Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COIL PROGRAMS AS A TOOL TO ENSURE INNOVATION IN HIGHER EDUCATION

Pischerskaya E.N. 1 Rokitskaya E.M. 2 Filippova V.P. 2
1 Chita Institute of Baikal State University
2 Kuban state university
This article reveals the features and necessity of internationalization of the higher education system as an integral part of innovative development in higher education under the present-day global context. The transition of education to a qualitatively new level – to the online mode – requires the introduction of new strategies and forms of instruction. One of these forms is the increasingly popular and relevant model of international Collaborative Online International Learning (COIL) programs. The COIL model aims to integrate educational standards, educational structures of educational systems, teaching styles, academic calendars of different countries, thereby contributing to the formation of cross-cultural professional competencies. Collaborative international online learning (COIL) programs are designed to develop relationships between educational institutions and their partners as part of a comprehensive global engagement strategy from curriculum globalization to increasing funding capacity and creating new projects in research, education and experiential learning; engage students and teachers who are not currently involved in international activities.The COIL model brings together faculty and students from all over the world to work together across academic disciplines and in an interdisciplinary field as part of a collaborative virtual project.
internationalization
higher education
innovative development
coil
collaborative academic online programs

В условиях глобализации и всемирной цифровизации программы международного обучения приобретают все большую значимость в развитии высшего образования. Изучение таких программ предполагает анализ существующего международного опыта стратегического управления, организации и развития университетов.

Объектом данного исследования являются стратегии развития вузов. Предметом же мы определяем программы международного онлайн-обучения как одной из стратегий инновационного развития вуза. Ставя перед собой цель – изучить существующие онлайн-программы как вектор развития университетов, мы выявляем инновационную образовательную платформу, являющую собой синергетическую и интегративную модель образования в современном мире. В работе были использованы методы изучения аутентичных источников информации, проведены анализ полученных сведений, их синтез и описание.

Итак, ценность практических знаний и сформированных в системе высшего образования умений, конкурентоспособность будущего специалиста не только на местном, но и на международном рынке труда неуклонно растут. Все это, вне всякого сомнения, привело к кардинальному пересмотру стратегий функционирования и развития вузов. По праву считаем, что высшие учебные заведения — это субъекты мировой интеллектуальной конкуренции, разработчики инновационных проектов, центры формирования кадров, и академическая мобильность здесь начинает играть важную роль в интеллектуально-кадровом, научно-технологическом, социально-экономическом развитии стран.

Глобализация высшего образования является одним из ключевых показателей успешного развития высшего образования. Уже много лет происходит международный научный обмен (академическая мобильность) с целью повышения качества высшего образования через стратегическое партнерство в области исследований и преподавания, обмена знаниями [1, 2]. Внимание к академической мобильности как преподавателей, так и студентов рассматривается как важное средство обеспечения их вклада в наращивание научного потенциала. В настоящее время прослеживается концептуальное изменение в развитии академической мобильности по сравнению с 1970–1980-ми гг., когда академическая мобильность считалась малопрестижной и была сосредоточена на обмене небольшими, но элитными научными кадрами, с преимущественной направленностью на переманивание научных кадров.

Глобализация и технический прогресс оказали влияние, активизировали и расширили сферу деятельности, связанную с академической мобильностью. В современном мире все большее признание получают стратегии развития интернационализации университетов, сформированные концепциями рынка [3]. Высокие темпы развития цифровых технологий позволяют им оказывать воздействие на все сферы деятельности человечества.

Развитие системы образования наиболее чувствительно к инновациям, так как формирует будущих специалистов в предметных областях. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно овладевать новыми профессиями и специальностями, получать новые знания. В процессе обучения приоритетной задачей становится развитие способности учащихся самостоятельно ставить себе учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, оценивать свои достижения, работать с различными источниками информации, оценивать себя, формулировать собственное мнение.

Академические образовательные технологии в настоящее время не полностью обеспечивают потребности общества в качественном образовании. Глобализация, бурное развитие научно-технического процесса, изменения многих сторон общественной жизни требуют постоянной подготовки или переподготовки, повышения квалификации огромного количества людей. Эти проблемы возможно решить только путем применения инновационных технологий и моделей обучения. 

Система высшего образования России в последние десятилетия переживает период существенных трансформаций, обусловленных рядом иногда противоречащих друг другу факторов. С одной стороны, многие ученые, педагоги, родители считают, что систему образования в методической и содержательной части нужно строить на основе советской системы образования. С другой стороны, неизбежна некая унификация образовательной сферы России и общепринятых международных практик.

С утверждением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. был совершен переход системы управления в РФ на программно-целевой формат, который предполагает, что все отрасли российской экономики и сферы жизнедеятельности должны развиваться в едином направлении, определенном Концепцией [4]. 

Завоевание таких позиций, как достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность в глобальной экономической конкуренции, возможно только через использование передовых, прорывных технологий, появление которых, в свою очередь, зависит от уровня развития науки и сферы образования. Это определяет то важнейшее место, которое занимает развитие образования и науки, включая создание сети федеральных и национальных исследовательских университетов, что  продиктовано потребностью в кадровом обеспечении геополитического и инновационного развития страны, отдельных российских регионов и отдельных инвестиционных проектов. Это привело и к необходимости изменения в развитии высшего образования, включения РФ в интеграционные процессы, которые протекают в международной среде. 

А.А. Кайгородцев предлагает осуществлять стратегию развития вуза на основе следующих концептуальных принципов:

  • принцип непрерывности образования, или концепция образования через всю жизнь (lifelong learning);
  • принцип непрерывных инноваций;
  • принцип диверсификации (одновременное внедрение нескольких невзаимосвязанных научно-образовательных продуктов); 
  • принцип синергии (как влияние различных видов образовательной и научной деятельности друг на друга);
  • приближение образовательных услуг к потребителям (дистанционное обучение, филиалы и представительства вузов);
  • управление качеством;
  • формирование портфеля научно-образовательных продуктов на основе стратегического анализа [5].

Несмотря на то что основа стратегии развития высших учебных заведений – это оптимальное сочетание образования и рыночных отношений, все-таки образовательные задачи и цели должны быть в приоритете перед экономическими. Но невозможно решить образовательные задачи, не ориентируясь на потребителя и на действия конкурентов, а также на новые реалии в связи с пандемией, поэтому стратегия развития вуза должна быть инновационной.

В течение уже многих лет вузы во всем мире работают над созданием онлайн-курсов как в качестве основных, так и вспомогательных образовательных инструментов. В 2020 г. в связи с пандемией COVID-19 большинство учебных заведений мира вынуждены были освоить новый формат работы – дистанционное обучение. Условия пандемических ограничений поставили перед руководством, преподавателями, студентами, сотрудниками вузов новые вызовы: обеспечение техническими средствами обучения онлайн, разработка новых моделей обучения, вывод существующих курсов на электронные платформы и т.д. 

В данный момент времени и скорее всего в будущем в дело вступают программы международного онлайн-обучения (COIL – Collaborative Online International Learning) [6].

COIL – это не технология или технологическая платформа, а скорее новая парадигма преподавания и обучения, которая развивает кросс-культурную осведомленность в общих мультикультурных учебных средах. Она была разработана с учетом ограничений традиционных онлайн-подходов. 

Характерной особенностью онлайн-курсов является то, что, хотя они позволяют принимать студентов со всего мира, они структурированы таким образом, чтобы распространять знания только в одном направлении, и редко предназначены для содействия межкультурному обучению или обмену между студентами с различным культурным или национальным происхождением [7].

В отличие от дистанционных онлайн-курсов, предоставляемых одним высшим учебным заведением студентам из учебных заведений других стран, COIL основана на разработке среды обучения такой командой, в которой преподаватели из двух культур работают вместе, чтобы разработать общую программу обучения, делая акцент на эмпирическом и совместном обучении студентов [8]. Эти курсы придают новый контекстуальный смысл идеям и материалу, которые они исследуют, предоставляя студентам новые возможности для развития их межкультурного сознания. Занятия могут быть полностью онлайновыми или, что встречается гораздо чаще, предлагаться в сочетании с традиционными очными занятиями, проходящими в обоих учреждениях, в то время как совместная работа студентов происходит онлайн.

COIL стала по-настоящему сетевой моделью высшего образования. Он не может существовать в одном кампусе, но требует интеграции и диалога между учреждениями в разных странах с различными образовательными стандартами и структурами системы образования, различными академическими календарями и стилями преподавания, которые находятся в широком диапазоне часовых поясов.... Таким образом, участие в глубоком межкультурном пересмотре того, почему и как каждый класс делает то, что он делает, может быть потенциально радикальным и показательным опытом для студентов, преподавателей и персонала [9]. О межкультурной составляющей современного образования говорят Е. Рокицкая, В. Филиппова: «Интернет-коммуникация сегодня становится едва ли не ведущей коммуникацией… основным источником… порождения новых культурных явлений, проникновения иностранных лингвокультурных реалий» [10].

Программы совместного международного онлайн-обучения (COIL) нацелены на:

1) развитие отношений образовательных институтов и их партнеров в рамках комплексной стратегии глобального взаимодействия – от глобализации учебной программы до наращивания потенциала финансирования – и создание новых проектов в области исследований, образования и эмпирического обучения;

2) привлечение студентов и преподавателей, которые в настоящее время не вовлечены в международную деятельность. Желаемым результатом является создание нескольких точек входа для преподавателей и сотрудников, студентов, чтобы увеличить их участие в глобальной деятельности.

Модель COIL объединяет преподавателей и студентов со всего мира для совместной работы в рамках академических дисциплин и в междисциплинарном поле в рамках совместного виртуального проекта. Преподаватели COIL создают среду обучения, в которой участники расширяют и углубляют свое понимание содержания курса, одновременно выстраивая межкультурные отношения через академическое и личное взаимодействие, усиливаемое знаниями и опытом их коллег со всего мира. Эти проекты, как правило, длятся от 3 до 10 недель и становятся частью существующих курсов, преподаваемых сотрудничающими преподавателями-партнерами.

Существенные преимущества программ COIL – минимальные затраты, так как классы подключены через Интернет, поэтому нет потребности в командировочных расходах для студентов, а также отсутствует необходимость менять учебные планы, поскольку задания являются частью существующего курса. Подобные программы дают участникам уникальные возможности сделать в своих совместных проектах акцент на устойчивом развитии в соответствии с Целями устойчивого развития ООН на период до 2030 года (UN 2030 Sustainable Development Goals), стратегиями и приоритетами многих ведущих университетов мира, а также вопросами, которые затрагивают сообщества, в которых мы живем и работаем на местном уровне; все это поможет извлечь выгоду из общей международной перспективы [11].

Почему COIL является своевременным для высшей школы? Отвечая на данный вопрос, приведем следующие аргументы.

  • Растет спрос студентов на опыт «глобального обучения», особенно в сфере профессиональных интересов, что проявляется резким увеличением числа участников обучения за рубежом.
  • Социально-экономическое положение студентов часто служит препятствием для обучения за рубежом. COIL могут помочь уравнять возможности, предлагая студентам из различных социально-экономических слоев способ повысить свою межкультурную компетентность.
  • COIL могут помочь реализовать цели вузов по глобальному вовлечению и «интернационализации учебного опыта» (curricular internationalization).
  • Продолжающаяся реформа общего образования, академическая кластеризация и обучение преподавателей созданию образовательных онлайн-проектов предоставляют возможности для внедрения «глобального обучения».
  • Ярко проявляется необходимость того, чтобы межкультурное обучение стало частью университетского репертуара онлайн-обучения. (Пандемия коренным образом изменит мобильность студентов даже после отмены ограничений на поездки. Важно, чтобы университеты могли предоставлять возможности получить международный опыт в процессе обучения, не выходя из стен своего вуза.)
  • COIL требуют коренных изменений в работе преподавателей и сотрудников вузов для обеспечения студентов возможностями «глобального» опыта. Образование за рубежом в скором времени станет частью учебного процесса.

Заключение

Итак, интернационализация системы высшего образования – неотъемлемый компонент стратегии развития высшей школы в современном мире. Традиционно задачи интернационализации решались посредством участия студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников вузов в программах академической мобильности. Однако в 2020 г. в связи с ограничениями, связанными с противодействием распространению COVID-19, программы обмена были остановлены. Большинство стран на данный момент (конец 2020 г.) не спешат снимать эти ограничения или даже вводят новые.

В условиях ограничений передвижений как внутри стран, так и за рубеж, перехода обучения в вузах в онлайн-пространство, при необходимости привлечения абитуриентов и повышения качества оказываемых образовательных услуг и удовлетворенности обучающихся все большую актуальность и популярность во всем мире приобретают международные образовательные онлайн-программы (COIL). Ведущие вузы мира реализуют такие программы в различных областях знаний как на теоретических, так и на прикладных направлениях.

Программы COIL позволяют привлекать к созданию и проведению курса, а также к контролю достижений слушателей курса, преподавателей и сотрудников учебных заведений из других стран; специалистов-практиков из различных предметных областей; повысить вовлеченность и удовлетворенность обучающихся и получить опыт международного общения и исследований в профессиональной сфере. При этом важным преимуществом таких программ является невысокая стоимость их реализации в ситуации, когда большинство образовательных учреждений активно оснащают учебный процесс необходимым для онлайн-обучения оборудованием.

Можно смело предположить, что даже после снятия многих ограничений, связанных с COVID-19, система образования в целом и система высшего образования в частности не смогут полностью вернуться к «доковидным» практикам – для успешного развития вузам придется обратить внимание на новые подходы и формы, одной из которых, несомненно, являются программы COIL.