных спортсменов.

3. На основании полученных результатов следует обращать внимание на поведенческо-коммуникативные и морально-нравственные характеристики, поскольку в диаде «тренер – спортсмен» для детей и подростков важным фактором выступает эмоциональный компонент.

4. По результатам теоретического обзора по проблеме исследования (труды А.П. Матвеева, А.В. Лысенко, А.В. Петрова, Е.С. Жуковой, В.К. Бальсевича, В.И. Ляха) определено, что в своей профессиональной деятельности тренер детско-юношеской школы должен ориентироваться на личностно-ориентированные педагогические технологии [14, 15]. В рамках нашего исследования хотелось бы особо выделить технологию обучения в сотрудничестве, гуманитарно-личностную технологию, создание условий для реализации личности. Все эти технологии базируются на таких педагогических принципах, как «принцип природосообразности», «принцип гуманизма», «принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям юных спортсменов», «принцип гармоничного развития личности», «принцип связи физического воспитания с подготовкой спортсменов к жизни и труду».

5. Большое значение в межличностных отношениях тренера и юных спортсменов играют доверительные отношения («участвует в жизни спортсмена, дает советы, мотивирует», «умеет прощать и наказывать», «умеет слушать»). Детскому тренеру необходимо выстраивать взаимодействие не только в рамках тренировочного процесса и достижения высоких результатов, но и в рамках взаимного доверия и уважения вне спортивной деятельности ребенка, необходимо найти подход к своим воспитанникам.

Все перечисленные выше рекомендации позволят повысить результат юных спортсменов, а значит, будут способствовать повышению имиджа самого тренера.