Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WAYS OF IMPLEMENTING THE COMPETENCY APPROACH IN THE TRAINING OF TRAINEES IN THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF INITIAL TRAINING

Takov A.Z. 1 Urusova M.I. 2
1 1North Caucasus Institute of advanced training (branch) Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia
2 FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU
The purpose of this study was to consider the conditions for the formation and implementation of a competent approach when training students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as part of their initial training. It should be noted that modern educational standards concerning the initial training of students distinguish two categories of competence – general and professional, which together are aimed at creating fundamental requirements for the knowledge, skills and skills of graduates, as well as for the content of educational disciplines and modules implemented in departmental universities. When analyzing the competency approach in departmental education, we established its orientation on the results of training. The activity of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in preparing students for initial training programs consists in organizing the educational process on the basis of a competent approach. In this case, in order to achieve the main goals of training, it should be noted that the results of such training consist in a combination of actions, methods and techniques learned by them to solve problems aimed at creating professional competencies based on an individual approach. In this case, competence is the main mechanism that mobilizes knowledge and experience to solve specific problems. Thus, modern educational standards, implemented through a competent approach and forming initial training for students, such professionally significant qualities as initiative, mobility, flexibility, dynamism and constructively, contribute to their combination with the best moral and psychological qualities. And students must be graduated from the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ready to fulfill their professional duties due to their position. Summarizing the conditions for the implementation of a competent approach to the training of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, we came to the conclusion about the usefulness of this approach, since it fully meets the needs of the educational system in terms of the formation of students' readiness and ability to independently and responsibly solve professional problems.
educational organizations of the ministry of internal affairs of russia
students
a competent approach
practical-oriented training

Система высшего образования МВД России, как и вся образовательная сфера, подверглась влиянию новых образовательных стандартов, которые предопределили пересмотр содержания дисциплин, рабочих программ, а также методов и технологий, направленных на формирование у слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, различных профессиональных компетенций.

Следует отметить, что первоначальная подготовка слушателей образовательных организаций МВД России предусматривает приобретение основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.

Согласно трактовке Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подход к предоставлению образовательной услуги в системе высшего образования обусловлен тесной взаимосвязью с качеством обучения [1], когда ведущие позиции в образовании стали занимать процессы формирования различных компетенций и становления целостной личности. При этом качество основных образовательных программ первоначальной подготовки подверглось регулированию посредством совокупности принципов, предусматривающих преодоление разрывов между разными уровнями подготовки, дисциплинами и модулями, фундаментальностью и продуктивностью, традиционным и инновационными технологиями обучения, обучением и самообразованием, широким диапазоном осваиваемой информации и лимитом времени на ее овладение. Таким образом, обогащение содержания и повышение качества основных образовательных программ первоначальной подготовки послужили отправной точкой формирования компетентностного подхода к обучению.

В указанном аспекте разберем, что такое компетентность.

Общепринятым определением компетентности выступает такая характеристика личности, которая позволяет ей решать и выносить обоснованные суждения в определенной области знаний.

Личность считается компетентной, если ею было завершено образование по определенной ступени и она может демонстрировать готовность (способность) на основе полученного образования к осуществлению успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков. Таким образом, компетентность подразумевает конечный результат обучения, складывающийся из освоенных в процессе обучения компетенций [2, 3].

В образовательных организациях МВД России учебный процесс регламентируется положениями и требованиями следующих приказов:

– «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [4];

– «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [5].

Данные приказы в содержательном аспекте и направленности обучения соответствуют основным положениям и требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Современные образовательные стандарты, касающиеся программ первоначальной подготовки слушателей, которые реализуются в образовательных организациях МВД России, выделяют две категории компетенций – общие и профессиональные. Посредством указанных компетенций формируются основополагающие требования к знаниям, умениям и навыкам, а также к содержанию учебных дисциплин и модулей [3].

Современная система МВД России остро нуждается в инициативных кадрах, обладающих высоким уровнем компетентности, способных широко мыслить и самостоятельно принимать ответственные решения, а также прогнозировать их возможные последствия. Об этом отчетливо свидетельствуют возрастающая сложность и масштабность профессионально-прикладных задач, связанных с мастерством специалистов и подготовкой управленческих кадров.

Сказанное определило назревшую необходимость решения вопросов, связанных с подготовкой служащих для системы МВД России, готовых и способных решать задачи в нестандартных и экстремальных условиях. А вместе с тем сформировалась необходимость в развертывании компетентностного подхода и развитии профессиональной компетентности у слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки.

Говоря об особенностях образования в системе МВД России, отметим его практикоориентированность, в основе которой лежит компетентностный подход, имеющий ключевую направленность на результат обучения. И результатом обучения в данном контексте выступают формирование у личности общекультурных и профессиональных компетенций; самоопределение личности; самоактуализация личности; социализация личности; развитие индивидуальности личности и пр.

Названный подход регламентирован на законодательном уровне, он переориентировал систему образования на процесс обеспечения качества подготовки специалистов сообразно требованиям современного общества. Вместе с тем указанные положения вполне перекликаются как с потребностью личности интегрироваться в общественную деятельность, так и с потребностью самого общества использовать потенциал личности [2, 3].

В настоящее время образовательный процесс следует рассматривать в качестве фундамента социально-профессиональной деятельности, что служит основанием для его включения в профессиональную деятельность без каких-либо дополнительных временных, финансовых, материальных и иных затрат. Так, в основу формирования компетенции ложатся профессиональные знания.

Компетентностный подход к обучению «строится согласно следующим принципам:

– весь смысл образования заключается в формировании у слушателей устойчивых навыков к самостоятельному решению задач в различных предметных областях и видах деятельности с использованием как социального, так и собственного опыта;

– содержание образования ориентировано на адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других задач;

– смысловое содержание процесса обучения состоит в формировании необходимых условий для самостоятельного решения слушателями коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и иных задач, являющихся, по сути, содержанием образования;

– квалиметрия результатов образования происходит на основе анализа уровня образованности, который достигается слушателями на определенном этапе обучения» [6].

При реализации компетентного подхода к обучению, в который включают действительно важные знания, основу образования составляют базовые знания и соответствующие им умения, навыки и способы обучения. Также отметим, что реализуется компетентностный подход на основе гуманного отношения к каждой личности [6, 7].

Суть образовательного процесса на основе компетентностного подхода состоит в создании ситуации и формировании алгоритма действий, которые приводят к развитию компетенции.

Деятельность образовательных организаций МВД России при подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, состоит в организации учебного процесса на основе компетентностного подхода для достижения всех вышеперечисленных целей обучения. Результаты такого обучения заключаются в создании совокупности усвоенных обучающимися действий, способов и приемов решения задач, направленных на формирование профессиональных компетенций на основе индивидуального подхода. И в данном случае компетентность целесообразно рассматривать в качестве основного механизма, мобилизующего знания и опыт для решения конкретных проблем. А для достижения высокой результативности образования в образовательных организациях МВД России необходимо обеспечить целенаправленное применение комплекса методов обучения, выбор которых обусловлен мастерством преподавателей и педагогов [7, 8].

Следует отметить, что компетентность часто рассматривают как синоним качества подготовки, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Эти понятия скорее соотносятся как общее и частное. Так, качество подготовки специалиста можно рассматривать как многоаспектное понятие, которое включает в себя комплекс качественных характеристик объектов и процессов, составляющих подготовку специалистов [8].

Для определения содержательного аспекта понятия «качество подготовки» следует выделить содержание, формы, методы и средства, необходимые для качественной подготовки компетентного специалиста.

Глобализация социальных процессов, происходящих в мировом сообществе, и постоянно повышающиеся требования к уровню профессиональной подготовки кадров для системы МВД России явились платформой, вызвавшей происходящие изменения в педагогических образовательных системах.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения обусловили интеграцию знаний с деятельностным компонентом. Данное обстоятельство предопределило развитие процесса формирований условий, способствующих возникновению ключевых компетенций. Результатом такой взаимообусловленной связи выступил компетентностный подход, который органично объединил знания и деятельностный компонент педагогической образовательной системы [9].

Таким образом, современные образовательные стандарты, реализуемые посредством компетентностного подхода и формирующие у слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, такие профессионально значимые качества, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамичность и конструктивность, способствуют их сочетанию с лучшими морально-психологическими качествами. И выпускаться из образовательной организации МВД России слушатель должен готовым к выполнению своих профессиональных обязанностей, обусловленных занимаемой должностью. В указанном контексте компетентность следует интерпретировать как владение необходимыми знаниями, умениями, навыками и опытом для осуществления результативной деятельности в заданной предметной области, что обусловливает, в свою очередь, соответствие слушателей требованиям профессии [10].

Использование компетентностного подхода в практико-ориентированном обучении позволяет осуществить эффективный переход к приобретению слушателями практических умений и навыков, в результате чего обеспечиваются генерирование и повышение мобильности знаний и обусловливается доступность практико-ориентированного обучения.

Все вышеизложенное позволяет детерминировать компетентностный подход в подготовке слушателей в качестве одной из эффективных педагогических технологий, «способствующей овладению научными и профессиональными знаниями, необходимыми для успешного выполнения задач оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. В конечном итоге у слушателей будут сформированы на высоком уровне такие качества, как способность к самосовершенствованию, самообразованию и повышению своего профессионального мастерства на основе правильного использования полученных знаний и умений в постоянно изменяющихся условиях службы» [7].

К числу проблем реализации компетентностного подхода следует отнести ряд вопросов, ответы на которые дают понять, возможно ли внедрение данного подхода в систему образования или же все его идеи останутся на бумаге, так и не получив заслуженного внимания.

Готовы ли российская образовательная система и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций к условиям обучения, предлагаемым компетентным подходом?

При соблюдении каких субъективных и объективных условий компетентностный подход займет прочные позиции в системе образования?

Что такое качество обучающегося с позиции компетентностного подхода?

Можно ли внедрять компетентностный подход без осуществления кардинальной реформы в образовании?

К настоящему времени сложились определенные условия и предпосылки для научного решения проблемы закрепления компетентностного подхода в подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, в числе которых: социальные, обусловливающие потребность общества в квалифицированных кадрах, демонстрирующих готовность и способность к компетентному решению профессиональных и социальных задач; гностические, предполагающие в педагогике методику постановки проблемы формирования компетентного специалиста; практические, выражающиеся в требованиях ведомства к специалистам и основанные на опыте, достижениях и компетентности слушателей.

Следовательно, подготовка высококвалифицированных кадров является основной задачей компетентностного подхода, когда обеспечение качества образования и приведение компетенций в соответствие происходят согласно запросам ведомства. Компетентностный подход в данном случае формирует новую модель специалиста.

Таким образом, обобщая сущностные характеристики компетентностного подхода в подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, следует отметить его направленность на организацию педагогической деятельности, которая ориентирует их (слушателей) на эффективное применение в практической деятельности полученных знаний, умений и навыков. Вместе с тем слушатели в процессе профессиональной деятельности реализуют методический, познавательный, операционно-деятельностьный и мотивационный потенциал в соответствии с запросами выполняемой профессиональной деятельности путем использования тех личностных качеств, на основе которых происходит межличностное взаимодействие в служебных ситуациях [9].

Результатом такого подхода к обучению выступает достижение слушателями такого уровня компетентности, который позволяет им самостоятельно решать возникающие в ходе несения службы проблемы и задачи на основе использования как социального, так и собственного опыта.

Таким образом, компетентностный подход оказывает существенное влияние в положительном аспекте на повышение эффективности практико-ориентированного обучения в образовательных организациях МВД России. Для организации практико-ориентированного обучения необходимо создать условия, позволяющие сформировать у слушателей навыки и опыт самостоятельного решения проблем, и определить критерии оценки качества результатов, основанных на  анализе уровней образованности, достигнутых на определенном этапе обучения [10]. При формировании у слушателей высокого уровня компетентности и профессионализма велика роль преподавателей, обеспечивающих процесс обучения. Так, «преподаватель должен обладать педагогическим мастерством передачи информации слушателям, навыками регулярного мониторинга законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, поскольку практико-ориентированное обучение направлено, прежде всего, на формирование у обучающихся устойчивого навыка применения норм действующего законодательства и осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами» [8, 9].

Образовательные программы первоначальной подготовки, спроектированные на основе компетентностного подхода и практико-ориентированного обучения, призваны обеспечить слушателей набором компетенций, востребованных в их профессионально-прикладной деятельности. Вместе с тем компетентностный подход предъявляет новые требования и к другим концептам образовательного процесса, а именно к содержанию, педагогическим технологиям и средствам контроля. Следовательно, реализация компетентностного подхода при подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, полезна, так как всецело обеспечивает потребности образовательной системы в части формирования у обучающихся готовности и способности к самостоятельному и ответственному решению профессиональных задач.