Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER IN THE FIELD OF PREPARATION OF CHILDREN FOR SCHOOL

Bicheva I.B. 1 Нanova T.G. 1 Kashina A.S. 2 Isaeva A.V. 3
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin
2 School №60, Nizhny Novgorod
3 Kindergarten № 72, Nizhny Novgorod
The article considers the problem of developing and forming professional competencies of teachers in solving the problems of continuity with the school and preparing children for successful school education. The scientific and theoretical analysis allowed the authors to identify the main problems of the study, their causes, to formulate indicators of the child's readiness for school education in the format of competencies (motivational, subject, universal). The results of the study of teachers of preparatory groups of preschool educational organizations of Nizhny Novgorod were presented, their difficulties in forming key competencies of graduates were revealed. When developing the structure of professional competencies of teachers in the field of preparing children for school, the authors took into account the provisions of a competent approach. This made it possible to propose and describe the following components: motivational-personal, communicative, cognitive-activity, reflexive. The process of developing professional competencies in the field of preparing children for school education is considered as managing the methodological support of teachers in a preschool educational organization and primary school on the basis of the use of active and interactive forms. The authors concluded on the influence of the level of formation of the proposed components of the teacher's professional competencies on the quality of preparation of children for school, which requires the development and testing of a comprehensive program to increase its level among teachers of preschool educational organizations and primary school.
preschool education
preparation for school
continuity
professional competence of a teacher in preparing children for school education
methodological support

Нормативно-правовые и социально-культурные изменения в дошкольном образовании актуализируют значимость непрерывного развития профессиональных компетенций педагогов с целью достижения необходимого качества развития и воспитания детей в различных образовательных областях [1–4]. Подготовка детей к школе – одно из важных направлений в деятельности педагога дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), предполагающее формирование основных показателей физической, эмоционально-волевой, личностной и социально-психологической, интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. В то же время в исследованиях отмечаются трудности выпускников ДОО при начале обучения в школе, во многом обусловленные применением неэффективных способов подготовки детей со стороны педагогов. Так, Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетовой, Т.А. Руновой показано, что «…при решении задач коммуникативной готовности проведение групповой работы с детьми на основе сотрудничества вызывает затруднения у воспитателей и учителей» [5, с. 89]. Также отмечаются приоритет интеллектуальной подготовки дошкольников (обучение письму, чтению, счету) и недостаточная развитость эмоционально-волевой сферы, отсутствие системы работы во взаимодействии с социумом, что свидетельствует о проблемах преемственности дошкольного и начального образования, неэффективности сотрудничества педагогов, родителей и учителей [6–8]. Вышеизложенное позволяет выявить противоречие между требованиями ФГОС ДО к развитию ключевых компетенций выпускников ДОО и недостаточным уровнем сформированности профессиональных компетенций педагогов в области подготовки детей к школе, поскольку не определены их структура и содержание.

Цель исследования: обоснование структуры и особенностей развития профессиональных компетенций педагога в области подготовки детей к школе.

Материал и методы исследования. При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы, экспериментальное изучение по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Основываясь на ожидаемых образовательных результатах, которые прописаны в Программе «От рождения до школы» [9, с. 3233], можно сформулировать показатели готовности выпускника ДОО в формате мотивационных, предметных, универсальных компетенций.

Мотивационные компетенции выражаются в проявлении инициативы, позитивного отношения к себе, миру, другим людям, труду, в уверенности в своих силах, ответственности за начатое дело, первичных представлениях о том, «что такое хорошо и что такое плохо», отношении к образованию как к ведущей жизненной ценности, стремлении к здоровому образу жизни.

Предметные компетенции характеризуются владением основными культурными способами деятельности, универсальными предпосылками учебной деятельности, основными движениями, устной речью, развитием предпосылок грамотности, крупной и мелкой моторики.

Универсальные компетенции включают сформированность когнитивных, коммуникативных и регуляторных способностей.

Сформированность когнитивных способностей характеризуется любознательностью ребенка, развитием воображения, умениями видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения, принимать собственное решение с опорой на свои знания и умения, самостоятельно выделять и формулировать цель, искать необходимую информацию, осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, доказывать, аргументировать свои идеи.

Развитие коммуникативных способностей выражается в умении общаться и взаимодействовать с партнерами (сверстниками, взрослыми), учитывая их позиции, обмениваться информацией, планируя и организовывая совместные виды деятельности (в том числе работая в одной команде), согласовывая свои действия с действиями других участников.

Развитие регуляторных способностей характеризуется умениями ребенка подчинять свои действия правилам и социальным нормам, ставить цель и планировать способы ее достижения, осуществлять прогнозирование, самоконтроль, адекватную оценку достигаемых результатов, их коррекцию.

Наиболее успешное развитие различных параметров указанных компетенций обеспечивается посредством современных образовательных технологий: развивающих, личностно-ориентированных, проблемных, проектных и др. Их применение в воспитательно-образовательном процессе вызывает у детей желание проявить самостоятельность, мотивационную, познавательную и творческую активность. Как справедливо отмечает Л.П. Ярулина: «Проектирование гибких педагогических технологий личностно-ориентированного, развивающего образования сообразно психофизиологическим особенностям воспитанников обеспечивает возможность динамики развития дошкольников с целью формирования ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения» [10, с. 385].

Высокая значимость формирования у выпускников ДОО необходимого уровня мотивационных, предметных, универсальных компетенций обусловливает изучение уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов в области подготовки детей к школьному обучению. С этой целью нами проведено исследование, в котором участвовали 27 педагогов подготовительных групп ДОО г. Нижнего Новгорода.

Полученные данные свидетельствуют, что все педагоги понимают важность комплексного решения задач по подготовке детей к школе при взаимодействии с родителями и учителями начальных классов. 78% педагогов отметили, что постоянно изучают те или иные вопросы, в которых раскрываются психолого-педагогические особенности старших дошкольников, методы и формы работы с детьми и родителями, требования к организации предметно-пространственной развивающей среды в группе. Однако лишь 24% педагогов используют для этого научные публикации, вебинары, представленные авторами современных образовательных программ дошкольного образования. Большинство педагогов просто знакомятся с опытом своих коллег, в том числе в сети Интернет. 64% педагогов указали, что используют в своей работе проектные и проблемно-игровые технологии, но им не всегда удается полностью реализовать алгоритм данных технологий.

В целом результаты исследования указывают на достаточный уровень знаний педагогов по показателям готовности детей к школе, стремление использовать активные методы и приемы обучения. В то же время было выявлено недостаточное владение современными технологиями реализации задач по подготовке детей к школьному обучению, соответствующими новой образовательной модели. Среди затруднений педагогов, снижающих качество подготовки детей к школе, отметим следующие:

– в развитии мотивационных компетенций: недостаточное умение использовать технологии, формирующие у детей ответственность за начатое дело, стремление довести работу до результата; непонимание способов, воспитывающих у детей отношение к образованию как к ведущей жизненной ценности;

– в развитии когнитивных способностей: фрагментарное использование методов проблемного и проектного обучения, отсутствие умения учитывать индивидуальный опыт ребенка, что приводит к низкому уровню сформированности у детей умения выдвигать гипотезы, ставить цель и определять эффективные способы решения проблемы, анализировать и делать правильные выводы, доказательно аргументировать свои идеи;

– в развитии коммуникативных способностей: затруднения в формировании у детей умения работать в одной команде, в развитии способности согласовывать свои действия и действия других участников;

– в развитии регуляторных способностей: низкий уровень владения методами развития у детей самоконтроля, адекватной оценки своих результатов.

Таким образом, в профессиональной деятельности педагогов в реализации задач по подготовке детей к школе сохраняются способы профессиональной деятельности, в большей степени соответствующие традиционной педагогической практике, что не отвечает требованиям современного дошкольного образования, развивающегося в режиме инновационного поиска на основе компетентностного подхода. Актуальность и востребованность данной проблемы очевидны, поскольку педагог несет персональную ответственность за непрерывный процесс развития ключевых компетенций выпускников при взаимодействии с родителями и учителями начальных классов. В данном контексте ответственность педагога проявляется в аналитических, проектировочных, прогностических и исполнительских способностях и соответствует принятым общественным ценностям, моральным нормам, правилам, традициям [11]. Поэтому важной представляется разработка структуры профессиональных компетенций педагога в области подготовки детей к школьному обучению. Учитывая положения компетентностного подхода, авторы предлагают следующие ее компоненты: мотивационно-личностный, коммуникативный, познавательно-деятельностный, рефлексивный.

Мотивационно-личностный компонент определят общекультурную и профессионально-творческую направленность педагога: готовность непрерывно саморазвиваться в вопросах подготовки детей к школьному обучению, проявлять активность, ответственность за результат профессиональной деятельности в области подготовки детей к школьному обучению, стремление использовать разные информационные источники для повышения уровня самообразования, разрабатывать собственный новаторский опыт.

Коммуникативный компонент способствует эффективности информационно-коммуникационной подготовки педагога: это владение средствами вербального и невербального общения, способность взаимодействовать с родителями, детьми, учителями начальных классов на основе профессиональных норм, проявлять выдержанность, тактичность, доброжелательность, уважение; умение вовлекать детей в совместные виды познавательной деятельности, приобщать родителей к сотрудничеству.

Познавательно-деятельностный компонент обусловливает информационно-методическую и технологическую подготовку педагога: знание психолого-педагогических закономерностей развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, современных образовательных программ дошкольного образования, технологий подготовки детей к школьному обучению, умение применять их на практике, проектировать и создавать ситуации развития (в том числе индивидуальные) для достижения каждым ребенком необходимых компетенций; организовывать предметно-пространственную развивающую среду для решения задач по подготовке детей к школе.

Рефлексивный компонент характеризуется способностью анализировать и объективно оценивать результаты профессионального развития/саморазвития по подготовке детей к школьному обучению, определять индивидуальные проблемы, способы их решения, проводить диагностику параметров готовности детей к школе и проектировать целевую помощь конкретному ребенку.

Сформированность представленных компонентов рассматривается как достижение педагогом уровня, который обеспечивает его определяющую роль в подготовке выпускников к школьному обучению. Их развитие и совершенствование в условиях конкретной ДОО предполагают целенаправленное методическое сопровождение педагогов с учетом положений компетентностного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов и принципов непрерывности, последовательности и систематичности; индивидуализации и дифференциации; активности и диалогичности. Задачами методического сопровождения педагогов в рамках проблемы формирования профессиональных компетенций в области подготовки детей к школьному обучению являются:

– обеспечить научно-теоретическую и практико-ориентированную подготовку педагогов к формированию у детей старшего дошкольного возраста компетенций, обеспечивающих успешный переход к школьному обучению;

– способствовать совершенствованию организационно-методических форм взаимодействия с учителями начальных классов по преемственности дошкольного и начального образования детей;

– способствовать овладению методами эффективного сотрудничества с родителями по подготовке детей к школьному обучению.

Процесс развития профессиональных компетенций в области подготовки детей к школьному обучению предполагает, во-первых, управление методическим сопровождением педагогов как в ДОО, так и в начальной школе. Это повышает роль руководителей с целью анализа, проектирования, организации и рефлексии профессиональной деятельности педагогов, установления сотрудничества с социальными, образовательными и научными организациями, создания условий для повышения творческого потенциала педагогов и внедрения педагогических инноваций [12]. Как подчеркивает И.Ф. Фильченкова, «…педагог будет инновационно активным, если управление инновационной деятельностью будет основываться на способах и технологиях образовательного менеджмента» [13]. Во-вторых, это обусловливает применение активных и интерактивных форм методического сопровождения (проблемных лекций, видеолекций, семинаров-практикумов, профессионально ориентированных ситуаций, полемики и др.) [14, 15], посредством которых обеспечиваются самостоятельность педагогов, учет их индивидуального опыта, повышается степень готовности к решению имеющихся проблем по развитию ключевых компетенций у выпускников. Кроме того, использование в процессе методического сопровождения данных форм будет являться средством овладения современными технологиями работы с дошкольниками, поскольку педагоги смогут на практике упражняться в их применении, осваивая особенности, специфику, а также алгоритм конкретной технологии. Отметим исследование Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетовой, Т.А. Руновой, в котором убедительно доказывается «целесообразность поэтапного введения идей сотрудничества в коммуникативное взаимодействие детской группы на учебных занятиях» [5, с. 89]. Освоение педагогами ДОО и учителями начальных классов содержания каждого этапа (диагностического, подготовительного, деятельностного, контрольно-оценочного) в процессе совместно организуемой методической деятельности позволит им освоить групповые формы работы с детьми, обеспечивая развитие коммуникативной готовности к обучению в школе.

Выводы. Достижение педагогами высокого уровня развития всех компонентов профессиональных компетенций педагога в области подготовки детей к обучению в школе оказывает непосредственное влияние на качество формирования ключевых компетенций выпускников ДОО, способствует эффективному взаимодействию с родителями и учителями, обеспечивает целенаправленность преемственных связей между ДОО и начальной школой.

Процесс развития и совершенствования профессиональных компетенций педагога в области подготовки детей к обучению в школе и организации преемственности между ДОО и начальной школой во взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности является важным направлением управления методической работой в ДОО.

Перспектива дальнейших исследований предполагает разработку и апробацию комплексной программы по повышению уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов и учителей в решении задач преемственности и подготовки детей к успешному школьному обучению.