Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Таков А.З. 1 Урусова М.И. 2
1 Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
2 ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ
Целью данного исследования было рассмотрение условий формирования и реализации компетентностного подхода при обучении слушателей образовательных организаций МВД России в рамках их первоначальной подготовки. Следует отметить, что современные образовательные стандарты, касающиеся программ первоначальной подготовки слушателей, выделяют две категории компетенций – общие и профессиональные, которые в совокупности направлены на формирование основополагающих требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников, а также к содержанию учебных дисциплин и модулей, реализуемых в ведомственных вузах. При анализе компетентностного подхода в ведомственном образовании мы установили его ориентацию на результаты обучения. Деятельность образовательных организаций МВД России при подготовке слушателей по программам первоначальной подготовки состоит в организации учебного процесса на основе компетентностного подхода. Результаты такого обучения заключаются в формировании совокупности усвоенных обучающимися действий, способов и приемов решения задач, направленных на развитие профессиональных компетенций на основе индивидуального подхода. И в данном случае компетентность играет роль основного механизма, мобилизующего знания и опыт при решении конкретных проблем. Таким образом, применение современных образовательных стандартов, реализуемых посредством компетентностного подхода и формирующих у слушателей первоначальной подготовки такие профессионально значимые качества, как инициативность, мобильность, гибкость, динамичность и конструктивность, способствует их сочетанию с лучшими морально-психологическими качествами. И выпускаться из образовательной организации МВД России слушатели должны готовыми к выполнению своих профессиональных обязанностей, обусловленных занимаемой должностью. Обобщая условия реализации компетентностного подхода к обучению слушателей в образовательных организациях МВД России, мы пришли к выводу о полезности данного подхода, так как он всецело обеспечивает потребности образовательной системы в части формирования у обучающихся готовности и способности к самостоятельному и ответственному решению профессиональных задач.
образовательные организации мвд россии
Слушатели
компетентный подход
практикоориентированное обучение
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/software/law/ (дата обращения: 12.11.2020).
2. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Компетентностный подход и традиционное представление о высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 47-54.
3. Минько Э.В., Минько А.Э. Качество и востребованность образовательных услуг: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. 1225 с.
4. Приказ МВД РФ от 5 мая 2018 года № 275 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/software/law/ (дата обращения: 17.11.2020).
5. Приказ МВД РФ от 29 июня 2009 года № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/software/law/ (дата обращения: 19.11.2020).
6. Томсон Г.В. Компетентностный подход в образовании. Инновации // Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: материалы ежегодной международной конференции. 2016. С. 71-75.
7. Тюляева Т.И. Компетентностный подход как условие и результат образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 6. С. 42-46.
8. Таков А.З. Психолого-педагогические аспекты совершенствования огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1А. С. 85-91.
9. Цепковская Т.А., Степанчук А.П. Компетентностный подход в современных образовательных процессах // Будущее науки-2018: cборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах / Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 174-177.
10. Кутыгин Ю.А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области применения оружия // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). СПб.: Свое издательство, 2017. С. 67-69.

Система высшего образования МВД России, как и вся образовательная сфера, подверглась влиянию новых образовательных стандартов, которые предопределили пересмотр содержания дисциплин, рабочих программ, а также методов и технологий, направленных на формирование у слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, различных профессиональных компетенций.

Следует отметить, что первоначальная подготовка слушателей образовательных организаций МВД России предусматривает приобретение основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.

Согласно трактовке Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подход к предоставлению образовательной услуги в системе высшего образования обусловлен тесной взаимосвязью с качеством обучения [1], когда ведущие позиции в образовании стали занимать процессы формирования различных компетенций и становления целостной личности. При этом качество основных образовательных программ первоначальной подготовки подверглось регулированию посредством совокупности принципов, предусматривающих преодоление разрывов между разными уровнями подготовки, дисциплинами и модулями, фундаментальностью и продуктивностью, традиционным и инновационными технологиями обучения, обучением и самообразованием, широким диапазоном осваиваемой информации и лимитом времени на ее овладение. Таким образом, обогащение содержания и повышение качества основных образовательных программ первоначальной подготовки послужили отправной точкой формирования компетентностного подхода к обучению.

В указанном аспекте разберем, что такое компетентность.

Общепринятым определением компетентности выступает такая характеристика личности, которая позволяет ей решать и выносить обоснованные суждения в определенной области знаний.

Личность считается компетентной, если ею было завершено образование по определенной ступени и она может демонстрировать готовность (способность) на основе полученного образования к осуществлению успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков. Таким образом, компетентность подразумевает конечный результат обучения, складывающийся из освоенных в процессе обучения компетенций [2, 3].

В образовательных организациях МВД России учебный процесс регламентируется положениями и требованиями следующих приказов:

– «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [4];

– «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [5].

Данные приказы в содержательном аспекте и направленности обучения соответствуют основным положениям и требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Современные образовательные стандарты, касающиеся программ первоначальной подготовки слушателей, которые реализуются в образовательных организациях МВД России, выделяют две категории компетенций – общие и профессиональные. Посредством указанных компетенций формируются основополагающие требования к знаниям, умениям и навыкам, а также к содержанию учебных дисциплин и модулей [3].

Современная система МВД России остро нуждается в инициативных кадрах, обладающих высоким уровнем компетентности, способных широко мыслить и самостоятельно принимать ответственные решения, а также прогнозировать их возможные последствия. Об этом отчетливо свидетельствуют возрастающая сложность и масштабность профессионально-прикладных задач, связанных с мастерством специалистов и подготовкой управленческих кадров.

Сказанное определило назревшую необходимость решения вопросов, связанных с подготовкой служащих для системы МВД России, готовых и способных решать задачи в нестандартных и экстремальных условиях. А вместе с тем сформировалась необходимость в развертывании компетентностного подхода и развитии профессиональной компетентности у слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки.

Говоря об особенностях образования в системе МВД России, отметим его практикоориентированность, в основе которой лежит компетентностный подход, имеющий ключевую направленность на результат обучения. И результатом обучения в данном контексте выступают формирование у личности общекультурных и профессиональных компетенций; самоопределение личности; самоактуализация личности; социализация личности; развитие индивидуальности личности и пр.

Названный подход регламентирован на законодательном уровне, он переориентировал систему образования на процесс обеспечения качества подготовки специалистов сообразно требованиям современного общества. Вместе с тем указанные положения вполне перекликаются как с потребностью личности интегрироваться в общественную деятельность, так и с потребностью самого общества использовать потенциал личности [2, 3].

В настоящее время образовательный процесс следует рассматривать в качестве фундамента социально-профессиональной деятельности, что служит основанием для его включения в профессиональную деятельность без каких-либо дополнительных временных, финансовых, материальных и иных затрат. Так, в основу формирования компетенции ложатся профессиональные знания.

Компетентностный подход к обучению «строится согласно следующим принципам:

– весь смысл образования заключается в формировании у слушателей устойчивых навыков к самостоятельному решению задач в различных предметных областях и видах деятельности с использованием как социального, так и собственного опыта;

– содержание образования ориентировано на адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других задач;

– смысловое содержание процесса обучения состоит в формировании необходимых условий для самостоятельного решения слушателями коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и иных задач, являющихся, по сути, содержанием образования;

– квалиметрия результатов образования происходит на основе анализа уровня образованности, который достигается слушателями на определенном этапе обучения» [6].

При реализации компетентного подхода к обучению, в который включают действительно важные знания, основу образования составляют базовые знания и соответствующие им умения, навыки и способы обучения. Также отметим, что реализуется компетентностный подход на основе гуманного отношения к каждой личности [6, 7].

Суть образовательного процесса на основе компетентностного подхода состоит в создании ситуации и формировании алгоритма действий, которые приводят к развитию компетенции.

Деятельность образовательных организаций МВД России при подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, состоит в организации учебного процесса на основе компетентностного подхода для достижения всех вышеперечисленных целей обучения. Результаты такого обучения заключаются в создании совокупности усвоенных обучающимися действий, способов и приемов решения задач, направленных на формирование профессиональных компетенций на основе индивидуального подхода. И в данном случае компетентность целесообразно рассматривать в качестве основного механизма, мобилизующего знания и опыт для решения конкретных проблем. А для достижения высокой результативности образования в образовательных организациях МВД России необходимо обеспечить целенаправленное применение комплекса методов обучения, выбор которых обусловлен мастерством преподавателей и педагогов [7, 8].

Следует отметить, что компетентность часто рассматривают как синоним качества подготовки, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Эти понятия скорее соотносятся как общее и частное. Так, качество подготовки специалиста можно рассматривать как многоаспектное понятие, которое включает в себя комплекс качественных характеристик объектов и процессов, составляющих подготовку специалистов [8].

Для определения содержательного аспекта понятия «качество подготовки» следует выделить содержание, формы, методы и средства, необходимые для качественной подготовки компетентного специалиста.

Глобализация социальных процессов, происходящих в мировом сообществе, и постоянно повышающиеся требования к уровню профессиональной подготовки кадров для системы МВД России явились платформой, вызвавшей происходящие изменения в педагогических образовательных системах.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения обусловили интеграцию знаний с деятельностным компонентом. Данное обстоятельство предопределило развитие процесса формирований условий, способствующих возникновению ключевых компетенций. Результатом такой взаимообусловленной связи выступил компетентностный подход, который органично объединил знания и деятельностный компонент педагогической образовательной системы [9].

Таким образом, современные образовательные стандарты, реализуемые посредством компетентностного подхода и формирующие у слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, такие профессионально значимые качества, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамичность и конструктивность, способствуют их сочетанию с лучшими морально-психологическими качествами. И выпускаться из образовательной организации МВД России слушатель должен готовым к выполнению своих профессиональных обязанностей, обусловленных занимаемой должностью. В указанном контексте компетентность следует интерпретировать как владение необходимыми знаниями, умениями, навыками и опытом для осуществления результативной деятельности в заданной предметной области, что обусловливает, в свою очередь, соответствие слушателей требованиям профессии [10].

Использование компетентностного подхода в практико-ориентированном обучении позволяет осуществить эффективный переход к приобретению слушателями практических умений и навыков, в результате чего обеспечиваются генерирование и повышение мобильности знаний и обусловливается доступность практико-ориентированного обучения.

Все вышеизложенное позволяет детерминировать компетентностный подход в подготовке слушателей в качестве одной из эффективных педагогических технологий, «способствующей овладению научными и профессиональными знаниями, необходимыми для успешного выполнения задач оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. В конечном итоге у слушателей будут сформированы на высоком уровне такие качества, как способность к самосовершенствованию, самообразованию и повышению своего профессионального мастерства на основе правильного использования полученных знаний и умений в постоянно изменяющихся условиях службы» [7].

К числу проблем реализации компетентностного подхода следует отнести ряд вопросов, ответы на которые дают понять, возможно ли внедрение данного подхода в систему образования или же все его идеи останутся на бумаге, так и не получив заслуженного внимания.

Готовы ли российская образовательная система и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций к условиям обучения, предлагаемым компетентным подходом?

При соблюдении каких субъективных и объективных условий компетентностный подход займет прочные позиции в системе образования?

Что такое качество обучающегося с позиции компетентностного подхода?

Можно ли внедрять компетентностный подход без осуществления кардинальной реформы в образовании?

К настоящему времени сложились определенные условия и предпосылки для научного решения проблемы закрепления компетентностного подхода в подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, в числе которых: социальные, обусловливающие потребность общества в квалифицированных кадрах, демонстрирующих готовность и способность к компетентному решению профессиональных и социальных задач; гностические, предполагающие в педагогике методику постановки проблемы формирования компетентного специалиста; практические, выражающиеся в требованиях ведомства к специалистам и основанные на опыте, достижениях и компетентности слушателей.

Следовательно, подготовка высококвалифицированных кадров является основной задачей компетентностного подхода, когда обеспечение качества образования и приведение компетенций в соответствие происходят согласно запросам ведомства. Компетентностный подход в данном случае формирует новую модель специалиста.

Таким образом, обобщая сущностные характеристики компетентностного подхода в подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, следует отметить его направленность на организацию педагогической деятельности, которая ориентирует их (слушателей) на эффективное применение в практической деятельности полученных знаний, умений и навыков. Вместе с тем слушатели в процессе профессиональной деятельности реализуют методический, познавательный, операционно-деятельностьный и мотивационный потенциал в соответствии с запросами выполняемой профессиональной деятельности путем использования тех личностных качеств, на основе которых происходит межличностное взаимодействие в служебных ситуациях [9].

Результатом такого подхода к обучению выступает достижение слушателями такого уровня компетентности, который позволяет им самостоятельно решать возникающие в ходе несения службы проблемы и задачи на основе использования как социального, так и собственного опыта.

Таким образом, компетентностный подход оказывает существенное влияние в положительном аспекте на повышение эффективности практико-ориентированного обучения в образовательных организациях МВД России. Для организации практико-ориентированного обучения необходимо создать условия, позволяющие сформировать у слушателей навыки и опыт самостоятельного решения проблем, и определить критерии оценки качества результатов, основанных на  анализе уровней образованности, достигнутых на определенном этапе обучения [10]. При формировании у слушателей высокого уровня компетентности и профессионализма велика роль преподавателей, обеспечивающих процесс обучения. Так, «преподаватель должен обладать педагогическим мастерством передачи информации слушателям, навыками регулярного мониторинга законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, поскольку практико-ориентированное обучение направлено, прежде всего, на формирование у обучающихся устойчивого навыка применения норм действующего законодательства и осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами» [8, 9].

Образовательные программы первоначальной подготовки, спроектированные на основе компетентностного подхода и практико-ориентированного обучения, призваны обеспечить слушателей набором компетенций, востребованных в их профессионально-прикладной деятельности. Вместе с тем компетентностный подход предъявляет новые требования и к другим концептам образовательного процесса, а именно к содержанию, педагогическим технологиям и средствам контроля. Следовательно, реализация компетентностного подхода при подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки, полезна, так как всецело обеспечивает потребности образовательной системы в части формирования у обучающихся готовности и способности к самостоятельному и ответственному решению профессиональных задач.

 


Библиографическая ссылка

Таков А.З., Урусова М.И. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30352 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674