Современный взгляд на тренировочный процесс предполагает не только анализ процесса влияния тренера на спортсмена и результаты соревновательной деятельности, но и определенный интерес к его личности. Если несколько десятилетий назад наличия высшего спортивно-педагогического образования было достаточно, то теперь требования к тренеру качественно изменились [1]. В последние годы фокус внимания к тренерской деятельности претерпел изменения, поскольку для эффективности тренировочного процесса большое значение имеет личность самого тренера. И в данном контексте имидж тренера влияет на эффективность его деятельности. Имидж (от англ. image) – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. [2, с. 113]. Согласно исследованиям А.Ю. Загородниковой О.Н. Степановой, О.Б. Завьяловой, Р.А. Константинова, S.E. Short, M.W. Short и иных, имидж тренера является одним из факторов, способствующих повышению результативности спортсменов [3-5]. Современные реалии диктуют необходимость разработки методов, форм и приемов для формирования эффективного имиджа тренера в процессе профессионального становления.
В рамках теории деятельности, созданной А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном, спортивная деятельность может быть представлена в виде совместной деятельности личности тренера и личности спортсмена в виде педагогической системы. При этом ее эффективность определяется не только спортивными результатами, показываемыми на соревнованиях, но и оценкой спортсменом деятельности тренера, удовлетворенностью учебно-спортивной деятельностью. Важен не только процесс межличностного взаимодействия в диаде «тренер – спортсмен», но и интерес к личности тренера в целом, а это невозможно без эффективного имиджа тренера [6]. Наличие у тренера положительно окрашенного имиджа – важный фактор успешности его профессиональной деятельности, особенно при работе с юными спортсменами, поскольку он является значимой фигурой в процессе социализации и оказывает большое влияние на становление личности подростка [7]. Не нужно также забывать, что в свете формирования рыночных отношений в сфере физической культуры имидж тренера является значимым фактором востребованности спортивной организации [8].
Исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют, что важным фактором достижения высоких спортивных результатов являются продуктивные отношения тренера и юных воспитанников. С учетом сказанного выше теоретическое и эмпирическое изучение профессионального тренерского имиджа выступает актуальной задачей нашего исследования.
Теоретический анализ литературы по проблеме феномена имиджа позволил нам сделать вывод о социальном влиянии данного базового инструмента имиджмейкинга. При исследовании профессионального имиджа выделяют несколько подходов. Согласно одному подходу, профессиональный имидж – это собирательный образ конкретной профессии со сформированными значимыми компетенциями. Согласно другому подходу, профессиональный имидж – это динамическая система, меняющаяся в определенных условиях. Т.В. Петровская, А.И. Малиновский в своей работе использовали термин «функциональный имидж», согласно которому имидж тренера складывается из социальной роли, которую он играет для достижения командой успеха, удовлетворенности потребностей спортсменов, а также способности побуждать к повышению результативности соревновательной деятельности [9].
Представитель спортивной имиджелогии Т.Н. Бушуева дает такое определение имиджу тренера: «Целенаправленно формируемый образ – представление тренера, имеющий характер стереотипа и оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на определенных лиц» [10, c. 14].
В настоящее время можно выделить несколько подходов к исследованию имиджа тренера:
– исследование с точки зрения восприятия (актуальный образ);
– исследование с точки зрения оценки деятельности (идеальный образ);
– исследование с точки зрения эффективности спортивного успеха (функциональный образ) [8];
– конструктивный подход.
Согласно исследованиям, проведенным О.Н. Степановой, А.Н. Николаевой, конструктивный имидж тренера имеет большое значение в работе с юными спортсменами [11, 12]. Согласно исследованиям, проведенным Ю.В. Коробейниковой, частой причиной пропуска тренировок у юных спортсменов служат конфликты с тренером, а мотивированность на занятия спортом напрямую связана с личностью и поведением тренера [13].
Подводя итог теоретического обзора работ по проблеме имиджа спортивного тренера, можно сделать вывод о том, что формирование позитивного имиджа тренера выступает одной из основных задач в области психолого-педагогического сопровождения в сфере физической культуры и спорта. Для этой цели, на наш взгляд, необходимо провести анализ особенности восприятия детского тренера юными спортсменами (сегментом рынка, целевой аудиторией).
Целью нашего эмпирического исследования стало выявление имиджевых характеристик тренера в групповом сознании юных спортсменов.
Материал и методы исследования
Для решения поставленной задачи нами был проведено анкетирование (интервьюирование) учащихся спортивной школы Олимпийского резерва города Ростова-на-Дону. В исследовании принял участие 41 респондент – члены учебно-тренировочной группы 3-го года подготовки по плаванию (мальчики, возраст 13–14 лет), занимающиеся водными видами спорта. Юным спортсменам было предложено написать небольшое сочинение, в котором изложить свои мысли, ассоциации или суждения (высказывания), связанные с понятием «спортивный тренер». Полученные результаты были обработаны с помощью метода качественно-количественного контент-анализа, а также определен удельный вес в процентах тех или иных высказываний.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам анкетирования все высказывания были разделены на три основные группы: положительные, нейтральные и отрицательные. В таблицах 1–3 представлены проранжированные суждения респондентов.
Таблица 1
Положительные суждения о понятии «спортивный тренер» и частота в высказываниях (n=41)
№ |
Положительные суждения |
Кол-во |
1. |
Специалист в своем деле |
32 |
2. |
Наставник |
23 |
3. |
Хорошая физическая подготовка |
18 |
4. |
Готов прийти на помощь |
15 |
5. |
Правильно учитывает индивидуальные психические и физические возможности учащегося |
15 |
6. |
Эрудированный |
13 |
7. |
Специалист в своем деле |
13 |
8. |
Учитель |
12 |
9. |
Общительный |
11 |
10. |
Хороший администратор |
10 |
11. |
Ответственный, пунктуальный |
10 |
12. |
Внимательный, чуткий |
10 |
13. |
Может проявить моральную поддержку |
9 |
14. |
Эксперт в своем деле |
8 |
15. |
Пример для подражания |
7 |
16. |
Проявляет нестандартный подход |
6 |
17. |
Уважает коллег и спортсменов |
6 |
18. |
Обладает чувством юмора |
5 |
19. |
Лидер |
5 |
20. |
Владеет знаниями в области медицины |
3 |
21. |
Легкий на подъем |
1 |
Общее количество положительных суждений |
231 |
Таблица 2
Негативные суждения о понятии «спортивный тренер» и частота в высказываниях (n=41)
№ |
Негативные суждения |
Кол-во |
1. |
Не заинтересован в гармоничном развитии спортсмена |
8 |
2. |
Не занимается профессиональным ростом |
4 |
3. |
Диктатор и самодур |
3 |
4. |
Деньги превыше всего |
2 |
5. |
Злоупотребляет алкоголем |
1 |
Общее количество негативных суждений |
18 |
Таблица 3
Нейтральные суждения о понятии «спортивный тренер» и частота в высказываниях (n=41)
№ |
Нейтральные суждения |
Кол-во |
1. |
В прошлом спортсмен |
3 |
2. |
Ответственен за здоровье спортсмена |
2 |
3. |
Выполняет обязанности других специалистов (судейство) |
2 |
4. |
Средних лет |
1 |
Общее количество нейтральных суждений |
8 |
Проанализировав полученные результаты по таблицам, мы можем сделать вывод о том, что количество положительных суждений (21) в 4 раза выше, чем отрицательных суждений, и в 5 раз выше числа нейтральных суждений. В целом количество положительных суждений (с учетом частоты в ответах респондентов – 231) выше количества негативных (18) и нейтральных (4). Исходя из вышесказанного очевидно превалирование положительных характеристик словосочетания «спортивный тренер» над негативными и нейтральными суждениями, поэтому можно утверждать, что среди юных спортсменов преобладает положительный профессиональный имидж спортивного тренера.
Обращают на себя внимание единичные, но резко отрицательные высказывания о тренере: «злоупотребляет алкоголем», «диктатор и самодур». Кричать во время тренировочного процесса допустимо, поскольку в этот момент эмоции могут зашкаливать, но нельзя переходить на личности, оскорблять спортсмена и нарушать установленный индивидуально-личностный контакт.
Проведенный на втором этапе нашего исследования контент-анализ суждений позволил сформировать основные имиджевые характеристики спортивного тренера. К ним относятся:
– профессионализм и компетентность (грамотное выполнение профессиональных обязанностей, авторитет в спорте, знание методики обучения и тренировки, проявление личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании, умение организовать коллектив, умение мотивировать спортсмена и команду);
– поведенческо-коммуникативные характеристики (эффективная коммуникация, стиль общения, уверенность в себе, способность доступно донести информацию спортсменам, хорошо поставленная речь и т.п.);
– морально-нравственные качества (личностные качества, педагогическое взаимодействие, знание педагогики, фанатичное отношение к деятельности);
– кинетические (внешний вид, хорошая физическая форма, харизматичность, активность, тугодум и т.п.).
Следует обратить внимание, что поведенческо-коммуникативные и морально-нравственные характеристики имеют большое значение для создания эффективного тренерского имиджа, поскольку в детско-юношеском спорте взаимодействие в диаде «тренер – спортсмен» носит эмоционально окрашенный характер. В дальнейшем (в молодежных командах), как показывают исследования, данная характеристика уходит на второй план. Нужно помнить, что установление панибратства в подростковом возрасте недопустимо, тренер должен оставаться старшим другом и союзником юных спортсменов.
Между тем нужно помнить, что если воспитанник не демонстрирует амбиции во время тренировочного процесса, а просто «отбывает» тренировку, то относиться к таким подопечным нужно с осторожностью. Поскольку, полностью отдаваясь тренировочному процессу и впоследствии понимая, что воспитанник не хочет заниматься, тренер может «перегореть», а «перегоревшим» тренерам тяжело профессионально развиваться и думать о формировании положительного имиджа.
Выводы
Проанализировав полученные результаты, мы подготовили выводы и рекомендации для детско-юношеских школ по эффективному позиционированию тренерского состава, занимающегося со спортсменами данной возрастной категории.
1. Выбирая методы и приемы эффективного позиционирования тренерского состава для детей и подростков, необходимо ориентироваться на особенности восприятия его имиджа данной возрастной категорией. Проанализировав результаты интервьюирования учащихся спортивной школы Олимпийского резерва города Ростова-на-Дону, мы пришли к выводу, что чаще всего представители данной целевой аудитории акцентируют внимание на следующих личностных характеристиках тренера спортивной школы: «готов прийти на помощь», «обладает чувством юмора», «эрудированный», «может проявить моральную поддержку», «лидер», «внимательный, чуткий» и др.
Среди значимых профессиональных характеристик были выделены следующие: «наставник», «правильно учитывает индивидуальные психические и физические возможности учащегося», «специалист в своем деле», «учитель», «хороший администратор», «эксперт в своем деле», «владеет знаниями в области медицины». Значимые характеристики в отношении внешнего вида тренера включали в себя: «хорошая физическая подготовка», «подтянутый», «активный», «выносливый». Значимые поведенческие особенности и коммуникативные характеристики: «ответственный, пунктуальный», «диктатор и самодур», «ответственен за здоровья спортсмена», «не заинтересован в гармоничном развитии спортсмена», «нестандартный подход».
2. С целью эффективного позиционирования себя спортивному тренеру необходимо развивать и демонстрировать в своей профессиональной деятельности наиболее значимые факторы, представленные в статистической модели: «специалист в своем деле», «наставник», «хорошая физическая форма», «правильно учитывает индивидуальные психические и физические возможности учащегося», «готов прийти на помощь». С этой целью тренеру необходимо постоянно повышать свою профессиональную компетентность путем посещения различных курсов, прохождения стажировок, получения дополнительных специализированных знаний, овладения современными техниками и методиками развития и обучения юных спортсменов.
3. На основании полученных результатов следует обращать внимание на поведенческо-коммуникативные и морально-нравственные характеристики, поскольку в диаде «тренер – спортсмен» для детей и подростков важным фактором выступает эмоциональный компонент.
4. По результатам теоретического обзора по проблеме исследования (труды А.П. Матвеева, А.В. Лысенко, А.В. Петрова, Е.С. Жуковой, В.К. Бальсевича, В.И. Ляха) определено, что в своей профессиональной деятельности тренер детско-юношеской школы должен ориентироваться на личностно-ориентированные педагогические технологии [14, 15]. В рамках нашего исследования хотелось бы особо выделить технологию обучения в сотрудничестве, гуманитарно-личностную технологию, создание условий для реализации личности. Все эти технологии базируются на таких педагогических принципах, как «принцип природосообразности», «принцип гуманизма», «принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям юных спортсменов», «принцип гармоничного развития личности», «принцип связи физического воспитания с подготовкой спортсменов к жизни и труду».
5. Большое значение в межличностных отношениях тренера и юных спортсменов играют доверительные отношения («участвует в жизни спортсмена, дает советы, мотивирует», «умеет прощать и наказывать», «умеет слушать»). Детскому тренеру необходимо выстраивать взаимодействие не только в рамках тренировочного процесса и достижения высоких результатов, но и в рамках взаимного доверия и уважения вне спортивной деятельности ребенка, необходимо найти подход к своим воспитанникам.
Все перечисленные выше рекомендации позволят повысить результат юных спортсменов, а значит, будут способствовать повышению имиджа самого тренера.
Библиографическая ссылка
Шевырева Е.Г., Петров А.В., Архипова Д.Н., Петрова О.В. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖА ТРЕНЕРА В РАБОТЕ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30638 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30638