Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ENVIRONMENTAL EDUCATION AS A FACTOR OF FORMATION OF ECOLOGICAL-CIVIL IDENTITY IN YOUTH ENVIRONMENT

Nesgovorova N.P. 1 Savelev V.G. 1 Potalitsin A.O. 1 Pletneva A.A. 1 Burleva L.G. 1
1 Kurgan State University
In the modern world, the problem of consolidating society is being actualized. This is due to the fact that information is posted on the global network that undermines the state's policy in integrating society around national ideas. Young people are a particularly vulnerable group of the population, as they find it difficult to analyze the reliability of the information that is offered to them. This difficulty is associated with a low level of knowledge and awareness of the understanding of «manipulation» of oneself from the outside. Environmental education includes three components: education, information, dissemination of knowledge. In the aspect of our research, it is filled with ecological and civic meaning. Environmental education can serve as an important tool for enhancing patriotism, the formation of civic consciousness, in general, ecological and civic identity, as a personality trait aimed at including the individual in activities to preserve the natural wealth of the planet, state, region, the individual's environment and health. The educational features of environmental education imply the formation of environmental and civic values among students. Informing the population implies a systematic update of information on the state of formation of the ecological and civic identity of the population. The dissemination and promotion of environmental and civic knowledge and, on their basis, beliefs that turn into the value component of the individual, takes place in the process of including the young generation in various types and forms of environmental activities, the results of which are significant for society. Experimental work on the assessment of ecological and civic identity in the process of environmental education was carried out with full-time undergraduate students of the direction "Ecology and Environmental Management" from 2011 to 2020 at Kurgan State University. As a result, it was revealed that in the process of environmental education, conditions are created for the formation of environmental and civic identity of youth at the middle and high levels.
ecological-civic identity
ecological education
methods of formation of ecological-civic identity
youth

В большом потоке информации молодым людям довольно трудно в глобальной сети отобрать достоверную и значимую для них информацию в определенной области при недостаточном уровне у них специальных знаний.

Знания играют важную роль в формировании общественного мнения и личностной идентичности, так как они составляют основу сознания человека и тем самым способствуют осознанию отношения его к определенной группе и отожествлению себя с тем или иным человеком группы.

В то же время в глобальной сети легкодоступна для всех пользователей  информация, которая способствует разобщению общества. Такая информация подрывает политику государства в области консолидации. Особо уязвимой группой населения являются молодые люди, так как они испытывают затруднения в анализе достоверности информации, которая им предлагается. Эти затруднения связаны с недостаточным уровнем знаний и неосознанием понимания манипулирования собой со стороны. Поэтому население нуждается в достоверной информации, а государство – в интеграции общества в области национальных идей. Эти два аспекта можно решать в рамках экологического просвещения населения не только по вопросам экологии, но и по тесно связанным с ними вопросам интеграции общества, формирования патриотизма и повышения уровня знаний членов общества. Фактором консолидации общества может стать повышение знаний в области сохранения природного богатства страны, плодов рук человеческих, одним словом – социально-природной среды.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, тем, что в педагогической науке недостаточно обосновано экологическое просвещение как педагогический процесс с целью повышения достоверности знаний в области экологии и гражданственности населения. Во-вторых, реализация подготовки молодого поколения на основе экологического просвещения позволит готовить грамотных специалистов как членов общества с высоким уровнем эколого-гражданской идентичности.

Цель исследования – провести теоретическое обоснование формирования эколого-гражданской идентичности в процессе экологического просвещения в молодежной среде, опытно-экспериментальную работу по оценке сформированности эколого-гражданской идентичности у молодежи.

Материалы и методы исследования

Исследование опирается на положения системного (А.П. Тряпицына [1], Н.П. Несговорова [2]), компетентностного (А.В. Хуторской [3]), личностно-деятельностного (Н.А. Алексеев [4]) и аксиологического (И.Ф. Исаев [5], Н.П. Несговорова [6]) подходов.

Методы, использованные в исследовании: нормативный, логический, причинно-следственный, обобщения, проектирования, анализ внешнесредового воздействия.

Эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, методы педагогической диагностики.

Характеристика оценки эколого-гражданской идентичности у студентов проводилась по четырем уровням.

1) недопустимый уровень – студенты не испытывают интереса к природе, равнодушны к здоровью, сохранению природы, Родины, не умеют отобрать важную информацию и проанализировать ее;

2) низкий уровень – студенты проявляют интерес к сохранению себя в природе, для них значимо свое здоровье.  Они испытывают сострадание к людям, способны отобрать и проанализировать информацию о способах поддержания своего здоровья;

3) средний уровень – студенты проявляют интерес к сохранению себя и своего близкого окружения в природе, для них значимо свое здоровье и здоровье их близких, они испытывают любовь, жалость, сострадание к природе. Они способны проанализировать информацию о способах сохранения человека, общества и природы, предложить способы решения социально значимых проблем;

4) высокий уровень – студенты проявляют интерес к сохранению гармоничных отношений в системе «человек – общество – природа». Для них значимыми являются гармония развития человека и природы, любовь, жалость, сострадание ко всему живому. Они способны проанализировать информацию о способах решения социально значимых проблем и предложить оптимальный путь их решения.

Опытно-экспериментальная работа по оценке эколого-гражданской идентичности была организована среди студентов бакалавриата очной формы обучения направления «Экология и природопользование» с 2011 по 2020 гг. в Курганском государственном университете.

Результаты исследования и их обсуждение. Социальная идентичность достаточно многоаспектна и включает гражданскую, экологическую и иные идентичности.

Так, Н.Ю. Кравченко отмечает, что гражданская идентичность – это и осознание принадлежности к определенной группе, и тождественность, и процесс, и феномен надиндивидуального сознания [7]. Гражданская идентичность как личностное качество может проявляться на уровнях от мирового до локального [8].

В то же время М.В. Терешина, И.С. Башмаков под экологической идентичностью понимают осознание единства с окружающей природной средой [9].

Интегрирующим фактором гражданской и экологической идентичности является природа, которая придает гражданской идентичности направление на осознание  сохранения элементов системы «человек – общество – природа» на разных уровнях, а экологической идентичности – осознание поддержания гармоничных отношений в комплексной системе с целью ее выживания в агрессивной социально-природной среде.

Таким образом, эколого-гражданская идентичность – это метапредметное в содержательном плане и уровневое по проявлению качество личности, направленное на включение личности в деятельность по сохранению природного богатства планеты, государства, региона, среды обитания индивида и его здоровья [10].

Следовательно, это качество необходимо формировать у членов общества, особенно у молодежи, так как молодежь – это социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе – переходом от детства и юности к социальной ответственности.

Молодежь довольно быстро осваивает умения существования в интерактивном мире, в котором достаточно много негативной информации, которую не все могут осознавать как негативную. Просмотр такой информации, как правило, вводит их в заблуждение, а кризисы подросткового возраста не всем позволяют принимать советы от взрослых, опытного окружения. Такие факторы вызывают негативное отношение подростков к гражданственности, патриотизму, в целом к консолидации общества вокруг национальных идей.

Следовательно, у молодого поколения необходимо формировать патриотизм,  одним из значимых способов его формирования является просвещение населения.

Просвещение, согласно Толковому словарю С.И. Ожегова – это передача и распространение культуры и знаний [11]. В Большой советской энциклопедии дано следующее определение просвещения – это «система воспитательных и образовательных мероприятий» [12]. 

В докладе Римского клуба «ComeOn! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» 2018 г. рассматривается идея «нового Просвещения» [13]. Результат такого просвещения должен проявиться в формировании целостного мировоззрения у населения, гуманистическом и открытом развитии общества, ценящего устойчивость и заботящегося о будущем. Следовательно, задачей образования должно стать формирование у молодого поколения «грамотности в отношении будущего».

Выделяют различные направления просвещения как способа распространения знаний: культурное, политическое, религиозное, экологическое и др.

Особенности экологического просвещения населения хорошо прописаны в главе 36 «Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров» Повестки дня на XXI в. в следующем аспекте: «расширение информированности населения по вопросам устойчивого развития» [14].

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.) рассмотрены вопросы экологического просвещения населения путем распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды с целью повышения экологической культуры в обществе [15].

Экологическое просвещение молодежи относится к системе неформального экологического образования, в нашем эксперименте оно реализуется в образовательном пространстве специально разработанных курсов, практик, групп по интересам, индивидуальном общении с преподавателями. 

Любое просвещение, в том числе и экологическое просвещение, включает в себя три составляющие: воспитание, информирование, распространение знаний. В аспекте нашего исследования оно наполнено эколого-гражданским смыслом.

Воспитательные особенности экологического просвещения подразумевают формирование эколого-гражданских ценностей. Такие ценности проявляются в бережном отношении к себе, к другим, к природе, к объектам природного наследия, а также в любви к Родине. Экологическое просвещение реализуется  в молодежной среде, ценности формируются посредством применения следующих методов: анализа социально-экологических фактов, дискуссий в рамках значимых социально-экологических проблем. Тематика дискуссий может быть следующей: «Проблемы жизни на планете», «Экология – наука о доме», «Забота о близких», «Правила поведения в природе» и др.

Информирование населения подразумевает системное обновление информации о состоянии окружающей природной среды и внедрение в данный процесс соответствующих образовательных технологий, а также рассмотрение моделей социально-экономического развития территорий в рамках идей и индикаторов устойчивого развития. Все это направлено на формирование  эколого-гражданской идентичности населения.

Информирование молодежи расширяется при применении таких методов, как: работа с литературой и отбор соответствующего содержания, метод аналогий, эколого-гражданские баттлы.

Особенности эколого-гражданских баттлов состоят в том, что ими руководит опытный наставник, который может контролировать и направлять дебаты оппонентов и группу их поддержки в область формирования эколого-гражданской идентичности. Тематика баттлов может быть следующей: «Гуманное отношение к домашним животным», «Мусорная реформа», «Проблема голода» и др.

Распространение и пропаганда эколого-гражданских знаний осуществляются в процессе включения молодого поколения в различные виды и формы экологической деятельности, результаты которой являются значимыми для социума.

Распространение знаний основано и на включении студентов в проектную деятельность по разработке социально ориентированных проектов.

Студентами разработаны и реализованы  проекты, значимые как для отдельного человека («Комплексная оценка почв дачного участка», «Экологическая оценка качества воды из источников нецентрализованного водоснабжения»), так и для общества («Эколого-патриотический проект микрорайона Увал города Кургана») и др. В целом,  метод проектов позволяет формировать эколого-гражданскую идентичность и у обучающихся в процессе выполнения проекта, а также и у членов социума в процессе реализации, оценки конкретных продуктов работы студентов.

Проведенный анализ результатов деятельности студентов позволил сделать следующие выводы.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента наблюдается распределение идентичности студентов бакалавриата по четырем уровням эколого-гражданской идентичности. Выделяется группа с недопустимым уровнем эколого-гражданской идентичности. Студенты с таким уровнем не испытывают интереса к природе, равнодушны к своему здоровью и здоровью близких, сохранению природы, к Родине. Они не умеют отбирать важную для них информацию и анализировать ее. К концу эксперимента таких студентов не выявлено (рис.).

 

Оценка формирования эколого-гражданской идентичности

в процессе экологического просвещения

 

В начале эксперимента доминирует группа студентов с низким уровнем эколого-гражданской идентичности. Обучающиеся в такой группе проявляют интерес к сохранению себя в природе, для них значимо свое здоровье, они испытывают сострадание к людям, способны отобрать и проанализировать информацию о способах поддержания своего здоровья (рис.).

К концу эксперимента преобладает группа обучающихся со средним уровнем эколого-гражданской идентичности. Студенты этой группы проявляют интерес к сохранению себя и своего близкого окружения в природе, для них значимо свое здоровье и здоровье  близких, они испытывают любовь, жалость, сострадание к природе. Они способны проанализировать информацию о способах сохранения человека, общества и природы и предложить способы решения социально значимых проблем (рис.).

Кроме того, к концу эксперимента выделяется группа из 23% студентов с высоким уровнем эколого-гражданской идентичности (рис.).

Таким образом, целенаправленно организованный процесс экологического просвещения студентов-экологов в вузе способствует формированию любви к Родине, гармоничных отношений в системе «человек – общество – природа», более глубокому освоению умений осознанного анализа различного рода информации. Все студенты умеют устанавливать причинно-следственные связи, они с удовольствием включаются в проектную деятельность по разработке социально ориентированных проектов, им интересно заниматься конкретными видами практико-ориентированной деятельности и детально планировать ее, быть полезными обществу.

Заключение

1. Эколого-гражданская идентичность – это метапредметное в содержательном плане и уровневое по проявлению качество личности, направленное на включение личности в деятельность по сохранению природного богатства планеты, государства, региона, среды обитания индивида и его здоровья.

2. Эколого-гражданскую идентичность необходимо формировать у молодежи (в период перехода от детства и юности к социальной ответственности), так как молодежь довольно быстро осваивает умения существования в интерактивном мире, в котором достаточно много негативной информации, которую не все могут адекватно оценивать. Просмотр такой информации, как правило, вводит их в заблуждение, а кризисы подросткового возраста не всем позволяют принимать советы от взрослого, уже опытного окружения. Такие факторы вызывают негативное отношение подростков к гражданственности, патриотизму, в целом к консолидации на базе национальных идей.

3. Важным способом формирования эколого-гражданской идентичности в молодежной среде является процесс экологического просвещения молодежи. Экологическое просвещение относится к системе неформального экологического образования и может быть реализовано в образовательном пространстве специально разработанных курсов, групп по интересам, в индивидуальном общении с преподавателями.

4. Наполнение составных частей экологического просвещения (воспитание, информирование, распространение знаний) эколого-гражданским содержанием и его реализация с помощью соответствующим методов позволяют добиться значимых результатов.

5. Целенаправленно организованный процесс экологического просвещения студентов-экологов в вузе способствует формированию любви к Родине, гармоничных отношений в системе «человек – общество – природа», более глубокому освоению умений осознанного анализа различного рода информации и других качеств.