Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖА ТРЕНЕРА В РАБОТЕ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ

Шевырева Е.Г. 1, 2 Петров А.В. 3, 4 Архипова Д.Н. 1 Петрова О.В. 1
1 Донской государственный технический университет
2 Южный федеральный университет
3 МБУ ДО ДЮСШ №4
4 Донской государственный технический университет
Актуальность данной темы обусловливают текущие проблемы в современном детско-юношеском спорте, для решения которых одной из важных составляющих выступает личность тренера. Цель статьи заключается в теоретической разработке значимых характеристик имиджа тренера детско-юношеской спортивной школы, а также в проведении эмпирического исследования по результатам опроса юных спортсменов. Для построения данной модели были проведены опросы (анкетирование, интервьюирование), был использован качественно-количественный контент-анализ. Выявлены значимые имиджевые характеристики, формирующие эффективный имидж тренера по водным видам спорта. Выявлены составляющие, детерминирующие формирование позитивного профессионального имиджа тренера: профессионализм и компетентность, поведенческо-коммуникативные характеристики, морально-нравственные качества, а также кинетические характеристики. Все они должны быть учтены в процессе формирования и коррекции имиджа на этапах профессионального становления. Предложена идентификация каждого фактора, а также раскрыты наполнение выявленных факторов и их процентное соотношение. Сформулированы выводы и рекомендации по формированию имиджа тренера детско-юношеской спортивной школы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для формулировки практических рекомендаций по созданию позитивного имиджа, а также стать базой для разработки технологии совершенствования профессионального имиджа тренера детско-юношеской спортивной школы.
имидж тренера
имиджевые характеристики
юные спортсмены
личность тренера
профессионализм
спортивные достижения
Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2016/04/ (дата обращения: 8.02.2021).
2. Рябцов В.С. Словарь современных терминов. М. Проспект, 2018. 876 с.
3. Загородникова А.Ю., Степанова О.Н. Роль и место имиджа тренера в структуре признаков конкурентноспособности спортивной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 5. С. 30.
4. Константинов Р.А. Совершенствование мастерства спортивных тренеров // Современное общество. 2018. № 4. С. 29-33.
5. Short S.E., Short M.W. Role of the coach in the coach-athlete relationship. Medicine and Sport. 2005. vol. 366. Special Issue. Р. 29-30. DOI: 10.1016/S0140-6736(05)67836-1.
6. The Coach Athlete Relationship is a Performance Factor [Электронный ресурс]. URL: https://athleteassessments.com/coach-athlete-relationship-performance-factor/ (дата обращения: 16.02.2021).
7. Шевырева Е.Г., Петров А.В., Петрова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки юных спортсменов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30216 (дата обращения: 12.02.2021).
8. Костиков В.Ю. Репутационный капитал спортивного тренера: от имиджа к бренду // Вестник МНЭПУ. 2015. Т. 7. С. 159-169.
9. Малиновский А.И., Петровская Т.В. Личностные детерминанты формирования функционального имиджа тренера по футболу при работе с командами разного уровня // Наука в олимпийском спорте. 2018. № 1. С. 66-72.
10. Бушуева Т.Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 194 с.
11. Степанова О.Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 66-68.
12. Николаев А.Н. Психология тренерской деятельности в детско-юношеском спорте: автореф. дис…..докт. психол наук. Санкт-Петербург, 2005. 50 с.
13. Коробейникова Ю.В. Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста // Вестник БФУ им. Канта: филология, педагогика, пси¬хология. 2012. № 11. С. 150-156. DOI: 10.5922/2223-2095-2012-11-24.
14. Лысенко А.В., Петров А.В. Библиотерапия: значение для развития навыков саморегуляции у юных спортсменов // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: материалы XXIIIO Всероссийской научно-практической конференции (п. Новомихайловский, 28 сентября – 3 октября 2020г.) Ростов н/Д.: Издательство Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. С. 309-312.
15. Жукова Е.С. Имидж тренера по лыжным гонкам // Молодежь Сибири – науке России: материалы международной научно-практической конференции (Красноярск, 24 апреля 2020 г.). Красноярск: Издательство Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2020. С. 96-99.

Современный взгляд на тренировочный процесс предполагает не только анализ процесса влияния тренера на спортсмена и результаты соревновательной деятельности, но и определенный интерес к его личности. Если несколько десятилетий назад наличия высшего спортивно-педагогического образования было достаточно, то теперь требования к тренеру качественно изменились [1]. В последние годы фокус внимания к тренерской деятельности претерпел изменения, поскольку для эффективности тренировочного процесса большое значение имеет личность самого тренера. И в данном контексте имидж тренера влияет на эффективность его деятельности. Имидж (от англ. image) – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. [2, с. 113]. Согласно исследованиям А.Ю. Загородниковой О.Н. Степановой, О.Б. Завьяловой, Р.А. Константинова, S.E. Short, M.W. Short и иных, имидж тренера является одним из факторов, способствующих повышению результативности спортсменов [3-5]. Современные реалии диктуют необходимость разработки методов, форм и приемов для формирования эффективного имиджа тренера в процессе профессионального становления.

В рамках теории деятельности, созданной А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном, спортивная деятельность может быть представлена в виде совместной деятельности личности тренера и личности спортсмена в виде педагогической системы. При этом ее эффективность определяется не только спортивными результатами, показываемыми на соревнованиях, но и оценкой спортсменом деятельности тренера, удовлетворенностью учебно-спортивной деятельностью. Важен не только процесс межличностного взаимодействия в диаде «тренер – спортсмен», но и интерес к личности тренера в целом, а это невозможно без эффективного имиджа тренера [6]. Наличие у тренера положительно окрашенного имиджа – важный фактор успешности его профессиональной деятельности, особенно при работе с юными спортсменами, поскольку он является значимой фигурой в процессе социализации и оказывает большое влияние на становление личности подростка [7]. Не нужно также забывать, что в свете формирования рыночных отношений в сфере физической культуры имидж тренера является значимым фактором востребованности спортивной организации [8].

Исследования, проведенные  как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют, что важным фактором достижения высоких спортивных результатов являются продуктивные отношения тренера и юных воспитанников. С учетом сказанного выше теоретическое и эмпирическое изучение профессионального тренерского имиджа выступает актуальной задачей нашего исследования.

Теоретический анализ литературы по проблеме феномена имиджа позволил нам сделать вывод о социальном влиянии данного базового инструмента имиджмейкинга. При исследовании профессионального имиджа выделяют несколько подходов. Согласно одному подходу, профессиональный имидж – это собирательный образ конкретной профессии со сформированными значимыми компетенциями. Согласно другому подходу, профессиональный имидж – это динамическая система, меняющаяся в определенных условиях. Т.В. Петровская, А.И. Малиновский в своей работе использовали термин «функциональный имидж», согласно которому имидж тренера складывается из социальной роли, которую он играет для достижения командой успеха, удовлетворенности потребностей спортсменов, а также способности побуждать к повышению результативности соревновательной деятельности [9].

Представитель спортивной имиджелогии Т.Н. Бушуева дает такое определение имиджу тренера: «Целенаправленно формируемый образ – представление тренера, име­ющий характер стереотипа и оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на определенных лиц» [10, c. 14].

В настоящее время можно выделить несколько подходов к исследованию имиджа тренера:

– исследование с точки зрения восприятия (актуальный образ);

– исследование с точки зрения оценки деятельности (идеальный образ);

– исследование с точки зрения эффективности спортивного успеха (функциональный образ) [8];

– конструктивный подход.

Согласно исследованиям, проведенным О.Н. Степановой, А.Н. Николаевой, конструктивный имидж тренера имеет большое значение в работе с юными спортсменами [11, 12]. Согласно исследованиям, проведенным Ю.В. Коробейниковой, частой причиной пропуска тренировок у юных спортсменов служат конфликты с тренером, а мотивированность на занятия спортом напрямую связана с личностью и поведением тренера [13].   

Подводя итог теоретического обзора работ по проблеме имиджа спортивного тренера, можно сделать вывод о том, что формирование позитивного имиджа тренера выступает одной из основных задач в области психолого-педагогического сопровождения в сфере физической культуры и спорта. Для этой цели, на наш взгляд, необходимо провести анализ особенности восприятия детского тренера юными спортсменами (сегментом рынка, целевой аудиторией).

Целью нашего эмпирического исследования стало выявление имиджевых характеристик тренера в групповом сознании юных спортсменов.

Материал и методы исследования

Для решения поставленной задачи нами был проведено анкетирование (интервьюирование) учащихся спортивной школы Олимпийского резерва города Ростова-на-Дону. В исследовании принял участие 41 респондент – члены учебно-тренировочной группы 3-го года подготовки по плаванию (мальчики, возраст 13–14 лет), занимающиеся водными видами спорта. Юным спортсменам было предложено написать небольшое сочинение, в котором изложить свои мысли, ассоциации или суждения (высказывания), связанные с понятием «спортивный тренер». Полученные результаты были обработаны с помощью метода качественно-количественного контент-анализа, а также определен удельный вес в процентах тех или иных высказываний.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам анкетирования все высказывания были разделены на три основные группы: положительные, нейтральные и отрицательные. В таблицах 1–3 представлены проранжированные суждения респондентов.

Таблица 1

Положительные суждения о понятии «спортивный тренер» и частота в высказываниях (n=41)

Положительные суждения

Кол-во

1.       

Специалист в своем деле

32

2.       

Наставник

23

3.       

Хорошая физическая подготовка

18

4.       

Готов прийти на помощь

15

5.       

Правильно учитывает индивидуальные психические и физические возможности учащегося

15

6.       

Эрудированный

13

7.       

Специалист в своем деле

13

8.       

Учитель

12

9.       

Общительный

11

10.   

Хороший администратор

10

11.   

Ответственный, пунктуальный

10

12.   

Внимательный, чуткий

10

13.   

Может проявить моральную поддержку

9

14.   

Эксперт в своем деле

8

15.   

Пример для подражания

7

16.   

Проявляет нестандартный подход

6

17.   

Уважает коллег и спортсменов

6

18.   

Обладает чувством юмора

5

19.   

Лидер

5

20.   

Владеет знаниями в области медицины

3

21.   

Легкий на подъем

1

Общее количество положительных суждений

231

 

 Таблица 2

Негативные суждения о понятии «спортивный тренер» и частота в высказываниях (n=41)

Негативные суждения

Кол-во

1.       

Не заинтересован в гармоничном развитии спортсмена

8

2.       

Не занимается профессиональным ростом

4

3.       

Диктатор и самодур

3

4.       

Деньги превыше всего

2

5.       

Злоупотребляет алкоголем

1

Общее количество негативных суждений

18

 

Таблица 3

Нейтральные суждения о понятии «спортивный тренер» и частота в высказываниях (n=41)

Нейтральные суждения

Кол-во

1.       

В прошлом спортсмен

3

2.       

Ответственен за здоровье спортсмена

2

3.       

Выполняет обязанности  других специалистов (судейство)

2

4.       

Средних лет

1

Общее количество нейтральных суждений

8

 

Проанализировав полученные результаты по таблицам, мы можем сделать вывод о том, что количество положительных суждений (21) в 4 раза выше, чем отрицательных суждений, и в 5 раз выше числа нейтральных суждений. В целом количество положительных суждений (с учетом частоты в ответах респондентов – 231) выше количества негативных (18) и нейтральных (4). Исходя из вышесказанного очевидно превалирование положительных характеристик словосочетания «спортивный тренер» над негативными и нейтральными суждениями, поэтому можно утверждать, что среди юных спортсменов преобладает положительный профессиональный имидж спортивного тренера.

Обращают на себя внимание единичные, но резко отрицательные высказывания о тренере: «злоупотребляет алкоголем», «диктатор и самодур». Кричать во время тренировочного процесса допустимо, поскольку в этот момент эмоции могут зашкаливать, но нельзя переходить на личности, оскорблять спортсмена и нарушать установленный индивидуально-личностный контакт.

Проведенный на втором этапе нашего исследования контент-анализ суждений позволил сформировать основные имиджевые характеристики спортивного тренера. К ним относятся:

– профессионализм и компетентность (грамотное выполнение профессиональных обязанностей, авторитет в спорте, знание методики обучения и тренировки, проявление личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании, умение организовать коллектив, умение мотивировать спортсмена и команду);

– поведенческо-коммуникативные характеристики (эффективная коммуникация, стиль общения, уверенность в себе, способность доступно донести информацию спортсменам, хорошо поставленная речь и т.п.);

– морально-нравственные качества (личностные качества, педагогическое взаимодействие, знание педагогики, фанатичное отношение к деятельности);

– кинетические (внешний вид, хорошая физическая форма, харизматичность, активность, тугодум и т.п.).

 Следует обратить внимание, что поведенческо-коммуникативные и морально-нравственные характеристики имеют большое значение для создания эффективного тренерского имиджа, поскольку в детско-юношеском спорте взаимодействие в диаде «тренер – спортсмен» носит эмоционально окрашенный характер. В дальнейшем (в молодежных командах), как показывают исследования, данная характеристика уходит на второй план. Нужно помнить, что установление панибратства в подростковом возрасте недопустимо, тренер должен оставаться старшим другом и союзником юных спортсменов.

Между тем нужно помнить, что если воспитанник не демонстрирует амбиции во время тренировочного процесса, а просто «отбывает» тренировку, то относиться к таким подопечным нужно с осторожностью. Поскольку, полностью отдаваясь тренировочному процессу и впоследствии понимая, что воспитанник не хочет заниматься, тренер может «перегореть», а «перегоревшим» тренерам тяжело профессионально развиваться и думать о формировании положительного имиджа.

Выводы

Проанализировав полученные результаты, мы подготовили выводы и рекомендации для детско-юношеских школ по эффективному позиционированию тренерского состава, занимающегося со спортсменами данной возрастной категории.

1. Выбирая методы и приемы эффективного позиционирования тре­нерского состава для детей и подростков, необходимо ориентироваться на особенности восприятия его имиджа данной возрастной категорией. Проанализировав результаты интервьюирования учащихся спортивной школы Олимпийского резерва города Ростова-на-Дону, мы пришли к выводу, что чаще всего представители данной целевой аудитории акцентируют внимание на следующих личностных характеристиках тренера спор­тивной школы: «готов прийти на помощь», «обладает чувством юмора», «эрудированный», «может проявить моральную поддержку», «лидер», «внимательный, чуткий» и др.

Среди значимых профессиональных характеристик были выделены следующие: «наставник», «правильно учитывает индивидуальные психические и физические возможности учащегося», «специалист в своем деле», «учитель», «хороший администратор», «эксперт в своем деле», «владеет знаниями в области медицины». Значимые характеристики в отношении внешнего вида тренера включали в себя: «хорошая физическая подготовка», «подтянутый», «активный», «выносливый». Значимые поведенческие особенности и коммуникативные характеристики: «ответственный, пунктуальный», «диктатор и самодур», «ответственен за здоровья спортсмена», «не заинтересован в гармоничном развитии спортсмена», «нестандартный подход».

2. С целью эффективного позиционирования себя спортивному тре­неру необходимо развивать и демонстрировать в своей профессиональной деятельности наиболее значимые факторы, представленные в статистической модели: «специалист в своем деле», «наставник», «хорошая физическая форма», «правильно учитывает индивидуальные психические и физические возможности учащегося», «готов прийти на помощь». С этой целью тренеру необходимо постоянно повышать свою профессиональную компетентность  путем посещения различных курсов, прохождения стажировок, получения дополнительных специализированных знаний, овладения современными техниками и методиками развития и обучения юных спортсменов.

3. На основании полученных результатов следует обращать внимание на поведенческо-коммуникативные и морально-нравственные характеристики, поскольку в диаде «тренер – спортсмен» для детей и подростков важным фактором выступает эмоциональный компонент.

4. По результатам теоретического обзора по проблеме исследования (труды А.П. Матвеева, А.В. Лысенко, А.В. Петрова, Е.С. Жуковой, В.К. Бальсевича, В.И. Ляха) определено, что в своей профессиональной деятельности тренер детско-юношеской школы должен ориентироваться на личностно-ориентированные педагогические технологии [14, 15]. В рамках нашего исследования хотелось бы особо выделить технологию обучения в сотрудничестве, гуманитарно-личностную технологию, создание условий для реализации личности. Все эти технологии базируются на таких педагогических принципах, как «принцип природосообразности», «принцип гуманизма», «принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям юных спортсменов», «принцип гармоничного развития личности», «принцип связи физического воспитания с подготовкой спортсменов к жизни и труду».

5. Большое значение в межличностных отношениях тренера и юных спортсменов играют доверительные отношения («участвует в жизни спортсмена, дает советы, мотивирует», «умеет прощать и наказывать», «умеет слушать»). Детскому тренеру необходимо выстраивать взаимодействие не только в рамках тренировочного процесса и достижения высоких результатов, но и в рамках взаимного доверия и уважения вне спортивной деятельности ребенка, необходимо найти подход к своим воспитанникам.

Все перечисленные выше рекомендации позволят повысить результат юных спортсменов, а значит, будут способствовать повышению имиджа самого тренера.


Библиографическая ссылка

Шевырева Е.Г., Петров А.В., Архипова Д.Н., Петрова О.В. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖА ТРЕНЕРА В РАБОТЕ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30638 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674