Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF TOLERANCE, NON-ACCEPTANCE OF EXTREMISM WHEN TEACHING THE DISCIPLINE «HISTORY» AT UNIVERSITIES OF SPORTS

Salimov A.M. 1
1 Volga region state academy of physical culture, sport and tourism
The article is devoted to the analysis of ways to form students 'social tolerance and rejection of extremism in the course of studying the discipline «History» in sports-oriented universities. Tolerance analyzed as a scientific concept, the development of its theory and practical use. The methods, ways and means of forming a tolerant attitude of students to certain phenomena of social life, historical events, when teaching the discipline «History» as a non-core subject, are considered. The work used the methods of retrospective, historical-genetic, cross-cultural analysis of the phenomenon, methods of teaching and education in the formation of tolerance. The study used methods of retrospective, historical-genetic, cross-cultural analysis of the phenomenon, methods of education in the formation of tolerance. Empirical material was collected during the course of teaching the discipline «History» to students of the Volga state Academy of physical culture, sports and tourism in 2013–2020 and lectures on history to students of the University of Novi Sad (Serbia). The basis of this aspect of socialization is the introduction of students to ethical values and compliance with domestic legislation and international law. And the growth of the quality of life is a kind of «touchstone», a measure for minimizing the manifestations of extremism and terrorism in a particular country of the world. Recommendations and conclusions can be used when teaching the discipline «History» in sports universities in order to form social tolerance.
tolerance
patience
friendship of peoples
Extremism
cross-cultural analysis
retrospective analysis
the concept of teaching history
sports and tolerance

Современная реальность обусловила кардинальные перемены в системе высшего образования, в том числе в преподавании дисциплины «История» в непрофильных вузах, в ходе изменения федеральных государственных образовательных стандартов, применяемых при реализации программ обучения в вузах страны и призванных вывести используемый при этом компетентностный подход на более высокий практико-ориентированный уровень. Не менее важной задачей является формирование общеобразовательных, или, как это сформулировано в новых стандартах, «универсальных компетенций». Одна из них определяет, что студент, а точнее, выпускник вуза «Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» [1]. Именно при реализации этой, казалось бы, теоретической компетенции должна решаться, на наш взгляд, практическая задача по формированию у обучающихся толерантного отношения к различным социальным, национальным, языковым, культурным и иным общностям, в также отрицания всяческих элементов экстремизма и терроризма в жизни.

Эту важную задачу по формированию мировоззрения студента, его социализации, инкультурации выполняет, помимо других, дисциплина «История». В новых учебных планах она называется «История. История России. Всеобщая история». Можно только приветствовать (в том числе с точки зрения рассматриваемого нами вопроса) расширение содержания изучаемой студентами непрофильных специальностей дисциплины «История». Дело в том, что российское государство изначально формировалось и развивалось как полиэтничное, многонациональное и имеет многовековой опыт сосуществования различных этносов. А многие современные государства относительно недавно столкнулись с полиэтничным сосуществованием. «Одним из условий развития государств и обществ выступают толерантные отношения между субъектами. Принцип сосуществования субъектов есть принцип единства в многообразии культур, единства в плюрализме мнений. Основанием единства в многообразии культур является толерантность» [2, с. 69].

Изучению различных аспектов толерантности посвящено множество зарубежных, а в постсоветской действительности – и отечественных научных исследований: статей, монографий, диссертаций. Во всем многообразии работ проблемы толерантности рассматриваются с точки зрения различных общественных дисциплин.

Целью работы является анализ способов формирования у студентов социальной толерантности, неприятия экстремизма в ходе изучения дисциплины «История» в вузах спортивной направленности.

Объектом изучения являются толерантность как научное понятие, развитие его теории и практического использования.

Предмет исследования – методы, пути и способы формирования толерантного отношения студентов к определенным явлениям общественной жизни, историческим событиям при преподавании дисциплины «История» как непрофильного предмета.

Материалы и методы исследования. В работе использовались методы ретроспективного, историко-генетического, кросс-культурного анализа феномена, методы воспитания при формировании социальной толерантности. Методы апробировались в ходе преподавания дисциплины «История» российским студентам в Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма и сербским учащимся в университете г. Нови-Сад.

В постсоветской теории общественных дисциплин и в практике общественной жизни политизированное, на наш взгляд, понятие «дружба народов» сменилось более научным, имеющим возможности для четкого структурирования понятием «толерантность». Существует много подходов к определению данного понятия, выделим и сошлемся на главные из них, относящиеся к предмету нашего анализа. Например, в политологии «Толерантность, англ., фр. tolerance от лат. tolerantia терпение) терпимость по отношению к другим людям, отличающимся по их убеждениям ценностям и поведению. Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей социальной основе и развития демократии в форме правового государства» [3].

В культурологии «Толерантность (лат. tolerantia – терпимость) – термин, обозначающий терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [4].

В словаре по этике это понятие, обозначаемое, как правило, заимствованием из английского или французского языков, названо русским словом «терпимость». «Терпимость – это моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Возникновение проблемы терпимости связано с вопросом о свободе личности» [5].

Как видим, в ряде случаев толерантность может считаться синонимом терпимости.  

«Научное понятие толерантности, отражая объективно сущее, в то же время фиксирует внимание на должном, указывая на важность и необходимость уважать, признавать и принимать другого человека как своего-другого» [2, с. 71].

Таким образом, выделим общие характеристики данного понятия с точки зрения политологии, культурологии и этики: терпимость к другим людям, их убеждениям, ценностям, мнениям, верованиям, поведению, не противоречащим законодательству.

Оборотной стороной толерантности, ее антиподом является нетерпимость, агрессия к чужим мнениям, убеждениям, ценностям, поведению. И уже совершенно за гранью действий обычного законопослушного гражданина являются крайние, неприемлемые в нормальном обществе формы проявления, какими являются экстремизм и терроризм.

Существуют различные теории и модели преодоления экстремистских настроений, формирования толерантности как одного из элементов гражданского общества. В конечном счете они сводятся к тому, что важным элементом воспитания молодого поколения «является осознание, реализация общественных интересов и выработка путей гармонизации личных и общественных интересов», что «любые исторические цели, для того, чтобы стать легитимными и получить поддержку в обществе, должны иметь морально-этическое обоснование» [6, с. 240].

Кроме этических правил и норм поведения в любом обществе, существуют также нормативно-правовые ограничения.

В основе законодательных норм Российской Федерации, запрещающих экстремизм, лежат этические ценности, касающиеся защиты «прав, свобод, законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии», охраны конституционного строя и целостности страны, действий, «направленных на публичное оправдание терроризма, и иная террористическая деятельность; «на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни» [7].

Наконец, обратимся к определению терроризма, которое дает законодательство в нашей стране: «Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [8].

Результаты исследования и их обсуждение. Проблемам преподавания истории в непрофильных вузах посвящено немало работ отечественных исследователей [ 9].

Среди выдвигаемых проблем основными являются две: содержание курса «История» (чему учить) и методика преподавания (как учить). В данных публикациях обсуждались также различные подходы и концепции по подготовке вузовских учебников. Реализация требований Основной образовательной программы по конкретному направлению подготовки и достижение заданных ею результатов изучения по данной дисциплине являются важнейшими задачами преподавателя. Очевидно также, что «…главная задача дисциплин гуманитарного цикла – социализация студентов и подготовка выпускников к успешному включению не только в профессиональную деятельность, но и в общественную жизнь» [10, с. 115].

Содержание самого курса, качество учебных пособий по дисциплине служат одной из основ успешной реализации данной задачи. Дисциплина «История. Всеобщая история. История России» является очень объемной, и, к сожалению, у преподавателя вуза невелик выбор учебников, которые бы компактно и в доступной форме охватывали весь необходимый материал. Студентам и преподавателям нашего вуза доступен ряд учебников и учебных пособий по всемирной истории и истории России [11, 12].

Важная проблема, с которой сталкивается преподаватель истории непрофильного вуза, – это наполнение образовательного контента: наличие в учебниках необходимой информации об истории конкретных явлений. В нашем случае это феномен социальной толерантности, с одной стороны, и экстремизма и терроризма – с другой.

В публикациях о проблемах преподавания истории в непрофильных вузах справедливо отмечено, что: «…с одной стороны, для студентов всех специальностей необходимо преподавать историю, которая по содержанию соответствовала бы Федеральному государственному образовательному стандарту – требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов. С другой стороны, практика показывает, что историческое образование должно иметь профессиональную направленность» [10, с. 115].

При формировании у студентов спортивного вуза такого важного мировоззренческого качества, как толерантность, в рамках учебной дисциплины «История. Всеобщая история. История России» мы делаем важный акцент на генезисе, развитии, проявлениях экстремизма и террора – индивидуального, государственного и межгосударственного, определяем, к каким негативным последствиям они приводили в тех или иных случаях и как эти последствия в дальнейшем преодолевались или происходила их энтропия (сглаживание, затухание). Особенное внимание при этом уделяется формированию и развитию идей гуманизма, веротерпимости, толерантности – как межгосударственной, так и личностной. Одно из начальных проявлений толерантности (терпимости) в глубокой древности – это история спортивных состязаний, зародившихся в лоне ранних цивилизаций как средство достижения мира.

Для формирования данной компетенции используется разновременной и многообразный исторический контент: с древности до новейшего времени.

В ходе изучения предмета мы приводим исторические примеры толерантных или, напротив, экстремистских проявлений, имевших затем глобальные последствия.

В рамках изучения историко-культурного наследия России и Сербии в исторической памяти и менталитете студенческой молодежи двух стран нами было проведено небольшое компаративное исследование. В 2014–2017 гг. во время командировок в Университет г. Нови-Сад (Сербия) на факультете географии, туризма и гостеприимства нами было проведено анкетирование студентов. Всего в опросе приняли участие 165 граждан Сербии, большинство из них – обучающиеся в возрасте 17–28 лет. В это же время были опрошены 165 российских студентов того же возраста в Поволжской академии физической культуры, спорта и турима (г. Казань), обучающихся по тем же направлениям – «Гостиничное дело» и «Туризм». Одним из вопросов предложенной анкеты был: «Считаете ли вы поступок Гаврилы Принципа:

а) героическим поступком;

б) террористическим актом;

в) достойным сожаления поступком молодого человека, выбравшим неверный путь».

Выяснилось, что 50% российских студентов не знает имени Гаврилы Принципа. Оставшиеся 30% считают его террористом, 20% – достойным сожаления молодым человеком, выбравшим неверный путь. И практически никто не назвал его героем.

Мнения сербских студентов разделились следующим образом: 42% считают Гаврилу Принципа героем, 28% – выбравшим неверный путь молодым человеком, около 10% – террористом, и примерно 20% затруднились с ответом [13, с. 148–161].

В ходе обмена мнениями большинство студентов пришли к выводу о том, что действия изучаемой личности как минимум не предотвратили войну и гибель в ней более миллиона сербов, а общее количество погибших в войне исчисляется 14 миллионами.

Другим историческим контентом, при изучении которого могут формироваться элементы личностной толерантности студента, являются наиболее известные исторические события, связанные с фактами индивидуального террора, и истории людей, их совершивших. При изучении истории России XIX в. затрагивается тема «Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX века». История народовольчества, например, неразрывно связана с именами Степана Халтурина, Софьи Перовской, Александра Желябова, готовивших и совершивших террористические акты против императора Александра II. Данную тематику (о причинах, последствиях и оценке деятельности народовольцев) мы изучаем и анализируем, используя традиционные и инновационные методы обучения во время семинарских занятий, при подготовке научных конференций.

Завершающей частью исторического контента, в ходе которого формируются заявленные знания и компетенции, являются новейшая история и современность.

XX в. явился временем, когда индивидуальный, внутригосударственный и геополитический экстремизм и терроризм проявились в наиболее ужасных и массовых формах. Очень часто ареной их проявления были международные соревнования, Олимпийские игры. Достаточно вспомнить Олимпийские игры 1936 г. в Германии, Олимпиаду 1972 г. в Мюнхене, теракты на Бостонском марафоне в апреле 2013 г. и др. Во время ужасного теракта на Олимпиаде в Мюнхене палестинскими террористами почти в полном составе были убиты члены олимпийской сборной Израиля. После этого пристальное внимание было обращено на изучение и предотвращение терактов на международных спортивных соревнованиях.

Первичным явилось изучение причин активизации международного экстремизма и терроризма. Специалисты по изучению новейших проявлений экстремизма и терроризма считают, что «…к основным причинам терроризма можно отнести:  обострение противоречий в политической, экономической, социальной, идеологической, этно-национальной и правовой сферах; нежелание отдельных лиц, групп и организаций пользоваться принятой для большинства общества системой уклада жизни и стремление в получении преимуществ путем насилия; использование террористических методов отдельными лицами, организациями, государствами для достижения политических, экономических и социальных целей» [14].

Не менее важным является поиск путей борьбы с такими явлениями, особенно в период подготовки и проведения крупных международных соревнований. Специалисты считают, что «…важнейшими аспектами эффективного противодействия террористам в период подготовки и проведения Олимпийских игр являются развитие международного сотрудничества, совершенствование законодательства в области антитеррора, а также разработка инновационных средств и методов контртеррористической деятельности, для чего необходима максимально тесная взаимосвязь международного, национального и местного уровней противодействия терроризму» [15, с. 64].

Очень известным является глобальный опыт по преодолению терроризма на рубеже XX–XXI вв. в стране с неразвитой рыночной экономикой – Перу: масштабное исследование перуанского экономиста Эрнандо де Сото «Иной путь: экономический ответ терроризму». Слабое развитие экономики, использование политики меркантилизма при управлении ею, проблемы с коррупцией, ошибки в управлении политической и социальной сферой Перу привели к развитию массового терроризма.

В результате авторы исследования предложили пути для подъема экономики страны: «Социальный и политический мир окажутся невозможными до тех пор, пока все те, кто осознает себя исключенными из системы, не почувствует, что ему по справедливости предоставляется реальная возможность достигнуть западного уровня жизни» [16]. Предложенное авторами понятие коррелирует с современным научным понятием «качество жизни». Рост качества жизни является своеобразным «оселком», мерилом минимизации проявлений экстремизма и терроризма в той или иной стране мира.

Нами предложены некоторые методы формирования социальной толерантности у студенческой молодежи как явления, в корне противоположного экстремизму и терроризму.

Заключение. При преподавании истории в непрофильных вузах с точки зрения зарождения и развития мирных, бесконфликтных, толерантных отношений между различными индивидуумами, социумами, классами и государствами возникает ряд проблем и задач. Заключаются они, прежде всего, в необходимости разработки компактного, концептуально продуманного учебника по всеобщей истории; хрестоматии по мировой истории, содержащей выдержки из исторических источников (работ выдающихся мыслителей прошлого: от Будды до Махатмы Ганди и т.д.), выдержки из Торы, Библии, Корана и других первоисточников, текстов самых важных мирных договоров, завершающих эпохи крупных войн: от Вестфальского и Версальского до Берлинского (Потсдамского меморандума); практикума, содержащего методику и конкретные задания для студентов по всем периодам всеобщей истории, включая: хронологию событий; задания и тесты по истории цивилизаций и государств, начиная с Древнего мира и до наших дней; творческие задания о деяниях самых великих исторических деятелей каждой эпохи и т.д.

Методология и формы проведения самих занятий по истории достаточно многообразны. В работе нами используются хорошо зарекомендовавшие себя элементы проблемного обучения, в ходе занятий студенты пытаются найти ответы на многие сложные вопросы истории. На семинарах изучаются конкретные исторические документы, практикуются дискуссии, мини-конференции, круглые столы, воспитательные и иные мероприятия.

Один из выводов, к которому мы приходим со студентами при изучении неоднозначных исторических событий, заключается в том, что нельзя героизировать людей, совершивших террористические акты против мирных граждан. Нельзя именами таких исторических личностей называть школы, улицы, города, ставить им памятники.

Результаты исследования подтверждают действенность методов обучения и воспитания при формировании социальной толерантности у студентов. Основой данного аспекта социализации является приобщение обучающихся к этическим ценностям и соблюдению отечественного законодательства и международного права.