Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВМЕСТНЫЕ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Пищерская Е.Н. 1 Рокицкая Е.М. 2 Филиппова В.П. 2
1 Читинский институт ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Настоящая статья раскрывает особенности и необходимость интернационализации системы высшего образования как неотъемлемого компонента стратегии инновационного развития высшей школы в сложившихся условиях в современном мире. Переход образования на качественно новый уровень – в международное онлайн-пространство – требует внедрения новых стратегий и форм обучения. Одна из таких форм – приобретающие все большую популярность и актуальность модели международных совместных образовательных онлайн-программ (COIL). Модель COIL имеет целью интегрировать образовательные стандарты, образовательные структуры систем образования, стили преподавания, академические календари разных стран, тем самым способствует формированию межкультурных профессиональных компетенций. Программы совместного международного онлайн-обучения призваны развивать отношения образовательных институтов и их партнеров в рамках комплексной стратегии глобального взаимодействия – от глобализации учебной программы до наращивания потенциала финансирования и создания новых проектов в области исследований, образования и эмпирического обучения; привлечь студентов и преподавателей, которые в настоящее время не вовлечены в международную деятельность. Модель COIL объединяет преподавателей и студентов со всего мира для совместной работы в рамках академических дисциплин и в междисциплинарном поле в рамках совместного виртуального проекта.
интернационализация
высшее образование
инновационное развитие
coil
совместные образовательные онлайн программы
1. Crose Brian D. Internationalization of the Higher Education Classroom: Strategies to Facilitate Intercultural Learning and Academic Success. The International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2011. No. 23. P. 388-395.
2. Kahn, H. E. and Melanie Agnew. Global Learning Through Difference. Journal of Studies in International Education. 2017. No. 21. P. 52-64.
3. Chun D. Language and culture learning in higher education via telecollaboration. Pedagogies. An International Journal. 2015. No. 10. P. 1-5.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г.№ 1662-р (ред. от 10.02.2017 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/ (дата обращения: 21.12.2020).
5. Кайгородцев А.А., Сарсембаева Г.Ж., Кайгородцева Т.Ф. Концепция стратегии развития вуза в условиях рыночной экономики // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-3. С. 379-382.
6. Nava-Aguirre, Karla María, Garcia-Portillo B.I., Lopez-Morales J.S. Collaborative Online International Learning (COIL): An Innovative Strategy for Experiential Learning and Internationalization at Home. 2019. [Электронный ресурс]. DOI: 10.1007/978-3-030-20415-0_34 (дата обращения: 02.12.2020).
7. Agnew Melanie, Kahn H.E. Internationalization-at-Home: Grounded Practices to Promote Intercultural, International, and Global Learning. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1092773.pdf (дата обращения: 20.12.2020).
8. Robson S. Internationalization at home: internationalizing the university experience of staff and students. 2017. DOI: 10.15448/1981-2582.2017.3.29012.
9. Rubin J. Collaborative Online International Learning. 2017-2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gallaudet.edu/office-of-international-affairs/international-relations/coil (дата обращения: 22.10.2020).
10. Рокицкая Е.М., Филиппова В.П. Влияние интернета на развитие китайского языка // Корея и Россия: взаимный интерес: материалы V Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Ю.Г. Смертин. 2019. С. 92-96.
11. Duranczyk I., Pishcherskaia E. Bridging Countries and Cultures through Accessible Global Collaborations. Education Sciences. 2018. Vol. 8 (4). P. 199. DOI: 10.3390/educsci8040199.

В условиях глобализации и всемирной цифровизации программы международного обучения приобретают все большую значимость в развитии высшего образования. Изучение таких программ предполагает анализ существующего международного опыта стратегического управления, организации и развития университетов.

Объектом данного исследования являются стратегии развития вузов. Предметом же мы определяем программы международного онлайн-обучения как одной из стратегий инновационного развития вуза. Ставя перед собой цель – изучить существующие онлайн-программы как вектор развития университетов, мы выявляем инновационную образовательную платформу, являющую собой синергетическую и интегративную модель образования в современном мире. В работе были использованы методы изучения аутентичных источников информации, проведены анализ полученных сведений, их синтез и описание.

Итак, ценность практических знаний и сформированных в системе высшего образования умений, конкурентоспособность будущего специалиста не только на местном, но и на международном рынке труда неуклонно растут. Все это, вне всякого сомнения, привело к кардинальному пересмотру стратегий функционирования и развития вузов. По праву считаем, что высшие учебные заведения — это субъекты мировой интеллектуальной конкуренции, разработчики инновационных проектов, центры формирования кадров, и академическая мобильность здесь начинает играть важную роль в интеллектуально-кадровом, научно-технологическом, социально-экономическом развитии стран.

Глобализация высшего образования является одним из ключевых показателей успешного развития высшего образования. Уже много лет происходит международный научный обмен (академическая мобильность) с целью повышения качества высшего образования через стратегическое партнерство в области исследований и преподавания, обмена знаниями [1, 2]. Внимание к академической мобильности как преподавателей, так и студентов рассматривается как важное средство обеспечения их вклада в наращивание научного потенциала. В настоящее время прослеживается концептуальное изменение в развитии академической мобильности по сравнению с 1970–1980-ми гг., когда академическая мобильность считалась малопрестижной и была сосредоточена на обмене небольшими, но элитными научными кадрами, с преимущественной направленностью на переманивание научных кадров.

Глобализация и технический прогресс оказали влияние, активизировали и расширили сферу деятельности, связанную с академической мобильностью. В современном мире все большее признание получают стратегии развития интернационализации университетов, сформированные концепциями рынка [3]. Высокие темпы развития цифровых технологий позволяют им оказывать воздействие на все сферы деятельности человечества.

Развитие системы образования наиболее чувствительно к инновациям, так как формирует будущих специалистов в предметных областях. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно овладевать новыми профессиями и специальностями, получать новые знания. В процессе обучения приоритетной задачей становится развитие способности учащихся самостоятельно ставить себе учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, оценивать свои достижения, работать с различными источниками информации, оценивать себя, формулировать собственное мнение.

Академические образовательные технологии в настоящее время не полностью обеспечивают потребности общества в качественном образовании. Глобализация, бурное развитие научно-технического процесса, изменения многих сторон общественной жизни требуют постоянной подготовки или переподготовки, повышения квалификации огромного количества людей. Эти проблемы возможно решить только путем применения инновационных технологий и моделей обучения. 

Система высшего образования России в последние десятилетия переживает период существенных трансформаций, обусловленных рядом иногда противоречащих друг другу факторов. С одной стороны, многие ученые, педагоги, родители считают, что систему образования в методической и содержательной части нужно строить на основе советской системы образования. С другой стороны, неизбежна некая унификация образовательной сферы России и общепринятых международных практик.

С утверждением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. был совершен переход системы управления в РФ на программно-целевой формат, который предполагает, что все отрасли российской экономики и сферы жизнедеятельности должны развиваться в едином направлении, определенном Концепцией [4]. 

Завоевание таких позиций, как достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность в глобальной экономической конкуренции, возможно только через использование передовых, прорывных технологий, появление которых, в свою очередь, зависит от уровня развития науки и сферы образования. Это определяет то важнейшее место, которое занимает развитие образования и науки, включая создание сети федеральных и национальных исследовательских университетов, что  продиктовано потребностью в кадровом обеспечении геополитического и инновационного развития страны, отдельных российских регионов и отдельных инвестиционных проектов. Это привело и к необходимости изменения в развитии высшего образования, включения РФ в интеграционные процессы, которые протекают в международной среде. 

А.А. Кайгородцев предлагает осуществлять стратегию развития вуза на основе следующих концептуальных принципов:

  • принцип непрерывности образования, или концепция образования через всю жизнь (lifelong learning);
  • принцип непрерывных инноваций;
  • принцип диверсификации (одновременное внедрение нескольких невзаимосвязанных научно-образовательных продуктов); 
  • принцип синергии (как влияние различных видов образовательной и научной деятельности друг на друга);
  • приближение образовательных услуг к потребителям (дистанционное обучение, филиалы и представительства вузов);
  • управление качеством;
  • формирование портфеля научно-образовательных продуктов на основе стратегического анализа [5].

Несмотря на то что основа стратегии развития высших учебных заведений – это оптимальное сочетание образования и рыночных отношений, все-таки образовательные задачи и цели должны быть в приоритете перед экономическими. Но невозможно решить образовательные задачи, не ориентируясь на потребителя и на действия конкурентов, а также на новые реалии в связи с пандемией, поэтому стратегия развития вуза должна быть инновационной.

В течение уже многих лет вузы во всем мире работают над созданием онлайн-курсов как в качестве основных, так и вспомогательных образовательных инструментов. В 2020 г. в связи с пандемией COVID-19 большинство учебных заведений мира вынуждены были освоить новый формат работы – дистанционное обучение. Условия пандемических ограничений поставили перед руководством, преподавателями, студентами, сотрудниками вузов новые вызовы: обеспечение техническими средствами обучения онлайн, разработка новых моделей обучения, вывод существующих курсов на электронные платформы и т.д. 

В данный момент времени и скорее всего в будущем в дело вступают программы международного онлайн-обучения (COIL – Collaborative Online International Learning) [6].

COIL – это не технология или технологическая платформа, а скорее новая парадигма преподавания и обучения, которая развивает кросс-культурную осведомленность в общих мультикультурных учебных средах. Она была разработана с учетом ограничений традиционных онлайн-подходов. 

Характерной особенностью онлайн-курсов является то, что, хотя они позволяют принимать студентов со всего мира, они структурированы таким образом, чтобы распространять знания только в одном направлении, и редко предназначены для содействия межкультурному обучению или обмену между студентами с различным культурным или национальным происхождением [7].

В отличие от дистанционных онлайн-курсов, предоставляемых одним высшим учебным заведением студентам из учебных заведений других стран, COIL основана на разработке среды обучения такой командой, в которой преподаватели из двух культур работают вместе, чтобы разработать общую программу обучения, делая акцент на эмпирическом и совместном обучении студентов [8]. Эти курсы придают новый контекстуальный смысл идеям и материалу, которые они исследуют, предоставляя студентам новые возможности для развития их межкультурного сознания. Занятия могут быть полностью онлайновыми или, что встречается гораздо чаще, предлагаться в сочетании с традиционными очными занятиями, проходящими в обоих учреждениях, в то время как совместная работа студентов происходит онлайн.

COIL стала по-настоящему сетевой моделью высшего образования. Он не может существовать в одном кампусе, но требует интеграции и диалога между учреждениями в разных странах с различными образовательными стандартами и структурами системы образования, различными академическими календарями и стилями преподавания, которые находятся в широком диапазоне часовых поясов.... Таким образом, участие в глубоком межкультурном пересмотре того, почему и как каждый класс делает то, что он делает, может быть потенциально радикальным и показательным опытом для студентов, преподавателей и персонала [9]. О межкультурной составляющей современного образования говорят Е. Рокицкая, В. Филиппова: «Интернет-коммуникация сегодня становится едва ли не ведущей коммуникацией… основным источником… порождения новых культурных явлений, проникновения иностранных лингвокультурных реалий» [10].

Программы совместного международного онлайн-обучения (COIL) нацелены на:

1) развитие отношений образовательных институтов и их партнеров в рамках комплексной стратегии глобального взаимодействия – от глобализации учебной программы до наращивания потенциала финансирования – и создание новых проектов в области исследований, образования и эмпирического обучения;

2) привлечение студентов и преподавателей, которые в настоящее время не вовлечены в международную деятельность. Желаемым результатом является создание нескольких точек входа для преподавателей и сотрудников, студентов, чтобы увеличить их участие в глобальной деятельности.

Модель COIL объединяет преподавателей и студентов со всего мира для совместной работы в рамках академических дисциплин и в междисциплинарном поле в рамках совместного виртуального проекта. Преподаватели COIL создают среду обучения, в которой участники расширяют и углубляют свое понимание содержания курса, одновременно выстраивая межкультурные отношения через академическое и личное взаимодействие, усиливаемое знаниями и опытом их коллег со всего мира. Эти проекты, как правило, длятся от 3 до 10 недель и становятся частью существующих курсов, преподаваемых сотрудничающими преподавателями-партнерами.

Существенные преимущества программ COIL – минимальные затраты, так как классы подключены через Интернет, поэтому нет потребности в командировочных расходах для студентов, а также отсутствует необходимость менять учебные планы, поскольку задания являются частью существующего курса. Подобные программы дают участникам уникальные возможности сделать в своих совместных проектах акцент на устойчивом развитии в соответствии с Целями устойчивого развития ООН на период до 2030 года (UN 2030 Sustainable Development Goals), стратегиями и приоритетами многих ведущих университетов мира, а также вопросами, которые затрагивают сообщества, в которых мы живем и работаем на местном уровне; все это поможет извлечь выгоду из общей международной перспективы [11].

Почему COIL является своевременным для высшей школы? Отвечая на данный вопрос, приведем следующие аргументы.

  • Растет спрос студентов на опыт «глобального обучения», особенно в сфере профессиональных интересов, что проявляется резким увеличением числа участников обучения за рубежом.
  • Социально-экономическое положение студентов часто служит препятствием для обучения за рубежом. COIL могут помочь уравнять возможности, предлагая студентам из различных социально-экономических слоев способ повысить свою межкультурную компетентность.
  • COIL могут помочь реализовать цели вузов по глобальному вовлечению и «интернационализации учебного опыта» (curricular internationalization).
  • Продолжающаяся реформа общего образования, академическая кластеризация и обучение преподавателей созданию образовательных онлайн-проектов предоставляют возможности для внедрения «глобального обучения».
  • Ярко проявляется необходимость того, чтобы межкультурное обучение стало частью университетского репертуара онлайн-обучения. (Пандемия коренным образом изменит мобильность студентов даже после отмены ограничений на поездки. Важно, чтобы университеты могли предоставлять возможности получить международный опыт в процессе обучения, не выходя из стен своего вуза.)
  • COIL требуют коренных изменений в работе преподавателей и сотрудников вузов для обеспечения студентов возможностями «глобального» опыта. Образование за рубежом в скором времени станет частью учебного процесса.

Заключение

Итак, интернационализация системы высшего образования – неотъемлемый компонент стратегии развития высшей школы в современном мире. Традиционно задачи интернационализации решались посредством участия студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников вузов в программах академической мобильности. Однако в 2020 г. в связи с ограничениями, связанными с противодействием распространению COVID-19, программы обмена были остановлены. Большинство стран на данный момент (конец 2020 г.) не спешат снимать эти ограничения или даже вводят новые.

В условиях ограничений передвижений как внутри стран, так и за рубеж, перехода обучения в вузах в онлайн-пространство, при необходимости привлечения абитуриентов и повышения качества оказываемых образовательных услуг и удовлетворенности обучающихся все большую актуальность и популярность во всем мире приобретают международные образовательные онлайн-программы (COIL). Ведущие вузы мира реализуют такие программы в различных областях знаний как на теоретических, так и на прикладных направлениях.

Программы COIL позволяют привлекать к созданию и проведению курса, а также к контролю достижений слушателей курса, преподавателей и сотрудников учебных заведений из других стран; специалистов-практиков из различных предметных областей; повысить вовлеченность и удовлетворенность обучающихся и получить опыт международного общения и исследований в профессиональной сфере. При этом важным преимуществом таких программ является невысокая стоимость их реализации в ситуации, когда большинство образовательных учреждений активно оснащают учебный процесс необходимым для онлайн-обучения оборудованием.

Можно смело предположить, что даже после снятия многих ограничений, связанных с COVID-19, система образования в целом и система высшего образования в частности не смогут полностью вернуться к «доковидным» практикам – для успешного развития вузам придется обратить внимание на новые подходы и формы, одной из которых, несомненно, являются программы COIL.


Библиографическая ссылка

Пищерская Е.Н., Рокицкая Е.М., Филиппова В.П. СОВМЕСТНЫЕ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30482 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674