Современная реальность обусловила кардинальные перемены в системе высшего образования, в том числе в преподавании дисциплины «История» в непрофильных вузах, в ходе изменения федеральных государственных образовательных стандартов, применяемых при реализации программ обучения в вузах страны и призванных вывести используемый при этом компетентностный подход на более высокий практико-ориентированный уровень. Не менее важной задачей является формирование общеобразовательных, или, как это сформулировано в новых стандартах, «универсальных компетенций». Одна из них определяет, что студент, а точнее, выпускник вуза «Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» [1]. Именно при реализации этой, казалось бы, теоретической компетенции должна решаться, на наш взгляд, практическая задача по формированию у обучающихся толерантного отношения к различным социальным, национальным, языковым, культурным и иным общностям, в также отрицания всяческих элементов экстремизма и терроризма в жизни.
Эту важную задачу по формированию мировоззрения студента, его социализации, инкультурации выполняет, помимо других, дисциплина «История». В новых учебных планах она называется «История. История России. Всеобщая история». Можно только приветствовать (в том числе с точки зрения рассматриваемого нами вопроса) расширение содержания изучаемой студентами непрофильных специальностей дисциплины «История». Дело в том, что российское государство изначально формировалось и развивалось как полиэтничное, многонациональное и имеет многовековой опыт сосуществования различных этносов. А многие современные государства относительно недавно столкнулись с полиэтничным сосуществованием. «Одним из условий развития государств и обществ выступают толерантные отношения между субъектами. Принцип сосуществования субъектов есть принцип единства в многообразии культур, единства в плюрализме мнений. Основанием единства в многообразии культур является толерантность» [2, с. 69].
Изучению различных аспектов толерантности посвящено множество зарубежных, а в постсоветской действительности – и отечественных научных исследований: статей, монографий, диссертаций. Во всем многообразии работ проблемы толерантности рассматриваются с точки зрения различных общественных дисциплин.
Целью работы является анализ способов формирования у студентов социальной толерантности, неприятия экстремизма в ходе изучения дисциплины «История» в вузах спортивной направленности.
Объектом изучения являются толерантность как научное понятие, развитие его теории и практического использования.
Предмет исследования – методы, пути и способы формирования толерантного отношения студентов к определенным явлениям общественной жизни, историческим событиям при преподавании дисциплины «История» как непрофильного предмета.
Материалы и методы исследования. В работе использовались методы ретроспективного, историко-генетического, кросс-культурного анализа феномена, методы воспитания при формировании социальной толерантности. Методы апробировались в ходе преподавания дисциплины «История» российским студентам в Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма и сербским учащимся в университете г. Нови-Сад.
В постсоветской теории общественных дисциплин и в практике общественной жизни политизированное, на наш взгляд, понятие «дружба народов» сменилось более научным, имеющим возможности для четкого структурирования понятием «толерантность». Существует много подходов к определению данного понятия, выделим и сошлемся на главные из них, относящиеся к предмету нашего анализа. Например, в политологии «Толерантность, англ., фр. tolerance от лат. tolerantia терпение) терпимость по отношению к другим людям, отличающимся по их убеждениям ценностям и поведению. Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей социальной основе и развития демократии в форме правового государства» [3].
В культурологии «Толерантность (лат. tolerantia – терпимость) – термин, обозначающий терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [4].
В словаре по этике это понятие, обозначаемое, как правило, заимствованием из английского или французского языков, названо русским словом «терпимость». «Терпимость – это моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Возникновение проблемы терпимости связано с вопросом о свободе личности» [5].
Как видим, в ряде случаев толерантность может считаться синонимом терпимости.
«Научное понятие толерантности, отражая объективно сущее, в то же время фиксирует внимание на должном, указывая на важность и необходимость уважать, признавать и принимать другого человека как своего-другого» [2, с. 71].
Таким образом, выделим общие характеристики данного понятия с точки зрения политологии, культурологии и этики: терпимость к другим людям, их убеждениям, ценностям, мнениям, верованиям, поведению, не противоречащим законодательству.
Оборотной стороной толерантности, ее антиподом является нетерпимость, агрессия к чужим мнениям, убеждениям, ценностям, поведению. И уже совершенно за гранью действий обычного законопослушного гражданина являются крайние, неприемлемые в нормальном обществе формы проявления, какими являются экстремизм и терроризм.
Существуют различные теории и модели преодоления экстремистских настроений, формирования толерантности как одного из элементов гражданского общества. В конечном счете они сводятся к тому, что важным элементом воспитания молодого поколения «является осознание, реализация общественных интересов и выработка путей гармонизации личных и общественных интересов», что «любые исторические цели, для того, чтобы стать легитимными и получить поддержку в обществе, должны иметь морально-этическое обоснование» [6, с. 240].
Кроме этических правил и норм поведения в любом обществе, существуют также нормативно-правовые ограничения.
В основе законодательных норм Российской Федерации, запрещающих экстремизм, лежат этические ценности, касающиеся защиты «прав, свобод, законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии», охраны конституционного строя и целостности страны, действий, «направленных на публичное оправдание терроризма, и иная террористическая деятельность; «на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни» [7].
Наконец, обратимся к определению терроризма, которое дает законодательство в нашей стране: «Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [8].
Результаты исследования и их обсуждение. Проблемам преподавания истории в непрофильных вузах посвящено немало работ отечественных исследователей [ 9].
Среди выдвигаемых проблем основными являются две: содержание курса «История» (чему учить) и методика преподавания (как учить). В данных публикациях обсуждались также различные подходы и концепции по подготовке вузовских учебников. Реализация требований Основной образовательной программы по конкретному направлению подготовки и достижение заданных ею результатов изучения по данной дисциплине являются важнейшими задачами преподавателя. Очевидно также, что «…главная задача дисциплин гуманитарного цикла – социализация студентов и подготовка выпускников к успешному включению не только в профессиональную деятельность, но и в общественную жизнь» [10, с. 115].
Содержание самого курса, качество учебных пособий по дисциплине служат одной из основ успешной реализации данной задачи. Дисциплина «История. Всеобщая история. История России» является очень объемной, и, к сожалению, у преподавателя вуза невелик выбор учебников, которые бы компактно и в доступной форме охватывали весь необходимый материал. Студентам и преподавателям нашего вуза доступен ряд учебников и учебных пособий по всемирной истории и истории России [11, 12].
Важная проблема, с которой сталкивается преподаватель истории непрофильного вуза, – это наполнение образовательного контента: наличие в учебниках необходимой информации об истории конкретных явлений. В нашем случае это феномен социальной толерантности, с одной стороны, и экстремизма и терроризма – с другой.
В публикациях о проблемах преподавания истории в непрофильных вузах справедливо отмечено, что: «…с одной стороны, для студентов всех специальностей необходимо преподавать историю, которая по содержанию соответствовала бы Федеральному государственному образовательному стандарту – требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов. С другой стороны, практика показывает, что историческое образование должно иметь профессиональную направленность» [10, с. 115].
При формировании у студентов спортивного вуза такого важного мировоззренческого качества, как толерантность, в рамках учебной дисциплины «История. Всеобщая история. История России» мы делаем важный акцент на генезисе, развитии, проявлениях экстремизма и террора – индивидуального, государственного и межгосударственного, определяем, к каким негативным последствиям они приводили в тех или иных случаях и как эти последствия в дальнейшем преодолевались или происходила их энтропия (сглаживание, затухание). Особенное внимание при этом уделяется формированию и развитию идей гуманизма, веротерпимости, толерантности – как межгосударственной, так и личностной. Одно из начальных проявлений толерантности (терпимости) в глубокой древности – это история спортивных состязаний, зародившихся в лоне ранних цивилизаций как средство достижения мира.
Для формирования данной компетенции используется разновременной и многообразный исторический контент: с древности до новейшего времени.
В ходе изучения предмета мы приводим исторические примеры толерантных или, напротив, экстремистских проявлений, имевших затем глобальные последствия.
В рамках изучения историко-культурного наследия России и Сербии в исторической памяти и менталитете студенческой молодежи двух стран нами было проведено небольшое компаративное исследование. В 2014–2017 гг. во время командировок в Университет г. Нови-Сад (Сербия) на факультете географии, туризма и гостеприимства нами было проведено анкетирование студентов. Всего в опросе приняли участие 165 граждан Сербии, большинство из них – обучающиеся в возрасте 17–28 лет. В это же время были опрошены 165 российских студентов того же возраста в Поволжской академии физической культуры, спорта и турима (г. Казань), обучающихся по тем же направлениям – «Гостиничное дело» и «Туризм». Одним из вопросов предложенной анкеты был: «Считаете ли вы поступок Гаврилы Принципа:
а) героическим поступком;
б) террористическим актом;
в) достойным сожаления поступком молодого человека, выбравшим неверный путь».
Выяснилось, что 50% российских студентов не знает имени Гаврилы Принципа. Оставшиеся 30% считают его террористом, 20% – достойным сожаления молодым человеком, выбравшим неверный путь. И практически никто не назвал его героем.
Мнения сербских студентов разделились следующим образом: 42% считают Гаврилу Принципа героем, 28% – выбравшим неверный путь молодым человеком, около 10% – террористом, и примерно 20% затруднились с ответом [13, с. 148–161].
В ходе обмена мнениями большинство студентов пришли к выводу о том, что действия изучаемой личности как минимум не предотвратили войну и гибель в ней более миллиона сербов, а общее количество погибших в войне исчисляется 14 миллионами.
Другим историческим контентом, при изучении которого могут формироваться элементы личностной толерантности студента, являются наиболее известные исторические события, связанные с фактами индивидуального террора, и истории людей, их совершивших. При изучении истории России XIX в. затрагивается тема «Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX века». История народовольчества, например, неразрывно связана с именами Степана Халтурина, Софьи Перовской, Александра Желябова, готовивших и совершивших террористические акты против императора Александра II. Данную тематику (о причинах, последствиях и оценке деятельности народовольцев) мы изучаем и анализируем, используя традиционные и инновационные методы обучения во время семинарских занятий, при подготовке научных конференций.
Завершающей частью исторического контента, в ходе которого формируются заявленные знания и компетенции, являются новейшая история и современность.
XX в. явился временем, когда индивидуальный, внутригосударственный и геополитический экстремизм и терроризм проявились в наиболее ужасных и массовых формах. Очень часто ареной их проявления были международные соревнования, Олимпийские игры. Достаточно вспомнить Олимпийские игры 1936 г. в Германии, Олимпиаду 1972 г. в Мюнхене, теракты на Бостонском марафоне в апреле 2013 г. и др. Во время ужасного теракта на Олимпиаде в Мюнхене палестинскими террористами почти в полном составе были убиты члены олимпийской сборной Израиля. После этого пристальное внимание было обращено на изучение и предотвращение терактов на международных спортивных соревнованиях.
Первичным явилось изучение причин активизации международного экстремизма и терроризма. Специалисты по изучению новейших проявлений экстремизма и терроризма считают, что «…к основным причинам терроризма можно отнести: обострение противоречий в политической, экономической, социальной, идеологической, этно-национальной и правовой сферах; нежелание отдельных лиц, групп и организаций пользоваться принятой для большинства общества системой уклада жизни и стремление в получении преимуществ путем насилия; использование террористических методов отдельными лицами, организациями, государствами для достижения политических, экономических и социальных целей» [14].
Не менее важным является поиск путей борьбы с такими явлениями, особенно в период подготовки и проведения крупных международных соревнований. Специалисты считают, что «…важнейшими аспектами эффективного противодействия террористам в период подготовки и проведения Олимпийских игр являются развитие международного сотрудничества, совершенствование законодательства в области антитеррора, а также разработка инновационных средств и методов контртеррористической деятельности, для чего необходима максимально тесная взаимосвязь международного, национального и местного уровней противодействия терроризму» [15, с. 64].
Очень известным является глобальный опыт по преодолению терроризма на рубеже XX–XXI вв. в стране с неразвитой рыночной экономикой – Перу: масштабное исследование перуанского экономиста Эрнандо де Сото «Иной путь: экономический ответ терроризму». Слабое развитие экономики, использование политики меркантилизма при управлении ею, проблемы с коррупцией, ошибки в управлении политической и социальной сферой Перу привели к развитию массового терроризма.
В результате авторы исследования предложили пути для подъема экономики страны: «Социальный и политический мир окажутся невозможными до тех пор, пока все те, кто осознает себя исключенными из системы, не почувствует, что ему по справедливости предоставляется реальная возможность достигнуть западного уровня жизни» [16]. Предложенное авторами понятие коррелирует с современным научным понятием «качество жизни». Рост качества жизни является своеобразным «оселком», мерилом минимизации проявлений экстремизма и терроризма в той или иной стране мира.
Нами предложены некоторые методы формирования социальной толерантности у студенческой молодежи как явления, в корне противоположного экстремизму и терроризму.
Заключение. При преподавании истории в непрофильных вузах с точки зрения зарождения и развития мирных, бесконфликтных, толерантных отношений между различными индивидуумами, социумами, классами и государствами возникает ряд проблем и задач. Заключаются они, прежде всего, в необходимости разработки компактного, концептуально продуманного учебника по всеобщей истории; хрестоматии по мировой истории, содержащей выдержки из исторических источников (работ выдающихся мыслителей прошлого: от Будды до Махатмы Ганди и т.д.), выдержки из Торы, Библии, Корана и других первоисточников, текстов самых важных мирных договоров, завершающих эпохи крупных войн: от Вестфальского и Версальского до Берлинского (Потсдамского меморандума); практикума, содержащего методику и конкретные задания для студентов по всем периодам всеобщей истории, включая: хронологию событий; задания и тесты по истории цивилизаций и государств, начиная с Древнего мира и до наших дней; творческие задания о деяниях самых великих исторических деятелей каждой эпохи и т.д.
Методология и формы проведения самих занятий по истории достаточно многообразны. В работе нами используются хорошо зарекомендовавшие себя элементы проблемного обучения, в ходе занятий студенты пытаются найти ответы на многие сложные вопросы истории. На семинарах изучаются конкретные исторические документы, практикуются дискуссии, мини-конференции, круглые столы, воспитательные и иные мероприятия.
Один из выводов, к которому мы приходим со студентами при изучении неоднозначных исторических событий, заключается в том, что нельзя героизировать людей, совершивших террористические акты против мирных граждан. Нельзя именами таких исторических личностей называть школы, улицы, города, ставить им памятники.
Результаты исследования подтверждают действенность методов обучения и воспитания при формировании социальной толерантности у студентов. Основой данного аспекта социализации является приобщение обучающихся к этическим ценностям и соблюдению отечественного законодательства и международного права.
Библиографическая ссылка
Салимов А.М. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, НЕПРИЯТИЯ ЭКСТРЕМИЗМА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» В ВУЗАХ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30330 (дата обращения: 14.01.2025).